Требования к протоколу общего собрания собственников

Письмо Минстроя России от 28.02.2018 N 7252-ЕС/04

Требования к протоколу общего собрания собственников

16 апреля 2018

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ПИСЬМО

от 28 февраля 2018 г. N 7252-ЕС/04

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на ание.

Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее – Требования).

Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет , и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления.

В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет , включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет , следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет .

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.

На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.

Таким образом, в состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счетной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет , рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1ГК РФ).

Согласно статье 181.

4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).

Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или ал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.

По вопросу отдельного протокола счетной комиссии сообщаем следующее.

Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр “Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах”.

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам ания на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов ания по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

Е.П.СОЛНЦЕВА

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_295621/

Источник: http://gzhi32.ru/press-relizy/pismo-minstroja-rossii-ot-28.02.2018-n-7252-es/04-o-trebovanijah-k-oformleniju-protokolov-obschih-sobranij-sobstvennikov-pomeschenij-v-mnogokvartirnom-dome/

Как оформить протокол общего собрания собственников в МКД в 2019 г. Новые правила оформления – gkhhelp.ru

Требования к протоколу общего собрания собственников

Не дают заскучать нам законодательные органы РФ.

Не далее как 5 марта 2019 г вступил в силу Приказ № 44/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», принятый Минстроем РФ 28 января 2019 года.

Напомним читателям, что новый Приказ № 44/пр принят в связи с новыми требованиями Жилищного Кодекса РФ о порядке оформления и передаче подлинников протоколов Общих собраний собственников (далее – ОСС) в МКД и решений со всеми приложениями в жилищную инспекцию.
Сегодня мы с вами подробно разберем тему оформления нового протокола ОСС в связи с изменениями законодательства.

и основные изменения согласно Приказу № 44/пр (рассмотрим по пунктам):

Пункт 2 Требований:
Протокол ОСС составляется «… не позднее, чем через 10 дней с даты проведения ОСС;

Пункт 3 Требований
Кем оформляется протокол ОСС: Протокол ОСС оформляется секретарем ОСС (ранее протокол велся и оформлялся секретарем ОСС);

Пункт 4 Требований
Обязательные сведения в протоколе ОСС:  Подробно указано, кто обязательно подписывает протокол ОСС.

А именно: Председатель ОСС, секретарь ОСС, члены счетной комиссии ОСС. В случае неизбрания председателя ОСС (п.

23 Требований) — подписывает инициатор ОСС, а при организации ТСЖ и принятии устава ТСЖ — подписывают все собственники МКД (в силу ч. 1.1. ст. 136 ЖК РФ).

Пункт 8 Требований
Место проведения ОСС: В протоколе указывается место проведения ОСС — адрес очного ОСС или адрес, где осуществлялся сбор письменных решений при очно-заочной и заочной форме ОСС. При проведении ОСС через ГИС ЖКХ — адрес МКД (добавился пункт про ание с помощью ГИС ЖКХ). Место и дата ОСС в протоколе и сообщении об ОСС должны были быть идентичны;

Пункт 9 Требований
Содержательная часть протокола ОСС: В пункт требований к заголовку содержательной части протокола ОСС добавились ссылки на статьи ЖК РФ;

Пункт 11 Требований
Сведения в вводной части протокола ОСС:

  • Обязательно указывать ИНН, ОГРН юридического лица — инициатора. А также № записи о государственной регистрации юридического лица. 
  • Теперь сведения о председателе, секретаре и членах счетной комиссии расширены — обязательно указание, полного ФИО согласно паспорта (или иного документа), № помещения в МКД и реквизиты документа о собственности.
  • Списки приглашенных и присутствующих на ОСС — отдельные обязательные приложения к Протоколу ОСС (Ранее приглашенные просто указывались в Протоколе ОСС или оформлялись отдельным приложением при количестве более 15 человек).

Пункт 17 Требований Изложение текста протокола от третьего лица:

Теперь не допускается формулировка «Другие вопросы» или аналогичные по смысловому содержанию вопросы;

  • -не допускается возможность неоднозначного толкования вопросов; 
  • – не допускается в одной формулировке вопроса объединение нескольких вопросов с разным смысловым содержанием.

Пункт 18 Требований Требования к тексту каждого раздела протокола ОСС:

Теперь применяется след.формулировка в оформлении ОСС – «структурная единица основной части содержательной части Протокола ОСС». (ранее «текст каждого раздела Протокола ОСС»).

Пункт 20 Требований
Об обязательной нумерации Приложений к Протоколу ОСС:

  • В реестре собственников необходимо указывать форму собственности на помещение в МКД, площадь помещения и долю каждого собственника;
  • Теперь  требуется приложить копию сообщения об ОСС к протоколу
  • Теперь требуется приложить документы (можно копии) о направлении или вручении сообщения об ОСС либо о размещении его в МКД в доступном месте на основании решения ОСС или в ГИС ЖКХ (ранее необходимо было прикладывать реестр, подтверждающий вручение, способ направления, а также документы о получении сообщения или его размещение в МКД согласно решению ОСС.)
  • Теперь письменные решения— обязательное приложение к протоколу ОСС. Ответственным за подготовку письменных бюллетеней (решений) является инициатор ОСС.

Пункт 21 Требований Реквизиты подписи в Протоколе ОСС:

Установлены требования об обязательной нумерации Приложений к Протоколу ОСС и указания на номер приложения на его первом листе. Все приложения являются неотъемлемой частью протокола общего собрания.

Пункт 22 Требований К подписям собственников в случае подписания ими протоколов ОСС при создании ТСЖ и принятии Устава в силу ст. 136 ЖК РФ.

Устанавливаются требования о реквизитах подписи — фамилии и инициалах подписавших протокол ОСС, саму подпись и дату ее проставления.

Приложения № 2

Источник: http://gkhhelp.ru/documents/articles/9082.html

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников ква

Требования к протоколу общего собрания собственников

Приказом Минстроя России от 25.12.

2015 № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» определены правила оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах

Протокол составляется в письменной форме, в сроки, предусмотренные общим собранием, но не позднее чем через 10 дней после его проведения.

Протокол ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания.

Установлены обязательные реквизиты протокола общего собрания ( наименование документа; дата и регистрационный номер протокола общего собрания; дата и место проведения общего собрания; заголовок к содержательной части протокола общего собрания;  содержательная часть протокола общего собрания;  место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание;  приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);  подпись).

Утверждены требования к оформлению реквизитов протокола. Приводим извлечение:

«…II. Требования к оформлению реквизитов протокола общего собрания

5. Наименование документа – протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

6. Датой протокола общего собрания является дата составления протокола, которая должна соответствовать дате подведения итогов (окончания подсчета ) общего собрания.

7. Регистрационным номером протокола общего собрания является порядковый номер общего собрания в течение календарного года.

8. В качестве места проведения общего собрания указывается адрес, по которому проводилось очное собрание или адрес, по которому передавались оформленные в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме при очно-заочном и заочном ании.

В случае использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) при проведении общего собрания, в качестве места проведения общего собрания указывается адрес многоквартирного дома. В качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания.

Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания.

9. Заголовок к содержательной части должен содержать адрес многоквартирного дома, вид общего собрания (годовое, внеочередное) и форму его проведения (очное, заочное, очно-заочное ание).

10. Содержательная часть протокола общего собрания состоит из двух частей – вводной и основной.

11. Вводная часть протокола общего собрания включает в себя следующие сведения:

а) об инициаторе общего собрания: для юридических лиц указывается полное наименование и основной государственный регистрационный номер (далее – ОГРН) юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами; для физических лиц указывается полностью фамилия, имя, отчество (при наличии) в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение;

б) о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет , – за исключением случая, когда вопрос об избрании указанных лиц включен в повестку дня общего собрания;

в) о лицах, принявших участие в общем собрании (далее – присутствующие) и приглашенных для участия в нем (далее – приглашенные);

г) об общем количестве собственников помещений в многоквартирном доме;

д) о количестве собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в ании на общем собрании;

е) об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

ж) о повестке дня;

з) о наличии или отсутствии кворума общего собрания.

12. Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании, указываются после слова “Присутствующие” и включают в себя:

а) для физических лиц – фамилию, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на указанное помещение, количество , которыми владеет соответствующее лицо, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещения в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), подпись указанных лиц;

б) для юридических лиц – полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, наименование и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение в многоквартирном доме, количество , которым владеет соответствующее лицо, фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.

13.

Если лиц, присутствующих на общем собрании, более пятнадцати, информация о них может быть оформлена в виде списка, в котором сведения о присутствующих указываются в соответствии с пунктом 12 настоящих Требований, который является обязательным приложением к протоколу общего собрания. В этом случае в протоколе общего собрания после указания на общее количество присутствующих делается отметка “Список прилагается, приложение N ____”.

14. Сведения о лицах, являющихся приглашенными для участия в общем собрании, указываются после слова “Приглашенные” и включают в себя:

а) для физических лиц – фамилию, имя, отчество (при наличии) лица или его представителя (в случае участия в общем собрании), указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника помещений в многоквартирном доме (в случае участия в общем собрании), цель участия данного лица в общем собрании и его подпись;

б) для юридических лиц – полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными и регистрационными документами, фамилию, имя, отчество (при наличии) представителя юридического лица, указываемые в соответствии с документом, удостоверяющим личность гражданина, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица, цель участия данного лица в общем собрании и его подпись.

15. Текст основной части протокола общего собрания состоит из повестки дня и отдельных разделов по количеству вопросов повестки дня общего собрания.

В повестке дня общего собрания указывается вопрос или вопросы, являющиеся предметом рассмотрения на общем собрании в соответствии с уведомлением о проведении общего собрания.

Если вопросов несколько, они нумеруются и располагаются в порядке обсуждения.

16. Вопросы повестки дня общего собрания должны формулироваться предельно точно, ясно, отражать суть обсуждаемых вопросов и не допускать двоякого толкования.

В случае если формулировка вопроса, по которому принимается решение на общем собрании, предусмотрена законодательством Российской Федерации, в протоколе указывается соответствующая формулировка.

Не допускается включать в повестку дня общего собрания пункт “Разное”, а также объединять в одной формулировке разные по содержанию вопросы. В случае если предметом вопроса, включенного в повестку дня, является рассмотрение какого-либо документа, указываются полное наименование и реквизиты данного документа.

17. Текст протокола общего собрания излагается от третьего лица множественного числа (“слушали”, “выступили”, “постановили”, “решили”).

18. Текст каждого раздела протокола общего собрания состоит из трех частей:

а) часть 1 – “СЛУШАЛИ”, в которой указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) выступающего, номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня, краткое содержание выступления или ссылка на прилагаемый к протоколу документ, содержащий текст выступления. Номер и формулировка вопроса в соответствии с повесткой дня проставляется перед словом “СЛУШАЛИ”;

б) часть 2 – “ПРЕДЛОЖЕНО”, в которой указывается краткое содержание предложения по рассматриваемому вопросу, по которому будет проводиться принятие решения и ание.

При этом предложение формулируется предельно точно, ясно, должно отражать суть обсуждаемого вопроса и не допускать двоякого толкования.

В случае если формулировка вопроса, по которому принимается решение на общем собрании, предусмотрена законодательством Российской Федерации, в протоколе указывается соответствующая формулировка;

в) часть 3 – “РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)”, в которой указываются решения, принятые по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками “за”, “против” или “воздержался” с указанием номера и формулировки вопроса в соответствии с повесткой дня, количества , отданных за различные варианты ания. Решение может содержать один или несколько пунктов, каждый из которых нумеруется.

19. Обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников – физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества , которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;

б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2014, N 30, ст. 4264; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724), на основании которого проводится общее собрание;

в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;

г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований;

д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;

е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на ание, принимались решения на общем собрании;

ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного ания;

з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.

20. Все приложения к протоколу общего собрания подлежат нумерации. Номер приложения, а также указание на то, что документ является приложением к протоколу общего собрания, указывается на первом листе документа.

21. Реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также лиц, проводивших подсчет , и собственноручную подпись указанных лиц, дату ее проставления.

В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет , включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

22. В установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 48, ст. 6724) случаях протокол общего собрания подписывается также собственниками помещений в многоквартирном доме.

В указанном случае реквизит подписи протокола общего собрания, помимо сведений, предусмотренных пунктом 21 настоящих Требований, содержит сведения о фамилии, инициалах собственников помещений, проавших за принятие таких решений, а также собственноручную подпись указанных лиц и дату ее проставления.»

Также приказом утвержден порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Документ начнет действовать  с  29 апреля 2016 года

Источник «КонсультантПлюс»

22.04.2016, 15:19

Источник: https://www.profiz.ru/sr/blog/post_1412/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.