Требования к эксплуатационным показателям

Требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива

Требования к эксплуатационным показателям

Список плакатов и чертежей

1 Требования к эксплуатационным свойствам топлив

2 Схема топливозаправочного комплекса

3 Число случаев достижения предельных значений по показателям качества

4 Стоимость агрегатов, работ по их замене и накладные расходы

5-6 Стоимость возможного ущерба, возникающего вследствие нарушения стандартов качества топлива

7 Стоимость мероприятий по предотвращению нарушения стандартов качества топлива

Введение

В гражданской авиации обязательной задачей является обеспечение безопасности полетов. Другое важное условие успешной работы авиапредприятий – соблюдение регулярности полетов воздушных судов. Среди прочих факторов, оказывающих влияние на состояние воздушных судов и возможность выполнения ими поставленных задач, важную роль играет качество используемых горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Современные авиационные ГСМ должны обеспечивать экономичность, долговечность, надежность и эффективность работы систем воздушных судов. Вопросы, связанные с возможностью удостовериться в качестве используемого топлива, сохраняют свою актуальность на протяжении всей истории авиации.

Поэтому к нему предъявляются повышенные требования, регламентирующие состав, физические и химические свойства материала, условия производства, хранения, транспортировки и использования. Также утверждаются испытания, которые проходит топливо для проверки на соответствие установленным стандартам.

Данные требования устанавливаются Государственными и отраслевыми стандартами (ГОСТ и ОСТ) и другой нормативно-технической документацией.

На все виды авиаГСМ, используемые на авиационных предприятиях, обязательно полагается документация, подтверждающая свойства топлива, его соответствие заявленным показателям и содержащая результаты лабораторных испытаний.

Рынок авиатоплива в России динамично развивается. Сложность представляет сезонный характер увеличения роста потребления топлива, напрямую связанный с количеством совершаемых рейсов. Основными производителями топлива являются крупные нефтяные компании: «Газпромнефть», «Лукойл», «ТНК-ВР» и «Роснефть».

На территории аэропорта Емельяново в Красноярске заправку осуществляют преимущественно авиакеросином производства нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) «Газпромнефть» (Омск) и «Роснефть» (Ачинск). Обслуживанием авиационной техники горюче-смазочными материалами производят топливозаправочные компании ООО «ТЗК Енисей» и ООО «РН-Аэро Красноярск».

Глава 1 Виды авиационного топлива и требования к ним

В гражданской авиации на самолеты и вертолеты с газотурбинными двигателями применяют взаимозаменяемые марки авиационного керосина ТС-1 и РТ. Разрешается заправка и дозаправка каждой из этих марок в отдельности или их смесями в любой пропорции независимо от марки остатка топлива в баках ВС (в том числе и зарубежной).

При заправке топливом, являющимся смесью марок, информация об этом заносится в контрольный талон. [1]

Виды топлива

Топливо ТС-1 получают из среднедистиллятной фракции нефти путем прямой перегонки нефти, либо в смеси с гидроочищенным или демеркаптанизированным компонентом. Для приведения топлива к требованиям стандарта по составу общей или меркаптановой серы применяют либо гидроочистку, либо демеркаптанизацию.

Основными эксплуатационными характеристиками керосина ТС-1 являются:

– хорошая испаряемость для обеспечения полноты сгорания,

– высокие полнота и теплота сгорания для определения дальности полета,

– хорошие прокачиваемость и низкотемпературные свойства для подачи в камеру сгорания,

– низкая склонность к образованию отложений,

– хорошая совместимость с материалами,

– противоизносные и антистатические свойства.

Реактивное топливо РТ получают с помощью гидроочистки прямогонных дистиллятов нефти с высоким содержанием меркаптановой серы.

Оно обладает повышенной по сравнению с топливом ТС-1 термоокислительной стабильностью.

Для улучшения противоизносных свойств в топливо вводят противоизносные присадки (0,002-0,004% по массе), для повышения стабильности в условиях хранения — присадку ионол в количестве 0,003% по массе.[12]

Требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива

Требования к авиационному топливу закреплены в ГОСТ 10227-86. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания в порядке, указанном в ГОСТ Р 15.201, физико-химические и эксплуатационные показатели должны соответствовать указанным требованиям и нормам. [7]

Согласно ГОСТ 10227-86 проверяют до тридцати характеристик топлива.

Таблица 1.1 – Требования к физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива

№ п.пНаименование показателяНорма для маркиМетод испытания
ТС-1 Высший сорт РТ Высший сорт
1 Плотность при 20 °С, кг/м3, не менее 780 775 ГОСТ 3900-85
2 Фракционный состав:ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 или ГОСТ 2177-99
а) температура начала перегонки, °С, не выше 150 от 135 до 155
б) 10 % отгоняется при температуре, °С, не выше 165 175
в) 50 % отгоняется при температуре, °С, не выше 195 225
г) 90 % отгоняется при температуре, °С, не выше 230 270
д) 98 % отгоняется при температуре, °С, не выше   250 280
Продолжение таблицы 1.1
№ п.пНаименование показателяНорма для маркиМетод испытания
ТС-1 Высший сорт РТ Высший сорт
е) остаток от разгонки, %, не более 1,5 1,5ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 или ГОСТ 2177-99
ж) потери от разгонки, %, не более 1,5 1,5
3 Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре:ГОСТ 33-2000
20 °С, не менее   1,30 1,25
-20 °С, не более  8 8
4 Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее 43120 43120 ГОСТ 11065-90, ГОСТ 10227-86, п. 4.8
5 Высота некоптящего пламени, мм, не менее 25 25 ГОСТ 4338-91
6 Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 0,7 0,2-0,7 ГОСТ 11065-90, ГОСТ 10227-86, п. 4.2
7 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 2,5 0,5 ГОСТ 2070-82
8 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже 28 28 ГОСТ 6356-75
9 Температура начала кристаллизации, °С, не выше -60 -55 ГОСТ 5066-91, метод Б
10 Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °СГОСТ 11802-88
а) концентрация осадка, мг на 100 см3 топлива, не более 18 6
б) концентрация растворимых смол, мг на 100 см3 топлива, не более 30
в) концентрация не растворимых смол, мг на 100 см3 топлива, не более 3
11 Объёмная (массовая) доля ароматических углеводородов, %, не более   20 (22) 20 (22) ГОСТ Р 52063-2003
Продолжение таблицы 1.1
№ п.пНаименование показателяНорма для маркиМетод испытания
ТС-1 Высший сорт РТ Высший сорт
12 Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 3 4 ГОСТ 1567-97 или ГОСТ 8489-85
13 Массовая доля общей серы, %, не более 0,20 0,10 ГОСТ 19121-73, ГОСТ Р 51947-200
14 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более         0,003 0,003 ГОСТ Р 52030-2003 или ГОСТ 17323-71
15 Массовая доля сероводородаОтсутствие ГОСТ 17323-71
16 Испытание на медной пластинке при 100 ° С в течение 3 чВыдерживает ГОСТ 6321-92 и ГОСТ 10227-86, п. 4.4
17 Зольность, %, не более         0,003 0,003 ГОСТ 1461-75
18 водорастворимых кислот и щелочейОтсутствие ГОСТ 6307-75 и ГОСТ 10227-86, п.4.9
19 мыл нафтеновых кислот Отсутствие ГОСТ 21103-75
20 механических примесей и водыОтсутствие ГОСТ 10227-86, п. 4.5
21 Массовая доля нафталиновых углеводородов, %, не более 1,5 ГОСТ 17749-72
22 Люминометрическое число, не ниже 50 ГОСТ 17750-72
23 Термоокислительная стабильность, определяемая динамическим методом при 150-180 °С:   ГОСТ 17751-79 и ГОСТ 10227-86, п. 4.6
а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше 10ГОСТ 17751-79 и ГОСТ 10227-86, п. 4.6
б) отложения на подогревателе, баллы, не более 2
24 Взаимодействие с водой, балл, не болееГОСТ 27154-8
а) состояние поверхности раздел 1 1
б) состояние разделенных фаз   1 1
Продолжение таблицы 1.1
№ п.пНаименование показателяНорма для маркиМетод испытания
ТС-1 Высший сорт РТ Высший сорт
25 Удельная электрическая проводимость, пСм/м:ГОСТ 25950-83
без антистатической присадки при температуре 20 °С, не более 10 10
с антистатической присадкой (при температуре заправки летательного аппарата) в пределах 50-600 50-600
26 Давление насыщенных паров, гПа, не более 133 ГОСТ 1756-52
27 Термоокислительная стабильность при контрольной температуре не ниже 260°СГОСТ Р 52954-2008
а) перепад давления на фильтре, мм рт.ст., не более   25 25
б) цвет отложений на трубке, баллы по цветовой шкале (при отсутствии нехарактерных отложений), не более 3 3 ГОСТ Р 52954-2008

Высокое качество топлива обеспечивает исправную работу систем воздушных судов и двигателей.

Легкость запуска, быстрота прогрева, приемистость, развиваемая тяга, а также надежность и устойчивость работы двигателя в целом напрямую зависят от качества используемого топлива.

В любых эксплуатационных условиях необходимо, чтобы процессы подачи топлива, образования топливовоздушной смеси, горения и удаления продуктов сгорания проходили без повышенного износа или перегрева деталей.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 783;

Источник: https://studopedia.net/2_21007_trebovaniya-k-fiziko-himicheskim-i-ekspluatatsionnim-pokazatelyam-topliva.html

5. Требования к изделиям в части номинальных значений климатических факторов внешней среды при эксплуатации

Требования к эксплуатационным показателям
/ Проектировщику / Справочная информация – ГОСТ СНИП ПБ / ГОСТ 15150-69 / Версия для печати

5.1. Для изделий, предназначенных для работы в нормальных условиях, в качестве номинальных принимают значения климатических факторов внешней среды, указанные в разд. 3 (с учетом пп. 5.4; 5.6; 5.7).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.2.

В тех случаях, когда функциональное назначение изделия не обусловливает необходимости его работы в диапазоне нормальных значений климатических факторов, установленных для данного вида исполнения, в технических условиях на изделия указывают более узкий или широкий диапазон значений, обусловленный технической необходимостью. В частности, повышенные по сравнению с приведенными в п. 3.2 верхнее и среднее значения температуры окружающего воздуха следует принимать для изделий, специально предназначенных для эксплуатации вблизи прокатных станов или литейного оборудования, для применения в качестве встроенных элементов в комплектных электротехнических и радиоэлектронных изделиях (аппаратуре) или их блоках, а также для применения под капотом автомобилей и тракторов или в других закрытых конструкциях, где температура внутри конструкции выше, чем снаружи из-за выделения тепла соседними изделиями или из-за недостаточного рассеяния тепла, выделяемого данным изделием. Значения номинальных климатических факторов, отличные от нормальных, допускается устанавливать также для отдельных видов изделий, работающих в специфических условиях (например, для оборудования животноводческих помещений, изделий сезонного использования и т.п.).

Если для работы изделия установлен более узкий диапазон значений климатических факторов, то при хранении и (или) транспортировании в эксплуатации, например, при перерывах в работе (эксплуатации в нерабочем состоянии) изделие должно выдерживать воздействие всего диапазона нормальных значений климатических факторов, установленных для соответствующего вида климатического исполнения, что указывают в НТД на изделие.

Допускается по согласованию с заказчиком указывать более узкий диапазон значений климатических факторов в тех случаях, когда изделие по своим конструктивным и физическим параметрам не может эксплуатироваться (работать или храниться и транспортироваться при перерывах в работе) во всем диапазоне значений климатических факторов, а переработка изделия технически и экономически нецелесообразна. При этом, как правило, указывают также рекомендации о дополнительных мероприятиях, которые следует выполнять для обеспечения возможности эксплуатации изделия во всем диапазоне значений климатических факторов.

Значения номинальных климатических факторов, отличные от нормальных, устанавливают в указанных в настоящем пункте случаях только при наличии специального технического обоснования, подтвержденного измерениями значений факторов.

(Измененная редакция, Изм. № 4).

5.3. Диапазон и скорость изменения температуры, к которым должны быть устойчивы изделия, устанавливают в стандартах, технических условиях или технических заданиях на изделия, при этом для одного вида изделия требования быстрой и медленной скорости изменения температур могут быть установлены в пределах различных диапазонов температур в зависимости от особенностей эксплуатации.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.4. При установлении номинальных температур для изделий в соответствии с п. 5.1 необходимо:

а) для изделий категории 1 при установлении верхних и предельных рабочих значений температуры учитывать дополнительное увеличение температуры изделия за счет нагрева солнечными лучами.

Исключение составляют изделия, конструктивные особенности или характер работы которых обеспечивают практическое отсутствие дополнительного повышения температуры тех узлов или деталей, которые влияют на долговечность и надежность изделия. Рекомендуется принимать значения дополнительных увеличений температуры изделий за счет нагрева солнечными лучами, указанные в табл. 9.

Таблица 9

Исполнение изделий

Увеличение температуры, °С

рабочего значения

предельного рабочего значения

У, ТУ, УХЛ, ТВ

ТС, Т, В, О

ХЛ, М, ТМ, ОМ

Примечание. Для изделий всех исполнений, кроме ХЛ, у которых поверхности, нагреваемые солнцем, имеют иной цвет, кроме белого или серебристо-белого, рабочие (а для исполнений М, ТМ, ОМ также и предельные рабочие) температуры увеличивают на 5°С;

б) для изделий категории 1 в пластмассовой или деревянной оболочке верхнее рабочее и предельное рабочее (а для изделий в металлической с теплоизоляцией оболочке – только предельное рабочее) значения температуры повышать на 5°С по сравнению с указанной в подпункте а настоящего пункта;

в) для узлов и деталей изделий, находящихся в оболочке комплектного изделия (категорий 2; 3.

1); за исключением хорошо вентилируемого (продуваемого), значения температуры принимать такими же, как для комплектного изделия в целом, с учетом подпунктов а и б настоящего пункта, если по конструктивным особенностям данного комплектного изделия не требуются более высокие верхние значения температуры;

г) для изделий категории 4.1 в зависимости от их специфики допускается устанавливать другие, в том числе более узкие, пределы температур по сравнению с указанными в табл. 3;

д) для изделий, устанавливаемых в машинных, котельных отделениях и на камбузах судов (кораблей), верхнее значение температуры воздуха принимать на 5°С выше, чем для изделий категории 4, за исключением судов, условия вентиляции которых обеспечивают существенное уравнивание условий в указанных отделениях с условиями на открытом воздухе; верхнее предельное рабочее значение таких изделий вида климатического исполнения ОМ4 или любых изделий видов климатического исполнения ОМ2; ОМ3.1 и ОМ5 для кораблей принимать 60°С с частотой повторения не более 5 раз в году по 2 ч;

е) для железнодорожного подвижного состава исполнения У нижнее рабочее и предельное значения температуры принимать равными минус 50°С,

ж) для изделий категории 4, охлаждаемых путем забора наружного воздуха, значения температуры воздуха принимать такими же, как и для категории 2.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

5.5. Если в качестве номинальных необходимо в соответствии с пп. 5.2 и 5.11 установить отличные от нормальных значения температуры внешней среды, рекомендуется выбирать следующие величины температуры:

  • положительные значения: +1; +10; +20; +30; +40; +45; +50; +55; +60; +70; +85; +100; +125; +155; +200; +250; +315; +400; +500 °С;
  • отрицательные значения: -196; -150; -120; -100; -85; -60; -45; -30; -25; -10; -5 °С.

5.6. Для изделий категории 4.1 в зависимости от их специфики допускается устанавливать другие, в том числе более узкие, пределы значений по влажности по сравнению с указанными в табл. 6.

5.7. Если в соответствии с п. 5.2 необходимо установить отличные от нормальных значения давления воздуха или другого газа, следует выбирать одно из следующих значений:

а) пониженное атмосферное давление в соответствии с приложением 7, табл. 2;

б) повышенное давление воздуха или другого газа, Па (атм) 1,47×105 (1,5); 1,96×105 (2); 2,44×105 (2,5); 2,94×105 (3); 5,88×105 (6).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.8. Нормы воздействия соляного тумана по п. 4.10 должны соответствовать нормам, установленным в стандартах, регламентирующих методы испытаний изделий.

5.9. Величину гидростатического давления воды по п. 4.12 и срок его действия устанавливают в технических заданиях, стандартах или технических условиях.

5.10.

Если изготавливаемое изделие предназначается для эксплуатации только в определенном географическом пункте или ограниченном районе (например, оборудование для строящегося предприятия), то допускается для такого изделия устанавливать номинальные значения климатических факторов, характерные для данного пункта или района и отличные от указанных в настоящем стандарте для макроклиматического района, где находится данный пункт или район. При этом в качестве номинальных рабочих температур должны быть приняты средние из абсолютных годовых максимумов и минимумов температуры, а в качестве предельных – абсолютная максимальная и абсолютная минимальная температуры.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.11. В технически обоснованных случаях в технических заданиях, стандартах и технических условиях могут устанавливаться более жесткие, чем указаны в настоящем стандарте, значения климатических факторов.

>

Источник: https://sarrz.ru/proektirovschiku/spravochnaya_informatsiya__gost_snipyi_pb/gost_15150-69_klimaticheskie_ispolnenija/trebovanija_pri_ekspluatacii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.