Управление государственным имуществом

Система государственного управления

Управление государственным имуществом

Государственный сектор служит естественной основой развития всего национального хозяйства. Он включает комплекс хозяйственных и социальных объектов, полностью или частично принадлежащих федеральным, региональным или местным органам власти и контролируемых ими.

Его размеры отражают экономическую и социальную роль государства как организатора производства, инвестора, потребителя конечной продукции.

Государственный сектор образуют прежде всего отрасли, жизненно необходимые для страны, с высокой капиталоемкостью, оказывающие населению дешевые услуги.

В государственной собственности находятся природные ресурсы (леса, водоемы, недра), являющиеся базовыми для функционирования национального хозяйства (недра фиксируются или в государственном фонде, или переданы по лицензиям для изучения и разработки), железные дороги, трубопроводы, порты, недвижимость и некоторые другие объекты.

Государственными являются более 45 тыс. предприятий и учреждений, в том числе около 7,5 тыс.

унитарных предприятий; государство участвует в 3900 акционерных обществах, в 2500 из которых ему принадлежат более 25% акций; в 580 АО используется право «золотой акции».

Россия как правопреемник СССР имеет права на интеллектуальную собственность в советских разработках оружия и боевой техники, его модернизация без участия России неправомерна.

Для организации управления государственная собственность разграничена на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную.

Объекты государственной собственности относятся к тому или иному уровню собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий. Критерии отнесения объектов к федеральной собственности подразделяются на структурные (производственные, непроизводственные, ценные бумаги) и функциональные (отраслевые, территориальные, доля в экономике).

Базовый перечень объектов федеральной собственности определен Конституцией РФ. Федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.

Разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Имущество России за рубежом Счетная палата Федерального Собрания оценивает в 400 млрд. долл.: недвижимость, земельные участки, пакеты ценных бумаг, драгоценные металлы и другие виды.

После распада СССР новые государства подписали соглашение о так называемом нулевом варианте: Россия платит за всех долги СССР (тогда 52 млрд. долл.), а новые государства (кроме Украины) отказываются от претензий на заграничную собственность и место постоянного члена СБ ООН.

В течение нескольких лет заграничным имуществом никто не управлял. В настоящее время вся недвижимость поставлена на баланс ГУЛ «Госзагрансобственность» при Управлении делами Президента РФ и МИД России.

Целью управления государственным имуществом является удовлетворение общественных потребностей, выполнение внутренних и внешних обязательств Правительства РФ и мобилизация доходов в бюджетную систему.

Оно осуществляется на основе законодательства.

указов Президента РФ (по вопросам, по которым не приняты законы) и включает пользование, сдачу в аренду, отчуждение, передачу в доверительное управление, в залог и другие операции.

Имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, а также передается в аренду другим организациям. Незакрепленное имущество (средства бюджетов и др.) составляет государственную казну Российской Федерации или субъекта РФ.

Заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества осуществляется, как правило, на конкурсной основе; 10% арендной платы направляется на финансирование деятельности, связанной с управлением имуществом.

К государственному сектору относят следующие хозяйствующие субъекты:

  • государственные унитарные предприятия;
  • государственные учреждения;
  • акционерные общества, в которых контрольный пакет голосующих акций находится в государственной собственности (более 50%).

Минэкономразвития России разрабатывает систему показателей функционирования государственного сектора

Правительство РФ утверждает план поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества Минэкономразвития России осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по выполнению плана. Основными планируемыми источниками доходов являются средства от аренды федерального имущества, использования имущества, находящегося за рубежом, дивиденды по акциям в федеральной собственности.

Доходы и средства государственного бюджета и внебюджетных фондов размещаются на счетах Федерального казначейства Минфина России, которые открываются в учреждениях Банка России или привлекаемых для этого на конкурсной основе коммерческих банках.

При управлении государственным имуществом применяются режим хозяйственного ведения и оперативного управления, доверительное управление, соглашения о разделе продукции.

Управление государственными предприятиями ⇒

Управление пакетами государственных акций ⇒

Приватизация и национализация государственного имущества ⇒

Источник: https://isfic.info/pikul/gosupr53.htm

Управление государственным имуществом

Управление государственным имуществом

В состав государственного имущества по традиции входят такие объекты, которые имеют важное значение для общества и его развития, ноне являются привлекательными с коммерческой точки зрения, то есть не интересны частному сектору.

Примерами таких объектов являются:

  • во-первых, объекты наукоемкого и капиталоемкого характера в виде организаций, проектов, отраслей и прочего, потенциально способные приносить доход в отдаленной перспективе;
  • во-вторых, объекты социального назначения, в том числе в сфере культуры, образования, фундаментальных исследований;
  • в-третьих, объекты, депрессивного характера;
  • в-четвертых, объекты, посредством которых государство осуществляет контроль в отраслях или в экономике в целом.

Замечание 1

Приоритетными объектами государственного управления выступают предприятия транспортной, энергетической, добывающей, нефтегазовой отрасли, отрасли связи и инфраструктурные объекты.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основой государственного управления имуществом является детальный учет всей совокупность объектов посредством формирования единого реестра государственной собственности, регулярной инвентаризации и обеспечения эффективного использования (получение доходов).

Цели и задачи управления государственным имуществом

Государственное управление имуществом ориентировано на достижение следующих целей:

  • во-первых, обеспечение качественного развития сектора экономики, принадлежащего и контролируемого государством;
  • во-вторых, обеспечение роста бюджетной эффективности, использования имущества государства и приватизации для обеспечения экономического роста страны.

Государственное управление имуществом направлено на решение следующих задач:

  • во-первых, обеспечение сохранения унитарных предприятий, находящихся в государственной и региональной собственности;
  • во-вторых, составление перечня организация, в отношении которых государство намерено сохранить право собственности, основанное на оперативном управлении;
  • в-третьих, контроль крупных предприятий, имеющих определяющее значение для экономики страны и экономической безопасности;
  • в-четвертых, осуществление государственного контроля за земельным оборотом;
  • в-пятых, формирование системы ответственности при неэффективном использовании государственного имущества;
  • в-шестых, формирование благоприятных условий для эффективного использования государственным имуществом;
  • в-седьмых, аккумулирование денежных средств и определение порядка их расходования на содержание государственного имущества;
  • в-восьмых, обеспечение защиты российских интересов в отношении государственного имущества от экспансии со стороны других государств;
  • в-девятых, регулирование процедуры банкротства государственных предприятий.

Росимущество как субъект государственного управления имуществом

Для осуществления государственного управления имуществом сформирован специализированный федеральный орган государственного управления, именуемый Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (в сокращенном виде – Росимущество).

Росимущество обладает широким спектром полномочий в сфере управления государственным имуществом. К числу таких полномочий относятся:

  • размещение заказов и заключение государственных контрактов на поставки товаров, услуг, работ, НИОКР для нужд государства и имущества;
  • осуществление полномочий собственника по отношению к государственному имуществу;
  • осуществление полномочий собственника по отношению к имуществу государственных предприятий;
  • организация продажи (включая приватизацию) государственного имущества;
  • осуществление учета государственного имущества, ведение его реестра;
  • контроль за земельными участками, являющимися государственной собственностью;
  • принятие имущества в государственную собственность и так далее.

Права Росимущества в сфере государственного управления имуществом

Росимущество наделено следующими правами:

  1. правом предоставления разъяснений организациям и гражданам в отношении вопросов, входящих в сферу деятельности государственного органа;
  2. правом привлечения научных и иных организаций, ученых, специалистов для проработки вопросов, связанных со сферой деятельности государственного органа;
  3. правом создания экспертных и совещательных органов в сфере, деятельности отнесенной к компетенции Росимущества;
  4. правом запрашивания и получения в установленном порядке сведений, требующихся для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Росимущества, включая приватизацию, распоряжение и управление государственным имуществом;
  5. правом созыва совещаний по вопросам, отнесенным к компетенции Росимущества, с привлечением к участию в них руководителей других государственных органов;
  6. правом привлечения посредством проведения конкурсов организаций с целью продажи приватизируемого государственного имущества, организаций и граждан – с целью продажи другого имущества;
  7. правом организации и проведения проверок эффективности использования и сохранения государственного имущества, находящего в ведении или управлении государственных организаций;
  8. правом создания, реорганизации и ликвидации территориальных органов Росимущества;
  9. правом отмены решений, принятых территориальными органами Росимущества, при выявлении фактов нарушения законодательства последними;
  10. правом обращения в судебные и правоохранительные органы от Имени государства для защиты государственных интересов в отношении государственного имущества или признания государственного имущества бесхозяйным.

Росимущество лишено права осуществления нормативно-правового регулирования в пределах своей компетенции, а также надзорно-контрольной функции.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/upravlenie_gosudarstvennym_imuschestvom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.