Уровень эксплуатационного состояния автомобильных дорог

Общие положения. Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог

Уровень эксплуатационного состояния автомобильных дорог

Глава 3. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог

Общие положения. Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог

Автомобильные дороги общего пользования представляют собой комплекс инженерных дорожных сооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного, непрерывного, комфортного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями.

Автомобильные дороги должны быть обустроены объектами сервиса и оборудованы средствами технического регулирования и обеспечения безопасности движения согласно требованиям действующих стандартов, норм и правил.

Дорожные сооружения, входящие в состав автомобильной дороги, — это ее основные конструктивные элементы: земляное полотно и дорожная одежда, искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, трубы, тоннели и др.

), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.

), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и автопавильоны для пассажиров, площадки отдыха, специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.).

Элементы дороги, ее состояние и свойства имеют большое количество параметров, характеристик и показателей.

Параметр — это величина, характеризующая какое-либо основное свойство дороги, процесса. Например, ширина проезжей части, радиус кривой в плане и т. д. Характеристика — понятие, близкое к понятию параметра. Означает описание характерных, отличительных качеств предмета или явления. Например, шероховатость дорожного покрытия.

Показатель — величина или оценка, по которой можно сравнивать и судить о количественных или качественных достоинствах предмета или явления. Критерий — количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру оцениваемого параметра или характеристики при выборе принимаемого решения.

Другими словами, это мерило оценки или суждения.

Показателями технического уровня и эксплуатационного состояния могут быть абсолютные значения параметров и характеристик дорог или коэффициенты, т.е. относительные величины.

В абсолютной форме эти показатели хорошо раскрывают физическую сущность оцениваемых параметров, но затрудняют сравнительную оценку.

В относительной форме сразу можно сделать вывод о соответствии того или иного параметра установленным требованиям.

Различают технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги, транспортно-эксплуатационное состояние и транспортно-эксплутационные показатели дороги, а также технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта на данной дороге.

Технические и технико-эксплуатационные качества или характеристики автомобильной дороги (ТЭК АД и ТЭХ АД) — это характеристики надeжности и работоспособности дороги как искусственного сооружения и его технического состояния в процессе эксплуатации.

К ним относятся прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна, показатели наличия инженерного оборудования и обустройства (знаков, ограждений, автобусных остановок, автозаправочных станций, мотелей) и т. д.

В относительной форме технические параметры и характеристики оценивают системой относительных коэффициентов — показатели прочности, ровности, сцепных качеств и т. д.

Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД) — это комплекс фактических параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих еe потребительские свойства.

Транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги (ТЭП АД) — это показатели свойств дороги как транспортного сооружения и еe потребительских свойств, то есть тех свойств, которыми должна обладать дорога, чтобы удовлетворять запросы пользователей, потребителей дорожных услуг.

К транспортно-эксплуатационным показателям относят: обеспеченную дорогой скорость, удобство и безопасность движения, пропускную способность и уровень загрузки дороги движением, допустимую осевую нагрузку и общую массу автомобилей, эргономические, эстетические и экологические свойства дороги и др.

Главным транспортно-эксплуатационным показателем является обеспеченная дорогой скорость движения, которая может быть оценена коэффициентом обеспеченности расчeтной скорости.

Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчeтной скорости — отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке ( ), к расчeтной скорости для данной категории дороги и рельефа местности ( ):

. (3.1)

В благоприятных условиях погоды (отсутствие дождя, снегопада, метели, гололеда, сильного ветра, пыльной бури, тумана) дорога должна обеспечивать величину Крс.э ³ 1.

В неблагоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой скорости, но не более чем на 25 % в осенне-весеннее и зимнее время (Крс.

э ³ 0,75) и, как исключение, не более чем на 50 % во время сильных дождей, туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, а также гололеда, метели и сильных снегопадов (Крс.э ³ 0,75).

Коэффициент обеспеченности расчетной скорости — отношение ( ) к базовой расчетной скорости ( )

(3.2)

За базовую расчeтную скорость принята скорость = 120 км/ч.

Тогда .

В практических расчетах рекомендуется пользоваться коэффициентом обеспеченности расчeтной скорости. Соотношение указанных коэффициентов определяют по формулам:

(3.3)

(3.4)

Потребительские свойства дороги — совокупность еe транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду.

К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешeнными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность, эстетические и другие свойства.

Транспортно-эксплуатационные показатели дороги зависят, в первую очередь, от еe технических и технико-эксплуатационных характеристик.

Транспортно-эксплуатационные показатели и потребительские свойства дорог не являются стабильными. Они изменяются в годовом и более длительном периоде. Характер сезонного внутригодового изменения зависит в основном от климатических условий.

В более длительном периоде, в процессе службы дороги эксплуатационные показатели изменяются в зависимости от состояния дороги, прочности покрытия и слоeв одежды, водно-теплового режима дороги.

Все эксплуатационные показатели в процессе эксплуатации ухудшаются, если своевременно не принимать мер по содержанию и ремонту дороги.

Технико-экономические показатели дороги — это технико-экономические показатели совместной работы автомобильного транспорта и данной дороги. К ним относят: среднюю скорость транспортного потока, производительность автомобилей, расход топлива и износ шин, себестоимость перевозок, количество дорожно-транспортных происшествий на дороге и т. д.

Технико-экономические показатели зависят от транспортно-эксплуатационных показателей дороги и от технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей.

Таким образом, технико-экономические показатели дороги, по существу, характеризуют эффективность функционирования системы «дорожные условия — транспортные потоки».

Исходя из этого применение средней скорости транспортного потока в качестве транспортно-эксплуатационного показателя дороги можно считать условным, поскольку интенсивность и состав транспортного потока могут оказывать на среднюю скорость большее влияние, чем собственно качества дороги. Показатель обеспеченной скорости очищен от этого влияния. В дорожных экономических расчетах технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта на данной дороге принимают за технико-экономические показатели дороги.

Важное значение имеют показатели оснащeнности дорог сооружениями автосервиса для обслуживания проезжающих и предоставления им необходимых удобств (наличие и степень совершенства мотелей, гостиниц, кемпингов, площадок отдыха, пунктов питания и медицинского обслуживания, СТО, АЗС и других зданий и сооружений для обслуживания движения).

В последнее время предложен ряд показателей для оценки эргономических качеств дороги (психофизиологическое восприятие дороги водителем, уровень шума и вибрации, отражающая способность покрытий, эстетичность), а также для оценки экологических качеств дороги (уровень загрязнения придорожного пространства выбросами отработанных газов, запыленность и засоление почвы и грунтовых вод и др.).

Любая автомобильная дорога нужна не сама по себе, она нужна пользователям дорог, потребителям дорожных услуг, к которым относятся как физические лица (водители, владельцы автомобилей, пассажиры), так и юридические лица (автотранспортные и производственные организации и предприятия, учреждения обслуживания, социально-культурной и других сфер). Все они в той или иной мере оплачивают дорожные услуги, и их интересы обслуживает дорожная сеть.

Состояние дорог может оцениваться по различным показателям, различными методами и приборами.

Главное, чтобы эта оценка была направлена на учет интересов пользователей дорог, потребителей дорожных услуг, чтобы по результатам этой оценки были назначены и реализованы мероприятия по сохранению и повышению транспортно-эксплуатационного состояния дорог, позволяющие снизить транспортные расходы пользователей, сократить время на поездки и перевозку грузов, повысить безопасность и удобство движения.

Источник: https://studopedia.ru/12_103675_obshchie-polozheniya-osnovnie-pokazateli-otsenki-transportno-ekspluatatsionnogo-sostoyaniya-dorog.html

Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния дорог

Уровень эксплуатационного состояния автомобильных дорог

⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒

Автомобильная дорога состоит из многих элементов и обустройств различного назначения и характери­зуется большим числом параметров, поэтому для оценки ее качества и состояния применяют широкую номенклатуру простых, групповых и комплексных показателей. В абсо­лютной форме эти показатели в большей степени раскрывают физи­ческую сущность оцениваемых пара­метров, но затрудняют сравнитель­ную оценку. В относительной форме сразу дается вывод о соответствии того или иного параметра установ­ленным требованиям.

Качество автомобильной дороги обеспечивается ее техническим уров­нем (ТУ), эксплуатационным состо­янием (ЭС), инженерным оборудо­ванием и обустройством (ИО), уров­нем содержания (УС).

Показатели технического уровня (ПТУ) зависят от постоянных пара­метров дороги, которые определены на стадии проектирования и редко изменяются в процессе эксплуата­ции.

Показатели эксплуатационного состояния дороги (ПЭС), наоборот, непрерывно изменяются в процессе эксплуатации, так как зависят от переменных параметров и характе­ристик дороги, которые изменяются под действием движущихся транспортных средств, природно-клима­тических факторов и мероприятий по ремонту и содержанию дороги.

Во многих случаях к показателям эксплуатационного состояния доро­ги относят только показатели состо­яния дорожной одежды и покрытия проезжей части: прочность, ров­ность, шероховатость, коэффициент сцепления, износ. Их необходимо дополнить показателями факти­чески используемой для движения ширины и состояния проезжей час­ти, краевых укрепленных полос и обочин, сопротивлением качению и др.

Важной характеристикой качества дороги служит ее оснащенность ин­женерным оборудованием и обуст­ройством, к которым относят техни­ческие средства организации движе­ния (ограждения, разметку, знаки, освещение), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, за­боры, галереи, противолавинные и другие сооружения), здания и соору­жения автосервиса и автотранспорт­ной службы (мотели, кемпинги, пло­щадки отдыха, пункты питания, АЗС, СТО, автобусные остановки, автовокзалы).

Предложен ряд показателей для оценки эргономических качеств до­роги (психофизиологическое воспри­ятие дороги водителем, уровень шу­ма и вибрации, отражающая способ­ность покрытий, эстетичность), эко­логических качеств дороги (загряз­ненность придорожного пространст­ва, запыляемость и засоление почвы и грунтовых вод и др.).

Обобщенной характеристикой служит понятие транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД), которое включает технический уровень, эксплуатационное состояние и инженерное оборудование и обустройство:

ТЭС АД = ТУ + ЭС + ИО. (6.1)

Соответственно и показате­ли транспортно-эксплуатационного состояния дороги включают показа­тели технического уровня (ПТУ), эксплуатационного состояния (ПЭС) и инженерного оборудования и обустройства (ПИО):

ПТЭС АД = ПТУ + ПЭС.+ ПИО. (6.2)

Оценка транспортно-эксплуатаци­онного состояния имеет большое значение для дорожных организаций при решении задач ремонта и содер­жания дороги. Однако с позиций водителей, пассажиров, владельцев автомобилей и автотранспортных предприятий важнее оценка потре­бительских свойств дороги, которые обеспечиваются ее транспортно-эксплуатационным состоянием и со­держанием.

Потребительские свойства доро­ги – ее транспортно-эксплуатационные качества которые оценива­ются транспортно-эксплуатацион-ными показателями (ТЭП АД): обеспеченная скорость и пропускная способность непрерывность, удоб­ство и безопасность движения, допустимая осевая нагрузка и грузо­подъемность (или общая масса) автомобилей и автомобильных поездов.

От транспортно-эксплуатационных качеств дороги зависят техни­ко-экономические показатели работы автомобильного транспорта на данной дороге (ТЭП АТ): средняя скорость транспортного потока, производительность автомобилей, себестоимость перевозок, расход топлива и др.

Таким образом, ТЭП АТ характеризуют эффективность функционирования системы дорож­ные условия – транспортные потоки.

Исходя из этого, применение средней скорости транспортного потока в качестве транспортно-эксплуатационного показателя дороги можно считать условным, поскольку интен­сивность и состав транспортного по­тока могут оказывать на среднюю скорость большее влияние, чем собственно качества дороги. Пока­затель обеспеченной скорости очи­щен от этого влияния.

В расчетах и сопоставлениях тех­нико-экономические показатели ра­боты автомобильного транспорта на данной дороге принимают и за технико-экономические показатели самой дороги. В этих расчетах сред­няя скорость транспортного потока является важнейшей характеристи­кой системы «дорожные условия – транспортные потоки».

В практической деятельности для оценки технического уровня и экс­плуатационного состояния дорог используют систему следующихосновных показателей ТЭП АД.

Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости – отношение фактической макси­мальной скорости одиночного авто­мобиля на каждом участке vф max к расчетной скорости для дороги данной категории и рельефа мест­ности , принятой в соответствии со СНиП 2.05.02-85,

(6.3)

В благоприятных условиях (от­сутствие дождя, снегопада, метели, гололеда, сильного ветра, пыльной бури, тумана) дорога должна обес­печивать значение Кр сэ ≥ 1.

В небла­гоприятных погодно-климатических условиях допускается снижение обеспечиваемой скорости, но не бо­лее чем на 25% в осенне-весенний и зимний периоды (Кр сэ 0,75) и, как исключение, не более чем на 50% во время сильных дождей, туманов, пыльных бурь, штормовых ветров, гололеда, метелей и сильных снего­падов (Кр сэ 0,5).

Учитывая разнообразие расчет­ных скоростей для дорог различных категорий, для оценки качества и состояния дорог принимают одну базовую расчетную скорость = 120 км/ч. Тогда коэффициент обеспеченности базовой расчетной скорости, или просто коэффициент обеспеченности расчетной скорости,

(6.4)

Такой метод позволяет оценивать и сравнивать качество всех дорог по единому показателю. В этом слу­чае эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости

(6.5)

или

Пропускную способность и уровень загрузки движением проверяют на дорогах и их участках с фактической интенсивностью в физических еди­ницах более 4 тыс. авт./сут при сос­тоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов. На дорогах и участках с меньшей интен­сивностью движения указанные по­казатели не проверяют.

Пропускная способность автомо­бильной дороги – максимальное чис­ло автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги в единицу времени.

Уровень загрузки дороги движе­нием – отношение фактической ин­тенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю N (авт./ч), к пропускной способности Р (авт./ч)

Z = N/P. (6.6)

Уровень загрузки не должен пре­вышать следующих значений:

Z, не более

Подъезды к аэропортам, желез-­

нодорожным станциям, мор-­

ским и речным причалам и пристаням . . . . . . . . 0.5

Внегородские автомобильные

магистрали . . . . . . . . . . . . . . . 0.6

Входы в города, обходы и коль-­

цевые дороги вокруг больших городов . . . . . . . 0,65

Автомобильные дороги II и III категорий . . . . . . . 0,7

Автомобильные дороги IV ка­тегории . . . . . . . 0,75

В неблагоприятные периоды года допускается увеличение уровня заг­рузки, но не более чем на 15%.

Показатели безопасности движения – коэффициенты происшествий И, аварийности Ка и безопасности Кб

Для участка дороги коэффициент происшествий ДТП (1 млн авт.-км)

(6.7)

где А – число происшествий в год; L – длина участка, км; N – среднегодовая суточная интенсивность движения (при­нимают по данным учета движения), авт./сут; п – число лет, за которые прои­зошло А происшествий.

Участки и места концентраций ДТП по опасности для движения оценивают исходя из коэффициен­тов происшествий:

И 1,2
Характеристика участка неопасный малоопасный опасный очень опасный

Итоговый коэффициент аварий­ности для каждого периода года оп­ределяют как произведение частных коэффициентов, учитывающих влия­ние отдельных элементов плана, профиля, характеристик покрытия, интенсивности движения и т.д.,

Ка = К1К2…К18. (6.8)

Степень опасности движения по коэффициентам аварийности опре­деляют в зависимости от итогового коэффициента аварийности в каж­дый период года (в равнинной и холмистой местности):

Ка 0-10 10-20 20-40 >40
Характеристика участка неопасный малоопасный опасный очень опасный

В горной местности на дорогах, проложенных перевальным ходом, и на дорогах, где на большой протя­женности имеются продольные ук­лоны более 50°/оо и кривые в плане радиусом менее 300 м, степень опас­ности определяют по соотношению значения сезонного итогового коэф­фициента аварийности на смежных участках:

Разница между зна­чениями сезонно­го Ка на смежных участках, % до 20 20-40 40-100 >100
Характеристика участка неопасный малоопасный опасный очень опасный

Коэффициент безопасности для каждого периода года определяют как отношение максимальной ско­рости на участке к максималь­ной скорости въезда автомобилей на этот участок или как отноше­ние эксплуатационных коэффициен­тов обеспеченности расчетной ско­рости на участке и на въезде

(6.9)

или

По опасности для движения участ­ки оценивают исходя из значений коэффициента безопасности:

Кб >0,8 0,6-0,8 0,4-0,6 0,4
Характеристика участка неопасный малоопасный опасный очень опасный

Показатель прочности дорожной одежды – коэффициент запаса проч­ности, т.е. отношение фактического модуля упругости дорожной одежды Еф к требуемому модулю упру­гости по интенсивности и составу движения на период оценки Етр,

(6.10)

Коэффициент запаса прочности

(6.11)

,

где [λ] – допустимый относительный прогиб дорожной одежды; λ – факти­ческий прогиб.

Коэффициент запаса прочности следует отличать от коэффициента прочности, который вычисляют из отношения фактического модуля уп­ругости дорожной одежды на пери­од оценки к требуемому модулю упругости по интенсивности и соста­ву потока на перспективный расчет­ный год, предусмотренный в проек­те Етр пр,

Кпр = Еф/ Етр пр. (6.12)

Для капитальных дорожных одежд нежесткого типа, работаю­щих в стадии только упругих дефор­маций, дополнительно определяют коэффициенты прочности по сдвигу в подстилающем грунте и в слоях из слабосвязных материалов Ксдв и коэффициент прочности на растяже­ние при изгибе монолитных слоев дорожной одежды Ки:

(6.13)

(6.14)

где [р] – давление на покрытие, при котором достигается местное предель­ное равновесие по сдвигу в подстилаю­щем одежду грунте либо в слабосвязном материале промежуточного слоя дорож­ной одежды, МПа; р – давление на по­верхность покрытия от расчетной нагрузки, МПа; – допустимое растя­гивающее напряжение при изгибе с уче­том усталости, МПа; σr – наиболее рас­тягивающее напряжение в покрытии ли­бо в промежуточном слое одежды, МПа.

Для одежд с цементобетонными покрытиями и основаниями коэффи­циент прочности Кц представляет со­бой отношение нагрузки, допусти­мой для данной конструкции [Q] (с учетом температурных напряжений и усталостных явлений), к нагрузке на колесо наиболее тяжелого транс­портного средства Q,

(6.15)

Показатель ровности дорожных покрытий, или коэффициент ровнос­ти – отношение предельно допусти­мой ровности [Sн] для дороги дан­ной категории, типа покрытия и интенсивности движения к факти­ческой ровности

(6.16)

Показатель сцепных качеств, или коэффициент относительного сцеп­ления колес с покрытием (коэф­фициент скользкости) – отношение фактического коэффициента сцепле­ния φф к допустимому [φн]

(6.17)

Показатель дефектности покры­тий определяет деформативные и прочностные свойства, которые можно характеризовать наличием разрушений и деформаций на едини­це площади. Дефект – это каждое от­дельное несоответствие дороги уста­новленным требованиям. Метод вы­числения показателя дефектности основан на относительной оценке числа и весомости дефектов, учиты­ваемых коэффициентом

(6.18)

где т – суммарное число дефектов в выборке; di – число дефектов данного ви­да в выборке; bi – коэффициент весомос­ти дефекта данного вида, %; п – объем выборки.

По Кд можно вычислить комп­лексный показатель уровня качества объекта

(6.19)

где Кд. б – значение базового уровня де­фектности объекта.

Метод дефектов нашел примене­ние для оценки качества покрытия, земляного полотна, мостов, экс­плуатационного содержания дорог. Эксплуатационные показатели из­меняются в годовом и более дли­тельном периоде.

Характер сезонно­го внутригодового изменения зави­сит в основном от климатических условий.

В более длительном перио­де в процессе службы дороги эксплу­атационные показатели зависят от режимов дорожного движения, прочности покрытия и слоев одеж­ды, водно-теплового режима дороги (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Закономерности изменения транспортно-эксплуатационных показателей дорог во времени

⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 3002 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/1-60436.html

Показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений

Уровень эксплуатационного состояния автомобильных дорог

1.1.1.

Автомобильные дороги общего пользования предназначены для непрерывного в течение года движения автомобилей и автопоездов с нормативными нагрузками и общей массой, установленными для транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, и скоростями, верхние пределы которых регламентированы Правилами дорожного движения Российской Федерации. На дорогах и участках дорог, для которых величина расчетной скорости ниже разрешенной Правилами дорожного движения, обеспеченная скорость принимается не менее приведенных в таблице 1.1 значений.

Таблица 1.1

Условия погоды и рельеф местностиДопустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения вне населенных пунктов, км/ч, для категорий дорог
1Б и IIIIIIVV
При благоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги11090908060
б) на трудных участках горной местности6060504030
При неблагоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги9080756045
б) на трудных участках горной местности4545403020
При особо неблагоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги6050504030
б) на трудных участках горной местности3030252020

1.1.2. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД) это — комплекс параметров и характеристик дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства.

К основным транспортно-эксплуатационным показателям дороги относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки дороги движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность.

1.1.3. Пропускная способность и уровень загрузки дороги движением определяются на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут. в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью указанные показатели не проверяют.

1.1.4. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормативной величине, установленной для дороги данной категории. Величина отношения 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.

1.1.5. На автомобильных дорогах общего пользования не следует допускать заторы по дорожным условиям, а максимальную интенсивность движения в часы пик выше 0,7 от пропускной способности на дорогах I и II категорий. На остальных дорогах она допускается в 1,5-2 раза менее верхнего предела интенсивности движения, установленного для данной категории дороги.

1.1.6. Рекомендуемая величина загрузки дорог движением Z приведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Характеристика участков дорогиЗначение Z , не более
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням (дороги категории I А, I Б и II )0,5
Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории I А)0,6
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категории I Б, II и III )0,65
Автомобильные дороги II — III категорий0,7

Примечание . В неблагоприятные периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более, чем на 15%.

1.1.7. Для выполнения положений п. 1.1.1 необходимо, чтобы:

— ширина полосы движения, ширина проезжей части дорог и габариты ездового полотна мостов и путепроводов позволяла размещение в их поперечном сечении движущихся автомобилей и зазоров безопасности между попутными (для дорог I категории) и встречными (для дорог II-IV категорий) автомобилями, а также зазоров безопасности между кромкой проезжей части и колесом автомобилей, движущихся с установленными скоростями; при необходимости следует выполняться уширение проезжей части, особенно на кривых малого радиуса в плане на величину смещения траектории движения задних колес автопоездов;

— габариты приближения мостовых и других искусственных сооружений соответствовали категории дороги, на которой они расположены с учетом полос движения и полос безопасности согласно требованиям документов.

Высота расположения низа пролетных строений мостов, путепроводов, и других сооружений, а также высота расположения трубопроводов и других коммуникаций над поверхностью проезжей части дорог, проходящих под указанными сооружениями и коммуникациями составляла не менее 4,5 м на дорогах IV и V категории и не менее 5,0 м на дорогах I-III категорий.

1.1.8. Не следует допускать необоснованные ограничения и задержки движения по дорожным условиям. К допустимым относятся ограничения движения:

— в период весенней распутицы при недостаточной прочности дорожных одежд (на период до 45 суток в зависимости от местных условий);

— на период до усиления сооружений мостов при их недостаточной несущей способности.

Обоснованными являются задержки движения:

— в период выполнения ремонтных работ в пределах проезжей части дороги;

— в период устранения последствий дорожно-транспортных происшествий;

— в зимний период во время метелей и интенсивных снегопадов с образованием гололедных явлений.

1.1.9. Пользователям дорог необходимо предоставлять информацию о задержках и ограничениях движения. Все работы по ремонту и содержанию дорог следует выполнять с минимальными помехами для движения автомобилей.

1.1.10. Перерывы движения допускаются:

— во время чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, дорожно-транспортные происшествия, военные действия и т.д.) и в период устранения их последствий;

— в весенний период на время паводков и зимой во время сильных снежных метелей и снегопадов;

— в периоды и на сроки, установленные проектной документацией на реконструкцию или ремонт дороги, утвержденной в установленном порядке.

Органы Государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании с государственной службой дорожного хозяйства и Госавтоинспекцией в периоды особо неблагоприятных погодных условий могут устраивать перерывы движения на территориальных дорогах с интенсивностью движения до 100 авт/сут с заблаговременным оповещением об этом пользователей автомобильных дорог через средства массовой информации.

1.1.11.

Степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года.

В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать соответствие показателей безопасности движения показателям для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года (табл. 1.3), но не ниже показателей для малоопасных участков.

При превышении указанных показателей производится детальная оценка безопасности движения с выявлением мест концентрации ДТП и разработкой мероприятий по повышению безопасности движения средствами ремонта и содержания дорог.

Таблица 1.3

Показатели безопасности движенияВеличины показателей по степени опасности участков дорог
неопасныймало опасныйопасныйочень опасный
Коэффициент безопасностиболее 0,80,6-0,80,4-0,65 мм. п.м./ на 1000 м21020304040
Наличие необработанных мест выпотевания битума, м2 на 1000 м2 покрытия710152025
Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не болеенет35810
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО
Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе (в весенний период):
а) укрепленных:
-площадь, м2/1000 м2 покрытиядо 0,3(1,5)1.0(3,0)1,5(3,5)2,0(6,0)2,5(7,0)
— глубиной, смдо 3до 3до 4до 4до 4
б) неукрепленных:
— площадь. м2/1000 м2 покрытия5,07,010,012,015,0
— глубиной, смдо 3до 3до 4до 4до 4

Примечание . В скобках даны значения для весеннего периода.

1.2.16. На поверхности неукрепленных обочин и разделительной полосы нельзя допускать наличия древесно-кустарниковой растительности и травяного покрова более 15 см.

Источник: https://scheben-spectehnika.ru/pokazateli-transportno-ekspluatacionnogo-sostoyaniya-avtomobilnyx-dorog-i-dorozhnyx-sooruzhenij/

Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог

Уровень эксплуатационного состояния автомобильных дорог

Качество автомобильной дороги обеспечивается ее: техническим уровнем (категория дороги), эксплуатационным состоянием, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания.

Технический уровень дороги редко меняется в процессе эксплуатации.

Эксплуатационное состояние наоборот непрерывно изменяется под воздействием движущихся транспортных средств, природно-климатических факторов и мероприятий по ремонту и содержанию дороги; во многих случаях к показателям эксплуатационного состояния дороги относят только показатели состояния дорожной одежды и покрытия проезжей части: прочность, ровность, шероховатость, коэффициент сцепления, износ.

В практической деятельности для оценки технического уровня и эксплуатационного состояния дороги используют систему следующих основных показателей:

1. Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости:

, (6.1)

где ф.mаx фактическая максимальная скорость одиночного автомобиля; р – расчетная скорость для дороги данной категории и рельефа местности (в соответствии со СНиП 2.05.02.-85).

В благоприятных условиях (отсутствие дождя, снегопада, метели, гололеда, сильного ветра, пыльной бури, тумана) дорога должна обеспечивать Кр.с.э≥1.

В неблагоприятных погодно-климатических условиях в осенне-весенний период Kp.с.э≥ 0,75 и как исключение (в дождь, снегопад, метель, гололед и т.д.) Kp.с.э≥ 0,5

2. Пропускная способность и уровень загрузки дороги движением.

Пропускная способность автомобильной дороги Р – максимальное число автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги в единицу времени (обычно i час).

Уровень загрузки дороги движением – отношение фактической интенсивности движения N к пропускной способности Р, т.е. Z = N/P (6.2)

Z не должен превышать следующих значений: подъезды к аэропортам, ж/д станциям, морским и речным причалам, пристаням – 0,5; внегородские автомобильные магистрали – 0,6; входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов – 0,7; автомобильные дороги II и III категорий – 0,7; IV категорий – 0,75.

3. Показатели безопасности движения – коэффициенты происшествий, аварийности и безопасности

3.1. Коэффициенты количество ДТП (1 млн.авт.км)

, (6.3)

где А – число происшествий за n лет; L- длина участка, км; N- среднегодовая суточная интенсивность движения (принимают по данным учета движения), авт./сут.

Исходя из значений коэффициента И, участки и места концентраций ДТП оцениваются по опасности для движения следующим образом: 1,2 – очень опасный.

3.2. Итоговый коэффициент аварийности Кит для каждого периода года – произведение частных коэффициентов аварийности К1 К2 … К18, учитывающий влияние отдельных элементов плана, профиля, характеризующих покрытия, интенсивности движения и т.д.:

Кит = К1∙К2∙…∙К18.

Итоговый коэффициент аварийности в каждый период года оценивает степень опасности движения на участках дороги. К1 К2..- нормированы.

Если Кит = (0-10), то участок считается неопасным; Кит = (10-20) – малоопасный; К ит = (20-40) – опасный; >40 – очень опасный.

3.3 Коэффициент безопасности для каждого периода года – отношение максимальной скорости на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок или как отношение эксплуатационных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости на участке и на въезде

(6.4)

Если Кб 0,8 – малоопасный.

4. Показатель прочности дорожной одежды, т.е. коэффициент запаса прочности ДО – это отношение фактического модуля упругости дорожной одежды Еф к требуемому модулю упругости по интенсивности и составу движения на период оценки Етр

5. Показатель ровности дорожных покрытий или коэффициент ровности – это отношение предельно допустимой ровности – [SH] для дороги данной категории, типа покрытия и интенсивности движения к фактической ровности – Sф

(6.6)

6. Показатель сцепных качеств, или коэффициент относительного сцепления колес с покрытием (коэффициент скользкости), – отношение фактического коэффициента сцепления – φф к допускаемому – [φн] .

СОДЕРЖАНИЕ

1 .

Общие сведения о путях сообщения и автомобильных дорогах

1.1. Классификация путей сообщения

1.2. Общие сведения об автомобильных дорогах

1.3. Классификация автомобильных дорог

1.4. Классификация железных дорог

2.

Характеристики движения по автомобильным дорогам

2.1. Интенсивность движения

2.2.

Пропускная способность и загрузка автомобильной дороги движением

2.3.

Показатели ,характеризующие транспортную работу автомобильной дороги

3.

Основные элементы дорог

3.1.

План трассы

3.2.

Продольный профиль дорог

3.3.

Поперечные профили железных и автомобильных дорог

3.4.

Установление ширины полосы движения и проезжей части

3.5.

Земляное полотно

3.6.

Дорожная одежда автомобильных дорог

3.7.

Общие сведения о дорожно-ремонтных работах

3.8.

Общие сведения о расчете дорожных одежд

3.9.

Верхнее строение железнодорожных путей

3.10. Искусственные сооружения

4.

Особенности городских дорог и улиц

5.

Требования к элементам плана, продольного и поперечного профилей автомобильных дорог

5.1.

Условие возможности движения автомобиля

5.2.

Условие устойчивости автомобиля против опрокидывания

5..3.

Условие устойчивости автомобиля против заноса

5..4.

Условие удобства пассажиров и водителя

при движении по горизонтальным кривым

5..5.

Условие экономичного движения по криволинейным участкам дороги

5..6.

Назначение расчетных скоростей и наименьших радиусов горизонтальных кривых

5.7.

Обеспечение видимости на автомобильных дорогах

6.

Показатели технического уровня и эксплуатационного состояния автомобильных дорог

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a54635.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.