Управление государственным имуществом в субъектах рф

Управление собственностью субъектов Российской Федерации

Управление государственным имуществом в субъектах рф

Согласно законодательству Российской Федерации собственность регионов России может включать в себя следующие составляющие:

  • во-первых, то имущество, которое необходимо для реализации полномочий, отнесенных к предметам ведения региональных органов власти;
  • во-вторых, то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий, отнесенных к предметам совместного ведения России и ее регионов, в тех случаях, которые предусмотрены федеральным законодательством, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства России при передаче этих полномочий;
  • в-третьих, то имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности государственных органов управления регионального уровня, гражданских государственных служащих регионов, персонала унитарных государственных предприятий регионального уровня, персонала госучреждений регионов России согласно законодательству регионального уровня;
  • в-четвертых, то имущество, которое необходимо регионам для реализации полномочий, переданных на региональный уровень государственной власти федеральным законодательством.

В целях проведения выборов в части организационного и материально-технического снабжения этого процесса регионы России могут иметь в собственности следующие виды имущества:

  • имущество, которое необходимо для обеспечения в материально-техническом смысле деятельности региональных органов государственной власти и государственных учреждений региона;
  • имущество, которое необходимо для обеспечения в материально-техническом смысле процесса проведения выборов в региональные органы власти и референдумов;
  • имущество архивных фондов, в том числе то, которое обеспечивает их хранение;
  • имущество, которое необходимо для проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, эпидемий, бедствий, а также для ликвидации последствий этих событий;
  • имущество, которое необходимо для осуществления охранных мероприятий в отношении природы регионального значения;
  • совокупность автомобильных дорог и имущество, которое необходимо для обслуживания дорог регионального и межмуниципального уровня;
  • имущество, используемое образовательными учреждениями;
  • библиотечное имущество регионального уровня и межмуниципального уровня;
  • музейные имущество, применяемое с целью организации хранения, публичного представления, а также исследование музейных фондов;
  • имущество, которое предназначено для осуществления первичной помощи медико-санитарного характера, специализированных видов медицинской и скорой помощи, а также паллиативной помощи, экспертной помощи в медицинском плане, медицинских осмотров и освидетельствований, на территории регионов России;
  • имущество, которое предназначено для осуществления обеспечения пожилых граждан, инвалидов, детей сирот в социальном и медицинском плане;
  • имущество, которое предназначено для оздоровления и обеспечения отдыха детей;
  • пожарное имущество;
  • служебные помещения жилого назначения, предназначенные для государственных служащих регионального уровня;
  • имущество, которое предназначено для осуществления официальной публикации нормативно-правовых актов регионального уровня и иной информации официального характера;
  • спортивные объекты и иное имущество, которое предназначено для осуществления мероприятий, связанных с физической культурой и спортом;
  • имущество, выступающее в качестве объектов культурного наследия;
  • транспорт, предназначенный для осуществления пассажирских перевозок;
  • имущество, которое предназначено для организации курортов и мест отдыха;
  • имущество, которое предназначено для мер защиты от болезней животных;
  • имущество, используемое в научных целях;
  • имущество, предназначенное для осуществления надзора в сфере экологии и так далее.

Особенности управления и распоряжения собственностью субъектов России

Порядок управления собственностью регионов России установлен статьей 26.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с данной статьей обязанности управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации возлагаются на органы государственного управления регионального уровня. Право на такое самостоятельное управление региональной собственностью установлено рядом нормативных документов, к числу которых относятся:

  • во-первых, Конституции Российской Федерации;
  • во-вторых, федеральные законы;
  • в-третьих, изданные в соответствии с требованиями федеральных законов нормативно-правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации;
  • в-четвертых, конституции или уставы, а также законы и иные нормативные правовые акты регионального уровня.

Органы государственного управления регионального уровня наделены правом передачи имущества, находящегося в региональной собственности, для временного пользования юридическим и физическим лицам, органам государственного управления федерального уровня и органам муниципального управления, а также правом отчуждения этого имущества, совершения иных сделок в соответствии с федеральным законодательством и региональными нормативно-правовыми актами.

Имущество, находящееся в региональной собственности, может быть приватизировано. Приватизация осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательными и иными нормативно-правовыми актами регионального уровня в соответствии с федеральным законодательством, включая нормативно-правовые акты Президента и Правительства России.

Замечание 1

Доходы, которые приносит использования собственности субъектов Российской Федерации, и поступление, полученные в связи с приватизацией этой собственности, включается в доходную часть регионального бюджета.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/upravlenie_sobstvennostyu_subektov_rossiyskoy_federacii/

Органы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации

Управление государственным имуществом в субъектах рф

Система органов региональной государственной власти за последние годы претерпела серьезные изменения. Динамичные процессы реформирования этой системы отражают тенденцию усиления исполнительных органов государственной власти при сохранении достаточно авторитетных региональных законодательных собраний.

Основные функции и полномочия в области государственного управления имуществом на уровне субъектов Федерации осуществляют не федеральные органы исполнительной власти и не образуемые ими территориальные органы в субъектах Федерации, а органы исполнительной власти, создаваемые самими субъектами Федерации, определяющими самостоятельно и их административно-правовой статус.

Уровень субъектов Федерации (мезоуровень) – полномочия по управлению собственностью осуществляют Законодательный орган власти субъекта РФ, губернатор (мэр), Правительство субъекта РФ, уполномоченный Правительством орган по управлению государственной собственностью.

Управление собственностью субъекта РФ осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ.

Управление собственностью осуществляется в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, улучшения инвестиционного климата. Управление собственностью направлено на повышение эффективности ее использования, обеспечение сохранности ее основных свойств и качеств, а также ее приращение в целях увеличения на этой основе доходов бюджета.

Управление государственной собственностью субъекта РФ осуществляется через реализацию мероприятий Программы управления государственной собственностью субъекта РФ, которую ежегодно руководитель субъекта РФ представляет в Законодательный орган власти в составе приложений к региональному бюджету.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации в рамках действующего законодательства управляет и распоряжается региональной собственностью, принимает в соответствии с законодательством решения о приобретении имущества в собственность и об отчуждении государственного имущества, вносит в соответствующие федеральные органы государственной власти предложения о передаче объектов федеральной собственности в региональную, принимает решения о создании государственных унитарных предприятий и некоммерческих организаций региона, определяет размер и форму внесения имущественного вклада, разрабатывает и представляет на утверждение законодательного органа субъекта Федерации программу приватизации и программу использования государственной собственности субъекта, обеспечивает их выполнение, распоряжается региональным имуществом.

Правительство субъекта РФ (его руководитель) в той или иной степени делегирует свою компетенцию уполномоченному органу по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации.

Во всех субъектах РФ в рамках системы органов исполнительной власти образован специально уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации (министерство, комитет, департамент по управлению имуществом и т.д.).

Так например, функциональным органом исполнительной власти г.Москвы, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами собственности г.Москвы, межотраслевую координацию управления собственностью города, является Департамент городского имущества города Москвы.

Например, компетенции органов государственной власти города Москвы в процессе управления государственной собственностью Москвы:

1. Московская городская Дума:

а) принимает законы и иные нормативные правовые акты о порядке приобретения, приватизации собственности города Москвы, владения, пользования, распоряжения такой собственностью;

б) устанавливает перечень объектов собственности города Москвы, имеющих приоритетное значение и не подлежащих отчуждению;

в) передает законами города Москвы собственность города Москвы в муниципальную собственность;

г) осуществляет контрольные функции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

д) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

2. Правительство города Москвы:

а) принимает нормативные правовые акты, направленные на реализацию федеральных законов и законов города Москвы, регулирующих отношения в сфере управления собственностью города Москвы;

б) осуществляет управление собственностью города Москвы и в рамках своих полномочий контроль за эффективным использованием собственности города Москвы;

в) наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующий орган исполнительной власти;

г) принимает решения об участии города Москвы в коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы и настоящим Законом;

д) устанавливает порядок участия представителей города Москвы в органах управления хозяйственных обществ и назначает их;

е) устанавливает типовые формы договоров с руководителями государственных унитарных предприятий и учреждений города Москвы и требования к их профессиональной подготовке;

ж) представляет интересы города Москвы в суде;

з) принимает решение о закреплении имущества города Москвы за государственным унитарным предприятием, учреждением на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;

и) принимает решение об изъятии имущества города Москвы из хозяйственного ведения, оперативного управления государственных унитарных предприятий, учреждений;

к) принимает решение о внесении имущества города Москвы в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц;

л) принимает решение о передаче имущества города Москвы во временное владение и пользование юридическому или физическому лицу на основании договора аренды, договора безвозмездного пользования и иных договоров, в том числе о передаче этого имущества юридическому или физическому лицу во временное владение, пользование и распоряжение на основании договора доверительного управления;

м) принимает решение об отчуждении имущества города Москвы в федеральную собственность, собственность иных субъектов Федерации;

н) принимает решение о приватизации имущества города Москвы;

о) принимает решение о залоге объектов собственности города Москвы и об обременениях этого имущества иным способом, допускаемым действующим законодательством;

п) осуществляет учет объектов собственности города Москвы;

р) определяет продавца объектов собственности города Москвы.

10.2.1. Органы управления государственным имуществом Калужской области

В качестве примера рассмотрим конкретные аспекты деятельности региональных органов власти Калужской области по управлению государственным имуществом и построению эффективной системы управления государственной собственностью.

В рамках установленных законом Калужской области полномочий, управление и распоряжение собственностью осуществляют: Представительный орган власти – Законодательное Собрание Калужской области, Правительство Калужской области, губернатор, уполномоченный Правительством орган по управлению собственностью иные органы власти.

В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калужской области, за каждым из типов органов нормативно закреплен определенный перечень государственных функций и, исходя из этого, соответствующий перечень полномочий.

Система органов управления государственной собственностью Калужской области представлена на рисунке 4.

Постановлением Правительства Калужской области Министерство экономического развития области назначено уполномоченным органом по управлению и распоряжению собственности Калужской области.

В соответствии с задачами уполномоченный орган реализует целый ряд функций и полномочий.

Рисунок 4 – Система управления государственной собственностью в Калужской области

Уполномоченный орган принимает решения в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в областной собственности, в соответствии с законодательством.

В рамках решения своих задач Министерство экономического развития области осуществляет нормотворческую, экспертно-аналитическую, расчетную и прогностическую и другую работу в тесном конструктивном взаимодействии с другими министерствами области, включая информационное взаимодействие с Министерством экономического развития РФ и Министерством регионального развития РФ, с территориальными представителями федеральных органов власти: Роснедвижимости, Росрегистрации, Федеральной налоговой службы, Росприроднадзора, Россельхознадзора, Росимущества, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, Управлением Федерального казначейства по Калужской области. А также, уполномоченный орган взаимодействует с муниципальными образованиями, предприятиями и организациями Калужской области, общественными организациями и средствами массовой информации.

Рисунок 5 – Взаимодействие уполномоченного органа по управлению и распоряжению областным имуществом с другими органами

Взаимодействие органов по управлению государственным имуществом с федеральными и региональными органами происходит в двух формах.

Одна из них представляет собой делегирование полномочий другому органу власти, а вторая форма взаимодействия заключается в осуществлении полномочий по предметам совместного ведения на основании закона, договоров или выполнения функций в рамках соглашений о сотрудничестве.

В сфере комплексного социально-экономического развития территории требуется постоянное взаимодействие всех органов власти.

Заключение различного рода соглашений и разработка целевых программ являются действенным инструментом по повышению эффективности взаимодействия уполномоченного органа со всеми отраслевыми министерствами, а также с органами местного самоуправления всех муниципальных районов области.

Источник: https://studopedia.ru/7_127427_organi-upravleniya-sobstvennostyu-na-urovne-sub-ektov-rossiyskoy-federatsii.html

Управление государственной и муниципальной собственностью субъектов РФ

Управление государственным имуществом в субъектах рф

В статье рассматриваются теоретические основы государственной и муниципальной собственности в субъектах РФ.

Важнейшей составляющей экономических реформ в Российской Федерации являются процессы формирования и нормативного закрепления различных видов собственности.

В нормативно-правовой базе даётся определение понятию «собственность»: «Собственность – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности» [2]. Данное понятие неразрывно связано с юридическим понятием «права собственности», содержание которого составляют принадлежащие собственнику правомочия: владения, пользования и распоряжения.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) [1].

права государственной собственности характеризуется в принципе теми же чертами, что и право собственности вообще. Это вытекает из общего конституционного положения, согласно которому права всех собственников в Российской Федерации признаются равными (ст. 8 Конституции РФ).

Гражданско-правовое регулирование отношений собственности с участием субъектов права государственной собственности имеет место во всех случаях, когда указанные субъекты действуют в соответствующих правоотношениях на началах равенства, т.е. не пользуются своими властными полномочиями (ст.

124 ГК РФ).

правомочий у субъектов права государственной собственности неодинаково. Если в федеральной государственной собственности (т.е. у Российской Федерации в целом) может находиться любое имущество, то в государственной собственности субъекта РФ – только такое имущество, которое не включает в себя объекты исключительной федеральной собственности.

Субъектами права государственной собственности выступают:

  1. Российская Федерация в целом;
  2. субъект Российской Федерации.

Объектом права государственной собственности выступает:

  1. имущество, находящееся в федеральной собственности;
  2. имущество, находящееся в собственности субъектов РФ.

Оно закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Кроме того, право государственной собственности распространяется на землю и иные природные ресурсы, в отношении которых прочие субъекты права (граждане, юридические лица либо муниципальные образования) не имеют доказательств права собственности (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием [1].

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

По аналогии с государственным имуществом, вся масса имущества, находящегося в муниципальной собственности, распадается на две части:

  1. имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  2. муниципальное казенное имущество, состоящее из:
    • средств местного бюджета;
    • иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Входя составной частью в сферу публичной собственности, муниципальная собственность не тождественна государственной и не признается ее разновидностью, хотя во многом и схожа с последней.

Муниципальная собственность обеспечивает экономическую самостоятельность муниципального образования и направлена на решение задач местного уровня, на обеспечение общественных потребностей населения соответствующей территории.

На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами.

Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, и в том числе субъектам Российской Федерации.

Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определены оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые для реализации данных полномочий необходимы.

В-третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права.

Специфичность права региональной собственности, очевидно, вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации.

Органы власти российских регионов, очевидно, входят в систему государственной власти Российской Федерации.

Тем самым можно подчеркнуть, что право собственности субъектов Российской Федерации носит целевой характер, а самостоятельность субъектов Российской Федерации в вопросах осуществления права собственности чрезвычайно ограничена [3, 5].

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции.

От имени муниципальных образований права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления получили статус равноправного субъекта правовых, экономических, социальных отношений с другими органами государственной власти и управления, хозяйствующими субъектами и соответственно должны выполнять возложенные на них функции, что невозможно без наличия муниципальной собственности.

Таким образом, государственная собственность – это имущество, которое принадлежит на праве собственности Российской Федерации и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. К муниципальной собственности относится собственность муниципальных образований.

Источник: https://novainfo.ru/article/6197

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью

Управление государственным имуществом в субъектах рф

Говоря о разграничении полномочий в сфере управления государственной собственностью, прежде всего, необходимо определить, что же такое государственная собственность и как закон регламентирует данный правовой институт.

Право государственной собственности относится к праву публичной собственности, поскольку ее субъектами являются публично-правовые образования — государство и государственные образования [1. с.70].

Гражданский Кодекс Российской Федерации в ст. 214 (п.

1 и 2) части 1 определяет государственную собственность как имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъектами государственной собственности выступают:

–          народ Российской Федерации, осуществляющий право и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

–          государство в лице уполномоченных органов государственной власти, федерации и ее субъектов;

–          государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

В независимости от субъекта государственной собственности, Гражданский кодекс Российской Федерации, определяет право собственности через триаду полномочий собственника: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В то же время, управление государственной собственностью, так же основанное на триаде правомочий собственника, имеет некоторую специфику, а именно: осуществляется системой федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т. д.

Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются, в том числе, целями и задачами управления государственной собственностью, его четко определенными функциями, а так же объектами государственного имущества, и конечно же организационно-правовой формой предприятий.

В узком смысле управление государственной собственностью — это осуществление уполномоченными государственными органами с помощью механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью.

Само по себе управление собственностью — процесс во многом экономический и зачастую он далек от права, но не стоит забывать, что государство должно всегда действовать в рамках права, в особенности в вопросах государственной собственности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что государственная собственность управляется неэффективно, а регулирование данных процессов рассеяно по разнообразным нормативным актам, чаще всего подзаконным.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три группы:

–       Государственная федеральная собственность (собственность Российской Федерации);

–       Государственная собственность субъектов Российской Федерации (субфедеральная собственность);

–       Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

В соответствии с п. «г» ст.72 Конституции РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В п. «д» ст.

71 определено, что в ведении РФ находится федеральная собственность и управление ею.

Именно Российская Федерация определяет, какие объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности и как она управляется.

Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, считается федеральным.

Последнее разделено на федеральное имущество и имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Российской Федерации.

В свою очередь субъект федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Говоря о проблеме совершенствования правового регулирования предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, следует отметить, что выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии связано с необходимостью укрепления механизмов властвования в рамках права [2. с.4].

Исследуя данную тему, не следует забывать, что Российская Федерация представляет собой федеративное государство, вследствие чего в ее правовой системе одно из первых мест отводится правовому положению субъектов Федерации.

Государственная собственность является основой экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ и действующим законодательством.

При этом территориальная организация таких субъектов Российской Федерации как края (области) с входящими в их состав автономными округами предполагает значительные особенности как в механизме разграничения государственной собственности и доходов от нее, так и в управлении объектами государственной собственности [3.с.4].

В то же время, государственная собственность, а самое главное, ее эффективное использование имеет важнейшее значение для обеспечения стабильности бюджетов субъектов Федерации.

Организация государственной власти в федеративном государстве предполагает, что федерация обладает основными полномочиями по разграничению как предметов ведения и полномочия, так и налоговых доходов, составляющих основу бюджетов всех уровней.

Требования минимальной бюджетной обеспеченности обуславливает необходимость наличия у субъектов Федерации собственных источников доходов, обеспечивающих минимально необходимые расходы их бюджетов. Но распределение бюджетных налоговых доходов в Российской Федерации никогда не было справедливым.

Если существенная часть расходных статей часто перекладывается на бюджеты регионов, то распределение налоговых доходов остается в соотношении 60/40 в пользу Федерации. В этой связи эффективное управление государственной собственностью субъекта Федерации, приводящее к повышению доходов бюджета, приобретает все большее значение.

Вместе с тем, перераспределение властных полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, рассматриваемое в комплексе, предполагает необходимость передачи соответствующим органам власти не только полномочий, но и имущества, необходимого для их реализации [3.с.4].

Тем самым, государство, делегируя часть собственности и соответственно управление ее, пытается, как можно более рационально распорядиться средствами бюджета, преумножить их. В последнее время законодатель начал задумываться о новых формах и способах этого преумножения и одним из вариантов является государственно-частное партнерство.

В настоящее время, финансовые обязательства государства в развитии социально-экономических сфер очень быстро растут, поскольку данные отрасли являются капиталоёмкими и низкоприбыльными, а государственный бюджет не в состоянии самостоятельно обеспечивать поддержку этих отраслей.

В этой ситуации разумно привлекать средства из частного сектора. Такой симбиоз может быть полезен для обеих сторон. Бизнесу удобно, что государство оплачивает вложения инвестора в рассрочку. В этом случае возврат инвестиций осуществляется за счёт налоговых поступлений государства с учётом оговорённого ранее процента.

К тому же, инвестор может вернуть свои средства за счёт взимания платы потребителей той или иной услуги. И, наконец, можно совместить оба способа возврата денег — частично из госбюджета, частично за счёт оплаты потребителями услуг.

Такое взаимодействие частного и государственного капиталов носит название государственно-частное партнёрство [4.с.14].

Государственно-частное партнёрство это такое взаимодействие сторон, при котором, государство привлекает частный бизнес в проекты, важные с социальной точки зрения для региона или страны в целом.

Государственно-частное партнёрство позволяет государству:

–          при сохранении объекта в общественной собственности передавать его во владение и пользование частному сектору на возвратной основе при соблюдении строгого контроля за деятельностью частной компании;

–          переложить функции строительства, эксплуатации, содержания объектов общественной собственности, в первую очередь в сфере производственной и социальной инфраструктуры, на частный сектор;

–          обеспечить техническое и технологическое развитие государственных и муниципальных производств, объектов и услуг;

–          создать условия и предпосылки для эффективного функционирования производственных объектов, находящихся в общественной собственности, оптимального управления ими, рациональной эксплуатации природных ресурсов, защиты окружающей среды;

–          прерывать действие контракта в случае нарушения частной компанией его условий и положений, возвращать объект в государственное управление или передавать его другому хозяйствующему субъекту;

–          —более полно реализовывать принципы социальной справедливости при оптимизации государственного вмешательства в экономику;

–          формировать конкурентные рынки в сфере отдельных сегментов государственной и муниципальной собственности;

–          получать дополнительные платежи в бюджеты всех уровней [5.с.15].

В настоящее время законодательная база для государственно-частного партнерства имеется, но требуется активная ее доработка, прежде всего на федеральном уровне, поскольку на региональном уровне в ряде субъектов Российской Федерации существуют подобные законы, но они разрозненны.

К сожалению, на данный момент потребность в государственно-частном партнерстве со стороны государственных органов носит декларативный характер [5.с.15].

Однако, автор считает, что данная форма управления государственной собственностью является одной из наиболее приоритетных на сегодняшний день, а потому, требующей законодательной доработки и внедрения на практике.

Это позволит экономике Российской Федерации выйти на качественно новый уровень.

Подводя итог, хочется отметить, что все основные способы регулирования и управления государственной собственностью в общем и целом отработаны точно.

Однако, на современном этапе развития Российской Федерации, нашему государству требуется новый способ управления государственной собственностью и им может стать государственно-частное партнёрство.

При условии доработки законодательной базы в данной области, а так же учитывая результаты апробации данного правового института на практике в ряде регионов нашего государства.

Литература:

1.           Ахметьянова З. А. Вещное право: учебник. М.: Статут, 2011. 360 с.

2.           Московская П. Г. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в экономической сфере (на примере Приволжского федерального округа): автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М., 2004

3.           Кулешов Е. В. Управление государственной собственностью в сложносоставных субъектах РФ: Дис…. канд. юрид. наук: 12.00.14: Москва, 2004 190 c.

4.           Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006.

5.           Барьеры развития механизма ГЧП в России.–М.; НПФ «Экспертный институт», 2010

Основные термины(генерируются автоматически): государственная собственность, Российская Федерация, муниципальная собственность, государственная власть, государственно-частное партнерство, государство, общественная собственность, федеральная собственность, частный сектор, Гражданский кодекс.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5463/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.