Судебные решения о перерасчете за коммунальные услуги

В каких случаях суды разрешают не делать перерасчёт потребителям

Судебные решения о перерасчете за коммунальные услуги

Накануне изменения тарифов за ЖКУ потребители требуют перерасчёта платы, начисленной им ранее исходя из среднемесячного потребления или норматива из-за отсутствия показаний ИПУ, даже через суд. Рассмотрим случаи, когда суды в таких спорах приняли сторону исполнителя коммунальных услуг и отказали жителям в перерасчёте.Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Потребитель обязан платить в срок в полном объёме

Суды, рассматривающие споры между жителями домов и исполнителями коммунальных услуг о верности показаний индивидуальных приборов учёта и начислений платы за ЖКУ, руководствуются положениями:

Право потребителя передавать исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учёта подтверждено определением Верховного Cуда РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82 и закреплено в пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354.

В п. 31 ПП РФ № 354 зафиксирована обязанность ИКУ принимать показания счётчиков, использовать их при расчёте размера платы за КУ в том расчётном периоде, когда они были сняты, а также проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставляемых сведений.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан делать расчёт платы за КУ на основании показаний счётчиков в случае их предоставления потребителем.

В ином случае, расчёт платы производится в течение трёх месяцев – исходя из среднемесячного объёма потребления, а затем – исходя из установленных нормативов без применения повышающих коэффициентов (пп.

«б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Не все собственники регулярно передают показания ИПУ, а накануне повышения тарифов на ЖКУ они массово направляют данные счётчиков исполнителю коммунальных услуг.

Они требуют у ИКУ перерасчёт платы, сделанной расчётными методами, за предыдущие периоды.

Такая ситуация не только перегружает УО и РСО, но и способствует формированию отрицательного объёма ресурсов, потреблённых на содержание ОИ МКД. А его управляющей организации никто не компенсирует.

Как рассказала в одном из выпусков видео-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Госдумы РФ Елена Шерешовец, в случае несвоевременной передачи потребителем показаний ИПУ исполнитель коммунальных услуг может не делать перерасчёт. Это подтверждают решения и определения судов, которые рассматривали подобные споры летом и осенью 2017 года. Разберём их подробнее.Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Верховный Суд встал на сторону РСО

Как следует из материалов дела, в 2016 году накануне повышения тарифов собственник части жилого дома в Ижевске передала показания ИПУ и внесла в РСО предоплату за несколько месяцев по тарифам, действовавшим на момент платежа. При этом по лицевому счёту абонента числилась задолженность, сформировавшаяся за предыдущие расчётные периоды.

После изменения тарифов на КУ сетевая компания провела проверку счётчика, установленного в доме потребителя, и передала в РСО снятые показания.

Эти данные легли в основу перерасчёта – уже по новым тарифам, с чем потребитель не согласилась. В июне 2017 года она обратилась с иском в районный суд, требуя перерасчёта по тарифам, действовавшим на момент внесения предоплаты.

При рассмотрении дела суд напомнил, что потребители оплачивают фактически принятый объём ресурса согласно данным прибора учёта (ст. 544 ГК РФ). Они обязаны ежемесячно полностью оплачивать КУ (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст.

155 ЖК РФ) или вносить плату предварительно, в счёт будущих расчётных периодов (пп. «г» п. 65 ПП РФ № 354).

При этом потребитель не может вносить за КУ произвольные суммы, а авансовый платёж не изменяет стоимость услуг, установленную на момент её оказания.

В суде поставщик электроэнергии доказал, что расчёт платы за ресурс проводился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.

Поскольку в спорный период истец не передавала показаний ИПУ, разницу между последними предоставленными ею сведениями и данными, зафиксированными сетевой компанией, РСО отнесла к расчётному периоду, когда сетевая организация проводила проверку счётчика (п. 171 разд. 10 ПП РФ от 04.05.2012 № 442, п. 31 ПП РФ № 354). Плата начислялась согласно действовавшим на тот момент тарифам.

Суд согласился с доводами поставщика электроэнергии и отклонил требования о перерасчёте и иные претензии, которые истец предъявляла к исполнителю коммунальных услуг.

В сентябре 2017 года Верховный Суд Удмуртской республики, куда потребитель подала апелляцию, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение в силе.Верховный суд РФ о взыскании задолженности по договору теплоснабжения

Суд отказал потребителю в перерасчёте задолженности

Похожее дело в июне 2017 года рассмотрел районный суд Ульяновска. Собственник квартиры в МКД подал иск против управляющей компании с требованием о перерасчёте задолженности за ЖКУ.

Долг формировался три года и к моменту подачи иска превысил 300 тысяч рублей. Потребитель с суммой не согласился: он произвел собственные расчёты по «среднему» тарифу за весь период задолженности.

Истец указал, что УК была обязана провести проверку счётчиков, но в спорном периоде ни разу этого не сделала.

Как установил суд, показания ИПУ истца по учёту ГВС, ХВС, электроэнергии не передавались в УК с 2013 года. Расчёт платы за КУ производился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.  Выставленные управляющей компанией счета оплачивались потребителем нерегулярно и не в полном объёме, что привело к образованию задолженности и начислению пени на сумму долга.

Суд пояснил истцу, что УК обязана рассчитывать плату за КУ по показаниям ИПУ только в том случае, когда потребитель их передаёт. То, что в спорный период исполнитель коммунальных услуг не проводил проверки приборов учёта, не является основанием для перерасчёта или не оплаты выставленных счетов.

Районный суд встал на сторону управляющей компании и отказал потребителю в удовлетворении иска.

Областной суд, рассмотревший апелляцию потребителя, не нашёл в деле оснований для отмены или изменения решения районного суда и отклонил жалобу.Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Выводы

Дела о перерасчёте, решения по которым принимались в пользу исполнителя коммунальной услуги, имеют несколько одинаковых моментов:

  1. Истцами в этих судах выступали потребители, которые на протяжении длительного периода не только не передавали показания приборов учёта, но и не оплачивали выставленные счета.

  2. Судьи придерживались позиции, что потребитель должен быть заинтересован в предоставлении показаний счётчиков исполнителю коммунальных услуг, чтобы начисление платы производилось за фактически потребленные ресурсы, а не расчётными методами.

  3. Факт отсутствия со стороны ИКУ проверок приборов учёта не влиял на решение суда.

Можно сказать, что сформировалась положительная для УО судебная практика, согласно которой после изменения тарифов ИКУ может не производить перерасчёт платы потребителям, которые в течение длительного времени не передают показания и не оплачивают ЖКУ.

Источник: https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/9135-v-kakih-sluchayah-sudy-razreshayut-ne-delat-pereraschyet-potrebitelyam

Блог

Судебные решения о перерасчете за коммунальные услуги

Мы уже рассматривали вопрос о прерасчётах за ТКО, но само время накидывает на вентилятор, а потому – развиваем тему.

Однажды гражданка Ковригина, проживающая в Алтайском крае, проиграла в Верховном Суде РФ, а мы изучили судебный акт и выражаем ей благодарность за инициативу, благодаря которой каждый житель-потребитель (а мы все таковые в нерабочее время) вправе в установленных случаях потребовать от регионального «мусорного» оператора» перерасчёт за ТКО.

Итак, гражданка Ковригина обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском о признании недействующим пункта 148(36) Правил № 354, который, к слову, имеет следующее содержание:

«148.36. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.»

В обоснование заявленного требования была положена ссылка на то, что оспариваемый пункт не соответствует ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, ст. 1, п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г.

№ 2300-1 «О защите прав потребителей» и нарушают права истца на оплату тех услуг, которые были фактически оказаны.

Разумеется, иск подан не из спортивного интереса; гражданка представила регоператору «документы об отсутствии проживающих в указанной квартире в течение всего календарного года», но ей было отказано в перерасчете платежей. Начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО производилось по количеству собственников (то есть на одну гражданку).

Верховный Суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения заявленных требований, указав следующее.

В соответствии с ч. 1 ст.

157 ЖК РФ Правительство РФ утвердило Правила № 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил № 354.

Оспариваемый п.148 (36) Правил № 354 определяет порядок расчета объема коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

ТКО согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объёма индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых – с учетом количества собственников жилого помещения.

ТКО относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство РФ, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в п.

148(36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Не заметили подвох? Буквально в п. 148(36) не так написано, а суть вот в чём: поскольку ТКО рассчитываются по нормативу, то из ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что перерасчёт возможен.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта ст. 782 ГК РФ, п. 1 ст. 27, п. 4 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» сочтены несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

А дальше следите за руками… Согласно разъяснению, данному в п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г.

№ 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Оспариваемые положения п. 148(36) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

Доводы административного истца о том, что региональный оператор отказал в перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, ВС РФ отклонил, указав, что гражданка Ковригина оа основании ст. 3 ГПК РФ вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

В итоге мы получили полезную мысль: отсутствие проживающих в квартире – это частный случай временного отсутствия потребителя, соответственно можно заявить о перерасчете платы за обращение с ТКО, поскольку это предусмотрено Разделом VIII Правил № 354.

С уважением, Алексей Тищенко

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.  

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/tko/pereraschyet-za-tko-kommentiruem-reshenie-vs-rf-akpi19-967-ot-26-02-2020-g/

Дело № не определено

Судебные решения о перерасчете за коммунальные услуги
Дело № 2-93/15Решение

Именем Российской Федерации

27 января 2015 года г.Талдом МО

Талдомский районный суд Московской области в составе

председательствующего судьи Гейко С.Н., при секретаре Барановой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Критининой ФИО6 к ЗАО «Жилищно-коммунальные системы поселка Запрудня» о признании незаконным отказа в перерасчете платы за коммунальные услуги, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда.

УСТАНОВИЛ

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в перерасчете платы за коммунальные услуги, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указала, что является собственником квартиры по адресу: , в которой она зарегистрирована совместно с сыном Критининым И.А. С ДД.ММ.ГГГГ сын временно отсутствует по месту постоянного проживания в связи с очным обучением и проживанием в г.Ульяновске.

С целью перерасчета платы за коммунальные платежи ввиду временного отсутствия потребителей по месту регистрации более 5 календарных дней подряд она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с соответствующим заявлением.

Между тем в перерасчете ей было отказано со ссылкой на необходимость установки в квартире приборов учета потребления холодной и горячей воды, а также предоставления справки о регистрации по месту пребывания.

По мнению истца, отказ в перерасчете размера платы за отдельные виды коммунальных услуг по указанным основаниям сопряжен с нарушением требований действующего законодательства. Кроме того, действия ответчика причинили ей моральный вред.

Просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за период с сентября по октябрь 2014 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 50 % от взысканной суммы.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Критинин А.И. исковые требования подержал по основаниям указанным в иске, уточнив их в части требования перерасчета платы за коммунальные услуги и просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за период с сентября по декабрь 2014 года.

Представитель ответчика исковые требования не признала, просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ, при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.

ГГГГ N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.

В соответствии с п. 56 указанного Постановления, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя; к заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться: а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы; б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении; в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии; г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии; д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал; ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Из смысла преамбулы Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, а также п. п.

54, 56 утвержденных им Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что предоставление гражданам возможности перерасчета платы за ряд коммунальных услуг в случае их отсутствия направлено на защиту их прав от возложения на них обязанности по оплате коммунальных услуг, которые не связаны с поддержанием в нормальном состоянии имущества этих граждан, оплата которых зависит от объема их потребления и которые фактически гражданами не потреблялись в связи с их отсутствием в месте проживания.

Из пункта 86 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.

ГГГГ N 354, которым были утверждены Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, следует, что, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (пункт 91).

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться: копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов; справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении; проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляются их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы); счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии; документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия; справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось; справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием; справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества; иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении (пункт 93).

Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации (п. 95 указанного Постановления).

Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения по адресу: . Совместно с истцом в указанном жилом помещении в качестве члена семьи проживает ее сын Критинин И.А.

Ответчик является управляющей компанией, которая обслуживает , в , в которого проживает истец.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги, в котором ссылалась на временное отсутствие пользователя Критинина И.А. по месту регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

В подтверждение отсутствия по месту регистрации истцом была представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданная администрацией Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, из содержания которой усматривается, что курсант Критинин И.А. зачислен на обучение в указанное учебное заведение приказом № 194/к от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца был направлен ответ на указанное заявление, в котором указано, что представленная справка не является надлежащим документом для осуществления перерасчета,

До настоящего времени перерасчет истцу ответчиком не произведен.

Учитывая изложенное, суд считает, что представленная истцом справка № от ДД.ММ.ГГГГ г.

, выданная администрацией Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, является надлежащим документом, подтверждающим факт и продолжительность временного отсутствия Критинина И.А.

по месту постоянного жительства, на основании которой подлежит осуществлению перерасчет коммунальных платежей.

Исходя из положений п. 95 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.

ГГГГ N 354 О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ст.

56 ГПК РФ на ответчике лежит бремя доказывания обоснованности отказа в произведении перерасчета в случае возникших сомнений относительно продолжительности проживания по адресу временной регистрации.

Такая проверка ответчиком произведена не была. Соответствующие доказательства, подтверждающие правомерность отказа, суду не представлены.

Истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере рублей.

В соответствии со ст.

151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истцом не предоставлено доказательств того, что действиями ответчика, нарушающими личные неимущественные права граждан, истцам были причинены физические и нравственные страдания.

В соответствии со ст.

15 Закона Российской Федерации О защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющими функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины.

Вместе с тем, истец в своих требованиях не ссылается на предоставление ответчиком коммунальных услугу, услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома ненадлежащего качества, в связи с чем основания для взыскания компенсации морального вреда в соответствии со ст. 15 Закона РФ О защите прав потребителей отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ЗАО «Жилищно-коммунальные системы поселка Запрудня» в перерасчете платы за коммунальные услуги,

Обязать ЗАО «Жилищно-коммунальные системы поселка Запрудня» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги за период с сентября по декабрь 2014 года в отношении квартиры по адресу: , с учетом временного отсутствия пользователя Критинина ФИО7ФИО8

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ЗАО «Жилищно-коммунальные системы поселка Запрудня» государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца, через Талдомский районный суд.

Председательствующий Гейко С.Н.

Мотивированное решение

составлено 06.02.2015 г.

Источник: http://www.gcourts.ru/case/30272140

Перерасчёт за услуги ЖКХ: анализ споров

Судебные решения о перерасчете за коммунальные услуги

Коммунальные услуги являются существенной статьёй расходов для граждан со средним и низким уровнем доходов. Несмотря на это, однозначно утверждать, что государство, определяя правовое регулирование сферы ЖКХ, принимает сторону потребителя и защищает его интересы, нельзя.

  • Несвоевременная поверка счетчиков
  • Перерасчеты платы за услуги ЖКХ
  • Итоги

Правила предоставления коммунальных услуг очень сложны для понимания и усвоения. Их применение предполагает соблюдение определённых формальностей, с которыми связано возникновение прав и обязанностей управляющей компании и потребителя, среди которых право требовать перерасчёта начисленной оплаты услуг ЖКХ.

Перерасчёт в сторону уменьшения возможен, например, при временном (более 5 дней) отсутствии гражданина в жилом помещении, а также в связи с предоставлением некачественных услуг управляющей компанией либо ресурсоснабжающей организацией. Эти случаи предусмотрены законом, который и описывает, какие действия необходимо совершить потребителю для получения перерасчёта.

Однако судебная практика сталкивается с намного более разнообразными коллизиями, которые выходят за рамки предусмотренных законом оснований для уменьшения платы за ЖКХ.

Несвоевременная поверка индивидуальных приборов учёта

В большинстве случаев использование индивидуальных приборов учёта водо-, тепло-, энергоснабжения (ИПУ) позволяет потребителю оплачивать услуги ЖКХ в меньшем размере по сравнению с нормами потребления.

Однако закон возлагает на потребителя ответственность за соблюдение правил эксплуатации приборов учёта, в частности проводить поверку счётчиков.

Если поверка вовремя не проведена, прибор учёта считается неисправным, что влечёт негативные последствия для хозяина жилья в виде оплаты коммунальных услуг по нормам потребления.

При этом, если поверка подтвердит исправность ИПУ, требовать перерасчёта по его показаниям за время, пока он считался неисправным, нельзя.

Истец обратилась с исковым заявлением к ресурсоснабжающей организации о перерасчёте платы за коммунальные услуги.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что является собственником квартиры. Ответчик осуществляет поставку электроэнергии в указанную квартиру.

05.04.2017 поставка электроэнергии была прекращена в связи с невыполнением ею обязательств по оплате потреблённой электроэнергии, несмотря на то, что она оплачивала электричество по данным индивидуального прибора учёта электроэнергии.

если поверка подтвердит исправность ИПУ, требовать перерасчёта по его показаниям за время, пока он считался неисправным, нельзя

Отклоняя доводы истца о том, что ответчик незаконно не производил расчёт оплаты за электроэнергию по данным прибора учёта электроэнергии и об отсутствии задолженности по оплате электроэнергии, суды первой и второй инстанции указали следующее.

Согласно ч. 1 ст.

157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 80 Правил Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

№ 354, учёт объёма (количества) коммунальных услуг (далее ― Правил), предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.

К использованию допускаются приборы учёта утверждённого типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Информация о соответствии прибора учёта утверждённому типу, сведения о дате первичной поверки прибора учёта и об установленном для прибора учёта межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учёта должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учёта.

Ссылки истца, что указанное уведомление о необходимости замены прибора учета она не получала, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).

Согласно подп. «г» п. 34 Правил потребитель обязан в целях учёта потреблённых коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учёта, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Из материалов дела следует, что в квартире истца установлен электросчётчик СО-ИБ 2 № 47045, класс точности ― 2, дата госповерки ― 2-й квартал 1996 года.

Источник: https://www.vivoz-musora.site/voprosy-i-otvety/pererashet-za-uslugi-zhkh-analiz-sporov.html

Судебный спор: основания для перерасчёта размера платы за ГВС

Судебные решения о перерасчете за коммунальные услуги

Судебный спор: основания для перерасчёта размера платы за ГВС

РСО отказалась сделать перерасчёт платы за горячее водоснабжение за период временного отсутствия потребителя. За жителя дома заступилась ГЖИ, провела проверку и выдала организации предписание устранить нарушение. Спор дошёл до Верховного суда РФ, который пояснил, в каких случаях можно не делать перерасчёт.

Делается ли перерасчёт платы за ТКО, если в квартире никто не живёт

Житель многоквартирного дома потребовал перерасчёта платы за ГВС за период временного отсутствия

После временного отсутствия в квартире житель МКД попросил ресурсоснабжающую организацию сделать перерасчёт платы за горячее водоснабжение. РСО отказала ему в этом, сославшись на то, что

  • справка о временном непроживании в жилом помещении – не единственное основание для освобождения от оплаты коммунальной услуги;
  • для перерасчёта потребитель должен представить также акт о невозможности оборудования жилого помещения счётчиком, который отражал бы фактическое потребление КУ.

Житель не согласился с таким решением и пожаловался в Государственную жилищную инспекцию. ГЖИ провела внеплановую документарную проверку, по результатам которой выдала организации предписание устранить нарушение и сделать перерасчёт.

Ресурсоснабжающая компания обратилась с жалобой в суд.

Когда проводится перерасчёт платы за коммунальную услугу

Состоялось три суда: арбитражный суд признал предписание ГЖИ недействительным, а апелляционная и кассационная инстанции поддержали это решение.

Действующее законодательство предусматривает обязанность произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя только в случае, если

  • жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта в связи с отсутствием технической возможности его установки;
  • к заявлению о перерасчёте приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ;
  • заявление на перерасчёт подано до периода временного отсутствия потребителя или в течение 30 дней после окончания такого периода.

Вторая ситуация, когда необходимо сделать перерасчёт: потребитель отсутствует в связи с чрезвычайными обстоятельствами. В таком случае не имеет значения, возможно или нет установить счётчик и соблюдён или нет срок обращения с заявлением.

Вот как суды пришли к этому выводу. У граждан и организаций есть обязанность вовремя и в полном объёме платить за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги состоит из платы за холодную и горячую воду, электричество и тепловую энергию, газ, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод и обращение с ТКО (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

Если собственники, наниматели или другие лица не используют жилое помещение, то это не считается основанием не платить за него и за коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Если человека нет в квартире временно, то плата за некоторые виды КУ, рассчитываемая по нормативам потребления, происходит с учётом перерасчёта за период временного отсутствия потребителя.

Порядок и случаи перерасчёта установлены разделом VIII Правил № 354.

Таким образом, перерасчёт делается только при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, если в нём нет счётчиков из-за технической невозможности их поставить. Если же в помещении установлены приборы учёта, то перерасчёт сделать не получится, потому что плата будет начисляться за фактически потреблённый объём коммунального ресурса.

В каких случаях суды разрешают не делать перерасчёт потребителям

Временное отсутствие потребителя – не единственное условие для перерасчёта

В рассматриваемом деле Государственная жилищная инспекция установила факт временного отсутствия потребителя в жилом помещении. Но этого не достаточно для того, чтобы сделать перерасчёт платы за горячее водоснабжение.

Выяснилось, что у жителя дома не был установлен индивидуальный прибор учёта. Жилое помещение, о котором идёт речь находилось в условиях, соответствующих коммунальной квартире. Поставить ИПУ, действительно, не было технической возможности, но, тем не менее, можно было установить общий счётчик на нескольких собственников.

Суды сочли, что отсутствие соглашения между собственниками жилого помещения по этому поводу не может рассматриваться в качестве технической невозможности установки счётчика. Вывод – причин для перерасчёта не было.

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Верховный суд РФ обобщил, при каких условиях можно сделать перерасчёт платы за ГВС

Верховный суд РФ, куда ГЖИ обратилась с жалобой, отказался передавать её для рассмотрения в заседании Судебной коллегии по экономическим спорам, и признал, что решения предыдущих инстанций были верными.

Действующее законодательство предусматривает обязанность пересчитать плату за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в случае, когда жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учёта из-за технической невозможности монтажа. Одного только установленного факта временного отсутствия потребителя в помещении не достаточно для перерасчёта.

Также важно, чтобы заявление на перерасчёт потребитель подал до периода своего временного отсутствия или в течение 30 дней после его окончания. К заявлению о перерасчёте ему необходимо приложить акт об отсутствия возможности установить ИПУ.

Также перерасчёт производится, если человек не живёт в квартире в связи с чрезвычайными обстоятельствами. И тут уже не играет роли, была или нет возможность поставить ПУ, соблюдены ли сроки обращения с заявлением.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

– поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/sudebnyi-spor-osnovaniia-dlia-pererascheta-razmera-platy-za-gvs-5f031d6382de2515bcce36d6

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.