Управление собственностью муниципального образования

Управление собственностью в муниципальном образовании

Управление собственностью муниципального образования

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Муниципальное имущество

1.1 Понятие и структура муниципального имущества

1.2 Состав и использование муниципального имущества

2. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

2.1 Владение и пользование муниципальным имуществом

2.2 Распоряжение муниципальным имуществом

3. Имущественные права Моргаушского района

Заключение

Список литературы

Приложения

fВведение

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Поставленной целью данной курсовой работы является рассмотрение управление собственностью в муниципальном образовании.

В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

разобрать понятие и состав муниципальной собственности;

рассмотреть владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом,

рассмотреть имущественные права Моргаушского района ,

Объектом является муниципальная собственность и ее составные элементы, предметом – основные имущественные права Моргаушского района по управлению муниципальным имуществом.

f1. Муниципальное имущество

1.1 Понятие и структура муниципального имущества

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

В собственности муниципальных образований может находитьсяФедеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ.:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления.

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

2. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

17) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

20) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

21) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

3. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

6) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

7) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

8) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

9) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

10) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

11) имущество межпоселенческих библиотек;

12) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

13) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

14) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

15) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

17) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

18) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

19) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

20) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения .

21) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

22) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на территории муниципального района.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Субъектами права собственности на муниципальное имущество являются соответствующие муниципальные образования, от лица которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с представленной компетенцией.

Муниципальное имущество имеет три вида правового режима:

1. закрепление за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения;

2. закрепление за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;

3. незакрепленное имущество – муниципальная казна.

Между органами самоуправления муниципального образования как представителя собственника устанавливаются следующее разделение полномочий:

– представительный орган (Дума, собрание депутатов и т.п.) устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью на основе действующего законодательства, в том числе порядок и условия ее приватизации, а также в установленном порядке согласовывают отчуждение объектов муниципальной собственности;

– права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет Глава самоуправления муниципального образования непосредственно или уполномоченное им лицо – департамент имущественных отношений администрации или другие структурные подразделения администрации в пределах представленных им полномочий, иные представители органов местного самоуправления могут иметь полномочия законного владельца муниципальной собственности на правах оперативного управления или иных договорных условиях, определяемых Главой местного самоуправления или комитетом по управлению имуществом в пределах представленных ему полномочий.

Глава самоуправления муниципального образования или, при делегировании им соответствующих полномочий, комитет по управлению имуществом вправе:

– осуществлять полномочия собственника;

– передавать в пользование на договорных условиях, отчуждать, сдавать в аренду юридическим и физическим лицам или распоряжаться на иных условиях объектами муниципальной собственности;

– принимать решения в соответствии с действующим законодательством по делам о несостоятельности (банкротстве) .муниципальных предприятий и учреждений;

– совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки;

– определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности;

– создавать за счет имеющихся средств муниципальной собственности муниципальные предприятия, учреждения, утверждать их уставы, участвовать в учреждении предприятий иных форм собственности, а также ликвидировать муниципальные предприятия, учреждения, участвовать на деловых началах в создании предприятий с иностранными лицами, страховые, кредитные, иные коммерческие и некоммерческие организации;

– объединять на добровольной основе средства муниципальной собственности со средствами иной формы собственности для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной, социальной инфраструктуры и иных программ, для обеспечения нормальной деятельности муниципального образования.

Департамент имущественных отношений, комитет по управлению имуществом от имени муниципального образования могут осуществлять права собственника в отношении муниципальной собственности .

Результаты хозяйственного использования муниципального имущества в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное муниципальным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия, или учреждения, отражаются в бухгалтерских документах и являются муниципальной собственностью.

1.2 Состав и использование муниципального имущества

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00525363_0.html

Статья 3. Виды управления и распоряжения муниципальной собственностью | ГАРАНТ

Управление собственностью муниципального образования

Статья 3. Виды управления и распоряжения муниципальной собственностью

3.1. К видам управления и распоряжения муниципальной собственностью относятся:

– учет имущества и объектов муниципальной собственности;

– передача муниципальной собственности в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям;

– передача муниципальной собственности в оперативное управление муниципальным учреждениям;

– передача муниципальной собственности в аренду, субаренду;

– передача муниципальной собственности в безвозмездное пользование;

– приватизация муниципальной собственности;

– внесение вкладов (акция, пай, доля) в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ;

– передача муниципальной собственности в качестве залога (ипотека), сервитут, доверительное управление, агентирование, уступка права требования;

– иные формы управления и распоряжения муниципальной собственностью.

3.2. Управление и распоряжение муниципальной собственностью от имени муниципального образования “Кезское” осуществляют Администрация муниципального образования “Кезское” в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами Удмуртской Республики, Уставом, а также отдельными правовыми актами, утвержденными Советом депутатов муниципального образования “Кезское”:

– Положением об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования “Кезское”;

– Положением о муниципальной казне муниципального образования “Кезское”;

– Положением о порядке и условиях приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования “Кезское”;

– Положением о порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования “Кезское”;

– другими местными правовыми актами.

3.3.

Ведение реестра муниципальной собственности осуществляется с целью учета муниципальной собственности, формирования полной и достоверной информации, необходимой органам местного самоуправления муниципального образования “Кезское” при осуществлении ими полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами Удмуртской Республики, Положением об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества муниципального образования “Кезское”.

3.4.

За муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования “Кезское” муниципальное имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения в порядке, установленном “Положением о порядке закрепления имущества, находящегося в собственности муниципального образования “Кезское” на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями” (приложение N 1).

Муниципальные унитарные предприятия осуществляют право владения, пользования и распоряжения этим имуществом в пределах, установленных действующим законодательством и уставами этих предприятий.

За муниципальными учреждениями муниципального образования “Кезское” имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется на праве оперативного управления и используется в соответствии с целями их деятельности и назначением имущества в порядке, установленном “Положением о порядке закрепления имущества, находящегося в собственности муниципального образования “Кезское” на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями” (приложение N 1).

Решение о закреплении муниципальной собственности принимается собственником имущества в лице Администрации муниципального образования “Кезское” и оформляется постановлением главы муниципального образования “Кезское”.

Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление осуществляется по актам приема-передачи имущества и учитывается на балансе муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений.

Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, наделенные вещными правами на муниципальное имущество, несут ответственность за его сохранность и эффективное использование.

Собственник имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями либо приобретенного за счет средств, выделенных муниципальным учреждениям собственником на приобретение этого имущества, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.

3.5. Муниципального образования “Кезское” имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия. Размер отчислений в бюджет муниципального образования “Кезское” устанавливается Советом депутатов муниципального образования “Кезское”.

Доходы от использования и приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в бюджет муниципального образования “Кезское”.

3.6. Передача муниципального имущества в аренду, субаренду осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в порядке, установленном Положением о порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования “Кезское”.

3.7 Предоставление объектов муниципального имущества по договорам аренды, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, в том числе ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции”.

Источник: https://base.garant.ru/15761429/6ce36bf479972d9cd001e3afd6e6399b/

Управление муниципальным имуществом

Управление собственностью муниципального образования

Муниципальное имущество – движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Муниципального образования.

Управление муниципальным имуществом – организованный процесс принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления муниципального образования в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания муниципального имущества, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования муниципальное образование в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью.

Распоряжение муниципальным имуществом – действия Органов местного самоуправления муниципального образования по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передачу его третьим лицам в собственность, на ином вещном праве, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог.

Отраслевые органы – отраслевые органы администрации муниципального образования, осуществляющие формирование и реализацию политики муниципального образования в соответствующей отрасли, и координацию деятельности подведомственных им муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (далее – предприятия и учреждения).

Муниципальная казна – средства бюджета муниципального образования, а также муниципальное имущество, не закрепленное за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Реестр имущества муниципального образования – информационная система, содержащая структурированный перечень муниципального имущества и сведения об этом имуществе.

Уполномоченные органы местного самоуправления принимают в установленном порядке следующие решения по распоряжению муниципальным имуществом:

· о закреплении муниципального имущества за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

· о внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и в качестве взноса в некоммерческие организации;

· о передаче муниципального имущества во владение, пользование и распоряжение организаций на основании заключаемых с ними договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации;

· об отчуждении муниципального имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность иных муниципальных образований, а также в собственность юридических и физических лиц;

· о передаче муниципального имущества в залог;

· об обособлении муниципального имущества в казне муниципального образования.

От имени муниципального образования полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, осуществляет Администрация Муниципального образования (Орган по управлению имуществом).

Решения о приобретении в муниципальную собственность недвижимого имущества принимает Муниципальный совет по представлению Органа по управлению имуществом. Соответствующий договор (купли-продажи, мены, дарения, ренты) заключает Орган по управлению имуществом.

Решения по вопросам распоряжения имущественными комплексами, акциями акционерных обществ и иными объектами недвижимого и движимого муниципального имущества, уполномоченные настоящим Положением органы местного самоуправления муниципального образования вправе принимать при условии их предварительного рассмотрения в межведомственной комиссии по вопросам распоряжения муниципальным имуществом (далее – Комиссия), образуемой Муниципальным советом на постоянной основе.

В состав Комиссии включаются представители Муниципального совета, Органа по управлению имуществом.

На правах членов Комиссии привлекаются к участию в ее заседаниях представители отраслевых органов, в ведении которых находятся предприятия и учреждения, вопросы распоряжения имуществом которых стали предметом рассмотрения Комиссии.

Председателем Комиссии является Глава (управляющий) администрации муниципального образования. Объекты муниципального нежилого фонда подлежат страхованию. Порядок и условия страхования муниципального имущества утверждаются постановлением Муниципального совета.

Обособление муниципального имущества в муниципальной казне осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрацией муниципального образования.

Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременений, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется на основании распоряжения Главы (управляющего) администрации муниципального образования при закреплении этого имущества за Организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления или при отчуждении его в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований.

Муниципальное имущество, подлежит учету в реестре имущества муниципального образования). Ведение реестра осуществляет Орган по управлению имуществом.

К объектам учета реестра относится следующее муниципальное имущество:

· имущество, закрепленное за предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

· имущество, составляющее муниципальную казну.

Сведения об объекте учета должны содержать данные о государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования на объект учета, представленный недвижимым имуществом, характеристику индивидуальных особенностей объекта учета, позволяющих однозначно отличить его от других объектов, данные об обременениях объекта учета, а также отражать данные об организациях, во владении, пользовании и распоряжении которых объект учета находится, об обязательствах этих организаций, связанных с объектами учета, перед третьими лицами.

Организации, имеющие муниципальное имущество, обязаны:

· организовать и вести бухгалтерский учет этого имущества в порядке, установленном Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

· получить в Органе по управлению имуществом документы, подтверждающие внесение этого имущества в реестр;

· ежегодно до 1 апреля представлять в Орган по управлению имуществом по установленной им форме сведения об имеющемся у них муниципальном имуществе.

Муниципальное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.

Для учета муниципального имущества юридическое лицо, выступающее владельцем объекта учета, представляет в Орган по управлению имуществом заявление на получение свидетельства о внесении в реестр объекта учета по форме, устанавливаемой Органом по управлению имуществом. К заявлению прилагаются:

· карта учета муниципального имущества (далее – карта учета) заполненная по форме, устанавливаемой Органом по управлению имуществом;

· документы, подтверждающие сведения об объекте учета, представленные в карте учета.

Орган по управлению имуществом обязан принять решение об отказе в выдаче свидетельства о внесении в реестр объекта учета, если:

· установлено, что имущество, имеющееся у заявителя, не является муниципальным имуществом;

· владелец объекта учета после приостановки процедуры учета не представил в установленный срок дополнительные сведения;

· материалы, представленные владельцем объекта учета, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Объекту учета, прошедшему процедуру учета, на основании распоряжения Главы (управляющего) администрацией муниципального образования о внесении объекта учета в реестр и выдаче Свидетельства его владельцу:

· присваивается уникальный реестровый номер, порядок формирования которого определяет Орган по управлению имуществом;

· владельцу объекта учета не позднее пяти дней с даты присвоения реестрового номера направляется Свидетельство, по форме, утверждаемой управляющим администрацией муниципального образования.

Регистрацию выданных Свидетельств осуществляет Орган по управлению имуществом.

Ведение реестра осуществляется на бумажных и магнитных носителях информации.

Дело должно содержать книгу учета документов, копии документов, устанавливающих (подтверждающих) принадлежность объекта учета к муниципальной собственности муниципального образования, и иные документы, характеризующие объект учета и поступающие в Орган по управлению имуществом в ходе прохождения процедуры учета муниципального имущества и ведения реестра. Дело идентифицируется реестровым номером объекта учета.

Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества осуществляется в целях:

· достоверного установления фактического наличия и состояния муниципального имущества, закрепленного за организациями или переданного им во временное владение, пользование и распоряжение в установленном порядке;

· повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе, за счет повышения доходности от его коммерческого использования;

· определения обоснованности затрат бюджета муниципального образования на содержание муниципального имущества;

· обеспечение законности в деятельности юридических и физических лиц по владению, пользованию и распоряжению, имеющимся у них муниципальным имуществом;

· приведение учетных данных об объектах контроля в соответствие с их фактическими параметрами.

Основными задачами контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества являются:

· выявление отклонений, различий между зафиксированным в документах состоянием имущества на момент контроля и его фактическим состоянием;

· выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов контроля, а также нарушений установленного порядка их использования;

· определение технического состояния объектов контроля и возможности дальнейшей их эксплуатации;

· установление причинно-следственных связей между выявленными в процессе контроля отклонениями от установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом и факторами, способствующими возникновению этих отклонений.

Контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, имеющегося у организаций, осуществляет Орган по управлению имуществом, а также отраслевые органы.

Осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности Организаций производится в порядке, установленном Федеральным законом “О бухгалтерском учете” и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности.

Орган по управлению имуществом в целях контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества:

· осуществляет ежегодные документальные проверки данных бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями, имеющими муниципальное имущество, на их соответствие данным, содержащимся в реестре;

· осуществляет проверки фактического наличия, состояния сохранности и использования по назначению муниципального имущества, закрепленного за организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также переданного организациям на основании договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования и по иным основаниям, и соответствия фактических данных об этом имуществе сведениям, содержащимся в документах бухгалтерского учета этих организаций и в реестре;

· проводит экспертизу проектов договоров и иных документов, представляемых в установленном порядке организациями, имеющими муниципальное имущество, при совершении сделок с этим имуществом, на их соответствие законодательству, а также данным, содержащимся в реестре;

· осуществляет проверку деятельности отраслевых органов по организации системы ведомственного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества, находящегося у подведомственных организаций.

Акты проверок утверждает Глава (управляющий) администрацией муниципального образования.

Внеплановый контроль осуществляется в обязательном порядке:

· при передаче муниципального имущества в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, залог, при его выкупе, продаже, а также при преобразовании муниципального унитарного предприятия;

· при прекращении срока действия договоров аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также в случаях их досрочного расторжения;

· при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи муниципального имущества;

· в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, повлекших нанесение ущерба муниципальному имуществу;

· при ликвидации (реорганизации) организации, имеющей муниципальное имущество.

Решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений принимает Муниципальный совет по представлению Органа по управлению имуществом.

Создание предприятий осуществляется в случаях, когда социально-значимые цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

Решение о создании предприятия может быть принято также тогда, когда на территории муниципального образования отсутствуют необходимые населению коммерческие услуги. После появления на соответствующем рынке услуг частных коммерческих организаций, предприятие подлежит приватизации в установленном порядке.

Участие муниципального образования в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях может осуществляться путем:

· внесения имущества или имущественных прав муниципального образования в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

· приобретения акций открытых акционерных обществ на рынке ценных бумаг;

· внесения муниципального имущества в качестве взноса в некоммерческие организации, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.

Источник: https://studopedia.ru/9_118092_upravlenie-munitsipalnim-imushchestvom.html

Научная статья: Проблемы в управлении муниципальной собственностью и предложения по их устранению

Управление собственностью муниципального образования

Проблемы в управлении муниципальной собственностью и предложения по их устранению

Аннотация: тема статьи посвящается совершенствованию методов управления муниципальной собственностью. Рассматриваются наиболее распространенные проблемы, свойственные множеству муниципальных образований в сфере управления муниципальным имуществом, а также предлагаются возможные меры по их устранению.

Ключевые слова: муниципальная собственность, муниципальное имущество, местный бюджет, эффективность управления, местное самоуправление, проблемы.

Основой современного местного самоуправления наряду с финансовыми ресурсами выступает муниципальная собственность. Вопросы, связанные с ее эффективным управлением и распоряжением, всегда имели одно из важнейших значений в местном самоуправлении Российской Федерации.

Однако в настоящее время использованию муниципальной собственности зачастую свойственна низкая степень эффективности, что объясняется трудностями, которые испытывают местные бюджеты. Ведь грамотное и качественное управление муниципальным имуществом может не только повысить комфорт жизни местных жителей, но и привлечь дополнительные финансовые средства от инвесторов [1].

Следовательно, тема, связанная с совершенствованием эксплуатации муниципальных объектов, сегодня приобретает актуальный статус.

Стоит объяснить, что подразумевает эффективное управление собственностью на местном уровне. На этот счет В.С.

Плескачевский обращает наше внимание на деятельность органов местного самоуправления, которая в ходе использования муниципальных имущественных ресурсов должна быть направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей и запросов общества [2]. Но для обеспечения подобного эффекта необходимо решить ряд существующих проблем.

Одной из первоочередных задач на сегодняшний день стала необходимость в уточнении отдельных положений Федерального закона

от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Здесь особое внимание стоит уделить установлению единых требований к нормативно-правовым актам местного самоуправления, устанавливающим права владения, пользования и распоряжения имуществом муниципалитета.

Вместе с этим целесообразным будет разработать и внедрить комплексный нормативно-правовой документ, который бы урегулировал процесс учета и ведения муниципального имущественного реестра. Разделы такого акта должны учитывать основополагающие аспекты деятельности органа местного относительно управления муниципальным имуществом.

Совершенствовать систему управления такой формой собственности следует на основе следующих рекомендаций:

1 Разработать новую или скорректировать существующую программу социально-экономического развития территории в соответствии с наиболее развитыми и активно развивающими направлениями;

2 Подготовить и повысить квалификацию рабочих кадров органов местного самоуправления;

3 Провести мероприятия по улучшению инвестиционного климата местной территории;

4 Минимизировать затраты, связанные с содержанием и владением имуществом муниципалитета, при этом сохранив его стоимость [3].

Отдельное внимание требуется уделить обеспечению прозрачности в управлении такой формой собственности, что, во-первых, сконцентрирует положения действующих правовых актов в комплексном документе, а, во-вторых, сократит шанс возникновения коррупционных связей и махинаций в отношении имущества муниципалитета.

Во многих муниципальных образованиях должностные лица органов местного самоуправления не имеют достаточного уровня образования, не говоря уже о том факте, что практически нет сотрудников, закончивших высшее учебное заведение по специальности государственное и муниципальное управление.

Подобная обстановка в большей степени касается городских и сельских поселений, но порой и городские администрации не являются исключением.

В связи с этим следует внедрить многоуровневую аттестацию, которая, с одной стороны, не будет отвлекать от работы и обременять должные лица, а с другой – станет эффективным средством грамотного управления муниципальной собственностью.

Многоуровневая аттестация приведет к следующим положительным изменениям:

– обеспечит командный подход к принятию управленческих решений сотрудниками отделов и департаментов, взаимодействующих с муниципальной собственностью;

– снизит время, необходимое для разработки и принятия управленческого решения;

– повысит уровень профессиональной подготовки работников администраций.

За счет проведения различных проверок относительно использования муниципального имущества и его сохранности можно оптимизировать структуру собственности, принадлежащей муниципальному образованию.

Так, посредством проверочных и контрольных мероприятий удастся выявить имущество, которое используется не по назначению. Таким образом, подобные объекты муниципальной собственности необходимо будет изъять и вовлечь в хозяйственный оборот, обеспечив их эффективное использование.

Практический опыт дает понять, что достигнуть высокоэффективного управления касательно муниципального имущественного комплекса можно благодаря решению следующих задач:

а) усовершенствования системы учета объектов муниципальной собственности;

б) создания и введения автоматизированного реестра подобного имущества [3].

В связи с этим удастся четко определить перечень и количество объектов, находящихся в собственности муниципального образования, на основании чего провести их систематизацию по правовым режимам.

Поэтому очень важно провести проверку сохранности муниципального имущества и повысить контрольно-надзорные меры в отношении хозяйственной деятельности, которую осуществляют муниципальные учреждения и предприятия.

Как уже было сказано ранее, улучшить обстановку в муниципальном образовании возможно за счет привлечения дополнительных средств от инвесторов в местный бюджет. Этого можно добиться через проведение ряда улучшений в инвестиционном климате.

Многие муниципалитеты имеют в своей собственности различные, а порой и уникальные исторические, природные и рекреационные ресурсы, которые потенциально могут обеспечить приток инвестиций в бюджет.

Однако, как это часто бывает, органы местного самоуправления разрабатывают планы мероприятий на основе унифицированных лекал, которые спускаются с вышестоящих инстанций, забывая о своих «скрытых возможностях».

Следовательно, муниципалитеты обязаны определять будущее развитие местной территории, исходя из имеющихся сильных сторон муниципальной собственности. Тем самым, это приведет не только к эффективному использованию объектов, входящих в собственность муниципального образования, но и привлечет дополнительные финансовые средства от инвесторов.

Таким образом, от эффективности управления собственностью муниципалитета напрямую зависит дальнейшее развитие любого муниципального образования, так как именно подобные ресурсы в значительной степени сказываются на формировании местного бюджета.

Вместе с этим объекты муниципальной собственности влияют на инвестиционный климат муниципалитета, который может привлечь внимание инвесторов.

Поэтому предложенные меры по совершенствованию механизмов управления имущественным комплексом местного самоуправления стоит учесть в деятельности органов местной власти.

Список литературы:

1 Набоких А.А., Колесникова Е.А. Проблемы организации управления муниципальным имуществом //

2 Плескачевский В.С. Государственный собственник: резервы эффективности // Экономика и управление собственностью. – 2016. – № 3.

3 Тарбаева Е.Н. Совершенствование управления муниципальным имуществом как инструмента увеличения доходной части местных бюджетов // Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход. – 2018. – С. 179-182.

Источник: https://pikabu.ru/story/nauchnaya_statyaproblemyi_v_upravlenii_munitsipalnoy_sobstvennostyu_i_predlozheniya_po_ikh_ustraneniyu_6556909

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.