Учет муниципальной недвижимости

Учёт и регистрация муниципальной собственности

Учет муниципальной недвижимости

НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса

Реферат

по дисциплине:     Муниципальный менеджмент

на тему: «УЧЁТ И РЕГИСТРАЦИЯ МУНИЦИАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

Студент      группы ЭТУ-07 Демьянова Т.И.                                              ____________

                                                                                                                              (подпись) 

Руководитель  Бушин С.А.                                                                            ___________

                                                                                             (подпись) 

Допустить к защите

Научный руководитель

«       » 2010 г.

ТУЛА – 2010

Введение……………………………………………………………………………3

Сущность муниципальной собственности………………………………………4

Учет муниципальной собственности…………………………………………….6

Порядок осуществления учета и ведения реестра  муниципальной собственности……………………………………………………………………..9

Особенности регистрации муниципальной собственности…………………..11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………14

Приложения………………………………………………………………………15

Введение

В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение прежде всего:

– в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности;

– в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять

муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность является определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики.

Она охватывает умелое использование и распоряжение: имеющимися в собственности муниципального образования денежными средствами, муниципальными предприятиями и организациями, зданиями и сооружениями как производственного, так и непроизводственного назначения, муниципальным жилым фондом и нежилыми помещениями, а также другим движимым и недвижимым имуществом.

Муниципальная собственность наряду с местным бюджетом и выборными органами местного самоуправления является существенным признаком понятия «муниципальное образование».

Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Сущность муниципальной собственности

Муниципальная собственность (имущество и финансы) является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.

Собственником муниципального имущества является муниципальное образование как юридическое лицо и субъект гражданского права1. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на это уставом муниципального образования, другими нормативно-правовыми актами.

Как всякий ответственный собственник муниципалитет обязан формировать свою имущественную политику, чтобы обеспечить:

– использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории;

– использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального и /или коммерческого эффекта;

– поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;

– эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и/или коммерческого эффекта;

– приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности;

Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты. Пример подобного документа («Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью»).

Наиболее часто встречаемые на практике недоработки муниципальной имущественной политики:

– недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду;

– препятствующее развитию муниципального образования искусственное сдерживание приватизации муниципальных предприятий, работающих в конкурентной среде, не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок;

– сохранение монопольного положения муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, препятствующее эффективному использованию имущественного комплекса ЖКХ;

– отсутствие системного подхода к формированию муниципальной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью.

Учет муниципальной собственности

Учет муниципальной собственности – сбор, регистрация и обобщение информации о муниципальной собственности.

Объект учета – объект муниципальной собственности, в отношении которого осуществляется учет и сведения о котором подлежат внесению в реестр муниципальной собственности

Реестр муниципальной собственности – информационная система, содержащая перечень объектов учета и сведения, характеризующие эти объекты.

Ведение реестра муниципальной собственности – внесение в реестр муниципальной собственности сведений об объектах учета, обновление этих сведений и исключение их из реестра муниципальной собственности1.

1. Объектами учета являются:

а) муниципальные унитарные предприятия;

б) муниципальные учреждения;

в) объекты, находящиеся в хозяйственном ведении;

г) объекты, находящиеся в оперативном управлении;

д) объекты, находящиеся в пользовании органов местного самоуправления;

е) акции или доли в уставных капиталах хозяйственных обществ;

ж) объекты, находящиеся во владении и/или пользовании коммерческих и некоммерческих организаций на основании соответствующих договоров или по иным основаниям;

з) объекты, не вошедшие в состав приватизированного имущества и находящиеся во владении и пользовании коммерческих организаций, созданных в процессе приватизации муниципальных предприятий;

и) объекты, находящиеся в общей собственности муниципального образования и иных субъектов гражданских прав;

к) объекты вновь создаваемые (возводимые) за счет средств муниципального бюджета;

л) земельные участки;

м) природные объекты;

н) объекты, составляющие казну муниципального образования.

В реестр муниципальной собственности подлежат внесению сведения о некоммерческих организациях, не являющихся учреждениями, участником которых выступает муниципальное образование.

Из объектов, перечисленных в подпунктах “а”-“к” пункта 1, учету подлежат объекты недвижимого имущества.

Объекты, составляющие казну муниципального образования, за исключением средств бюджета, внебюджетных и валютных фондов, подлежат учету независимо от вида объекта и его стоимости1.

Учет и ведение реестра муниципальной собственности в отношении земельных участков и природных объектов, а также учет средств муниципального бюджета, внебюджетных и валютных фондов регламентируются  другими положениями.

Учет муниципального имущества осуществляется администрацией муниципального образования путем ведения реестра муниципального имущества2.

В реестре муниципального имущества учитываются:

–  объекты недвижимого имущества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ (товариществ), закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;

– имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями (муниципальная казна). Кроме того, в реестре муниципального имущества также указываются данные об учитываемых объектах муниципального имущества (сведения, характеризующие эти объекты, место нахождения, стоимость, обременение и т.п.

Формирование и ведение реестра осуществляется в соответствии с порядком учета, установленным положением об учете муниципального имущества и о ведении реестра муниципальной собственности, утверждаемым Думой муниципального образования.

Все муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, органы местного самоуправления, муниципальные органы обязаны представлять документы о составе и движении имущества держателю реестра, определяемому Главой администрации, ежеквартально или по его запросам.

Информация об объектах муниципального имущества, содержащаяся в реестре, представляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации по их запросу либо по письменному заявлению не позднее одного месяца с момента получения запроса, заявления.

Порядок осуществления учета и ведения реестра  муниципальной собственности

Внесение в реестр муниципальной собственности сведений об объектах учета, внесение изменений и дополнений в эти сведения, а также исключение этих сведений из реестра осуществляются на основании правоустанавливающих документов или копий этих документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

– актов органов государственной власти (государственных органов);

– вступивших в силу договоров или иных сделок;

– вступивших в законную силу решений судов;

– данных бухгалтерской и статистической отчетности соответствующих организаций;

– учредительных документов организаций;

– актов об инвентаризации имущества.

Документы, служащие основанием для включения в реестр  сведений об объектах учета, внесения изменений и дополнений в эти сведения или исключения этих сведений из реестра, должны направляться в компетентный орган (чаще всего комитет по управлению имуществом) в течение 15 рабочих дней со дня их принятия или вступления в силу, если законодательством не установлен иной срок представления. Основанием для включения в реестр является заявление (приложение 1).

Сведения об объектах учета и подтверждающие их документы предоставляются по запросу комитета организациями, располагающими такими сведениями, в том числе:

– территориальными структурными  подразделениями администрации;

– организациями по учету объектов недвижимости;

– учреждениями юстиции, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– коммерческими и некоммерческими организациями.

Если иное не установлено законодательством, сведения об муниципальной собственности предоставляются комитету бесплатно в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса.

Порядок предоставления запрашиваемых сведений об объектах учета и подтверждающих их документов может быть установлен соглашением, заключаемым между комитетом и соответствующим органом государственной власти (государственным органом).

При проведении на муниципальных унитарных предприятиях и в учреждениях инвентаризации имущества руководитель организации направляет в облкомимущество уведомление о сроке ее проведения. Уведомление направляется не позднее чем за месяц до начала проведения инвентаризации.

Источник: https://student.zoomru.ru/municpravo/uchjot-i-registraciya-municipalnoj-sobstvennosti/214205.1723860.s1.html

Субъектами. Учет и регистрация муниципальной собственности

Учет муниципальной недвижимости

Муниципальные предприятия (МП)создаются, как правило, в производственной сфере (водоснабжение, городской транспорт и др.), где возможно (но не обязательно) получение прибыли, а муниципальные учреждения (МУ)в сферах, требующих бюджетного финансирования (образование, здравоохранение, культура и т.п.).

Функции органов местного самоуправления:

– определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

– осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги);

– утверждают их уставы;

– назначают и увольняют руководителей;

– заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями муниципальных предприятий и учреждений строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Принимая решение о создании муниципального предприятия или учреждения, органы местного самоуправления должны сопоставлять эффективность данного решения с другими вариантами, например, с привлечением для производства соответствующей продукции или оказания услуг частного сектора.

Муниципальное учреждение – это нагрузка на бюджет, но в тоже время МУ является исполнителем вопросов местного значения, то есть своеобразной исполнительной структурой. Оно создается для исполнения социально-культурных функций, как правило, за счет бюджетных средств. Учреждение может оказывать и платные услуги, но получение дохода не является его самоцелью.

В соответствии со ст. 53 ФЗ-№ 131 органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты трудаработников муниципальных предприятий и учреждений.

В муниципальных образованиях, которые получают дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования, размер оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальные предприятия, как и государственные предприятия, показали себя малоэффективной структурой, и обычно они либо превращаются в акционерные общества, либо работают без прибыли, фактически превращаясь в учреждения.

Любые преференции муниципальным предприятиям не только создают нагрузку на бюджет, но и разрушают конкурентную среду.

Создавать муниципальные предприятия имеет смысл только в тех случаях, когда рынок не справляется с поставками определенных видов социально важных товаров и услуг.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории.

Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, кроме случаев, предусмотренных законом.

Важная задача во взаимоотношениях муниципалитета с немуниципальными хозяйствующими субъектами – поддержка малого и среднего бизнеса.

Это позволяет решать ряд местных проблем с наименьшими затратами, создавать новые рабочие места, разрушает монополию некоторых муниципальных служб.

Во многих муниципальных образованиях разработаны и осуществляются местные программы поддержки малого и среднего бизнеса, созданы соответствующие фонды поддержки.

Учет муниципального имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющих однозначно отличить его от других объектов.

Учетфункция управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации о хозяйственных процессах и их результатах, используемых ресурсах и их движении, использовании и наличии резервов и т.п. Существуют 1) оперативный, 2) бухгалтерский и 3) статистический виды учета.

Исходным элементом построения системы управления, основой принятия управленческих решений по распоряжению собственностью является информация о состоянии объектов собственности. Главным источником такой информации является реестр муниципального имущества.

Под реестром понимается информационная система, представ­ляющая собой совокупность баз данных, содержащих перечни объек­тов учета и информацию о них.

Объектами учета реестра являются:

а) муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, органы власти и управления муниципального образования, юридические лица, являющиеся балансодержателями муниципального имущества;

б) земельные участки, находящиеся в пользовании органов власти и управления муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также иные земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости,
являющиеся собственностью муниципального образования;

в) муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за муниципальным учреждением;

г) недвижимое имущество, относящееся к казне муниципального образования;

д) объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности муниципального образования;

е) находящиеся в муниципальной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них муниципальное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

ж) иное находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

Данными об объектах учета являются сведения, характеризую­щие эти объекты (место нахождения, площадь, стоимость, наличие обременении и т.п.).

Пополнение реестра, внесение изменений и дополнений в ре­естр в части уточнения площадей или иных технических данных объ­ектов – в рабочем порядке, в части внесения (исключения) объектов – только на основании нормативного акта органа местного самоуправ­ления.

Информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством РФ по надлежаще оформленному письменному запро­су. Одной из форм предоставления информации является выписка из реестра муниципального имущества.

Государственная регистрация – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обремене­ния), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация права муниципальной собственности на объекты недвижимости осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ФЗ №122 от 21.07.1997 г. и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Государственная регистрацияявляется единственным доказательством существования зарегистрированного права муниципальной собственности. Зарегистриро­ванное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту на­хождения недвижимого имущества в пределах регистрационного ок­руга.

Регистрационный округ – территория, на которой действует уч­реждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрационные ок­руга создаются субъектами Российской Федерации в границах, как правило, совпадающих с границами административно-территориальных единиц.

Государственная регистрация прав проводится на основании за­явления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверен­ности.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Отказ в го­сударственной регистрации прав может быть обжалован заинтересо­ванным лицом в суде, арбитражном суде.

Проверка юридической силы представленных на государствен­ную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществ­ляется учреждением юстиции по регистрации прав.

Вопросы:

1. В какой сфере создаются Муниципальные предприятия (МП)?

2. Функции органов местного самоуправления в работе МП?

3. Что такое «муниципальное учреждение» и для чего оно создается?

4. Какой размер оплаты труда у работников муниципальных предприятий и учреждений?

5. Когда имеет смысл создавать муниципальные предприятия?

6. На чем строятся отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории муниципального образования и не находящимися в муниципальной собственности?

7. Какая важная задача стоит во взаимоотношениях муниципалитета с немуниципальными хозяйствующими субъектами и какие задачи это позволяет решать?

8. В чем заключается функция управления – учет и какие виды учета существует?

9. Что такое «данные» об объектах учета?

10. Что понимается под реестром муниципального имущества?

11. Что является объектом учета реестра?

12. Какие сведения характеризуют объекты учета?

13. Кому может предоставляться информация об объектах учета, содержащаяся в реестре?

14. На основании чего могут вносится изменения и дополнения в реестр?

15. В чем смысл государственной регистрации?

16. Чем является Государственная регистрация?

17. Где осуществляется Государственная регистрация прав?

18. На основании чего проводится Государственная регистрация прав?

19. Как осуществляется Государственная регистрация?

20. Где осуществляется государственная регистрация?

Источник: https://cyberpedia.su/11xefe0.html

Учет муниципальной собственности: в ч. 6 ст. 50 федерального закона 2003 г. предусматривается

Учет муниципальной недвижимости
В ч. 6 ст. 50 Федерального закона 2003 г. предусматривается не­обходимость учета муниципального имущества. Это положение яв­

ляется новеллой федерального законодательства. До принятия ука­занного закона порядок учета муниципального имущества регули­ровался исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с ч.

6 ст. 50 Закона поря­док учета муниципального имущества будет регулироваться отдель­ным федеральным законом. В отсутствие соответствующего феде­рального закона органы местного самоуправления вправе осуществ­лять собственное правовое регулирование отношений в сфере учета муниципального имущества.

Учет муниципального имущества предполагает ведение органа­ми местного самоуправления реестра объектов муниципальной соб­ственности. В реестре, как правило, учитываются объекты недви­жимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности.

При наличии соответствующих возможностей представительные органы муниципальных образований могут принимать решения об учете отдельных объектов движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Например, органами местного само­управления может вестись учет в отношении транспортных средств, акций, долей, вкладов хозяйственных обществ и товариществ, а так­же объектов движимого имущества, превышающего определенную стоимость (например, в г. Омске подлежит учету движимое имуще­ство муниципальных учреждений, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.).

Ведение реестра объектов муниципальной собственности может осуществляться по двум основным принципам:

1) в зависимости от того, является ли муниципальное имущест­во казенным или нет, могут вестись реестры казенного имущества, имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципаль­ных учреждений, органов местного самоуправления;

2) в зависимости от вида муниципального имущества могут вес­тись реестры жилых помещений, нежилых помещений, зданий, строе­ний, сооружений, объектов инженерной и иной инфраструктуры, ав­томобильных дорог, природных объектов (земельных участков, лес­ных участков, обособленных водных объектов, особо охраняемых природных территорий и т.п.), предприятий как имущественных комплексов, долей муниципальных образований в объектах общей долевой собственности и т.д.

В соответствии с Решением Омского городского Совета «Об ут­верждении Положения о реестре муниципального имущества города Омска» от 22 декабря 2004 г.

а № 223 под реестром муниципального имущества понимается информационная система, представляющая собой построенную на единых методологических и программно­технических принципах муниципальную базу данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.

Реестр муниципального имущества ведется департаментом не­движимости администрации г. Омска (на магнитных носителях).

Он включает базу данных муниципального имущества, в том числе имущества, включенного в состав муниципальной казны, и базу данных муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

Ведение базы данных муниципального имущества оз­начает занесение в нее объектов учета и данных о них, обновление данных об объектах учета и их исключение при изменении формы собственности или других вещных прав на объекты учета.

Все изменения состояния объектов муниципальной собственно­сти, связанные с их отчуждением либо иным изменением формы собственности, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией или реорганизацией муниципальных унитарных предприятий (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную ор­ганизационно-правовую форму), подлежат отражению в реестре муниципального имущества.

Документами, являющимися основаниями для включения, вне­сения изменений, дополнений или исключения из реестра муници­пального имущества, являются:

1) правовые акты органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления;

2) вступившие в законную силу решения судов;

3) заключенные в установленном порядке договоры;

4) свидетельства о государственной регистрации прав на недви­жимое имущество;

5) документы отчетности муниципальных предприятий и учреж­дений;

6) документы инвентаризации, проводимой органами местного самоуправления;

7) иные документы в соответствии с законодательством.

Органы местного самоуправления предоставляют информацию,

содержащуюся в реестре муниципального имущества, в виде выпи­сок из соответствующего реестра.

Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Омской области, органам местного самоуправления, депутатам Омского го­родского Совета, Федеральной регистрационной службе, а также юридическим лицам по их объектам учета, информация об объектах учета предоставляется по их запросу, иным лицам — по их пись­менному заявлению при предъявлении физическим лицом докумен­та, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица — документов подтверждающих регистрацию данного юридического лица. Информация об объектах учета сооб­щается в 15-дневный срок с момента поступления запроса или за­явления.

Источник: https://knigi.news/munitsipalnoe/uchet-munitsipalnoy-sobstvennosti-53539.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.