Характеристика прав государственной и муниципальной собственности

Тема 16. Право государственной и муниципальной собственности

Характеристика прав государственной и муниципальной собственности
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 20Следующая ⇒

Общие положения о праве государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством имущественного фонда в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности и определена как собственность муниципальных образований.

К числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, рабочие, дачные и курортные поселки, села и деревенские поселения.

Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит.

Объекты права государственной и муниципальной собственности подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и находящиеся в свободном обращении. В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, которые стали оборотоспособными.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

В числе федеральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, можно назвать Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон “О недрах”, Водный кодекс РФ, Закон “О федеральных природных ресурсах” и ряд других.

Законодателями закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам.

Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения.

В соответствии с общей характеристикой права собственности собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц.

Следовательно, правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения.

Таким образом, правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями – имущество казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями. В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права. Во втором случае к осуществлению права собственности подключается дополнительное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности. Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, занимающих три полномочия РФ и её субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу.

Эти нормы образуют институт права государственной собственности. Право государственной собственности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов.

Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.

Особенности объектов права государственной собственности: их круг неограничен; в их круг входит имущество, составляющее исключительную собственность государства (которая используется только в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд, она не может находиться в частной собственности): недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа; объекты культурно – исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики, ядовитые и наркотические вещества и т.д. Имущество, находящееся в собственности государства, делиться на две части: закреплённое за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и не закрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну. В государственную казну входят: средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов РФ, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас и т.д. Объектом взыскания кредиторов по долгам государства может быть только имущество, не закрепленное за юридическими лицами. Таким объектом являются средства бюджета. Имущество государства подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ).

Муниципальная собственность, как и государственная, является публичной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной собственности. Это самостоятельная форма права собственности. Три полномочия собственника в данной форме права собственности осуществляется представительным органом с учетом мнения населения муниципального образования и в его интересах.

права государственной собственности

Право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану.

При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению.

Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором., являются объектом государственной собственности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

В науке гражданского права существовала точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства заключалось “в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью”, т.е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что государство, субъекты РФ как политические суверены не могут не воздействовать на установление границ содержания права собственности. Однако с установлением равенства защиты всех форм собственности и утратой государством некоторых преимуществ перед другими участниками гражданских правоотношений положение изменилось.

Вместе с тем следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственной собственностью находится не на должном уровне. В значительной степени регулирование имущественных отношений с участием государства осуществляется на основе публично-правовых норм, а не норм гражданского права.

Те же отношения, которые регулируются нормами ГК, подчас требуют более детальной регламентации. Например, отсутствие в ГК определения категории “государственные нужды” приводит к тому, что изъятые у собственника для государственных нужд земельные участки впоследствии оказываются в собственности частных юридических лиц. В Гражданском кодексе (ст.

1071) Статья 1071.

Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. также четко не определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет, в результате чего у потерпевших часто возникают трудности, связанные с возмещением им вреда.

права муниципальной собственности

Муниципальная собственность в отличие от частной призвана обеспечивать интересы большого количества людей: лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях собственности выступает (муниципальная собственность).

В ситуации, когда муниципальные образования, являющиеся субъектами права вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов. Правовое регулирование института муниципальной собственности в РФ: порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения осуществляется целым рядом нормативных актов.

В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы о муниципальной собственности, решены. В них приняты специальные законы о муниципальной собственности.

Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Во исполнение нормы Гражданского кодекса в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены такие специфические черты реализации права на муниципальную собственность, как:

– исключительное право представительных органов местного самоуправления устанавливать порядок управления и распоряжения, а также приватизации муниципальной собственности;

– обязательность поступления доходов от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме в местный бюджет;

– право органов местного самоуправления определять в соответствующих договорах или соглашениях условия использования передаваемых в пользование или приватизируемых объектов муниципальной собственности.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x69a2.html

Чем отличаюся право государственной и муниципальной собственности на землю?

Характеристика прав государственной и муниципальной собственности

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам.

Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам.

К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Собственность во владении органов муниципального управления

Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее.

Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие.

Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.

Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

  • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
  • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
  • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Критерии отличийГосударственная собственностьМуниципальная собственность
Субъект праваВсе граждане (народ) РФ, органы госвластиГраждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти
ОбъектыЛюбой вид имуществаЛюбой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства
Основания приобретения прав собственности
  • федеральные законы;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).
  • федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов РФ;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).

Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров

правМожет распоряжаться собственностью по своему усмотрению в согласии с законами РФПраво на распоряжение имуществом муниципальной собственности ограничено органами госвласти

В государственной и муниципальной собственности находится большое количество земельных участков, которые граждане могут использовать для личных целей. Государство и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы эти земли активно использовались. Если знать, как оформляется земля в частную собственность, то можно быстрее получить её в личное владение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/otlichiya-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti-na-zemlyu.html

28.Право государственной и муниципальной собственности

Характеристика прав государственной и муниципальной собственности

28.        Право государственной и муниципальной собственности.

Статья 214. Право государственной собственности

 1.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

 Статья 215. Право муниципальной собственности

 1.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов).

 Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

В состав государственной собственности входят:

1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);

2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);

3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления.

Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты:

1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуа-тационные предприятия;

2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;

3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; опто-во-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).

Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности – передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:

1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);

2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/28-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Гражданское право России

Характеристика прав государственной и муниципальной собственности

⇐ Особенности содержания права собственности различных субъектов гражданских прав

Многоплановый характер права государственной и муниципальной собственности отражен в российском законодательстве: о государственной собственности — в ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, подп. «д» ст. 71, подп. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 212 и 214 ГК РФ; о муниципальной — в ч. 2 ст. 8. ч. 2 ст. 9 Конституции РФ. ст. 212 и 215 ГК РФ.

В частности, согласно ст.

214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является: имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность); имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют соответствующие органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность включает в себя имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или иного муниципального образования.

Из изложенного вытекает, что в Российской Федерации государственная собственность выступает в виде федеральной собственности (собственности Российской Федерации) и муниципальной собственности (собственности административно-территориальных единиц). Муниципальная собственность подразделяется на подвиды сообразно административно-территориальному делению страны. Соответственно она дифференцируется на собственность областей, районов, сел (поселков) и др.

Субъектом права собственности Российской Федерации является сама Российская Федерация. Органом управления федеральной собственности является Правительство РФ.

Отдельные свои полномочия в этой сфере Правительство РФ делегирует соответствующим федеральным органам (министерствам, федеральным службам, агентствам).

Так, министерства как вышестоящие органы федеральных унитарных предприятий дают согласие на распоряжение некоторыми объектами, находящимися на вещных правах у унитарных предприятий.

Субъектами муниципальной собственности являются соответствующие административно-территориальные единицы. Их администрации, законодательные органы устанавливают правила владения, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности. Местные исполнительные, распорядительные органы и администрации осуществляют управление муниципальной собственностью.

Российская Федерация не вправе вмешиваться в осуществление правомочий собственника муниципальной собственности. Однако государство ведет единый контроль за осуществлением своих полномочий всеми государственными органами, соответственно, обеспечивает единство управления государственной собственности всех видов и единство государственной собственности как таковой.

Объектом государственной собственности может быть любое имущество. Государство обладает исключительными правами на отдельные виды имущества, определенные специальным Законом «Об объектах, находящихся только в собственности государства».

Так, исключительная собственность Российского государства распространяется на недра, воды, леса; военное и другое имущество; национальные эталоны единиц величин; объекты инженерной инфраструктуры общего пользования: тепло- и газоснабжение, водопроводно-канализационное хозяйство; транспорт общего пользования, метрополитен и др.

В состав государственной собственности входят также казна; иное имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами (ст. 215 ГК РФ).

Казна состоит из средств федерального бюджета, золотовалютного резерва, других объектов, находящихся только в собственности государства, и иного государственного имущества, закрепленного за государством в целом.

Муниципальная собственность состоит из казны административно-территориальных единиц и имущества, закрепленного за муниципальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за местными органами и юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно- территориальной единицы (п. 3 ст.

215 ГК РФ).

Перечень объектов государственной собственности не ограничен.

Но среди них выделяются объекты собственности государства, приватизация которых запрещена: недра, леса, водные ресурсы, объекты континентального шельфа, объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению госзнаков, железные дороги, атомные станции и предприятия и другое имущество (п. 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.).

Данное имущество запрещается обращать в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Вместе с тем, земля и другие природные ресурсы являются государственной собственностью в той мере, в какой они не находятся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Имущество, не относящееся к исключительной собственности государства, законодательно не определено. Им может быть в принципе любое имущество.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК РФ). До принятия такого закона следует руководствоваться постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.

Здесь определены прежде всего объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности. Они не могут быть переданы в собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность.

В основном они совпадают с объектами, включенными в перечень объектов федеральной собственности, приватизация которых запрещена, т.е. в разд. 2.1 Программы приватизации (о них говорилось выше).

Любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к федеральной собственности и муниципальной собственности, может принадлежать субъектам Федерации.

Муниципальная собственность, как уже говорилось, — это средства муниципальной казны, имущество муниципальных учреждений и предприятий, земельные участки, не приватизированный жилищный и нежилой фонды, объекты инженерной инфраструктуры городов и др.

Предприятия относятся к объектам муниципальной собственности, указанным в постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. Согласно Программе приватизации большинство из них подлежат обязательной приватизации (например, предприятия торговли — как оптовой, так и розничной).

Часть государственного и муниципального имущества закреплена за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, которые приобретают на него производное вещное право (право хозяйственного ведения, право оперативного управления) как юридические лица.

Другая, не распределенная таким образом часть, составляет государственную или муниципальную казну (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Функции государственной и муниципальной собственности в сфере владения, пользования и распоряжения реализуют от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований органы государственной власти и органы местного самоуправления. Границы реализации этих прав устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

К основаниям возникновения права государственной и муниципальной собственности относятся первоначальные и производственные, специфическая — поступления в виде налогов и иных обязательных платежей (например, в виде отчислении в государственные внебюджетные фонды).

Государственная казна пополняется и за счет принудительного безвозмездного изъятия имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение (ст.

243 ГК РФ) и реквизиции (принудительного изъятия имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемого при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).

Источник: https://isfic.info/civile/rasva39.htm

Вопрос 76. Право государственной и муниципальной собственности: субъекты, объекты, порядок осуществления

Характеристика прав государственной и муниципальной собственности

Право государственной собственности— это совокуп­ность норм, устанавливающих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим обществу в лице государства.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).

Субъекты государственной собственности: Россий­ской Федерации, республики, края, области, города феде­рального значения, автономные области, автономные округа (субъекты РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на правах опе­ративного управления и хозяйственного ведения.

Следует отметить, что государственной казной России, казной республики в составе РФ, казной края, области, го­рода федерального значения, автономной области, автоном­ного округа служат не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями средства соответствующе­го бюджета и иное государственное имущество.

К федеральной собственности относятся:

1. объекты, составляющие основу национального богат­ства страны:

· ресурсы континентального шельфа, территориаль­ных вод и морской экономической зоны России;

· охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе био­сферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

2. объекты историко-культурного и природного насле­дия и художественные ценности, учреждения куль­туры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

3. объекты, необходимые для обеспечения функциони­рования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

· государственная казна (средства республиканского бюджета, Пенсионного фонда, фонда социального страхования и других внебюджетных фондов, Цент­рального банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды);

· имущество вооруженных сил, железнодорожных, по­граничных и внутренних войск, органов безопаснос­ти, внутренних дел и других учреждений;

· высшие учебные заведения, научно-исследователь­ские учреждения, предприятия и другие объекты Рос­сийской академии наук, отраслевые академии наук;

· предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей при­родной среды и природных ресурсов;

· предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологи­ческой и ветеринарной службы, службы защиты ра­стений; предприятия патентной службы, стандарти­зации и метрологии;, машиноиспытательные станции и полигоны;

· государственные запасы и мобилизационные резер­вы, а также предприятия, обеспечивающие их сохра­нение;

4. объекты оборонного производства:

· все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, ракетные носители, космические и летательные ап­параты, военное снаряжение, обслуживающие пред­приятия и объекты;

· защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления;

5. объекты связи и инженерной инфраструктуры, пред­назначенные для использования в особый период;

6. объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятель­ность народного хозяйства России в целом и разви­тие других отраслей народного хозяйства:

· предприятия добывающей промышленности, за ис­ключением добычи местного сырья;

· предприятия топливно-энергетического комплекса;

· предприятия и объекты отраслей железнодорожно­го, воздушного и трубопроводного транспорта, реч­ного и морского флота, предприятия газификации;

· предприятия и объекты электроэнергетики;

· федеральные автомобильные дороги общего пользо­вания и обслуживающие их организации;

· предприятия связи, телевизионные и радиопередаю­щие средства;

· государственные племенные и конные заводы и совхо­зы, селекционно-гибридные центры, государствен­ные семенные инспекции и лаборатории, сортоиспы­тательные станции, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных рыб;

7. прочие объекты:

· предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препара­тов;

· предприятия и организации по производству спирто­вой и ликеро-водочной продукции.

Муниципальная собственность — это имущество, кото­рое принадлежит на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образо­ваниям.

От имени муниципального образования как собствен­ника муниципального имущества выступают органы местного самоуправления. Осуществление правомо­чий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается.

Имущество, находящееся в муниципальной собственно­сти, закрепляется за муниципальными предприятиями и уч­реждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Муниципальная казна соответствующего городского, сельского поселений или другого муниципального образова­ний — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприя­тиями и учреждениями:

Имущество, которое переходит из государственной собственности в муниципальную:

· жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации;

· жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строитель­ные предприятия, обслуживающие объекты, перечис­ленные в данном приложении;

· объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предпри­ятий), городского пассажирского транспорта (вклю­чая метрополитен), внешнего благоустройства, а так­же предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объ­ектов;

· другие объекты, находящиеся в оперативном управ­лении органов местной администрации;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения;

· оптово-складские мощности, предприятия и подраз­деления производственно-технической комплекта­ции, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

· учреждения и объекты здравоохранения (кроме об­ластных больниц и диспансеров), народного образо­вания (кроме спецшкол для детей, страдающих хро­ническими заболеваниями), культуры и спорта;

· предприятия и объекты общественного питания, уч­реждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министер­ства сельского хозяйства РФ;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения, находя­щиеся в ведении министерств, ведомств, государ­ственных предприятий (кроме закрытой сети).

Все муниципальное имущество регистрируется в установ­ленном законом порядке в реестре муниципальной собствен­ности.

Источник: https://studopedia.ru/2_39555_vopros--pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti-sub-ekti-ob-ekti-poryadok-osushchestvleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.