Управление государственной собственностью в рф

Особенности управления государственной собственностью в российской федерации

Управление государственной собственностью в рф

Особенности управления государственной собственностью в российской федерации

О.Г. Дмитриева,

доктор экономических наук, профессор,

первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам

Государственной думы ФС РФ

e-mail: Dmitrieva@duma.gov.ru

В последнее время при анализе экономики России и действий Правительства неизменно отмечают излишнее присутствие государства в экономике: административные барьеры, чиновничий произвол, невозможность делать бизнес и добиваться успеха без надежных связей и контактов в государственном аппарате всех уровней.

Однако, эта зависимость бизнеса от чиновничьих решений отнюдь не является принципом государственного регулирования, а представляет собой способ перераспределения собственности и годового дохода страны в пользу правящей бюрократии с использованием государственного аппарата.

Это можно назвать государственной мафией, организованной коррупционным механизмом, однако ничего общего с традиционным государственным регулированием это не имеет.

Поэтому совершенно бесполезно к деятельности коррумпированного чиновничьего механизма относится как к форме государственного регулирования, и рассматривать увеличение размера коррупции и коррупционных схем как увеличение роли государства. Увеличение размера коррупции и доли коррупционной ренты в цене продукции отнюдь не тождественно усилению роли государства.

Присутствие государства в экономике России следует анализировать с точки зрения исполнения традиционных функций государственного регулирования. Для начала условно разделим функции и инструменты государственного регулирования на прямые и косвенные.

К прямым формам государственного регулирования можно отнести:

· бюджет и бюджетное финансирование;

· государственная собственность и управление государственной собственностью – бюджетные, казенные учреждения, государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, пакеты государства в акционерных обществах;

· государственные закупки и закупки предприятий с государственной собственностью.

К косвенным формам государственного регулирования следует отнести:

· налоговые и таможенные инструменты;

· предоставление инфраструктурных услуг;

· финансовая политика, кредитование;

· административное регулирование: лицензирование, сертификация, разрешения;

· продажа (предоставление) факторов производства.

Акционерные общества – крупнейшие плательщики дивидендов в федеральный бюджет в 2011 году

Список компаний Пакет акций (доля) РФ, % (2011 г.) Чистая прибыль по итогам деятельности в 2010 г., млн. руб. Сумма перечисленных дивидендов на пакет акций РФ, млн. руб. % ЧП, направленный на выплату дивидендов Доля в общем объеме, %
ОАО “Газпром” 38,4 364 577,3 34 974,4 25,0 47,8
Компания “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.” 1 привел. Акция класса R 12789,6 17,5
ОАО “Зарубежнефть” 100,0 20 815,9 10 458,1 25,0 14,3
ОАО “Внешторгбанк” 75,5 43 342,8 4 580,5 14,0 6,3
ОАО “РЖД” 100,0 64 400,0 3 985,4 5,1 5,5
ОАО “ФСК “ЕЭС” 79,5 32 312,0 2 048,7 4,4 2,8
ОАО “РусГидро” 58,1 37 962,9 1 447,3 6,6 2,0
ОАО “Алроса” 50,9 8 777,2 933,5 20,9 1,3
ОАО “Совкомфлот” 100,0 955,6 1 000,0 104,6 1,4
ОАО “АИЖК” 100,0 8 334,1 833,4 10,0 1,1
ИТОГО: 581 477,8 73 050,9 100,0

Источник: [8].

При этом по ряду указанных акционерных обществ размер вознаграждений членам Совета директоров и топ-менеджмента превышает сумму перечисленных дивидендов. Так, в 2011 году ОАО “Внешторгбанк” перечислило дивидендов на сумму 4 млрд. 580,5 млн. рублей.

По собственной оценке Председателя Правления, совокупные вознаграждения топ-менеджмента Группы ВТБ за этот же период составило 5,7 млрд. рублей [9]. ОАО “РусГидро” выплатило дивидендов в пользу государства в объеме 1 млрд. 447,3 млн. рублей, при этом по данным отчетности по МСФО и Годового отчета за 2011 год, выплата вознаграждений топ-менеджменту составила 1,7 млрд.

рублей, опционная программа для менеджмента 0,763 млрд. рублей и пенсионная программа свыше 0,5 млрд. рублей государства [3]. Таким образом, в ОАО “РусГидро” совокупные выплаты топ-менеджменту в два раза превысили объем дивидендов в пользу государства (доля государства на конце 2011 года в ОАО “РусГидро” составила 57,97%). ОАО “Алроса” перечислило дивидендов на сумму 0,934 млрд.

рублей, при этом совокупный объем вознаграждений Правлению и Совету директоров, по данным отчетности МСФО, составил 0,685 млрд. рублей [25].

Самым слабым элементом управления государственной собственностью является управление пакетами акций государства в акционерных обществах. В общественном сознании прочно укоренилось, что Газпром и Роснефть являются государственными кампаниями. На самом деле по статусу они являются акционерными обществами с контрольным пакетом государства.

Однако, при этом отсутствуют регулятивные нормативные инструменты, как должны действовать эти компании, какие функции должны осуществлять представители государства. Вплоть до настоящего времени не принят закон об управлении пакетом акций государства в акционерных обществах.

Более того, отказ от какого бы то ни было государственного регулирования дошло до абсурдной стадии, что проявилось в распоряжении Президента от 4 августа 2011 года. Смысл этого распоряжения заключается в том, что представлять государство в Совете директоров акционерного общества должны не чиновники, а независимые директора.

Это значит, что государство свою собственность отдает в управление за высокое вознаграждение абсолютно независимому от государства субъекту. Далее, предложено в случае неэффективного менеджмента независимых директоров с ними судиться.

Однако, далее выясняется, что если ущерб будет значительным, и суд иск удовлетворит, то у независимого директора не будет доходов и собственности, чтобы компенсировать ущерб. Поэтому выдвигается идея о страховании гражданской ответственности независимых директоров.

В результате страховые платежи будут относиться на расходы компании и либо приведут к переносу издержек на потребителя (росту цены или тарифа), либо уменьшат прибыль, причитающуюся государству. Таким образом, менеджмент будет управлять государственной собственностью как частной, и при этом не будет иметь предпринимательских рисков. Взаимодействие собственника и менеджмента осуществляется не через прямое подчинение (указания и команды), а менеджменту предоставлена полная самостоятельность, любые риски страхуются, а действия оспариваются через суд.

В условиях отсутствия закона об управлении акций государства в акционерных обществах, деятельность представителей государства в советах директоров никак не регулируется.

Поэтому не случайно такая форма управления демонстрирует падение производительности труда в соответствующих отраслях: электроэнергетика, газовая промышленность и нефтяная промышленность.

В этих отраслях производительность труда легко измеряема, поскольку производится однородный продукт.

Во всех трех отраслях наблюдается падение производительности труда в 1,7-3 раза по сравнению с концом советского периода (см. табл. 3).

Таблица 3

Динамика производительности труда в нефтяной, газовой промышленности и электроэнергетике

Отрасль Объем продукции в натуральном выражении на 1 занятого
Нефтедобывающая промышленность, т/чел 3769,2 1211,2 1002,6 1146,3 1312,3 1565,0
Электроэнергетика, млн. кВт/ч/чел. 1,98 0,96 0,95 0,96 1,03 1,07
Газовая промышленность, млн. м3/чел. 23,92 9,43 8,86 8,49 8,59 8,44

Рассчитано по: [21].

Как видно из данных таблиц 3 и 4, при возросшей численности во всех анализируемых отраслях производится примерно такой же объем натурального продукта, что на конец советского периода.

Таблица 4

Динамика объемов производства нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетике и черной металлургии

Отрасль Темп объемов произведенной продукции, % Темп численности занятых, % Производительность труда, %
2004/1990 2004/1990 2004/1990
Нефтедобывающая промышленность 89,00% 213,90% 41,60%
Электроэнергетика 86,10% 159,30% 57,90%
Газовая промышленность 98,80% 277,80% 35,40%
Металлургия черная 82,30% 84,80% 97,00%

Рассчитано по: [21].

Одновременно, в этих отраслях наблюдается неоправданный рост издержек производства. Наиболее ярким показателем является рост заработной платы относительно средней (см. табл. 5).

Таблица 5

Особенности управления государственной собственностью в российской федерации

О.Г. Дмитриева,

доктор экономических наук, профессор,

первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам

Государственной думы ФС РФ

e-mail: Dmitrieva@duma.gov.ru

В последнее время при анализе экономики России и действий Правительства неизменно отмечают излишнее присутствие государства в экономике: административные барьеры, чиновничий произвол, невозможность делать бизнес и добиваться успеха без надежных связей и контактов в государственном аппарате всех уровней.

Однако, эта зависимость бизнеса от чиновничьих решений отнюдь не является принципом государственного регулирования, а представляет собой способ перераспределения собственности и годового дохода страны в пользу правящей бюрократии с использованием государственного аппарата.

Это можно назвать государственной мафией, организованной коррупционным механизмом, однако ничего общего с традиционным государственным регулированием это не имеет.

Поэтому совершенно бесполезно к деятельности коррумпированного чиновничьего механизма относится как к форме государственного регулирования, и рассматривать увеличение размера коррупции и коррупционных схем как увеличение роли государства. Увеличение размера коррупции и доли коррупционной ренты в цене продукции отнюдь не тождественно усилению роли государства.

Присутствие государства в экономике России следует анализировать с точки зрения исполнения традиционных функций государственного регулирования. Для начала условно разделим функции и инструменты государственного регулирования на прямые и косвенные.

К прямым формам государственного регулирования можно отнести:

· бюджет и бюджетное финансирование;

· государственная собственность и управление государственной собственностью – бюджетные, казенные учреждения, государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, пакеты государства в акционерных обществах;

· государственные закупки и закупки предприятий с государственной собственностью.

К косвенным формам государственного регулирования следует отнести:

· налоговые и таможенные инструменты;

· предоставление инфраструктурных услуг;

· финансовая политика, кредитование;

· административное регулирование: лицензирование, сертификация, разрешения;

· продажа (предоставление) факторов производства.



Источник: https://infopedia.su/9xb317.html

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом

Управление государственной собственностью в рф

Согласно положениям российской Конституции, государственная собственность в нашей стране делится на федеральную и региональную. Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Данное полномочие относится к ведению федеральных государственных структур, о деятельности которых будет подробно рассказано далее.

Понятие федеральной собственности

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. Это имущество, а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса. Вот что относится к имуществу федерального характера:

  • оборонное производство и его объекты;
  • автомобильные дороги и организации, их обслуживающие;
  • объекты народного хозяйства;
  • вооруженные силы и войсковое имущество;
  • природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия.

К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько государственных органов, распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи.

Над всеми органами власти находится глава государства – президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью.

Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной исполнительный орган власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений – судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Цели и задачи работы

Для чего вообще необходимо управление объектами федеральной собственности? Какие цели и задачи стоят при реализации рассматриваемой политики? Во-первых, необходимо качественное обеспечение свободной хозяйственной деятельности и единства социально-экономического пространства. Должна разрабатываться инвестиционная политика. Необходимо также принимать меры по ее реализации.

Во-вторых, социально-экономическое развитие необходимо качественно прогнозировать. Для этого следует учитывать имеющуюся собственность, а также сравнивать ее с показателями прошлых лет. Нужно формировать мобилизационный экономический план, с помощью которого можно было бы обеспечивать функционирование всех государственных отраслей.

Принципы работы

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:

  • обеспечение единства социально-экономического пространства;
  • формирование экономического плана по реализации работ в оборонных отраслях;
  • планирование деятельности инвестиционного характера с принятием мер по ее последующей реализации;
  • реализация государственной политики в сфере международного и финансово-экономического взаимодействия;
  • принятие мер по защите российского производителя.

Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени – российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Счетная палата является неправительственным органом, который осуществляет контроль за эффективностью траты средств из общегосударственного бюджета. Формируется Счетная палата по распоряжению Федерального собрания, то есть Парламента.

Государственная Дума РФ, нижняя парламентская палата, наделяет рассматриваемый орган полномочиями, а также назначает его председателя. Совет Федерации, верхняя палата Собрания, назначает на должность зам. руководителя Счетной палаты.

В своей деятельности представленный орган руководствуется Конституцией и отдельными федеральными законами.

В полномочия Счетной палаты входят следующие моменты:

  • исполнение федерального бюджета;
  • контроль за банковской системой;
  • проведение экспертиз и проверок;
  • информирование парламентских палат о выполняемой работе;
  • контроль за средствами внебюджетного характера.

Отдельно следует заметить, что Счетная палата обязана активно взаимодействовать с прочими федеральными службами, собственность государства для которых является основным предметом деятельности.

Министерство экономического развития

Федеральная собственность Российской Федерации находится под управлением множества правительственных министерств. При этом основной инстанцией здесь будет Минэкономразвития – министерство, обладающее большим количеством полномочий в области народного хозяйства. В задачи представленного министерства входит следующее:

  • прогнозирование производственных объемов и активное формирование политики по приватизации;
  • составление предложений по формированию и внедрению в действие экономического государственного сектора, а также прогнозирование его дальнейшей работы;
  • активное участие в управлении федеральной собственностью и в создании качественной приватизационной политики;
  • работа с планами по реформированию и ведению общего методического управления предприятиями и властными институтами.

Министерство должно активно сотрудничать с прочими правительственными инстанциями, а также со Счетной палатой РФ.

Общая характеристика Росимущества (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом)

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства – так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Компетенция Росимущества

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые. Вот, что здесь следует выделить:

  • формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах;
  • организация и контроль приватизационной программы;
  • оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу;
  • изъятие госимущества, переданного в оперативное управление;
  • учет арендных договоров;
  • предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении;
  • назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок;
  • проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса.

Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации.

Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.

Источник: https://FB.ru/article/351999/kto-upravlyaet-federalnoy-sobstvennostyu-v-rf-federalnoe-agentstvo-po-upravleniyu-federalnyim-imuschestvom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.