Управляющая компания определение по закону

К вопросу о понятии «управляющая организация»

Управляющая компания определение по закону

В статье рассмотрен правовой статус управляющей организации. С учетом состава субъектов, которые могут выступать в качестве управляющей организации предлагается внести изменения в действующее законодательство.

Ключевые слова: управляющая организация, договор, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

Договор управления многоквартирным домом регулирует отношения между двумя сторонами, одной из которых является управляющая организация.

Статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации [1] (далее — ЖК РФ), посвященная договору управления многоквартирным домом, не содержит указания о том, кто может выступать в качестве управляющей организации.

Некоторую ясность в правовой статус управляющей организации вносит п. 4.2. ст.

20 ЖК РФ, согласно которой основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступления обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом.

Согласно п. 15 ст.

155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений.

Кроме того статья 165 ЖК РФ, устанавливает, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.

Таким образом, управляющей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющий управление многоквартирным домом.

В соответствиии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.

2006 N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» [2] «управляющая организация» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют управление многоквартирным домом на основании результатов конкурса.

Следовательно, закон допускает возможность привлечения в качестве управляющей организации индивидуального предпринимателя. Однако, данный способ является сомнительным. Так, отдельные авторы полагают, что управляющая организация должна обладать только статусом юридического лица.

По мнению Ю. П. Свита, если бы законодатель предусматривал осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, как юридическим лицом, так и гражданином-предпринимателем, то в ст. 161, 162 ЖК РФ использовалось понятие «лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность» [3, с. 25].

По справедливому замечанию Л. А. Юрьевой, использование законодателем понятия «организация» для обозначения стороны рассматриваемого договора представляется не совсем удачным.

Дело в том, что согласно общепринятому пониманию организация представляет собой некое объединение отдельных лиц, общественных групп или государств, имеющее четкую структуру и определенные задачи, программу действий. В правовом поле термин «организация» традиционно прикладывается к понятию «юридическое лицо».

Такое значение исключает обозначение деятельности по управлению многоквартирными домами индивидуальным предпринимателем в качестве организации. В связи с этим очевидна необходимость внесения изменений в действующее законодательство [4, с. 57].

Следует отметить, что вопрос о возможности осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом индивидуальным предпринимателем тесно связан с содержательной стороной этой деятельности.

Поскольку предметом договора управления многоквартирным домом является оказание услуг управления, включая организацию и координацию обслуживания многоквартирного дома, контроль за его качеством и т. д.

, роль субъекта управления вполне под силу и индивидуальному предпринимателю.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что деятельность по управлению многоквартирными домами по своей сути является предпринимательской.

На наш взгляд, предоставление возможности осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, то есть и некоммерческим организациям, не соответствует идее организации профессионального управления, закрепленной в программных документах реформы жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время законодатель устанавливает квалификационные требования к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами. Так, согласно ст.

192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Это еще раз подтвержает возможность создания управляющей организации только в форме субъекта предпринимательской деятельности [5, с. 236].

Осуществление предпринимательской деятельности является основной целью создания и деятельности коммерческих организаций. Согласно ст.

50 Гражданского кодекса Российской Федерации [6] (далее — ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Как показывает практика создания управляющих организаций многоквартирными домами в форме юридического лица, управляющие организации создаются в организационно-правовых формах хозяйственных обществ: акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Таким образом, в законодательной корректировке нуждается наименование «управляющая организация». Представляется, что наименованием, наиболее адекватно отражающим как субъектный состав на рассматриваемой стороне договора, так и суть осуществляемой деятельности, является словосочетание «управляющий многоквартирным домом».

Также необходимо скорректировать нормы о субъектах, которые могут выступать в качестве управляющей организации в договоре управления многоквартирным домом, исключив из них некоммерческие организации.

Литература:

  1.      Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ: по сост. на 13 июля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 1. — Ст. 14.
  2.      О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом: постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75: по сост. на 04 марта 2015 г. // Российская газета. — 2006. — N 37.
  3.      Свит Ю. П. Договор управления многоквартирным домом: заключение, содержание / Ю. П. Свит // Жилищное право. — 2007. — N 3. — С. 21–29.
  4.      Юрьева Л. А. Договор управления многоквартирным домом: монография / под ред. И. Д. Кузьминой. — М.: Юстицинформ, 2011. — 256 с.
  5.      Воронова С. В. Правовое регулирование градостроительной деятельности и ЖКХ: учебное пособие / С. В. Воронова. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. — 260 с.
  6. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: по сост. на 13 июля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22592/

Назначение органом местного самоуправления временной управляющей организации без конкурса

Управляющая компания определение по закону

0

28.02.2020 09:25 28 Февраля 2020 в 9:25

В законе предусмотрено три способа управления многоквартирным домом: непосредственное управление, ТСЖ и управляющая организация. Но иногда бывает так, что ни один из этих способов не является реализованным. В этом случае закон допускает назначение органом местного самоуправления временной управляющей организации без проведения конкурса или ее выбора на общем собрании.

Как это работает в теории

Пункт 17 в ст. 161 ЖК РФ был введен федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ и начала действовать с 12 января 2019 года. Под него государство придумало специальные Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 г. № 1616.

Орган местного самоуправления назначает временную управляющую организацию, если в многоквартирном доме не выбран и не реализован способ управления таким домом, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления.

Здесь нужно обратить внимание, что сама по себе не реализация права на управление домом – не означает фактическое назначение управляющей организации местными властями. Закон указывает, что такое право используется органом местного самоуправления только в том случае, если порядок открытого конкурса или иного выбора управляющей организации, создания ТСЖ, – не был реализован.

Это возможно, например, в случае признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации. Или если регистрация ТСЖ была признана недействительной, а дом никем не управлялся ранее.

Поскольку дом не может оставаться без реального управления, то назначение органом местного самоуправления временной управляющей организации без конкурса является некой экстренной и вынужденной мерой, которая позволяет решить проблему с обслуживанием в режиме «здесь и сейчас».

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Как это работает на практикеВ нашей стране есть большое количество домов, которые ни одна управляющая организация не захочет взять в управление. Например, это аварийный фонд (но не признанный аварийным в установленным порядке). Или то, что на Севере называется «деревяшками», т.е. деревянными домами с локальными очистными сооружения (септиками и колодцами вместо централизованной канализации). Такие многоквартирные дома, в случае их выставления на конкурс, не проторговываются. Управляющие организации их не берут в управление по причине большого числа рисков, связанных с эксплуатацией. Вне зависимости от состояния жилого фонда его нужно поддерживать по требованиям закона. Однако с учетом того, что соблюсти их невозможно, все эти риски ложатся на управляющую организацию, которая не хочет эти риски на себя брать.Орган местного самоуправления тоже находится под давлением: он проводит конкурс, но результат конкурса – отсутствует. Начинаются проблемы с прокуратурой. В северных регионах в случае передачи в управление «деревяшек» орган местного самоуправления реализует даже некоторые муниципальные преференции, которые, нужно заметить, помогают не всегда.В такой ситуации появление п. 17 в ст. 161 ЖК РФ призвано помочь местным властям решить проблемы с эксплуатацией жилья.Временно назначенная управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом не более 1 года до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или проведения открытого конкурса.

Оказание жилищных и коммунальных услуг во «временных» условиях и процедура выбора

Правила № 1616 исходят из того, что предоставление коммунальных услуг при временном управлении осуществляется ресурсоснабжающими организациями, которые являются исполнителями коммунальных услуг. При этом временная управляющая организация занимается только эксплуатацией, т.е. текущим содержанием и ремонтом.

Для того, чтобы выбрать временную управляющую организацию орган местного самоуправления ведет специальный перечень, который подлежит актуализации уполномоченным органом не реже чем один раз в 5 лет и размещается в ГИС ЖКХ.

В этот перечень организаций включаются управляющие организации, представившие заявление о включении и расположенным на территории соответствующего муниципального образования. Включение в перечень идет в хронологическом порядке.Одной из целью этого нововведения было стимулирование конкуренции.

При определении управляющей организации орган местного самоуправления выбирает ту, у которой наименьшее количество многоквартирных домов относительно других управляющих организаций, включенных в перечень организаций. Если число домов одинаковое, то выбирается та, которая попадает первой в перечень (п. 8 Правил № 1616).
Что делать собственнику?

Если за управление домом никто не хочет браться и орган местного самоуправления назначает временную управляющую организацию, скорее всего, это не самый интересный объект (дом) с точки зрения управления.

Либо дом в аварийном или полуаварийном состоянии, либо тариф является заниженным, либо контингент жителей в таком доме не похож на вовлеченных и педантичных «швейцарцев».

Поэтому в каждой конкретной ситуации нужно относится на временную управляющую организации по-разному: одно дело, если конкурс был признан несостоявшимся из-за нарушения процедуры, а другое, по причине отсутствия желающих управлять домом.

Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Программа для ТСЖ и УКот 1024 ₽/мес.

Учет, начисления ЖКУ, 1С:Бухгалтерия и работа с жильцами

Подробнее

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Добровольное страхование жилья и включение платы за страховку в квитанцию управляющей организации: основания и процедура

Как управлять апартаментами: варианты работы в условиях отсутствия законодательного регулирования

Рассмотрение претензий о залитии в УО, ТСЖ

Источник: https://www.gkh365.ru/blog/blog3/the-appointment-of-local-government-interim-management-organization-wi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.