Техническое состояние дороги это

Показатели транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений

Техническое состояние дороги это

1.1.1.

Автомобильные дороги общего пользования предназначены для непрерывного в течение года движения автомобилей и автопоездов с нормативными нагрузками и общей массой, установленными для транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, и скоростями, верхние пределы которых регламентированы Правилами дорожного движения Российской Федерации. На дорогах и участках дорог, для которых величина расчетной скорости ниже разрешенной Правилами дорожного движения, обеспеченная скорость принимается не менее приведенных в таблице 1.1 значений.

Таблица 1.1

Условия погоды и рельеф местностиДопустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения вне населенных пунктов, км/ч, для категорий дорог
1Б и IIIIIIVV
При благоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги11090908060
б) на трудных участках горной местности6060504030
При неблагоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги9080756045
б) на трудных участках горной местности4545403020
При особо неблагоприятных условиях погоды:
а) на основном протяжении дороги6050504030
б) на трудных участках горной местности3030252020

1.1.2. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД) это — комплекс параметров и характеристик дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства.

К основным транспортно-эксплуатационным показателям дороги относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки дороги движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность.

1.1.3. Пропускная способность и уровень загрузки дороги движением определяются на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут. в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью указанные показатели не проверяют.

1.1.4. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормативной величине, установленной для дороги данной категории. Величина отношения 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.

1.1.5. На автомобильных дорогах общего пользования не следует допускать заторы по дорожным условиям, а максимальную интенсивность движения в часы пик выше 0,7 от пропускной способности на дорогах I и II категорий. На остальных дорогах она допускается в 1,5-2 раза менее верхнего предела интенсивности движения, установленного для данной категории дороги.

1.1.6. Рекомендуемая величина загрузки дорог движением Z приведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Характеристика участков дорогиЗначение Z , не более
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням (дороги категории I А, I Б и II )0,5
Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории I А)0,6
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категории I Б, II и III )0,65
Автомобильные дороги II — III категорий0,7

Примечание . В неблагоприятные периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более, чем на 15%.

1.1.7. Для выполнения положений п. 1.1.1 необходимо, чтобы:

— ширина полосы движения, ширина проезжей части дорог и габариты ездового полотна мостов и путепроводов позволяла размещение в их поперечном сечении движущихся автомобилей и зазоров безопасности между попутными (для дорог I категории) и встречными (для дорог II-IV категорий) автомобилями, а также зазоров безопасности между кромкой проезжей части и колесом автомобилей, движущихся с установленными скоростями; при необходимости следует выполняться уширение проезжей части, особенно на кривых малого радиуса в плане на величину смещения траектории движения задних колес автопоездов;

— габариты приближения мостовых и других искусственных сооружений соответствовали категории дороги, на которой они расположены с учетом полос движения и полос безопасности согласно требованиям документов.

Высота расположения низа пролетных строений мостов, путепроводов, и других сооружений, а также высота расположения трубопроводов и других коммуникаций над поверхностью проезжей части дорог, проходящих под указанными сооружениями и коммуникациями составляла не менее 4,5 м на дорогах IV и V категории и не менее 5,0 м на дорогах I-III категорий.

1.1.8. Не следует допускать необоснованные ограничения и задержки движения по дорожным условиям. К допустимым относятся ограничения движения:

— в период весенней распутицы при недостаточной прочности дорожных одежд (на период до 45 суток в зависимости от местных условий);

— на период до усиления сооружений мостов при их недостаточной несущей способности.

Обоснованными являются задержки движения:

— в период выполнения ремонтных работ в пределах проезжей части дороги;

— в период устранения последствий дорожно-транспортных происшествий;

— в зимний период во время метелей и интенсивных снегопадов с образованием гололедных явлений.

1.1.9. Пользователям дорог необходимо предоставлять информацию о задержках и ограничениях движения. Все работы по ремонту и содержанию дорог следует выполнять с минимальными помехами для движения автомобилей.

1.1.10. Перерывы движения допускаются:

— во время чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, дорожно-транспортные происшествия, военные действия и т.д.) и в период устранения их последствий;

— в весенний период на время паводков и зимой во время сильных снежных метелей и снегопадов;

— в периоды и на сроки, установленные проектной документацией на реконструкцию или ремонт дороги, утвержденной в установленном порядке.

Органы Государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании с государственной службой дорожного хозяйства и Госавтоинспекцией в периоды особо неблагоприятных погодных условий могут устраивать перерывы движения на территориальных дорогах с интенсивностью движения до 100 авт/сут с заблаговременным оповещением об этом пользователей автомобильных дорог через средства массовой информации.

1.1.11.

Степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года.

В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать соответствие показателей безопасности движения показателям для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года (табл. 1.3), но не ниже показателей для малоопасных участков.

При превышении указанных показателей производится детальная оценка безопасности движения с выявлением мест концентрации ДТП и разработкой мероприятий по повышению безопасности движения средствами ремонта и содержания дорог.

Таблица 1.3

Показатели безопасности движенияВеличины показателей по степени опасности участков дорог
неопасныймало опасныйопасныйочень опасный
Коэффициент безопасностиболее 0,80,6-0,80,4-0,65 мм. п.м./ на 1000 м21020304040
Наличие необработанных мест выпотевания битума, м2 на 1000 м2 покрытия710152025
Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не болеенет35810
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО
Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе (в весенний период):
а) укрепленных:
-площадь, м2/1000 м2 покрытиядо 0,3(1,5)1.0(3,0)1,5(3,5)2,0(6,0)2,5(7,0)
— глубиной, смдо 3до 3до 4до 4до 4
б) неукрепленных:
— площадь. м2/1000 м2 покрытия5,07,010,012,015,0
— глубиной, смдо 3до 3до 4до 4до 4

Примечание . В скобках даны значения для весеннего периода.

1.2.16. На поверхности неукрепленных обочин и разделительной полосы нельзя допускать наличия древесно-кустарниковой растительности и травяного покрова более 15 см.

Источник: https://scheben-spectehnika.ru/pokazateli-transportno-ekspluatacionnogo-sostoyaniya-avtomobilnyx-dorog-i-dorozhnyx-sooruzhenij/

19.Техническая оценка состояния автомобильных дорог. Виды диагностики

Техническое состояние дороги это

Оценкатехнического состояния автомобильныхдорог проводится:

-вотношении автомобильных дорог общегопользования федерального значения-федеральнымдорожным агентством и (или)находящимисяв его ведении федеральными государственнымиучреждениями;

-вотношении автомобильных дорог общегопользования регионального имежмуниципального значения – органомгосударственной власти субъекта РФ вобласти использования автомобильныхдорог и осуществления дорожнойдеятельности и(или)уполномоченным имгосударственным учреждением

-вотношении автомобильных дорог общегопользования местного значения-органомместного самоуправления в областииспользования автомобильных дорог иосуществления дорожной деятельностилибо уполномоченной им организацией

-вотношении частных автомобильных дорог–физическим или юридическим лицом,являющимся собственником частнойавтомобильной дороги.

Оценкатехнического состояния автомобильныхдорог проводится не реже одного раза вгод.

Припроведении диагностики автомобильныхдорог должны использоваться измерительноеоборудование, приборы, передвижныелаборатории, имеющие свидетельство оповерке. Данное оборудование должнобыть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно бытьметрологически аттестованным.

Впроцессе диагностики автомобильныхдорог определяются:

1)параметрыи характеристики автомобильной дороги,определяющие степень соответствиянормативным требованиям постоянных(незначительно меняющихся в процессеэксплуатации или меняющихся послереконструкции и капитального ремонта)параметров и характеристик автомобильнойдороги (технический уровень автомобильнойдороги):

а)ширинапроезжей части и земляного полотна

б)габаритприближения

в)длиныпрямых, число углов поворота в планетрассы и величины их радиусов

г)протяженностьподъемов и спусков

д)продольныйи поперечный уклоны

е)высотанасыпи и глубина выемки

ж)габаритыискусственных дорожных сооружений

з)наличиеэлементов водоотвода

и)наличиеэлементов обустройства дороги итехнических средств организациидорожного движения

2)параметрыи характеристики автомобильной дороги,определяющие степнь соответствиянормативным требованиям переменныхпараметров и характеристик автомобильнойдороги, организации и условий дорожногодвижения, изменяющихся в процессеэксплуатации автомобильной дороги(эксплуатационное состояние автомобильнойдороги)

а)продольнаяровность и колейность дорожного покрытия

б)сцепныесвойства дорожного покрытия и состояниеобочин

в)прочностьдорожной одежды

г)грузоподъемностьискусственных дорожных сооружений

д)объеми вид повреждений проезжей части,земляного полотна и системы водоотвода,искусственных дорожных сооружений,элементов обустройства дороги итехнических средств организациидорожного движения

3)характеристикиавтомобильной дороги, определяющиесовокупность показателей, влияющих наэффективность и безопасность работыавтомобильного транспорта, отражающихинтересы пользователей и степень влиянияна окружающую среду (потребительскиесвойства автомобильной дороги)

а)средняяскорость движения транспортного потока

б)безопасностьи удобство движения транспортногопотока

в)пропускнаяспособность и уровень загрузкиавтомобильной дороги движением

г)среднегодоваясуточная интенсивность движения исостав транспортного потока

д)способностьдороги пропускать транспортные средствас допустимыми для движения осевыминагрузками, общей массой и габаритами

е)степеньвоздействия дороги на окружающую среду

Порезультатам оценки техническогосостояния автомобильной дороги:

1)устанавливаетсястепень соответствия транспортно-эксплуатационныххарактеристик автомобильной дорогитребованиям технических регламентов

2)обосновываетсявозможность движения транспортногосредства, осуществляющего перевозкитяжеловесных и (или) крупногабаритныхгрузов по автомобильным дорогам, наосновании данных диагностики путемпроведения специальных расчетов.

Видыдиагностики автомобильных дорог

№ п/пВид диагностикиСостав работПериодичность проведения диагностики
1Первичная диагностикаИнструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорогОдин раз в 3-5 лет
2Повторная диагностикаИнструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющих на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорогОдин раз в год
3Приемочная диагностикаИнструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорогПри вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта
4Специализированная диагностикаДетальное инструментальное и визуальное обследование автомобильных дорог или участков автомобильных дорог по заданному числу параметров (в случае необходимости с использованием элементов изыскательских работ)При определении возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильной дороге, а также в иных случаях, когда необходимо выявление причин снижения параметров и характеристик элементов автомобильных дорог

Источник: https://studfile.net/preview/4185378/page:12/

О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, приказ минтранса россии от 27 августа 2009 года №150

Техническое состояние дороги это

В целях реализации пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.

5553; 2008, N 20, ст.2251; N 30 (ч.I), ст.3597; N 30 (ч.II), ст.3616; N 49, ст.5744; 2009, N 29, ст.6582) и в соответствии с пунктом 5.2.53.

25 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612; N 24, ст.2601; N 52 (ч.III), ст.5587; 2008, N 8, ст.740; N 11 (ч.I), ст.

1029; N 17, ст.1883; N 18, ст.2060; N 22, ст.2576; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 4, ст.506; N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18 (ч.II), ст.2249; N 32, ст.4046; N 33, ст.4088),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

И.о.Министра
О.В.Белозеров

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации25 декабря 2009 года,

регистрационный N 15860

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог

Приложение

1.

Настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее – Порядок) определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее – транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее – диагностика), требованиям технических регламентов.

2. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

3.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится:

в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения – Федеральным дорожным агентством и (или) находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями;

в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением;

в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией;

в отношении частных автомобильных дорог – физическим или юридическим лицом, являющимся собственником частной автомобильной дороги.

4. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

5. Виды диагностики автомобильных дорог приведены в приложении к настоящему Порядку.

При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.

6. В процессе диагностики автомобильных дорог определяются:

1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги):

ширина проезжей части и земляного полотна;

габарит приближения;

длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;

протяженность подъемов и спусков;

продольный и поперечный уклоны;

высота насыпи и глубина выемки;

габариты искусственных дорожных сооружений;

наличие элементов водоотвода;

наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):

продольная ровность и колейность дорожного покрытия;

сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;

прочность дорожной одежды;

грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;

объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги):

средняя скорость движения транспортного потока;

безопасность и удобство движения транспортного потока;

пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением;

среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;

способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами;

степень воздействия дороги на окружающую среду.

7. По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:

1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;

2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.

Приложение. Виды диагностики автомобильных дорог

Приложение
к Порядку

Nп/пВид диагностикиСостав работПериодичность проведения диагностики
1Первичная диагностикаИнструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорогОдин раз в 3-5 лет
2Повторная диагностикаИнструментальное и визуальное обследование с выборочным количеством параметров, влияющих на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорогОдин раз в год
3Приемочная диагностикаИнструментальное и визуальное обследование по параметрам, влияющим на транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорогПри вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта
4Специализированная диагностикаДетальное инструментальное и визуальное обследование автомобильных дорог или участков автомобильных дорог по заданному числу параметров (в случае необходимости с использованием элементов изыскательских работ)При определении возможности движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильной дороге, а также в иных случаях, когда необходимо выявление причин снижения параметров и характеристик элементов автомобильных дорог

Электронный текст документаподготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,

N 7, 15.02.2010

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902193367

Приказ Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150 “О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог”

Техническое состояние дороги это

Справка

В целях реализации пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст.

 2251; № 30 (ч. 1), ст. 3597; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 49, ст. 5744; 2009, № 29, ст. 3582) и в соответствии с пунктом 5.2.53.25 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

№ 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612; № 24, ст. 2601; № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740; № 11 (ч. 1), ст. 1029; № 17, ст. 1883; № 18, ст. 2060; № 22, ст. 2576; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 4, ст. 506; № 6, ст. 738; № 13, ст.

 1558; № 18 (ч. 2), ст. 2249; № 32, ст. 4046; № 33, ст. 4088), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

И.о. Министра О.В. Белозеров

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2009 г.

Регистрационный № 15860

Порядокпроведения оценки технического состояния автомобильных дорог

(утв. приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. № 150)

1.

Настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее – Порядок) определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее – транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее – диагностика), требованиям технических регламентов.

2. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

3. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится:

в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения – Федеральным дорожным агентством и (или) находящимися в его ведении федеральными государственными учреждениями;

в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения – органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением;

в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения – органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией;

в отношении частных автомобильных дорог – физическим или юридическим лицом, являющимся собственником частной автомобильной дороги.

4. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

5. Виды диагностики автомобильных дорог приведены в приложении к настоящему Порядку.

При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным.

6. В процессе диагностики автомобильных дорог определяются:

1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги):

ширина проезжей части и земляного полотна;

габарит приближения;

длины прямых, число углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;

протяженность подъемов и спусков;

продольный и поперечный уклоны;

высота насыпи и глубина выемки;

габариты искусственных дорожных сооружений;

наличие элементов водоотвода;

наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги):

продольная ровность и колейность дорожного покрытия;

сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин;

прочность дорожной одежды;

грузоподъемность искусственных дорожных сооружений;

объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;

3) характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду (потребительские свойства автомобильной дороги):

средняя скорость движения транспортного потока;

безопасность и удобство движения транспортного потока;

пропускная способность и уровень загрузки автомобильной дороги движением;

среднегодовая суточная интенсивность движения и состав транспортного потока;

способность дороги пропускать транспортные средства с допустимыми для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами;

степень воздействия дороги на окружающую среду.

7. По результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:

1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;

2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.

Приложениек Порядку проведения оценкитехнического состояния

автомобильных дорог

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97328/

Диагностика дорог от «лукавого»

Техническое состояние дороги это

Согласно ГОСТ 33388-2015, диагностика автомобильных дорог — это обследование, сбор и анализ информации о параметрах и состоянии конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, характеристиках транспортных потоков, а при необходимости и иной информации для определения потребности в ремонтных мероприятиях, а также оценки и прогноза состояния автомобильной дороги в процессе ее дальнейшей эксплуатации.

Как известно, диагностика автомобильных дорог по видам разделяется на полную диагностику, приемочную диагностику, плановую (повторную) диагностику и специализированную диагностику (п. 4.2.6 ОДМ 218.4.039-2018, Приказ Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150).

В данной статье речь пойдет о ежегодной плановой (повторной) диагностике автомобильных дорог, но, в определенной степени, проблемы, которые будут затронуты, относятся и к остальным видам диагностики.

Конечная цель проведения плановой диагностики – заблаговременно спрогнозировать снижение транспортно-эксплуатационных показателей участков автомобильных дорог до неприемлемого уровня, что позволит своевременно запланировать проведение ремонтных работ, а в необходимых случаях – изыскания и проектирование, предшествующих проведению работ по капитальному ремонту или реконструкции. В таких условиях возрастает острота проблемы объективности и достоверности информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, получаемой в ходе проведения работ по плановой диагностике (далее – диагностика).

Попробуем разобраться, в чем суть данной проблемы. Рассмотрим в отдельности основные виды полевых работ (обследований, измерений) проведения диагностики – основного источника информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в части изменяемых в ходе эксплуатации параметров.

1. Определение прочности дорожных одежд

При проведении сопоставительных испытаний 7 установок динамического нагружения и 2 установок статического нагружения в 9 местах (точках) измерения получены следующие результаты:

1) если рассматривать разброс получаемых значений у каждой установки в отдельно взятой точке измерения, то коэффициент вариации у всех установок не превышает 10 %. То есть, сходимость результатов измерений можно считать приемлемой (согласно методике сопоставительных испытаний, приемлемым считается коэффициент вариации не более 17%);

2) при сравнении результатов определения модуля упругости дорожной одежды в каждой точке измерения между различными установками, картина резко изменилась в худшую сторону: разброс усредненных значений превысил 100%.

Это означает, что в случае, если минимально полученное является истинным, то установка с максимально полученным значением модуля упругости «завысит» полученное значение относительно фактического более чем в два раза.

Проблема достоверности результатов измерения прочностных характеристик дорожной одежды – установлена;

3) в этих условиях для определения установок, полученные значения модуля упругости дорожной одежды у которых наиболее близки к истинным значениям, и дальнейшей статистической обработки полученных значений от остальных установок, было проведено шурфование и отбор кернов конструкции дорожной одежды в 3 из 9 точек измерения.

Далее расчетным методом определен предполагаемый фактический модуль упругости дорожной одежды.

При этом в 1 точке из 3 опять сложилась парадоксальная ситуация: измеренное значение модуля упругости практически всех установок оказалось на 25 % ниже расчетного значения (как ни странно, именно в этой точке разброс измеренных значений модуля упругости между установками оказался незначительным).

Следовательно, расчетный метод недостаточно учитывает износ (старение) материалов конструктивных слоев дорожной одежды. Таким образом, применение расчетного метода для определения модуля упругости эксплуатируемых дорожных одежд оправдано не во всех случаях;

4) разброс средних измеренных значений различных установок относительно опорных значений модуля упругости менялся от точки к точке у всех установок от нескольких процентов до нескольких десятков процентов за исключением 2 установок, на основе измерений которых были определены опорные значения, и ещё одной установки, которая показывала стабильно завышенные значения модуля упругости дорожной одежды.

Подводя итог, можно констатировать следующее: определение истинных значений модуля упругости дорожной одежды возможно только в случае проведения параллельных измерений большим числом установок.

2. Определение коэффициента сцепления дорожного покрытия

При проведении сопоставительных испытаний отмечено следующее:

1) если рассматривать разброс получаемых значений у каждой установки на отдельно взятом участке измерения, то коэффициент вариации у всех установок не превышает 10 % за исключением одной из установок ПКРС-2У на участке с покрытием из базальтовой плитки, где коэффициент сцепления является минимальным (коэффициент вариации составил 10,5%). То есть, сходимость результатов измерений можно считать приемлемой. Вроде бы, картина опять обнадеживающая;

2) разброс получаемых значений коэффициента сцепления у 4 установок типа ПКРС доходил до 100% (значения разнились в 1,5 – 2 раза);

3) если при измерении прочности дорожной одежды все установки хотя бы тенденцию изменения определяемого значения модуля упругости покрытия показывали однонаправленно, то в случае измерения коэффициента сцепления и этот «контрольный рубеж» применяемым установкам преодолеть не удалось: например наибольшее значение коэффициента сцепления покрытия 4 установки определили на ЩМА, другие 4 установки – на покрытии из крупнозернистого асфальтобетона.

Иными словами, «кто в лес, кто по дрова». Какой установке верить – не ясно совершенно, если у «эталонных» разброс измеренных значений достигает 100%.

3. Оценка продольной ровности автомобильных дорог

Учитывая, что при вводе в эксплуатацию участков автомобильных дорог требуется производить не менее 3 заездов профилометрами для определения индекса ровности IRI, то установки с лазерными датчиками смогут определить данный показатель с требуемой точностью (7 установок из 8 уложились в 5% на новом покрытии, 1 установка показала среднее значение относительной погрешности 8,8%). В части диагностики дорог – всё не так обнадеживающе: точность определения индекса ровности IRI всеми установками за исключением 1 условно контактного типа на эксплуатируемом участке из мелкозернистого асфальтобетона хуже, чем на новом покрытии, а количество проездов по каждой полосе движения в ходе диагностики равно 1. Согласно сравнительным испытаниям предельное значение относительной погрешности определения индекса ровности IRI на эксплуатируемом участке автомобильной дороги в пределах от 5 до 10 показали только 5 установок из 8, менее 5 не показала ни одна. Таким образом, для повышения точности проведения оценки ровности покрытия до требуемых значений, на мой взгляд, следует выполнить следующее:

– допускать до проведения диагностики автомобильных дорог только установки, использующие в качестве измерительного элемента лазерный датчик расстояния до покрытия;

– аттестацию (калибровку) профилометрических установок проводить только на эксплуатируемых покрытиях со сроком эксплуатации не менее 2 лет (минимальный срок замены слоя износа);

– ввести требование о минимальном количестве повторных проездов на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах так же, как на участках приема в эксплуатацию (не менее 3).

4. Оценка наличия дефектов на покрытии

В данный подвид работ по диагностике входит определение наличия колеи на покрытии и её параметров, наличие трещины на покрытии и их параметров, наличие дефектов покрытия в виде просадок, проломов, выбоин и т.п.

Эволюция нормативно – методических требований

При детальном рассмотрении ОДМ 218.4.039-2018 можно выделить следующие виды недостатков:

– противоречие нормативным документам, преимущественно межгосударственным стандартам;

– противоречие самому себе.

В качестве примера противоречия нормативным документам можно указать следующее: согласно п .4.5.5.2 ОДМ 218.4.039-2018 «Измерения сцепных свойств дорожных покрытий осуществляют по левой полосе наката каждой полосы движения с помощью передвижной установки ПКРС или его аналога согласно разделу 9 ГОСТ 33078-2014.

При невозможности обеспечить безопасное измерение по левой полосе наката (двухполосная дорога, крайняя левая полоса многополосной дороги) допускается производить их по правой полосе наката». В тоже время п. 9.3 ГОСТ 33078-2014 допускает проведение измерений сцепных свойств дорожных покрытий только по левой полосе наката. Согласно п. 6.

3 ГОСТ 33078-2014 «На участке автомобильной дороги при проведении измерений должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов». То есть, безопасность движения должна обеспечиваться без ущерба для проведения измерений. Другой пример: в п. 4.5.3.9 и 4.5.11.3 ОДМ 218.4.

039-2018 для определения координат объектов указываются в том числе методы прямого определения географических координат. При этом точность должна составлять не хуже 1 метра. Согласно п. 5.2.

6 ГКИНП (ОНТА)-02-262-02 «Инструкция по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS» стандартная точность данного метода не превышает 5 м. То есть, точность определения координат прямым методом составляет 5 м в лучшем случае, обычно – более 5 м.

В качестве примера противоречия ОДМ 218.4.039-2018 самому себе можно привести требование об определении координат объектов в рамках работ по диагностике: согласно п. 4.2.3, 4.2.

6 плановая диагностика включает в себя только определение переменных параметров и эксплуатационных характеристик состояния дорог, а п. 4.2.

8 допускает в ходе проведения плановой диагностики определение координат объектов и элементов автомобильных дорог.

Подведем итоги всех размышлений об объективности и достоверности информации о транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, получаемой в ходе работ по диагностике.

Источники искажения информации:

– несовершенство имеющихся средств измерений;

– несовершенство отдельных методик обследования и измерений, в том числе несовершенство руководящих документов по диагностике;

– невыполнение отдельных видов работ по диагностике, а сдача старых результатов измерений или данных, полученных на основе визуальной оценки вместо инструментальной, или откровенно выдуманных результатов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/archsafety/diagnostika-dorog-ot-lukavogo-5cf7f7b7af7e3300afdffd71

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.