Типовое положение о структурном подразделении

Статьи

Типовое положение о структурном подразделении

Материал портала “Кадры решают все”

  • Примеры положений о подразделениях

Положения о структурных подразделениях не являются обязательным документом в соответствии с трудовым законодательством, однако именно в них закрепляется распределение «ролей» между подразделениями и сотрудниками внутри одной организации.

Требования Положений могут быть определены внутренними документами организации (например, стандартом предприятия). Если таких документов у вас нет, то при разработке Положения можно использовать типовой шаблон Положения о структурном подразделении.

В любом случае при разработке Положения исходите из того, что в нем должны быть указаны:

  • место в структуре организации (самостоятельное подразделение или входит в состав департамента, управления и т. д.);
  • какими документами в своей деятельности руководствуется (федеральными законами, Уставом, другими документами предприятия);
  • структура подразделения;
  • непосредственный руководитель подразделения;
  • основные задачи подразделения;
  • функции, права, ответственность подразделения.

Для того чтобы избежать споров о компетенции и ответственности за выполнение тех или иных функций, тщательно продумывайте содержание Положения о структурных подразделениях и составляйте его как можно более подробным.

Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.

СТАНДАРТ РАЗРАБОТКИ
ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования , а также общие правила разработки, принятия и регистрации, внесения изменений и пересмотра Положений о структурных подразделениях Общества (далее — Положений о подразделениях, Положений).

Настоящий стандарт применяют все подразделения Общества.

2. Назначение и статус Положений о подразделениях

  • Положение о подразделении – внутренний организационный документ, разрабатываемый с целью организационно-правового закрепления за подразделением функций управления, рационального разграничения полномочий, установления прав, обязанностей и ответственности руководителя подразделения.
  • Положения о подразделениях являются составной частью документации Общества.
  • Положения о подразделениях являются основанием для разработки типовых и, при необходимости, персональных должностных инструкций сотрудников подразделений.
  • Положения о подразделениях разрабатывают в соответствии с действующими организационно-управленческими документами и настоящим стандартом.

Для подразделений, непосредственно подчиняющихся генеральному директору, Положения утверждаются приказом генерального директора. Для других подразделений Положения утверждаются директором, в компетенции которого в соответствии с утвержденной организационной структурой и распределением полномочий находятся данные подразделения

3. Общие требования к построению, содержанию и оформлению Положений о подразделениях.

3.1. Положения о подразделениях в общем случае включают следующие структурные элементы и разделы:

  • титульный лист;
  • наименование;
  • основное назначение;
  • нормативные основания деятельности;
  • структура подразделения;
  • функции подразделения и распределение ответственности;
  • взаимодействия;
  • материальное и информационное обеспечение;
  • обеспечение условий труда и безопасности персонала;
  • делопроизводство и конфиденциальность.

3.2. Состав и порядок расположения разделов Положения, наименования отдельных разделов могут быть изменены с учетом специфики подразделения.

3.3. В разделе «Основное назначение» указывают:

  • место подразделения в структуре предприятия (подразделение может быть как самостоятельным, так и входить в состав более крупного подразделения);
  • подчиненность подразделения (кому подчиняется подразделение — непосредственно генеральному директору или директору по направлению, начальнику управления, службы, отдела и т. д.);
  • целевое назначение (основные задачи) подразделения;
  • порядок создания и ликвидации подразделения (при необходимости).

3.4. В разделе «Нормативные основания деятельности» приводят перечень внешних и внутренних нормативных документов, в соответствии с которыми разработано данное Положение, 3.5. В разделе «Структура подразделения» в соответствии со спецификой подразделения указывают:

  • структуру подразделения, порядок ее формирования и утверждения;
  • порядок назначения на должность, снятия и замещения руководителя подразделения (при необходимости указывают квалификационные требования к руководителю — образование, стаж, квалификационную категорию);
  • основные задачи руководителя подразделения;
  • наличие заместителей, их количество, порядок распределения между ними основных задач подразделения (должностных обязанностей);
  • порядок утверждения Положений о структурных единицах подразделения, утверждения должностных инструкций работников;
  • порядок формирования штата подразделения.

Структуру подразделения отражают:
текстовым способом — путем перечисления структурных единиц (подразделений либо групп работников, выполняющих работы по отдельным направлениям, либо отдельных работников) и описания взаимосвязей между ними;

  • графическим способом —- в виде схемы, на которой отражены структурные единицы подразделения, административные (сплошные линии) и, по возможности, функциональные (пунктирные линии) взаимосвязи между ними.

3.6. В разделе «Функции подразделения и распределение ответственности» отражают:

  • основные действия или виды работ, которые выполняет подразделение для решения поставленных перед ним основных задач;
  • распределение функций (обязанностей) и ответственности между работниками подразделения;
  • должностные обязанности, персональные права и ответственность руководите ля подразделения в соответствии с действующим законодательством (при необходимости).
  • Функции излагают в порядке значимости или очередности выполнения.
  • В Положениях о подразделениях, как правило, указывают, что ответственность работников подразделения устанавливается должностными инструкциями.

3.7. В разделе «Взаимодействия» описывают:

  • взаимодействие подразделения с другими подразделениями и должностными лицами на уровне материальных (работы, материальные ценности) и информационных (документы) потоков;
  • периодичность и сроки выполнения работ, предоставления информации, документов, материальных ценностей;
  • порядок разрешения разногласий, возникающих между подразделениями.

3.8. В разделе «Материальное и информационное обеспечение» описывают:

  • внутренние и внешние источники и порядок обеспечения подразделения оборудованием, мебелью, средствами оргтехники и др.;
  • организацию учета и сохранности материальных ценностей;
  • порядок обеспечения нормативными документами, литературой и другими информационными ресурсами.

3.9. В разделе «Делопроизводство и конфиденциальность» приводят номенклатуру дел, ведущихся в подразделении, и указывают должностное лицо, ответственное за делопроизводство. При большом объеме номенклатуру дел приводят в приложении. При необходимости в данном разделе устанавливают виды информации (документов) конфиденциального характера, а также правила обращения с указанной информацией.

3.10 В разделе «Обеспечение условий труда и безопасности персонала» приводят правила поддержания санитарно-гигиенического состояния закрепленных за подразделением помещений и обеспечения безопасности работ либо ссылки на нормативные документы, устанавливающие данные правила, а также указывают ответственных должностных лиц.

4. Разработка, утверждение, введение в действие и регистрация Положений о подразделениях

4.1. Разработку и согласование Положений о подразделениях структурные подразделения осуществляют самостоятельно. Разработку Положения выполняет, как правило, руководитель подразделения.

4.2. Исполнитель разрабатывает проект Положения о подразделении.

4.3. Проект Положения о подразделении согласовывают с вышестоящим руководителем и заинтересованными должностными лицами. Согласование может осуществляться, например, с:

  • руководителями подразделений, с которыми взаимодействует данное подразделение;
  • начальником управления кадров;
  • начальником юридической службы.

Конкретный состав согласующих подразделений и должностных лиц определяет руководитель подразделения,

4.4. Ознакомление сотрудников подразделения с утвержденным Положением организует руководитель подразделения.

5. Изменение, пересмотр и отмена Положений о подразделениях

5.1. Изменения в Положения о подразделениях вносят руководители подразделений в следующих случаях:

  • при плановом пересмотре Положения;
  • при реорганизации, переименовании подразделения и изменении его подчиненности, а также изменении штатного расписания;
  • при изменении нормативных оснований деятельности;
  • по инициативе руководства и сотрудников подразделения с целью улучшения деятельности.

5.2. Порядок согласования изменений к Положениям аналогичен порядку согласования Положений. Срок внесения изменений — один месяц.

5.3. При необходимости внесения большого количества изменений разрабатывают новую редакцию Положения.

5.4. Плановый пересмотр Положений осуществляют руководители подразделений не реже одного раза в пять лет.

5.5. Отмену действующего Положения о подразделении осуществляют при утверждении новой редакции или ликвидации данного подразделения. При необходимости вносят соответствующие изменения и дополнения в действующие организационно – управленческие документы Общества.

Возврат к списку

Источник: http://www.HR-OK.ru/kadrconsalt/articles/6841/

Пишем положение о подразделении и должностную инструкцию

Типовое положение о структурном подразделении

  • страница
  • Библиотека управления

Демидов Евгений Евгеньевич

Положения о подразделениях и должностные инструкции важны не только для структурирования управления организацией. Являясь инструментом правовой защиты как работника, так и работодателя, они должны быть выверены с юридической точки зрения.

Эти документы должны быть доступны пониманию работников и обладать определенной гибкостью. К сожалению, так называемые «типовые образцы» либо содержат ошибки, либо нуждаются в серьезной адаптации.

Эта статья – для тех, кто критически относится к имеющимся образцам и кто хочет разработать указанные документы самостоятельно, с пониманием дела.

Для чего нужны положения о подразделениях и должностные инструкции

Как и всякие «бумаги» подобного рода, нужны они для того, «чтобы были» – не дай Бог, случится какое-нибудь разбирательство и тогда… Да и вообще, по отечественной традиции, всякие инструкции читают (или даже пишут) после того, как неприятность уже случилась. А вообще закон не требует их обязательного наличия…

Полагаем, что примерно так ответит на поставленный вопрос большинство читателей.

Отсюда и отношение к написанию указанных документов складывается соответствующее: при нежелании тратить чересчур много времени на такие пустяки в большинстве случае пользуются какими-нибудь готовыми образцами. Либо включают описание должностных обязанностей, прав и ответственности работника непосредственно в трудовой договор.

Принцип ubi homines sunt modi sunt (где люди, там и правила), тем не менее, действует, и чем больше людей в организации, тем определеннее должны быть выражены правила их совместной работы1.

Положения о структурных подразделениях2 (далее – ПП) и должностные инструкции (далее – ДИ) нужны:

  • для понимания того, кто чем занят на рабочем месте (анализ);
  • для объяснения работникам, чем они должны заниматься и где находятся пределы их компетенций, прав и ответственности (руководство);
  • для контроля текущей деятельности организации (контроль);
  • для оценки (и самооценки) деятельности работников и последующего принятия решения об обучении, о перемещениях, поощрениях и взысканиях (стимулирование и управление карьерой работников);
  • для отбора кандидатов (привлечение работников);
  • для защиты работников, работодателя и организации в целом (безопасность);
  • для поддержания позитивной корпоративной культуры.

Как видим, все стадии классического управленческого цикла в той или иной степени требуют информации, содержащейся в ПП и ДИ. Значит, если организация должна быть управляемой, то и эти основополагающие документы должны быть в порядке.

Отсюда же следует, что ПП и ДИ организации должны образовывать внутренне согласованную систему, тогда как совокупность трудовых договоров такой системности не предполагает.

ПП и ДИ являются законом не только для работника, но и для работодателя, а потому должны соответствовать требованиям действующего российского законодательства и защищать законные интересы обеих сторон. В связи с этим увлечение «управленческим» аспектом этих документов в ущерб правовому может привести к негативным последствиям.

То, что с точки зрения теорий общего менеджмента или управления персоналом должно быть отражено в характеристиках рабочих мест или подразделений, далеко не всегда будет уместным в ПП или ДИ с точки зрения требований законодательства3.

Поэтому структура, форма, содержание и отдельные формулировки в ПП и ДИ должны быть выверены с точки зрения закона, а возможные правовые коллизии, связанные с трактовкой положений этих документов, должны быть заранее оценены.

На что можно опереться при разработке положений о подразделениях и должностных инструкций?

Законодательство Российской Федерации (в том числе и трудовое) никак прямо не определяет исчерпывающие требования указанных документов. В ст.

5 Трудового кодекса РФ отмечено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, помимо нормативно-правовых актов регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Вместе с тем, нигде в кодексе не раскрывается хотя бы примерный перечень таких локальных нормативных актов. Но в силу сложившейся еще в советское время традиции под ними понимаются, в том числе, ДИ и ПП, о чем свидетельствуют нижеприведенные письма федеральных ведомств, регулирующих трудовые отношения.

В письме Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.

2007 № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников» [26] читаем:

«Несмотря на то, что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.
Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.»

Роструд, однако, предупреждает (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 09.08.2007 № 3042-6-0 «О должностных инструкциях работников» [25]):

«Должностная инструкция необходима как в интересах работодателя, так и работника.

Так, отсутствие должностной инструкции в отдельных случаях препятствует работодателю осуществить обоснованный отказ в приеме на работу (поскольку именно в ней могут содержаться дополнительные требования, связанные с деловыми качествами работника), объективно оценить деятельность работника в период испытательного срока, распределить трудовые функции между работниками, временно перевести работника на другую работу, оценить добросовестность и полноту выполнения работником трудовой функции.
Само по себе отсутствие должностной инструкции не должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и влечь за собой ответственность, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с ее отсутствием.»

Источник: https://www.cfin.ru/management/people/instructions/descriptions.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.