Три модели приватизации

Приватизация: основное понятие и модели реализации

Три модели приватизации

Вопрос исчезновения крупных советских гигантов тяжелой индустрии и легкой промышленности остался для граждан, заставших советское время, загадкой.

В начале девяностых годов двадцатого века действующая власть стала целенаправленно принимать решения, направленные на разгосударствление экономики.

Внушительными темпами экономика страны начала перестраиваться с плановой системы на методы управления, диктуемые свободным рынком.

Новая модель развития страны предполагала:

  • передачу государственных полномочий по управлению хозяйством непосредственно предприятиям;
  • смену вертикальной иерархии на горизонтальные схемы взаимодействия;
  • замену плана как рычага управления предприятиями на регулирование спроса и предложением товаров на рынке.
  • основным способом разгосударствления собственности стала приватизация.

Приватизация как форма управления государственным имуществом

Четкая формулировка и значение понятия приватизации в отечественных или зарубежных источниках отсутствует.

В многочисленных аналитических материалах смысл ее сводится к возмездной или бесплатной передаче основных средств лицам, проявившим желание их выкупить или получить безвозмездно. Виды собственности, возникающие в ходе приватизации, можно разделить на частную, коллективную и акционерную формы.

Цели, которые были положены в основу данной стратегии:

  • сосуществование различных форм собственности;
  • ликвидация крупных монополий в различных сферах;
  • создание класса мелких и средних собственников;
  • наладка регулярных налоговых поступлений в бюджет;
  • снижение нагрузки на бюджет в виде расходов на содержание экономики целой страны.

Приватизация в системе государственного регулирования экономики

Приватизация в годы реформ стала координировать и упорядочивать экономику, тем самым способствуя формированию независимости региональных субъектов.

Оценка эффективности негосударственных предприятий стала осуществляться не по показателям выполнения плановых заданий, установленным руководством страны.  по критериям, используемым в рыночной экономике: прибыли, рентабельности, конкурентоспособности, востребованности на товарном рынке и рынке услуг.

У процесса приватизации есть формальная и реальная стороны. Масштаб сокращения доли публичной собственности и роста доли частной характеризует формальную сторону.

Реальная сторона данных преобразований наглядно видна в созданной новой системе управления. Также это проявляется в появлении стимулов у производителей, в развитии инвестиционных проектов, в том числе с использованием иностранного капитала.

Большим плюсом стал подъем уровня развития экономически отсталых регионов.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

Основополагающим принципом, которого необходимо придерживаться при приватизации, является доступность и открытость органов государства, обеспечивающая равные возможности для лиц, приобретающих государственное имущество. Возмездность процесса передачи активов в частные руки также является необходимым условием приватизации. Структуры региональной власти вправе приватизировать имущество самостоятельно, согласно закону о приватизации.

Результаты и последствия приватизации в России

В нашей стране в результате указанных преобразований очень быстро появились частные собственники, рынок ценных бумаг, коммерческие банки.

Последствия:

  • доля частного сектора в объеме производственных фондов увеличилась с 9% до 80%;
  • форма управления государством сменилась на президентскую республику;
  • общество расслоилось на очень богатых собственников и неимущую часть населения;
  • внутрихозяйственные связи, налаженные десятилетиями, разрушились, а равноценный механизм взаимодействия между производителями и потребителями не был создан;
  • резко снизился уровень жизни населения. Это повлекло за собой снижение численности населения России в период с 1995 по 2005 годы;
  • сократился интеллектуальный потенциал страны вследствие отсутствия финансирования развития науки и естественной «утечки мозгов».

В результате приватизационных процессов, осуществленных  в отношении 133 тысяч предприятий, из них более 500 крупных, Россия выручила 9,2 миллиарда рублей. Это в десятки раз меньше сумм, полученных другими странами в ходе их приватизации.

Таким образом, для России приватизация повлекла катастрофические последствия, а саму тотальную приватизацию можно признать очень большой ошибкой.

Рабочие и сотрудники распроданных предприятий, остались социально незащищенными, социальная инфраструктура перестала развиваться, а где-то даже ускорилось ее разрушение.

Финансирование осуществлялось только в самых необходимых направлениях. Любые затраты на духовное, интеллектуальное развитие общества считались расточительством.

Больше всего пострадала самая незащищенная часть населения, источником финансирования которых был бюджет. Это работники образования, здравоохранения, правоохранительных органов и др. Однако дефицит товаров в стране был ликвидирован, рубль стал конвертируемым.

Модели приватизации

Существуют две различные модели передачи собственности в частные руки.

Передача собственности на безвозмездных условиях осуществляется в целях превращения формального владельца государственного имущества в реального собственника.

Для этого часть собственности государства бесплатно передается физическому лицу для стимулирования производительности труда, снижению затрат и бережному использованию ресурсов.

По факту бесплатная приватизация осуществляется в виде ваучеризации.

У возмездной приватизации существуют различные схемы. Это может быть продажа объектов собственности на торгах, продажа акций компаний на фондовых рынках.

Приватизация может быть завершена в разные сроки.

Но в пользу сторонников медленного процесса приватизации говорят:

  • крупные объекты промышленности реализуются, накопление средств для их приобретения в нужных объемах требует определенного количества времени;
  • объективность стоимостной оценки продаваемых предприятий может быть обеспечена только на хорошо функционирующем рынке, для чего тоже требуется время;
  • централизованная промышленность слишком громоздкая и продажа ее возможна только по частям, для чего необходимо изменение ее структуры;
  • аргументы сторонников быстротечной приватизации сводились к возможности создания в короткий промежуток времени класса собственников. Но компромиссные решения предпочтительнее крайних точек зрения.

Залоговые аукционы

Имущество, которое заложено банками или другими кредитными организациями, при отсутствии возможности его выкупить, подлежит продаже на аукционе.

В 1995 году в развалившейся стране у крупных компаний на руках оставалось большое количество акций, которые не приносили их владельцам никакого дохода.

Кредитные учреждения, в которых были размещены эти акции, решили выкупить их у государства. Для реализации этой идеи были придуманы залоговые аукционы в России.

Ваучеры

Для создания в России многочисленного класса собственников было решено часть государственных заводов, фабрик, объектов культуры, торговли, передать безвозмездно гражданам.

Реализовать эту передачу решили через механизм ваучеров. Ваучеры — приватизационные чеки, которые раздавались каждому гражданину страны и олицетворяли его долю в раздаваемой собственности государства. Сам процесс ваучеризации был противоречивым.

 Первоначальная идея выпуска именных приватизационных чеков была отвергнута властью. Предпочтение было отдано ваучерам, не привязанным к конкретному лицу. Люди не знали, как с ними поступать, куда вкладывать, и стали продавать за бесценок.

Таким образом, раздача собственности государства простым гражданам прошла только на бумаге.

Выгоду от этой великой аферы получили руководители заводов, фабрик, так называемые красные директора, получившие свои должности еще в советское время. Ваучеризация завершилась в 1994 году.

По ее итогам 60 процентов заводов, фабрик и других предприятия перешли в частные руки. Формально акционерами стали 40 миллионов граждан.

Но в конечном итоге собственность оказалась в руках узкой прослойки наследников советской номенклатуры.

Достоинства и недостатки

Основными недостатками приватизации в России являются: сроки и масштабность проведения, обезличенность  ваучеризации, непрозрачность залоговых аукционов.

Однако у приватизации есть и следующие достоинства:

  • государственная форма собственности перестала быть в стране единственной, появились другие формы собственности;
  • рыночный механизм экономики хоть и со скрипом, но был в стране заведен;
  • частный бизнес стал легальным и тысячи крупных и мелких предпринимателей начали открывать свой бизнес.

Нормативная база

Нормативная база, регулирующая вопросы приватизации в России, в основном состоит из закона РФ от 3 июля 1991 г. о приватизации предприятий в России, гос. программ приватизации, утверждавшихся в девяностые годы указами Президента, действующего в настоящее время закона о приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Источник: https://privatizacia.info/modeli/

Этапы приватизации в России

Три модели приватизации

Экономика. Электронный учебник.

Особенности приватизации в России.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи:

1) вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной форме, в правовые рамки;

2) провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ;

3) не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов.

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущества была в значительной степени затруднена. Одной из главных причин было отсутствие в России крупных легальных капиталов.

Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, “теневой” характер, поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы, достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов.

Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политические и коммерческие риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.

В значительной степени оределяющим был политический фактор, поскольку путем приватизации идеологи рыночных реформ стремились обеспечить невозможность возврата к временам господства «общенародной» собственности.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации:

· директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

· приоритет частной собственности;

· широкие права трудовых коллективов;

· бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.

Этапы приватизации в России.

1.Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 – 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс.

государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятии.

Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы.

Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.

2.Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г.

программы приватизации следующее:

1.Программа запретила любые методы, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был проложен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности. Процесс был введен в какие-то законные, пусть несовершенные, рамки.

2.В основу была положена быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Специальные списки определили предприятия, не подлежащие приватизации по решению правительства. Остальные подлежали приватизации после подачи заявок.

Всего могло быть приватизировано более 200 тыс. предприятий. Заявок к началу 1994 г. было подано около 126 тыс. Кроме того, в этот период началась так называемая малая приватизация – т.е.

продажа небольших предприятий, прежде всего в сфере торговли и бытового обслуживания на аукционах за деньги.

3.Предприятия преобразуются в форму акционерных обществ открытого и закрытого типа, при этом закрытими могли быь предприятия с небольшим числом работников или с незначительной величиной производственных фондов.

4.Приватизационные чеки – ваучеры раздавались всем гражданам России. Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров. Их получило 97% населения страны.

1 Номинальная стоимость приватизационного чека – чисто условная – 10 тыс. руб. Реальная стоимость должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий.

Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий.

5.В качестве стартовой оценки предприятий принимается балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера получена приблизительно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров. Никакой другой оценки дать было невозможно: нет рынка капиталов, нет капиталов, нет оценщиков. Все это должно было возникнуть в итоге рыночных преобразований.

6.Принципиальное положение – полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать. Это решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически (хотя и подвергалось острой критике), создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.

7.Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов. Для этого создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы).

Владельцы ваучеров могли обменять их на акции сами, через посредников или обменять их на акции ЧИФов, которые, в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы им выплачивать дивиденды своим акционерам.

8.Создана система органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ныне Министерство имущественных отношений), Российский фонд федерального имущества. Эти органы были разделены, чтобы избежать конфликтов интересов, возникающих в том случае, если бы один орган принимал решение о приватизации и организовывал саму продажу (аукционы, инвестиционные торги и т.д.).

Вместе с тем, ряд стратегических важных, высокоприбыльных предприятий находились в руках государства. Кроме того, в уже акционированных предприятиях государство обладало значительной долей, не являсь при этом реальным собственником и лишь номинально сохраняя контроль за деятельностью предприятия.

3.Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.

Основные цели этого этапа:

· пополнение госбюджета;

· инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.

Вместе с тем, значительный дефицит бюджета Российской Федерации вследствие спада промышленного производства, уклонения от уплаты налогов и слабого налогового администрирования при значительных величинах социальных обязательств госбюджета привел к тому, что государство было вынуждено срочно изыскивать неналоговые источники поступлений в бюджет. В связи с этим правительство попыталось обратиться на рынок капитала, в частности выпустив государственные ценные бумаги (ГКО и ОГСЗ) и кредитуясь в крупнейших коммерческих банках. Однако в качестве обеспечения по полученным правительством от банков кредитам выступали пакеты акций ряда наиболее привлекательных для инвесторов предприятий (главным образом, в сфере добывающей промышленности). Это выразилось в виде нетипичной для мировой практики схемы т.н. залоговых аукционов, которые начались ссентября 1996 г, хотя регулирующий их поведение Указ Президента РФ № 8890 вышел еще 31.08.1995 г. В ходе залоговых аукционов государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам, предложившим наиболее крупные кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.

Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками. А после аукционов – между банками и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская реконструкцию предприятий (например, противостояние «Норильского никеля» и группы «Онэксимбанка»).

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских предприятий под частное управление. На результативности этих аукционов сказался очевидный олигархический характер переходной экономики России.

Залоговые аукционы были закрыты для большинства банков, создавались условия только для «своих». Суммы залогов поэтому были, по различным оценкам, в 3-5 раз ниже того, что можно было получить на открытых торгах.

В дальнейшем приватизация проходила по так называемому «точечному методу», предполагавшему продажу на основе коммерческих и инвестиционых аукционов как муниципального имущества, так и крупных федеральных предприятий, таких как компании «Связьинвест», «Роснефть» и «Славнефть».

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации,т.е. о деприватизации и национализации. Таким образом, говорить о завершении приватизационных процессов, о полном переделе собственности в постсоветской России преждевременно.

Методы приватизации.

Источник: https://poisk-ru.ru/s7299t13.html

Российские модели приватизации – Энциклопедия по экономике

Три модели приватизации
Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации  [c.126]
Российские модели приватизации
 [c.376]

Чековая модель приватизации осуществлялась в следующих условиях. 1.

Избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизации, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам. 2.

Россия не располагала квалифицированными кадрами, подготовленными для быстрого и качественного решения задач приватизации. 3. Практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения задач приватизации, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения. 4. В стране насчитывалось свыше 240 тыс.

государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартов процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление. 5. Иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
 [c.52]

Анализ и оценка количественных и качественных итогов первого этапа приватизации позволяют сделать следующие выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике 1) решена главная задача — устранена монополия госсобственности в экономике, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа 2) разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России 3) центральное место в приватизации госпредприятий заняли чековые аукционы 4) была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущество десятков тысяч предприятий. Так, большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была переведена в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы сбыта). На базе средних, мелких и крупных госпредприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. АО. К концу 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
 [c.53]

О российская модель массовой приватизации (октябрь 1992 г. –
 [c.60]

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.
 [c.48]

Следует также отметить (и этот вывод получил наглядное подтверждение в процессе российской приватизации), что небольшая цена приобретения, как правило, является причиной существенных будущих расходов на освоение бизнеса или доведение его до прибыльного уровня.

В целом продуманная диверсификация, основанная на эффекте разнообразия, является перспективным путем развития современного крупного производства.

Вместе с тем модель диверсификации носит для каждого предприятия сугубо индивидуальный характер, является результатом тщательного анализа как внутренних возможностей, так и потребностей рынка.
 [c.126]

В отличие от формальных, неформальные ограничения, воплощённые в обычаях, традициях, кодексах чести и поведения, укоренены в сознании людей намного сильнее и менее восприимчивы к сознательным усилиям по их изменению.

Они гораздо глубже пронизывают экономические отношения, чем нормы писаного права, составляют своего рода ядро системы институтов. Глубинные институты, отражающие социокультурную сущность и специфику экономических отношений, гораздо более консервативны и меняются чрезвычайно медленно, если меняются вообще. Общеизвестно, напр.

, быстрое восприятие мусульманскими обществами внешних атрибутов западной цивилизации при сохранении незыблемыми многовековых отношений, традиций и стереотипов.

В ряде российских северокавказских регионов формально была, как и по всей стране, быстро проведена приватизация по унитарной модели, однако реальные отношения собственности и распределение доходов от имущества сохранились в том виде, как это устоялось задолго до реформы с её новым
 [c.97]

Создание благоприятного инвестиционного климата, содействующего формированию инвестиционной привлекательности отдельно взятых предприятий и российской экономики в целом, — задача долговременная. За последние три года наметились позитивные изменения.

В этой связи необходимо прежде всего обратить внимание на достигнутую политическую и экономическую стабилизацию в стране после президентских и парламентских выборов.

Большое значение имеет подтверждение Президентом, Правительством и Законодательным собранием неизменности курса на создание модели либеральной рыночной экономики, итогов приватизации.
 [c.41] По какой модели пойдет развитие фондового рынка в Российской Федерации, покажет время.

Однако уже сейчас фактически в инвестиционный процесс вовлечены широкие массы населения России, путем использования своих приватизационных чеков и права на участие в приватизации предприятий, работниками которых они являются.

Очевидно, что развитие рынка ценных бумаг пойдет по пути, определяемом целой группой экономических, правовых и технических факторов. От решения проблем, вызываемых этими факторами, и будет определяться модель развития российского рынка ценных бумаг.
 [c.321]

Характеризуя эволюцию применения методов оценки стоимости бизнеса в США, Великобритании (глава 4 Подходы, методы и модели ), мы отметили, что вначале (в 50—60-х гг. XX века) специалистами в основном применялся затратный подход, или оценка, основанная на активах .

1 И лишь впоследствии получило распространение применение других подходов. Любопытно, что именно этот метод преимущественно использовался в ходе первых шагов приватизации российских предприятий.

Главным образом это объяснялось тем, что в то время именно бухгалтерская отчетность о деятельности государственных предприятий являлась наиболее достоверной информацией об используемых ими активах.
 [c.139]

Проведенный нами анализ взаимосвязи динамики российских акций, представленной динамикой индекса РТС, с различными внешними и внутренними факторами показал, что наиболее важными факторами для российского рынка акций являются мировая динамика российских суверенных облигаций, цены на нефть и курс рубль/доллар. Анализируя результаты, полученных при помощи нашей модели, и текущую рыночную ситуацию, мы приходим к выводу, что в настоящее время индекс РТС с фундаментальной точки зрения уже близок к своему справедливому уровню. Однако последствия либерализации рынка акций Газпрома, ожидаемая приватизация Связьинвеста, реформа электроэнергетики и прочие корпоративные события дают нам основание дать премию в 15-25% к нашему прогнозу на основе фундаментальных факторов, что сохраняет потенциал роста индекса РТС в 2006 г.
 [c.5]

В отсутствие строгого государственного регулирования российский научно-исследовательский сектор может, на самом деле, находиться в лучшей позиции в соревновании с японской моделью, чем лаборатории США.

В результате приватизации российские фирмы смогли установить тесные связи с банками, образуя финансово-промышленные группы, которые, как японские кирецу, основаны на совместном владении акциями. Правда, на настоящий момент кажется, что такие структуры менее ориентированы на долговременное финансирование, требующееся для коммерциализации технологий, чем на быстрое получение прибыли.

Большинство из них вовлечено в торговлю высокоприбыльными товарами и природными ресурсами, особенно металлами. В частности, несмотря на официальную поддержку создания таких групп со стороны российского Министерства обороны, только три или четыре таких оборонных научно-исследовательских предприятия типа самолетостроительного бюро Сухого смогли серьезно заинтересовать банки.

Кроме того, в России акционерные рычаги ограничены в своей роли только приватизированным головным предприятием, поскольку отпочковавшиеся фирмы не имеют достаточного объема активов (табл. 5). В нашей выборке научно-исследовательских фирм исследовалась чрезвычайно важная роль межорганизационных связей.

Например, связь с потребителями их технологий из частного сектора принесла федеральным лабораториям США реальную выгоду и в материальном плане, например, разработке новых рыночных продуктов, а также в плане адаптации к структуре и темпам частного сектора.
 [c.220]

Во-первых, планировалось прекращение старой практики поддержания избыточных мощностей, чтобы позволить российскому правительству сфокусировать усилия на меньшем количестве военных предприятий.

Ставилась задача сохранить ядро из приблизительно двухсот фирм, являвшихся основой индустриально-технического потенциала страны. Эти предприятия, помимо выполнения военных контрактов, в то же время должны поддерживать мощности по производству гражданской продукции.

В этой диверсификации приоритет отдавался военной продукции. Такая политика подразумевает концентрацию производства на небольшом количестве заводов при закрытии излишних мощностей. Вторым пунктом этой программы являлись организационные изменения.

Многие российские лидеры настояли на необходимости создания больших финансово-промышленных групп по южнокорейской модели хаеболс ( haebols). В этом случае возможна частичная приватизация оборонной промышленности, даже если правительство будет строго контролировать такие группы.

Для облегчения процессов инвестирования в предприятия ФПГ и соответствующих трансакций необходима специфическая финансовая инфраструктура, а также общая стабилизация банковской и финансовой сферы, чего не наблюдалось и в 1995 г.
 [c.265]

Реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г.

цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий1.

Имелось в виду, что именно саморегулируемый механизм нарождающейся рыночной системы расставит всех и вся по своим нишам и создаст новую структуру форм собственности, иную систему разделения труда в российской экономике.
 [c.35]

Между тем отдельные специалисты по институциональной экономике считают, что проблема спецификации прав собственности не является краеугольным камнем этой теории. В частности, Дж.Стиглиц пишет, что опыт Китая и Российской Федерации наиболее ярко продемонстрировал, что конкуренция более важна для успешного экономического развития, чем форма собственности.

Китай расширил сферу конкуренции без приватизации государственных предприятий. В России же большая часть экономики была приватизирована, при этом специальные меры по стимулированию конкуренции не предпринимались.

Трудно себе представить больший разрыв в объемах производства — Россия скатилась на уровень десятилетней давности, в то время как в Китае на протяжении почти двух десятилетий поддерживаются двузначные темпы экономического роста [15. С. 24].

Реформирование экономики по рецептам Международного валютного фонда превратило Россию в некое соединение коррумпированности, мафиозности, бандитизма, прозападных моделей транснациональных систем менеджмента, ценных бумаг и т.д. , включающее в себя огромные сегменты квазисоциалистической и просто плутовской экономики [16. С. 8].
 [c.16]

Источник: https://economy-ru.info/info/182377/

Формы способы и модели приватизации

Три модели приватизации

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства.

В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц.

Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства.

Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново.

Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами.

В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

1. продукция – услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией – услугами других предприятий;

2. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;

3. при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;

4. в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства[3].

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Что касается ее этапов, то в экономической литературе описаны следующие[4]:

1. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц.

Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции.

Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.

2. Малая приватизация. При ее осуществлении государство продает магазины, квартиры и другие объекты государственной собственности частным лицам или группам инвесторов. Предшествующей стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.

3. Спонтанная приватизация. В этом случае государство не пытается играть контролирующую роль в процессе ее осуществления. Здесь действует закон «джунглей» или критерий примитивного риска. Как правило, права собственности переходят к представителям номенклатуры.

Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующих механизмов подобное явление обычно проходит на условиях, весьма благоприятных для новых собственников.

Номенклатура имеет возможность обойти проблему объективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его по заниженным ценам.

4. Частичная имущественная приватизация заключается в том, что вместо продажи единицы государственной собственности в целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такой принцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению к рентабельным производствам.

5. Собственность трудовых коллективов. Согласно действующему законодательству, в Республике Беларусь преимущественными правами на государственную собственность обладают трудовые коллективы данного предприятия.

6. Реприватизация собственности – это возвращение прежним владельцам или наследникам частной собственности, ранее национализированной (конфискованной) государством.

Вместе с тем, несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы. (Рис 1.1)

Рис 1.1 Модели приватизации.[5]

Бесплатная приватизация.

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества.

Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги.

Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник.

Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2110 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-67775.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.