Судебная практика по жкх

Содержание

Судебная практика по делам об обсчете потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг

Судебная практика по жкх

Светлана Матиящук, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Сибирского института управления – филиала РАНХиГС (г. Новосибирск)

Под обсчетом понимается взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), либо утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, другими словами передача ему только части этой суммы.

Статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и организаций за обсчет потребителей.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.

В июне 2012 года Верховный суд1 разъяснил, что законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. В то же время на отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг или работ распространяется Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Отношения, вытекающие из договора управления многоквартирным домом и договора предоставления коммунальных услуг, регулируются нормами жилищного законодательства, а также Законом о защите прав потребителей, который применяется в части тех прав, которые не урегулированы специальными законами, а именно:

  • право граждан на предоставление информации (статьи 8-12 Закона о защите прав потребителей);
  • ответственность за нарушение прав потребителей (статья 13 Закона о защите прав потребителей);
  • возмещение вреда (статья 14 Закона о защите прав потребителей);
  • компенсация морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей о защите прав потребителей);
  • альтернативная подсудность (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);
  • штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (статья 13 Закона о защите прав потребителей);
  • освобождение от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17 Закона) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ при подаче иска в суд.

С июля 2004 года создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Роспотребнадзор и его территориальные органы по заявлению потребителя могут возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и налагать штраф на нарушителей.

Попытаемся разобраться, каким образом Роспотребнадзор борется с обсчетом потребителей при оказании им жилищно-коммунальных услуг.

Так, Роспотребнадзор решил отреагировать на жалобы в адрес управляющей организации на то, что после получения квитанций на оплату собственники квартир неожиданно выяснили, что необходимо осуществить еще какие-то дополнительные платежи, о которых на общем собрании якобы не говорилось.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области решило, что в одной из управляющих организаций области имеет место обсчет потребителей в результате включения в квитанции на оплату коммунальных услуг платежей за домофон собственникам многоквартирного жилого дома без их согласия.

Однако в арбитражном суде управляющая организация в свою защиту заявила, что в договор управления многоквартирным домом были внесены изменения, согласно которым цена договора помимо названной платы за содержание общего имущества многоквартирного дома включает также плату за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы и плату за услуги по обслуживанию входных металлических дверей. Таким образом, жители многоквартирного дома добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом платы за услуги по ремонту и техническому обслуживанию домофонной системы, в связи с чем управляющая организация правомерно включала в квитанции по оплате коммунальных услуг строку «домофон».

В результате суд пришел к выводу, что в действиях управляющей организации, осуществляющей ремонт и техническое обслуживание домофонной системы и включающей в квитанции по оплате коммунальных услуг строку «домофон», отсутствует состав правонарушения, образованный статьей 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ, поскольку жители добровольно приняли решение о включении в стоимость договора управления многоквартирным жилым домом спорных сумм2.

Иногда наказать нарушителей мешает слабое знание проверяющими положений жилищного законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=TO8gfIcUkAU\u0026list=PLhPbICc56QPl8feOx678pMHda2oxpA119

Жилищный кодекс РФ содержит легальное определение категории «плата за жилое помещение», характеризуя ее как плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, другими словами, мест общего пользования (то есть лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и другого). Кроме того, с 2014 года отдельно выделяется взнос на капитальный ремонт. В свою очередь, для нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения, в состав платы за жилое помещение также включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем), устанавливаемая собственником жилищного фонда (статья 154 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, исходя из смысла части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме можно представить как:

  1. плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

  2. плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

  3. взнос на капитальный ремонт.

Очень часто организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, используют различные уловки для увеличения размера платы за жилое помещение.

Например, в обход закона дополнительно, помимо платы за содержание и ремонт жилого помещения, в договор управления многоквартирным домом и (или) в протокол общего собрания включаются отдельные условия о плате за содержание лифт, вывоз твердых бытовых отходов, банковские услуги, земельный налог, обслуживание домофона и тому подобное. Необходимо учитывать, что в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу многоквартирного дома относится земельный участок, лифт, лестничные площадки, лестницы и другое. И соответственно расходы по обслуживанию и эксплуатации общего имущества многоквартирного дома включаются в плату на содержание и ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).

Распространены случаи, когда организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, на общем собрании обращают внимание потребителей только на размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, при этом отдельно выделяют из данной суммы платежи за содержание лифта, вывоз твердых бытовых отходов, земельный налог, банковские услуги и другое, а в итоге полная стоимость всех платежей не указывается.

Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере.

Из протокола общего собрания собственников помещений следует, что плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме составляет 23 рубля 96 копеек за один квадратный метр; на содержание лифта – 1 рубль 48 копеек за один квадратный метр; на вывоз твердых бытовых отходов – 1 рубль 77 копеек за один квадратный метр; за банковские услуги – 2 рубля 6 копеек за один квадратный метр.

Из данного примера однозначно усматривается, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома составляет не 23 рубля 96 копеек за один квадратный метр, а 29 рублей 81 копейку за один квадратный метр.

Очевидно, что собственникам жилых помещений не предоставляется полная и достоверная информация об услугах при выделении из состава платы за жилое помещение отдельных платежей за содержание лифта, вывоз твердых бытовых отходов, земельный налог, банковские услуги и другое.

Исходя из требований законодательства о защите прав потребителей, информация о жилищно-коммунальных услугах в обязательном порядке должна содержать полную сумму, подлежащую выплате собственниками квартир.

Еще одной уловкой, которая позволяет организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, получать необоснованные дополнительные имущественные выгоды, является незаконное определение доли собственников в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Как известно, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов за содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

https://www.youtube.com/watch?v=m8lD2aaQPak\u0026list=PLhPbICc56QPl8feOx678pMHda2oxpA119

Рассмотрим один из многочисленных примеров.

Согласно техническому паспорту, изготовленному в 1967 году, общая площадь всех квартир в многоквартирном доме составляет 2226,2 квадратных метра, при этом после 2005 года многие собственники квартир получили новые технические паспорта, в которых площадь квартир указана в большем размере, чем в общем техпаспорте за 1967 год. За период с 2010 по 2013 годы на общих собраниях собственников помещений размер платы за содержание и ремонт общего имущества утверждался исходя из заниженных площадей, указанных в техпаспорте 1967 года. В свою очередь, в ежемесячных квитанциях собственникам квартир предъявлялись к оплате платежи, рассчитанные исходя из площадей, установленных после 2005 года. Однозначно, происходило необоснованное завышение платы за жилое помещение, а у организации, осуществляющей управление данным домом, образовывались излишки в виде неосновательного обогащения, и, соответственно, был установлен факт обмана собственников квартир путем обсчета. Однако суд не принял эти доводы во внимание, так как, по мнению суда, не подлежит обсуждению экономическое обоснование установленного общим собранием тарифа, при условии, что решение общего собрания, которым установлен тариф, никем не оспорено3.

Более результативными оказываются проверки управляющих организаций, которые взыскивают с потребителей коммунальные платежи в двойном размере. В качестве иллюстрации приведем один из примеров.

Как усматривается из материалов дела, между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией заключен договор снабжения тепловой энергией, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать управляющей организации через присоединенную сеть тепловую энергию, а управляющая организация обязалась принимать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию.

На общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома было принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В связи с этим трое собственников квартир перечислили оплату за потребленную тепловую энергию на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.

Однако управляющая организация, не признавая внесенную плату за потребленную тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, продолжало включать стоимость потребленной тепловой энергии в задолженность указанных потребителей, начисляя при этом пени.

Усмотрев в указанных действиях наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.

7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии в городе Новочебоксарске привлекло управляющую организацию к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Судом установлено, что управляющая организация, располагая сведениями об оплате коммунальных услуг собственниками квартир жилого дома непосредственно ресурсоснабжающим организациям, продолжала предъявлять им счета на оплату коммунальных услуг, включая стоимость горячей и холодной воды, электричества и отопления.

Как отметила кассационная инстанция, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за двойное начисление оплаты за электро-, тепло- и водоснабжение отказано правомерно, поскольку судом установлено, что именно заявитель, оказывая гражданам спорную услугу, допустил взимание с потребителей большей суммы, чем установлено уполномоченными органами, и не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителей. 4

В заключение хотелось бы отметить следующее.

Для изменения существующей правоприменительной практики необходимо воздействовать на недобросовестные организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, путем обращения в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора, подачи жалобы в прокуратуру, искового заявления в суд с целью пресечения нарушения. Такой подход направлен на дисциплинирование субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг, недопущение обхода законодательства о защите прав потребителей и устранение нарушений прав добросовестных потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?554

О правовой природе коммунальных платежей населения в деле о банкротстве управляющей организации

Судебная практика по жкх

Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации

По смыслу положений Жилищного кодекса РФ под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 Жилищного кодекса РФ.

В условиях обычной хозяйственной деятельности управляющей организации законодатель предусмотрел упрощенный порядок взыскания задолженностей за предоставляемые услуги ЖКХ с потребителей. Так, с 01.06.2016 на основании ст.

122 Гражданского процессуального кодекса РФ стало возможным взыскивать задолженность с населения в порядке приказного судопроизводства (при сумме задолженности, не превышающей 500 000 рублей).

Поскольку судебный приказ допускает инкассовое списание банком денежных средств с расчетного счета должника, минуя стадию исполнительного производства, стало возможным в относительно короткий срок фактически взыскать долг.

В этой связи, у управляющих организаций в руках возникал резервный актив в виде дебиторской задолженности, которую недобросовестные лица реализовывали коллекторским агентствам либо уступали права своим же кредиторам. Страдал в данном случае – потребитель, который был вынужден разбираться с третьими лицами.

Но с 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст.

155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.

Исключением из законодательного табу признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.

Правовой статус задолженности по ЖКХ в процедуре банкротства управляющей компании

В случае признания управляющей организации несостоятельной (банкротом), задолженность населения может быть реализована следующими способами.

Способ 1. Взыскание арбитражным управляющим задолженности с каждого потребителя услуг в судебном порядке по правилам общего судопроизводства (получение судебного приказа либо исполнительного листа по результатам рассмотрения гражданского дела).

В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.

2002 «О несостоятельности (банкротстве)» взысканные денежные средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами.

Указанный способ затягивает проведение процедуры банкротства, однако является наиболее эффективным способом пополнения конкурсной массы на сегодняшний день.

Способ 2. Реализация с торгов управляющей организации-должника непросуженной и/или не взысканной дебиторской задолженности либо единым лотом, либо несколькими лотами.

При выборе данного способа необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения по субъектному составу участников торгов в силу ч. 18 ст 155 ЖК РФ. Из буквального содержания п. 18 ст. 155 ЖК РФ следует, что задолженность физических лиц за коммунальные услуги можно уступить ограниченному кругу лиц – только специализированным организациям в сфере жилищно-коммунальных услуг.

По общим правилам закон не запрещает реализовать имущество должника или дебиторскую задолженность организации-банкрота неограниченному кругу лиц, однако реализация дебиторской задолженности населения по коммунальным платежам в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ, получила свою специфику в виде ограничения субъектного состава участников таких торгов.

Таким образом, дебиторская задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам относится к категории имущества должника, ограниченного в обороте, и подлежит реализации с учетом особенностей, изложенных в п. 2 ст. 105 Закона о банкротстве.

Выводы судебной практики на этот счет: уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан. Указанные положения Жилищного кодекса РФ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, являющимися потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве.

В качестве примера – дело № А40-78208/18-18-94 «Б». Определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.

2020 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ООО «Главное управление Жилищным Фондом» по ходатайству конкурсного управляющего о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «ГУЖФ» (дебиторской задолженности населения перед УК).

Подытоживая изложенное выше, позволю себе сделать вывод о том, что в процедуре банкротства управляющей организации такой актив как дебиторская задолженность населения по ЖКХ, с одной стороны, не представляет особой ценности в связи с наличием признаков ограниченного в обороте имущества, при этом, с другой стороны, зачастую является единственным источником пополнения конкурсной массы должника.

Приоритет именно реализации дебиторской задолженности над ее взысканием в рамках претензионно-исковой деятельности состоит в том, что последнее, безусловно, имеет длительный характер, что влечет затягивание процедуры конкурсного производства.

В этой связи, поскольку арбитражный управляющий не ограничен в выборе одного из способов реализации дебиторской задолженности, проведение торгов совместно с мероприятиями, направленными на взыскание такой дебиторской задолженности, предполагает максимально эффективное пополнение конкурсной массы должника вышеуказанной категорией имущества.

Остается открытым в данном случае только один вопрос (и на это я не смогла найти соответствующей судебной практики): какова судьба дебиторской задолженности населения в случае признания торгов по ее продаже несостоявшимися или не заключен договор с единственным участником торгов? смогут ли кредиторы должника (не обладающими характеристиками таких же управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций), руководствуясь положениями ст. 142.1 Закона о банкротстве, получить указанную задолженность в качестве отступного? и как в таком случае соблюдается предусмотренный ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет на уступку прав (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам?

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/01/o_pravovoj_prirode_kommunalnyh_platezhej_naseleniya_v_dele_o_bankrotstve_upravlyayuschej_organizacii

Жилищно-коммунальные споры – виды, примеры, решения | Суворов

Судебная практика по жкх

В России самая наболевшая проблема как для пользователей так и для организаций оказывающих услуги снабжения.

В наше время каждый гражданин знает, для комфортного проживания в жилом помещении необходимо своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Ведь именно от того, как вовремя жильцы оплачивают данные услуги, зависит бесперебойная и качественная работа водо-, газо-, тепло- и энергосберегающих предприятий.

И с каждым годом стоимость проживания растет, а качество не меняется, да и заработная плата сотрудников обслуживающих организаций не подымается.

Регулирование Жилищно коммунальных вопрос и споров по ним

Данные услуги подлежащие тарифному регулированию предоставляемые монопольными организациями в сфере энергетических и природных ресурсов, а именно:

  • Электроснабжение. Бесперебойная круглосуточная подача в необходимом объеме происходит путем сети электроснабжения,
  • Газоснабжение. Обязательно должно подаваться круглосуточно. Подача может осуществляться как путем сетей газоснабжения, так и посредством баллонов с газом,
  • Теплоснабжение (отопление). Услуга подразумевает собой подачу тепловой энергии в жилые и нежилые помещения дома через централизованные сети. Обязательное требование: подача энергии в объеме, необходимом для поддержания надлежащей температуры,
  • Водоотведение. Данная услуга представляет собой отведение воды посредством бытовых стоков. Также должна осуществляться круглосуточно при помощи централизованных сетей и внутридомовых систем. Канализация должна присутствовать в большей части жилых помещений,
  • Холодное водоснабжение. Обязательным требованием к нему является круглосуточный доступ жильца к воде надлежащего качества. Объем воды должен равняться необходимому минимуму для удовлетворения жизненных нужд. Подача воды может осуществляться по центральной сети, внутридомовой сети или, если система водоснабжения отсутствует, от уличной колонки,
  • Горячее водоснабжение. Также как и в случае с холодным водоснабжением, Управляющий компании обязуется обеспечивать доступ к воде круглосуточно,
  • Вывоз мусора, бытовых отходов и т.д.

Услуги ЖКХ состоят и включают

  1. Освещение жилых и нежилых помещений, а также поддержка в них необходимой температуры воздуха;
  2. Проведение мероприятий, направленных на поддержание санитарных норм в общих помещениях и на территории придомового участка;
  3. Сброс и перевозка твердых и жидких отходов.

    Важно отметить, что данная услуга оказывается и организациям, размещенным в данном жилом доме, а потому им также нужно будет ее оплачивать;

  4. Пожарная безопасность;
  5. Мероприятия по озеленению и благоустройству придомового участка земли;
  6. Затраты на капитальный и текущий ремонт;
  7. Подготовка сезонной эксплуатации дома;
  8. общего имущества; Регулярный осмотр общих помещений.
  9. Оплата антитеррорестических мер (планируется с 20018 года)

Новые меры по антитеррористической безопасности жилых домов

Минстрой предлагает разделить все жилые дома в России по степени угрозы возможной атаки. От того, в какую группу попадет дом, и будут зависеть меры по его защите.

Всего предусмотрено три категории опасности:

  1. Дома, расположенные в муниципальном образовании, в котором за последние 3 года было совершено или предотвращено 4 и более террористических актов. При условии, что число потенциальных пострадавших может составить более 1 тысячи человек, а экономический ущерб — более 1 млрд рублей.
  2. Дома, расположенные на территории, где в течение последних 3 лет было совершено или предотвращено от 2 до 3 терактов, А также здания, расположенные в зоне застройки жилыми домами этажностью от 3 до 10 этажей. Число потенциальных пострадавших от 500 до 1 тысячи человек и экономический ущерб на сумму от 500 млн до 1 млрд рублей.
  3. Все остальные многоквартирные дома.

Заниматься определением категории домов, а также проверкой выполнения антитеррористических мероприятий будет специальная комиссия.

В ее состав войдут:

  • представители МЧС;
  • представители местного органа Федеральных войск Росгвардии;
  • представители управляющей организации или ТСЖ.

После того, как категория дома будет определена, комиссия в течение 30 дней должна будет составить паспорт безопасности многоквартирного дома со статусом «Для служебного пользования».

Обновлять этот документ будут раз в 5 лет или чаще, если степень угрозы в регионе или для конкретного дома изменится. В нем будет определен перечень мер, которые должны будут выполнить собственники помещений в доме.

Некоторые из них не потребуют существенных финансовых вложений.

В частности:

  • ограничение доступа в подвал, на крышу и чердак многоквартирного дома;
  • информирование жильцов о способах защиты и порядке действий при угрозе совершения теракта.

А некоторые будут индивидуальными и потребуют установки оборудования. Проверки плановые и внеплановые, исполнения утвержденных требований будет проводить сама комиссия. Жильцы дома будут нести ответственность за исполнение мер наравне с управляющей организацией.

Отличие жилищных от коммунальных услуг

К жилищным относятся

  • Предоставление в пользование жилых помещений по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
  • и ремонт жилого помещения. Статья 154 ЖК РФ поясняет, что это совокупность жилищных услуг: по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
  • Вывоз твердых и жидких бытовых отходов от многоквартирных домов.

Услуги оказываются через управляющие системы представленные следующим образом:

  • Управляющие компании или товарищества собственники жилья,
  • Жилищно-строительные или жилищные кооперативы,
  • Непосредственные поставщики ресурсов.

Жилищная деятельность регулируется Законодательством РФ включающее в себя следующее:

  • Гражданский кодекс РФ, ФЗ №51;

Источник: https://malina-group.com/zhilishhno-kommunalnye-spory/

Обзор судебной практики Верховного суда за 2020 год по спорам с управляющими МКД организациями

Судебная практика по жкх

Должнику, может быть предложено единовременно оплатить долг в полном размере, либо заключить соглашение о реструктуризации долга (как правило, заключается на срок 6 месяцев, но может быть продлено).

Данное соглашение является наиболее выигрышным вариантом, поскольку позволяет выплатить долг в течение определенного периода, равными долями, а не всю сумму сразу.

Форма соглашения о реструктуризации составляется коммунальщиками, на основании поданного вами заявления.

В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства (ст. 129 ГПК РФ).

Если от Должника не поступили возражения в установленный срок (10 дней), то второй экземпляр, заверенный печатью, вручается Заявителю (ТСЖ,ЖСК,ТСН, Управляющая организация) для предъявления в службу судебных приставов, либо в кредитную организацию, если есть информация, что в ней у Должника открыты банковские счета и вклады.

Порядок взыскания

Конечно, в УК понимают, что в виду серьезных финансовых затруднений некоторые жильцы просто не в состоянии сразу же погасить задолженность, в связи с чем вопрос закрытия долга на начальном этапе решается в досудебном порядке посредством мягких и жестких мер.

В частности, жесткими можно назвать:

  • отключение света либо воды;
  • размещение информации о должниках в подъездах МКД.

А вот к мягким относится договорной порядок урегулирования проблем, в частности, то же предложение о реструктуризации долгов.

Информационные рычаги воздействия

Как правило, первым шагом к погашению задолженности является своеобразное информационное давление, оказываемое работниками на должников. То есть гражданин не только получает ежемесячные квитанции с указанием суммы долга, но и отдельные письма-оповещения о том, что факт задолженности уже присутствует.

Естественно при отсутствии реакции компания реализует уже следующий шаг, вывешивает списки должников в каждом подъезде, иногда забывая о нормах ФЗ №152 о запрете распространения персональных данных. А между тем, балансируя на грани исполнения закона можно в общий доступ выставить только номер квартиры, но не Ф.И.О. жильца, а также иные его данные.

Составление соглашения о погашении

Если должнник все-таки идет на контакт и после получения очередного письма либо же уведомления готов погасить долг, но в виду тяжелого материального положения, что к примеру, возможно при потере работы, не может заплатить всю сумму сразу, УК может предложить следующий алгоритм действий.

В частности, представители обслуживающей компании и должник могут заключить соглашение о погашении задолженности в течение определенного периода, на протяжении которого УК обязуется уже не начислять пеню на неоплаченные суммы, а гражданин погасить всю сумму в установленные сроки.

Причем, оформление указанного документа не избавляет жителя МКД об оплаты текущих платежей, которые придется гасить вместе с задолженностью уже разбитой на небольшие суммы. Естественно, если обязательства жильцом выполнены не будут, следующим шагом УК является обращение в суд.

Реструктуризация или рассрочка

Также еще одним вариантом ликвидации задолженности щадящим способом, является оформление договора реструктуризации, который можно назвать аналогом соглашения о рассрочке платежей. В указанной ситуации стороны опять же разбивают всю сумму задолженности на небольшие части, которые гасятся вместе с текущими платежками до нулевого баланса по долгу.

При этом особенностью данного вида договора являются следующие характеристики:

  • долг будет разбит на небольшие доли;
  • сроки погашения могут быть весьма щадящими;
  • часть средств, к примеру пени, могут списать вовсе.

Следует отметить, что именно договор реструктуризации может быть заключен далеко не со всеми должниками, а только с теми, которые действительно попали в тяжелую ситуацию не по своей вине, и имеют уважительные причины для пропуска срока оплаты обязательных платежей.

Задолженность По Платежам За Жилую Площадь Коммунальные Платежи Что Это

Теперь управляющая компания может получить судебный приказ о взыскании задолженности за коммунальные услуги и на основании этого документа принудительно заставить оплачивать неплательщика. Уважаемые посетители! Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.

Напомним, что судебный приказ для кредитора — это наиболее простой и быстрый способ взыскания долгов, минуя затяжные судебные разбирательства. По факту их просто нет. Компания обращается в суд, предоставляет документы, которые свидетельствуют о наличии долга, затем получает судебный приказ.

Может ли наложег арест на преватизированную квартиру по долгам жкх

Условия обращения взыскания Выясним, какой должен быть долг за квартиру, чтобы выселили граждан, отказывающихся оплачивать коммунальные услуги. В этом случае законодательство говорит о соразмерности задолженности номинальной цене жилплощади.

Последняя инициатива закрепляет цифру недоимки, которая выше 5% рыночной стоимости недвижимости.

В новом проекте указано, что неплательщик рискует жильем, когда размер долга достигает 5% стоимости дома Таким образом, владея жилищной площадью, которая стоит 2 000 000 рублей, риск потери недвижимости возрастает при долге уже в 100 000.

Однако остается вопрос, если квартира приватизирована, могут ли выселить за долги по коммунальным услугам? В этой ситуации изначально планируется конфискация жилплощади за просрочки платежей социально значимых выплат.

Отсутствие потенциальных покупателей становится причиной для месячного перерыва и повторного выставления собственности на торги. Здесь стартовая цена снижается еще на 10–15%.

Когда проваливается и вторая попытка продажи, суд оставляет арест на квартире, но не препятствует проживанию там неплательщика. В этом случае период «передышки» длится 12 месяцев и начинается со дня объявления повторного аукциона.

Чего ожидать должникам приватизированной недвижимости Поскольку последние изменения законодательства движутся в сторону ужесточения карательных мер к неплательщикам, уместно обезопасить собственность заранее.

Помните, личное владение домом не гарантирует отсутствие шанса на потерю жилплощади. Особенно остро становится вопрос в ситуациях с должниками, которые располагают минимум двумя квартирами.

Рекомендуем прочесть: Возмещение страховые взносы что это

Судебный приказ за задолженность по платежам жилую площадь коммунальные платежи включая

Должник, в отношении которого вынесен Судебный приказ, вправе представить свои возражения (подать заявление об отмене судебного приказа) в течение 10 (десяти) дней со дня получения копии Судебного приказа. Судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения (заявление об отмене судебного приказа).

Есть перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению: это документы подтверждающие, что Заявитель действительно управляет многоквартирным домом, обоснованность тарифов применяемых к Должнику, документ подтверждающий задолженность, расчет долга. 6) перечень прилагаемых документов.

При подаче заявления о вынесении судебного приказа, оплачивается государственная пошлина, равная 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче Искового заявления, сама сумма государственной пошлины рассчитывается исходя из суммы заявленных требований.

Судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд (Ст. 126 ГПК РФ).

Интересное: Новостройка или вторичка в ипотеку что лучше

Судебная практика

Суды принимают решения по жилищным спорам после того, как выясняют, по каким причинам отсутствовала оплата коммунальных услуг на протяжении 6 месяцев.

Согласно сложившейся судебной практике, процесс выселения граждан за долги довольно сложный, ведь если жилец в течение полугода будет вносить хотя бы небольшие суммы в счет уплаты коммуналки, оснований для подачи иска в суд не будет.

При вынесении решения о выселении указывается адрес прошлого и нового жилья, предоставляемого неплательщику. Помимо этого, суды обязуют должников полностью погасить долги по прошлому месту проживания.

Здесь представлена судебная практика по выселению из квартиры за долги.

Взыскание задолженности по коммунальным платежам

Расчет коммунальных платежей достаточно кропотливая процедура, в ходе которой не исключены ошибки, ведущие к попаданию в списки должников людей исправно оплачивающих все услуги.

Паниковать в этом случае не следует, необходимо обратиться в управляющую компанию, либо ЖЭК и потребовать сделать полный перерасчет всех платежей за ближайшие полгода. Скорее всего, недостающая сумма обнаружится и из должников гражданина исключат.

При подтверждении долга, накопившуюся сумму можно распределить по всем последующим платежам либо поступить так, как описано выше.

Коммунальные платежи, а именно плата за использование электрической энергии, газа, холодной и горячей воды, отопления, услуг мусоропровода и лифта, взимаются со всех владельцев квартир и частных домовладений, а также квартиросъемщиков, заключивших официальный договор аренды.

Срок исковой давности

Срок исковой давности, принятый для взыскания задолженности по ЖКХ, составляет 3 года.

Согласно судебной практике, подобные иски находят удовлетворение в суде, а приставы при этом могут действовать еще более продолжительный срок. Поэтому появление долгов рекомендуется не допускать в принципе, а если они и возникли ‒ погашать их в короткие сроки.

Оплата коммунальных платежей через Сбербанк Онлайн является одним из способов внесения средств. Как проверить долги по коммунальным платежам? Информация здесь.

Положены ли льготы ветеранам труда по коммунальным платежам? Подробности в этой статье.

Задолженность по платежам за жилую площадь

Здравствуйте, уважаемый Денис! Во-первых

, видимо, с Вас вместе с собственником солидарно взыскан был в суде долг за коммунальные услуги и %. Если Вы не собственник жилья, то с Вас не имеют право взыскивать за жилую площадь, так как за это должен платить собственник жилья согласно Жилищного кодекса РФ.

Во-вторых
, если солидарный должник оплатил эьтот долг, то пусть предоставит Вам копию платежного поручения или выписку с его счета, с которого он оплтил этот долг.

Тогда Вы с заявлением обратитесь к конкретному судебному приставу-исполнителю, что бы он вынес Постановление об окончании Исполнительного производства в отношении Вас, к заявлению приложите доказательсво, что солидаоный долждник этот долг уплатил уже. Всего Вам доброго.

Имеется Задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени в размере почти 30 тысяч рублей на сайте ФССП. Вопрос такой: дадут ли мне кредит в банке (до этого все кредиты вовремя погашались) если я погашу задолженность на сайте ФССП?

Источник: https://nedvizhimost23.ru/zhkh/sudebnaya-praktika-po-kommunalnym-kvartiram-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.