Учет объектов муниципального имущества

Субъектами. Учет и регистрация муниципальной собственности

Учет объектов муниципального имущества

Муниципальные предприятия (МП)создаются, как правило, в производственной сфере (водоснабжение, городской транспорт и др.), где возможно (но не обязательно) получение прибыли, а муниципальные учреждения (МУ)в сферах, требующих бюджетного финансирования (образование, здравоохранение, культура и т.п.).

Функции органов местного самоуправления:

– определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

– осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

– утверждают их уставы;

– назначают и увольняют руководителей;

– заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий и учреждений строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Принимая решение о создании муниципального предприятия или учреждения, органы местного самоуправления должны сопоставлять эффективность данного решения с другими вариантами, например, с привлечением для производства соответствующей продукции или оказания услуг частного сектора.

Муниципальное учреждение – это нагрузка на бюджет, но в тоже время МУ является исполнителем вопросов местного значения, то есть своеобразной исполнительной структурой. Оно создается для исполнения социально-культурных функций, как правило, за счет бюджетных средств. Учреждение может оказывать и платные услуги, но получение дохода не является его самоцелью.

В соответствии со ст. 53 ФЗ-№ 131 органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты трудаработников муниципальных предприятий и учреждений.

В муниципальных образованиях, которые получают дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальные предприятия, как и государственные предприятия, показали себя малоэффективной структурой, и обычно они либо превращаются в акционерные общества, либо работают без прибыли, фактически превращаясь в учреждения.

Любые преференции муниципальным предприятиям не только создают нагрузку на бюджет, но и разрушают конкурентную среду.

Создавать муниципальные предприятия имеет смысл только в тех случаях, когда рынок не справляется с поставками определенных видов социально важных товаров и услуг.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории.

Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, предусмотренных законом.

Важная задача во взаимоотношениях муниципалитета с немуниципальными хозяйствующими субъектами – поддержка малого и среднего бизнеса.

Это позволяет решать ряд местных проблем с наименьшими затратами, создавать новые рабочие места, разрушает монополию некоторых муниципальных служб.

Во многих муниципальных образованиях разработаны и осуществляются местные программы поддержки малого и среднего бизнеса, созданы соответствующие фонды поддержки.

Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно отличить его от других объектов.

Учетфункция управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации о хозяйственных процессах и их результатах, используемых ресурсах и их движении, использовании и наличии резервов и т.п. Существуют 1) оперативный, 2) бухгалтерский и 3) статистический виды учета.

Исходным элементом построения системы управления, основой принятия управленческих решений по распоряжению собственностью является информация о состоянии объектов собственности. Главным источником такой информации является реестр муниципального имущества.

Под реестром понимается информационная система, представ­ляющая собой совокупность баз данных, содержащих перечни объек­тов учета и информацию о них.

Объектами учета реестра являются:

а) муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, органы власти и управления муниципального образования, юридические лица, являющиеся балансодержателями муниципального имущества;

б) земельные участки, находящиеся в пользовании органов власти и управления муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также иные земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости,
являющиеся собственностью муниципального образования;

в) муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за муниципальным учреждением;

г) недвижимое имущество, относящееся к казне муниципального образования;

д) объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности муниципального образования;

е) находящиеся в муниципальной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них муниципальное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

ж) иное находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

Данными об объектах учета являются сведения, характеризую­щие эти объекты (место нахождения, площадь, стоимость, наличие обременении и т.п.).

Пополнение реестра, внесение изменений и дополнений в ре­естр в части уточнения площадей или иных технических данных объ­ектов – в рабочем порядке, в части внесения (исключения) объектов – только на основании нормативного акта органа местного самоуправ­ления.

Информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством РФ по надлежаще оформленному письменному запро­су. Одной из форм предоставления информации является выписка из реестра муниципального имущества.

Государственная регистрация – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обремене­ния), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация права муниципальной собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ФЗ №122 от 21.07.1997 г. и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Государственная регистрацияявляется единственным доказательством существования зарегистрированного права муниципальной собственности. Зарегистриро­ванное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту на­хождения недвижимого имущества в пределах регистрационного ок­руга.

Регистрационный округ – территория, на которой действует уч­реждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрационные ок­руга создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных единиц.

Государственная регистрация прав проводится на основании за­явления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверен­ности.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Отказ в го­сударственной регистрации прав может быть обжалован заинтересо­ванным лицом в суде, арбитражном суде.

Проверка юридической силы представленных на государствен­ную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществ­ляется учреждением юстиции по регистрации прав.

Вопросы:

1. В какой сфере создаются Муниципальные предприятия (МП)?

2. Функции органов местного самоуправления в работе МП?

3. Что такое «муниципальное учреждение» и для чего оно создается?

4. Какой размер оплаты труда у работников муниципальных предприятий и учреждений?

5. Когда имеет смысл создавать муниципальные предприятия?

6. На чем строятся отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не находящимися в муниципальной собственности?

7. Какая важная задача стоит во взаимоотношениях муниципалитета с немуниципальными хозяйствующими субъектами и какие задачи это позволяет решать?

8. В чем заключается функция управления – учет и какие виды учета существует?

9. Что такое «данные» об объектах учета?

10. Что понимается под реестром муниципального имущества?

11. Что является объектом учета реестра?

12. Какие сведения характеризуют объекты учета?

13. Кому может предоставляться информация об объектах учета, содержащаяся в реестре?

14. На основании чего могут вносится изменения и дополнения в реестр?

15. В чем смысл государственной регистрации?

16. Чем является Государственная регистрация?

17. Где осуществляется Государственная регистрация прав?

18. На основании чего проводится Государственная регистрация прав?

19. Как осуществляется Государственная регистрация?

20. Где осуществляется государственная регистрация?

Источник: https://cyberpedia.su/11xefe0.html

Реестр муниципальной собственности: порядок ведения, состав и выписка

Учет объектов муниципального имущества

До того как в 1999 году был введен государственный регистр, объекты собственности муниципалитета учитывались посредством Бюро технической инвентаризации (БТИ). После того как были переданы документы на местах и образован реестр муниципальной собственности, власти получили возможность предоставлять сведения о параметрах тех или иных объектах, которые принадлежат муниципалитету.

Утверждение

Внедрению реестра главным образом препятствовало отсутствие конкретной правовой основы на местах, где бы регламентировались нюансы регистрации и разграничения собственности.

Поэтому сначала муниципальные власти во многих регионах вели учет своего имущества в упрощенном виде.

В некоторых из них лишь спустя годы осуществлялось утверждение реестра муниципальной собственности, на основании которого начинали вести правильный учет.

Формирование

Учет и формирование соответствующей собственности сопровождается следующими моментами:

  • Четким разграничением и координированием действий структур государственного и муниципального уровня.
  • Гарантией гласности и прозрачности процедур.
  • Предоставлением равного доступа разным субъектам к выполнению сделок с муниципальными объектами.
  • Защитой интересов имущества определенного сообщества относительно имущества муниципалитета.
  • Образованием главных факторов имущественной инфраструктуры, которое способно задействовать механизмы рынка.

Задачи

Увеличение эффективности управления собственностью муниципального образования связано с появлением новых компьютерных технологий, информационных систем, улучшением степени квалификации служащих. На основании соответствующих данных создается база, которая обеспечивает выполнение следующих задач:

  • Образование единой системы учета и отчетности по расходам и доходам.
  • Прозрачность сведений, предоставляемых для заинтересованных лиц, в том числе для местных властей и сообществ.
  • Ведение статистики.
  • Получение самых актуальных сведений в оперативном режиме с целью быстрого принятия управленческих решений.
  • Увеличение успешности пользования собственностью муниципального образования.

Что подлежит учету?

Учет соответствующего имущества – это важный элемент в действиях местных властей. Он состоит из описания объекта с указанием определенных особенностей, которые помогают однозначно отличить его от иных объектов. Сведениями соответствующего учета являются данные, которые характеризуют объекты.

Включение в реестр муниципальной собственности обеспечивает учет недвижимого имущества, наделов земли с находящимися на них зданиями и сооружениями. Наделы земли получают идентификационные номера по кадастру, которые связаны с номерами построек на них.

На этих сведениях учета базируется деятельность системы госрегистрации прав на недвижимость.

Имущество, которое передается на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет МУ или МУП, а если оно передается в пользование, то уполномоченным управленческим органом.

Объекты реестра

Как в случае с реестром государственной собственности, так и с реестром муниципальной собственности он представляет собой документ, который подтверждает право собственности субъектов на определенные объекты. Это система, состоящая из совокупности принципов БД программно-технического и методологического характера, в которых содержатся списки объектов учета и требуемая информация о них.

К объектам учета муниципальной собственности относятся:

  • Муниципальные наделы земли.
  • Водные объекты, лесные участки, недра и иные природные ресурсы, принадлежащие муниципалитету.
  • МУПы, которые занимаются хозяйственным ведением и управлением соответствующего имущества.
  • Вклады, акции и доли товариществ и хозяйственных обществ, которые принадлежат муниципалитету.

К отдельному движимому и недвижимому имуществу можно отнести как жилые, так и нежилые здания, производственные комплексы, помещения, объекты, находящиеся на стадии незавершенного строительства, транспорт, инженерные коммуникации, объекты интеллектуальной собственности, инвентарь, реклама, включая переданные физлицам и юрлицам, а аренду, в пользование на безвозмездной основе, в доверительное управление и по другим основаниям.

Обязанности руководителей

Реестр муниципальной собственности принадлежит непосредственно муниципальному образованию. Он содержится в специальном комитете по имущественному и земельному управлению, а ведется отделами, на руководителей которых возложена личная ответственность за правильный и своевременный учет. Начальники обязаны:

  • Обеспечивать организационными и методическими программами, необходимыми для ведения БД.
  • Организовывать защиту информации от потерь и искажений.
  • Предоставлять сведения, которые содержатся в реестре.

Сведениями о соответствующих объектах являются данные, которые характеризуют их, включая особенности, помогающие точно определить отличие от иных объектов, данные судебных и распорядительных бумаг, где подтверждается перевод права собственности и иных прав. Таким образом, в реестре собственности муниципального образования содержится следующая информация:

  • Состав.
  • Метод приобретения.
  • Цена.
  • Период постановки на учет.
  • Износ.
  • Иные данные, которые соответствуют требованиям закона о бухучете.
  • Информация о решениях по передаче имущества в пользование.
  • Иных распорядительных актах, включая те, в которых имущество исключается из состава казны муниципалитета, так же, как и возвращается в нее.

Требования, которые предъявляются к сведениям, заносимым в реестр, указаны в разных правовых актах. Одним из них является Приказ Министерства экономразвития № 424 от 2011 г.

Образец реестра муниципальной собственности представлен в статье.

Ведение

Местные власти обязаны обеспечивать заинтересованных лиц соответствующей информацией. Вместе с тем реализуется надежная база информационного и юридического характера для учета собственности муниципального образования и его успешного управления.

Ведение реестра муниципальной собственности осуществляется как на бумажных, так и на электронных носителях.

Это – информация о количестве, стоимости, правовом и техническом описании, в том числе объекты незавершенного строительства, с указанием износа, необходимости проведения ремонтных работ и так далее.

Под ведением реестра муниципальной собственности подразумевается процесс сбора, регистрации и обработки сведений о состоянии и движении соответствующего имущества по отчетности, требуемой для управления.

Сбор всей информации осуществляется соответствующими правовыми актами, распоряжениями главы муниципалитета, приказами отраслевых управлений.

Регистрация сведений об объектах имущества муниципалитета – это выполнение следующих записей в БД:

  • Главных реквизитов и содержания любых распоряжений, относительно этого объекта.
  • Главных реквизитов и содержания иных документов, в которых подтверждается исполнение распоряжений (соглашений, договоров, соответствующих актов и прочих бумаг).
  • Данных о положении объекта, его изменении и иной информации относительно него.
  • Сведений квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Основание

Информация представляется в соответствующий комитет физлицами и юрлицами, которые используют имущество, принадлежащее муниципалитету. В реестр муниципальной собственности включаются, так же как и исключаются, объекты по следующим основаниям:

  • Правовому акту РФ.
  • Постановлению Правительства РФ.
  • Решению или иному правовому акту региональной и муниципальной власти.
  • Решению суда.
  • Договору ГПХ.
  • Приказу руководителя комитета.

Моментом, когда сведения включаются в реестр и исключается из него, является дата подписания документа сторонами. В записи должны отражаться также основные реквизиты договоров.

Обработка информации в реестре объектов муниципальной собственности — это:

  • Проставление даты принятия документа должностным лицом с названием его должности и расшифровки подписи.
  • Проставления даты внесения сведений в реестр.
  • Вложение бумаги или электронного носителя в папки для текущего хранения с присвоением индивидуального номера хранения по порядку.
  • Выполнение копии электронного документа.

Имущество казны муниципалитета

Реестр, как правило, состоит из нижеследующих частей:

  • Имущества природных объектов.
  • Имущества МУП, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения.
  • Имущества МУ, принадлежащего ему на праве оперативного управления.
  • Доли акций в уставном капитале товарищества и хозяйственных обществ.
  • Имущество казны муниципалитета.

Право собственности на имущество муниципальной казны учитывается, оформляется и регистрируется комитетом на основе специального документа. Оно отражается на балансе комитета. Движение осуществляется посредством внесения в соответствующие разделы данных.

Реестр о казне муниципалитета представляет собой автоматизированную информационную систему, которая построена на программно-технических и методологических принципах, совокупность БД и бумаг, ведущихся уполномоченным органом в пределах определенных полномочий. В нем содержатся следующие данные:

  • Описание индивидуальных особенностей, казны, которая идентифицирует объект.
  • Балансовая стоимость объекта имущества, основание и дата установки.
  • Когда была совершена последняя инвентаризация.
  • Наличие права собственности с указанием необходимых реквизитов.
  • Данные об обременениях.
  • Сведения, которые содержатся в реестре, могут быть предоставлены любым лицам, согласно действующему законодательству. Информация по запросу предоставляется в срок, который в нем указан. Частным лицам она предоставляется по заявлению с предъявлением бумаг, которые подтверждают полномочия представителя юрлица или удостоверяют личность физлица. Также комитет выдает сведения и о лицах, которые получили данные об объекте имущества муниципалитета.

Ведение реестра – это неотделимая часть учета объектов, так как он служит для подтверждения права собственности муниципалитета. Документом, подтверждающим это право, является выписка из реестра муниципальной собственности.

Ответственность

Неправильное ведение реестра является правонарушением, за которое уполномоченные лица несут юридическую ответственность. Основными нарушениями в данном случае являются следующие:

  • Объекты разных уровней не покрывают территорию без разрывов.
  • Данные о номерах по кадастру и технический учет отсутствует.
  • Сведения о правоустанавливающих бумагах отсутствуют (или нет непосредственно документов).

Реестр имущества муниципальной собственности – не тождественен госрегистрации прав на соответствующее имущество.

Такое имущество не может передаваться в аренду. Если оно закреплено за собственником или приобретено бюджетной организацией, то для этого действия следует изначально получить согласие собственника. Об этом говорится в ч. 3 ст.

298 ГК РФ. В рамках оперативного управления соответствующие организации вправе и самостоятельно распоряжаться имуществом.

Для сдачи в аренду следует заключить договор, который соответствует положениям Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.

Реестр нельзя вести, если имущество используется не по назначению и не соответствует целям приобретения. В случае с землей ею можно пользоваться, согласно виду разрешенного использования, а строительство может осуществляться только там, где это разрешено.

Заключение

Из статьи мы узнали об основных моментах и порядке ведения реестра муниципальной собственности. Он служит подтверждением права собственности, поэтому данные должны вноситься грамотно и в полном объеме. Если при этом допускаются ошибки и вносятся неверные сведения, то должностные лица привлекаются к административной ответственности.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1684050582500805141/reestr-munitsipalnoj-sobstvennosti-poryadok-vedeniya-sostav-i-vypiska/

Учет муниципальной собственности: в ч. 6 ст. 50 федерального закона 2003 г. предусматривается

Учет объектов муниципального имущества
В ч. 6 ст. 50 Федерального закона 2003 г. предусматривается не­обходимость учета муниципального имущества. Это положение яв­

ляется новеллой федерального законодательства. До принятия ука­занного закона порядок учета муниципального имущества регули­ровался исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с ч.

6 ст. 50 Закона поря­док учета муниципального имущества будет регулироваться отдель­ным федеральным законом. В отсутствие соответствующего феде­рального закона органы местного самоуправления вправе осуществ­лять собственное правовое регулирование отношений в сфере учета муниципального имущества.

Учет муниципального имущества предполагает ведение органа­ми местного самоуправления реестра объектов муниципальной соб­ственности. В реестре, как правило, учитываются объекты недви­жимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности.

При наличии соответствующих возможностей представительные органы муниципальных образований могут принимать решения об учете отдельных объектов движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Например, органами местного само­управления может вестись учет в отношении транспортных средств, акций, долей, вкладов хозяйственных обществ и товариществ, а так­же объектов движимого имущества, превышающего определенную стоимость (например, в г. Омске подлежит учету движимое имуще­ство муниципальных учреждений, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.).

Ведение реестра объектов муниципальной собственности может осуществляться по двум основным принципам:

1) в зависимости от того, является ли муниципальное имущест­во казенным или нет, могут вестись реестры казенного имущества, имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципаль­ных учреждений, органов местного самоуправления;

2) в зависимости от вида муниципального имущества могут вес­тись реестры жилых помещений, нежилых помещений, зданий, строе­ний, сооружений, объектов инженерной и иной инфраструктуры, ав­томобильных дорог, природных объектов (земельных участков, лес­ных участков, обособленных водных объектов, особо охраняемых природных территорий и т.п.), предприятий как имущественных комплексов, долей муниципальных образований в объектах общей долевой собственности и т.д.

В соответствии с Решением Омского городского Совета «Об ут­верждении Положения о реестре муниципального имущества города Омска» от 22 декабря 2004 г.

а № 223 под реестром муниципального имущества понимается информационная система, представляющая собой построенную на единых методологических и программно­технических принципах муниципальную базу данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Реестр муниципального имущества ведется департаментом не­движимости администрации г. Омска (на магнитных носителях).

Он включает базу данных муниципального имущества, в том числе имущества, включенного в состав муниципальной казны, и базу данных муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

Ведение базы данных муниципального имущества оз­начает занесение в нее объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета.

Все изменения состояния объектов муниципальной собственно­сти, связанные с их отчуждением либо иным изменением формы собственности, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией или реорганизацией муниципальных унитарных предприятий (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную ор­ганизационно-правовую форму), подлежат отражению в реестре муниципального имущества.

Документами, являющимися основаниями для включения, вне­сения изменений, дополнений или исключения из реестра муници­пального имущества, являются:

1) правовые акты органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления;

2) вступившие в законную силу решения судов;

3) заключенные в установленном порядке договоры;

4) свидетельства о государственной регистрации прав на недви­жимое имущество;

5) документы отчетности муниципальных предприятий и учреж­дений;

6) документы инвентаризации, проводимой органами местного самоуправления;

7) иные документы в соответствии с законодательством.

Органы местного самоуправления предоставляют информацию,

содержащуюся в реестре муниципального имущества, в виде выпи­сок из соответствующего реестра.

Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Омской области, органам местного самоуправления, депутатам Омского го­родского Совета, Федеральной регистрационной службе, а также юридическим лицам по их объектам учета, информация об объектах учета предоставляется по их запросу, иным лицам — по их пись­менному заявлению при предъявлении физическим лицом докумен­та, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица — документов подтверждающих регистрацию данного юридического лица. Информация об объектах учета сооб­щается в 15-дневный срок с момента поступления запроса или за­явления.

Источник: https://knigi.news/munitsipalnoe/uchet-munitsipalnoy-sobstvennosti-53539.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.