Судебная практика по перерасчету за отопление

Содержание

Верховный Суд РФ о корректировке платы по отоплению и о многом другом… | Сообщество несогласных с судебными решениями в сфере ЖКХ

Судебная практика по перерасчету за отопление

Мы обратились с Красногорский городской суд с иском о защите прав потребителя, в котором просили обязать ТСЖ произвести корректировку платы по отоплению. Представили расчёты, из которых выходило что только по нашей квартире ТСЖ не возвращало переплату за отопление около 5000 рублей в год.

ТСЖ представило встречный иск о взыскании задолженности, на который мы ответили уточнённым иском о защите прав потребителя по всем строкам платёжного документа.

В итоге суд нам отказал, а иск ТСЖ удовлетворил. То есть ни одно требование законодательтва о защите прав потребителя Красногорский городской суд не применил.

Апелляционная инстанция согласилась с данным решением, но изменило его в части повторного взыскания за один и тот же период, по которому уже было решение.

Президиум Мособлсуда отказал в передаче жалобы для рассмотрения в суде кассационной инстанции и нам ничего не оставалось как обратиться в Верховный Суд РФ.

Судья Верховного Суда РФ также не нашла оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

 Обратились к Председателю верховного Суда РФ. Указали, что ни одно требование законодательства о защите прав потребителя ТСЖ не исполняется, а суды на это никак не реагируют.

В итоге нам ответил первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ Нечаев в том смысле, что пошли на …. Платите и не задавайте вопросов.

Нет он, конечно, не сказал, что судам законы не указ, но подтвердил, что законы и потребитель для судебной власти никто и звать их никак. Что социально близки Верховному Суду РФ воры и мошенники из ТСЖ, принципиально не выполняющие ни один закон государства и живущие по своим законам зоны беззакония.

_______________________________________

В Красногорский городской суд

ИСТЕЦ:

Матвеева Ольга Александровна

143409, МО, г. Красногорск,

ул. Ленина, дом 34, кв. ХХХ

Адрес для почты:

143404, МО, г. Красногорск,

ул. ХХХХХХХ, дом ХХ

ОТВЕТЧИК:

ТСЖ «Сокол»

143409, МО, г. Красногорск,

ул. Ленина дом 34

Цена иска: 9019,45 руб. (с увеличением после корректировки за 2010-2011 год)

Госпошлина: не облагается (пп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ)

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о защите прав потребителя

Я проживаю в квартире по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, дом 34, кв. ХХХ и являюсь собственником квартиры. С 2008 года по настоящее время коммунальные услуги предоставляет ТСЖ «Сокол» (далее Ответчик).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.01.1996 г.

№ 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом б) части 1 Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года разрешено принять решение о применении при расчёте размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307.

В соответствии с изменениями, которые внесены в постановление правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857, до 1 января 2015 г. может сохранятся порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

указанный в пунктах 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г.

№ 307 « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и пунктов 1-4 приложения к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению).

Источник: https://maxpark.com/community/5240/content/3598979

Перерасчет за отопление в 2020 году по 354 Постановлению: Пересчет платы за тепло при наличии и отсутствии проборов учета, образцы заявлений и желоб

Судебная практика по перерасчету за отопление

В ряде ситуаций потребитель коммунального обслуживания вправе направлять заявление в управляющую организацию об изменении суммы в платежах. Перерасчет за отопление в 2020 году регулируется ПП №354. В нормативном документе прописаны главные и второстепенные аспекты, а также формулы и способы начисления средств.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по бесплатным номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Это быстро и бесплатно!

Как вернуть переплату за тепло.

Постановление №354 о перерасчете платы за отопление

При отсутствии теплоснабжения жилья, даже на короткий промежуток времени, это становится основанием для перерасчета, т. к. радиаторы отопления могут греть недостаточно.

Такое положение указывает, что собственник получил услугу некачественного характера. Это также является причиной для подачи заявления в УК.

Однако для претензии необходимо привести доказательную базу о снижении температурного режима в помещениях.

Главным нормативным актом, регулирующим проведение перерасчета, является постановление Правительства 354 (в последней редакции 2020 года). Документ описывает законность требований, разъясняет нюансы вопросов по оплате за ЖКХ, а также приводит методики. Невзирая на действующие положения ПП представители управляющих компаний нередко отказывают в проведение перерасчета за отопление.

К сведению: у коммунальщиков в основном корректировка сумм в квитанциях проводится в конце отчетного периода, т. е. 1 раз в год.

Основания для перерасчета по отоплению

Основываясь на ПП №354, выделим главные пункты, согласно которым потребитель коммунальных услуг вправе требовать перерасчет за отопление:

  1. В положениях документа указано, что температура ниже нормы в +18 градусов в комнатах МКД недопустима в течение всего сезона.

    К угловым помещениям устанавливается предел в 20°С.

  2. В зависимости от региона проживания условия окружающей среды могут быть меньше отметки -31°С. В этом случае показатели повышают на плюс два градуса.

  3. Если обесточивание отопления произошло по причине возникновения ЧС, то период отсутствия тепла в квартире не может превышать суммарно 24 часа за 30 дней. Наряду с этим, закон устанавливает, что единоразовое отключение не может быть больше 16 ч.

    На заметку: если столбик термометра находится не ниже +12°С, то в проведение перерасчета будет отказано.

  4. Существует норма по температурному режиму, которая указывает, что общее повышение допускается на четыре градуса, а понижение ночью не больше 3°С.

Посмотрите видео: “Особенности проведения пересчета за теплоснабжение и ГВС.”

Перерасчет платы за отопление можно требовать, если гражданин обратил внимание, что ресурс не соответствует установленным стандартам. Для этого составляет жалоба в УК, обслуживающая МКД.

Кроме заявления, потребуется сформировать акт, в котором фиксируется нарушение и указываются следующие характеристики:

  • время;
  • дата;
  • показатели температуры.

Собственник может добиваться проведения корректировки платежа по услуге только при наличии установленных отклонений от нормы за период оказания обслуживания. То есть владельцу недвижимости необходимо каждый месяц составлять такой документ.

В 2013 г. на законодательном уровне процесс фиксации отсутствия отопления или несоответствия требованиям упростили. Так, если гражданин направляет в организацию заявление, то представители компании обязаны в течение 120 минут посетить адрес для составления акта.

При отсутствии обратной связи владелец вправе сформировать собственный документ. Чтобы действия жильца были обоснованы, он должен привлечь двух свидетелей и должностное лицо – соседи и управдом. Период, зафиксированный на бумаге, является датой отсчета нарушения, в связи с которым можно требовать перерасчет.

Порядок и сроки проведения перерасчета

Собственники МКД согласно статье №161 ЖК России обязаны выбрать метод управления общим имуществом:

Поэтому претензия направляется в одну из данных структур, на балансе которой числится дом. В рамках законодательства орган является исполнителем жилищно-коммунального обслуживания. Соответственно, несет ответственность за предоставление услуг в надлежащем объеме и качестве.

В ситуации, когда на общем собрании собственниками дома принято решение о непосредственном управлении общедомовым имуществом, то заинтересованное лицо должно обращаться в РСО.

В постановлении Правительства России (пп “к” пункта №31 Правил) установлено, что обратная связь по обращению граждан должна составлять не больше 3 рабочих суток. Дата исчисления начинается с момента регистрации в журнале заявления.

Кто ответственный за проведение корректировки оплаты

До 2020 г. корректировка платы за отопление практически не проводились коммунальщиками. Перерасчет за тепло если и делали, то только по заявлению собственника. Происходила такая ситуация повсеместно, т. к. над фирмами со стороны надзорных органов практически не было контроля, что позволяло регулярно нарушать законы и права граждан.

Фактически управляющие компании или в некоторых случаях ресурсоснабжающие предприятия несут ответственность за проведение перерасчета по отоплению. Однако обращаться потребитель может не больше одного раза за 12 месяцев.

Пример расчета для последующей корректировки

Перерасчет по отоплению по 354 постановлению должен производиться согласно формуле. Данный метод расчета применяется для МКД и помещений без индивидуальных счетчиков за потребление теплового ресурса.

P=Sи x N x T,

где:

  • P – сумма, указанная в квитанции;
  • Sи – метражность квартиры;
  • N – действующий норматив в регионе на потребление ресурса;
  • T – тариф, установленный РСО.

Законность перерасчета за отопление определяется рядом показателей:

  • общее использование теплоснабжения за предыдущее отчетное время;
  • в случае, когда ИПУ работал не все 12 месяцев, а лишь конкретный период, то объем рассчитывается на основании договора;
  • сумму потребления ресурса делят на площадь всех объектов недвижимости по МКД.

Пример пересчета:

Прибор учета отопления показал, что расход ресурса за прошлые 12 мес. составил 900 гигаколорий. По техническому документу площадь МКД – 5490 м2 без учета подвала, чердаков и других подсобных помещений.

В соответствии с формулой ежемесячный расчет выглядит следующим образом: (900/5490)/12 = 0,013 Гкал.

Исчисление показало, что объем потребления отопления делится на год, поэтому здесь используется характеристика за один отрезок, т. е. за месяц. Величина 0,013 будет применяться для последующих начислений платежей.

При наличии общедомового прибора учета

Перерасчет за отопление при наличии общедомового прибора учета в отличие от ИПУ происходит на основании перераспределенного ресурса в конкретную квартиру. Таким образом, собственник будет платить только за потребляемое тепло.

В обновленной редакции 2020 года ПП №354 указано, что порядок исчисления платы за ресурс возможен на основании показателей счетчиков, если они установлены в 50% квартир. Ранее формулы для ИПУ и распределительной системы были едины.

Алгоритм перерасчета за отопление

Перерасчет за отопление по 354 постановлению осуществляется на основании поданного заявления. В зависимости от действующего тарифа производится расчет взносов за потребляемый ресурс. Однако посчитать оплату возможно, если воздух в квартире достигал оптимального температурного режима, а батареи были довольно теплыми. Замер осуществляется при помощи профессиональных инструментов.

Правила составления заявления

В действующем законодательстве не предусмотрена обязательная форма заявления.

Документ составляется в свободном стиле и нужно писать следующую информацию:

  1. Название поставщика или исполнителя по коммунальному обслуживанию.
  2. Полный формуляр руководителя структуры и адрес.
  3. Данные заявителя – фамилия, имя, отчество, регистрация/прописка, телефон.
  4. Посредине указывается наименование бумаги – «Заявление».
  5. В основном тексте следует написать о причинах обращения, обстоятельствах, указать ссылку на закон и основания для корректировки.
  6. Обязательно наличие доказательной базы, т. е. прикладывается акт.
  7. Дата и визирование.

Жалоба на неправомерное начисление перерасчета за отопление

Нередко происходят ситуации, когда добиться от ответственной компании обратной связи сложно. Порой на рассмотрение жалобы коммунальщики отводят себе несколько месяцев.

Поэтому в такой ситуации, а также при возникновении следующих обстоятельств необходимо жаловаться в жилищную инспекцию и другие надзорные органы:

  • неправильный перерасчет;
  • УК стала начислять суммы свыше потребляемой нормы;
  • некачественная услуга (например, холодные батареи в отопительный сезон);
  • и другое.

Претензия составляется по единому стандарту с указанием реквизитов обеих сторон. В основном поле текста гражданин излагает просьбу разобраться в сложившейся ситуации и прилагает документы.

Исковое заявление о перерасчете коммунальных платежей за отопление

При получении отказа в проведении перерасчета за теплоснабжение, у собственника есть два варианта, что можно сделать:

  • обратиться в надзорные органы – ГЖИ, Роспотребнадзор, прокуратура;
  • написать исковое заявление в судебную инстанцию.

В действующих российских законах существуют положения, на основании которых владелец жилья вправе требовать проведение корректировки за использованный ресурс. Как правило, это низкое качество,  незаконно начисленная переплата или большой размер потребления.

В любом случае заявление следует оформлять грамотно с приложением доказательной базы.

Необходимые документы

Перерасчет отопления по 354 постановлению производят на основании заявления и приложенной доказательной базы.

В качестве последнего пункта допускается прикрепление следующих бумаг:

  1. Сертификат, указывающий на право владения объектом недвижимости, техпаспорт или выписка из ЕГРП. Любой документ на выбор, позволяющий установить метражность квартиры.
  2. Сведения от жилищной инспекции или судебное постановление.
  3. Акт обследования комнат на предмет установления качества оказанных услуг, т. е. нужно подтвердить, что в квартире холодно.
  4. Бумаги, указывающие на ликвидацию ЧС в магистрали многоквартирного дома (запрашивается в УК или РСО).
  5. Иные документы, имеющие отношение к делу.

Возникновение спорных ситуаций и их решение

Невзирая на многочисленные акты и правовые документы,  а также нормы, потребители продолжают сталкиваться с неправомерными действиями со стороны УК. Часто собственник при требовании сделать перерасчет платы за отопление получает немотивированные отказ.

Утепление жилищного фонда

Когда требовать перерасчет за ЖКУ.

В жилищном кодексе и ПП №354, 491 указано, что необходимо разграничивать понятие пространства внутри квартиры и общедомового имущества МКД. Таким образом, управленческая фирма ответственна только в отношении дома в целом, но не уполномочена следить за внутриквартирным комфортом. Однако в обоих случаях обслуживание осуществляется за счет денег собственников.

Утеплением отдельного помещения занимается владелец в самостоятельном порядке. Но при возникновении жалоб со стороны большинства жильцов МКД на холод в комнатах, проводится проверка. Когда в ходе мероприятий устанавливается несоответствие нормам, делают перерасчет за услуги по отоплению при условии, что хозяин предпринял меры по утеплению объекта.

Воздух в стояках

При наличии воздуха в системе подачи ресурса перерасчет зачастую не делают,  т. к. устранением проблемы служащие УК занимаются штатно. Но если данные процедуры не проводятся, тогда собственники вправе потребовать проведение корректировка оплаты в квитанциях.

Процедура по промывке радиаторов отопления

Как правило, такой пункт фигурирует в договоре по обслуживанию многоквартирного дома. Обусловлено это тем, что заливка отопления явление распространенное, если установлены радиаторы из чугуна.

Управляющая фирма обязана обеспечивать собственникам систематическую подачу тепла (24/7) соответствующего качества в течение сезона.

Поэтому такая процедура включена в контракт с УК и, зачастую, не требует перерасчета.

Судебная практика по корректировке размера платы за отопление

Проведение перерасчета по теплоснабжению комментируют чиновники:

«Существуют Правила из ПП №354 о том, каким образом необходимо оказывать жилищно-коммунальное обслуживание. На основании нормативного документа в I квартале каждого будущего года, все управляющие компании формируют отчеты. Поэтому обязаны проводить корректировку платы за отопление по фактически выставленным счетам от РСО».

Если суд, проверяя компанию, выявляет расхождение между актами от ресурсоснабжающего предприятия и платежной квитанцией от потребителя, то он обязывает УК делать перерасчет.

Когда в МКД установлен общий прибор, то плата за теплоснабжение формируется по среднему потреблению за прошлый отчетный период. При отсутствии ОПУ – расчет производят согласно норме.

При этом РСО выставляет счет УК, основываясь на сведениях общедомового счетчика.

Подводя годовые итоги, управляющая фирмы выявляет расхождение, но собственникам уже начислено по плановым показателям. Поэтому проводится перерасчет с положительную или отрицательную стороны.

Процесс проведения корректировок за потребленное отопление осуществляется в соответствии с Правилами из ПП №354. Кроме того, управленческие организации должны руководствоваться действующими нормами по начислению платежей за ресурс. При пересмотре итоговых годовых сумм работники ЖКХ обязаны проводить перерасчет.
Посмотрите видео: “Как УК вешают на потребителя несуществующие долги по теплоснабжению.”

Источник: https://MoiPrava.pro/zhilyo/zhkh/pereraschet-za-otoplenie

Решение Верховного Суда РФ по иску об оспаривании Правил № 354 в части расчёта платы за отопление

Судебная практика по перерасчету за отопление

Верховный Суд РФ в качестве суда первой инстанции отказал в удовлетворении иска об оспаривании установленных Правительством РФ правил расчёта размера платы за отопление в многоквартирных домах, где имеется общедомовой прибор учёта тепловой энергии, но не во всех помещениях установлены индивидуальные приборы учёта.

Я представлял административного истца. На решение подана апелляционная жалоба. Ниже – текст решения. Пока оно на сайте Верховного Суда РФ отсутствует.

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № АКПИ17-201

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва

31 мая 2017 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе председательствующего

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.

судей Верховного Суда         Иваненко Ю.Г.

Российской Федерации         Назаровой А.М.

при секретаре  Поляковой     К.А.

с участием прокурора            Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению *** о признании недействующими абзаца третьего пункта 42(1), частично абзаца четверюго пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, пунктов 3, 3(1), 3(2) приложения № 2 к данным Правилам,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 в Правила внесены изменения, в частности пункт 42(1) изложен в новой редакции.

Гражданин **** обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 42(1), частично абзаца четвёртого пункта 42(1) Правил, пунктов 3, 3(1), 3(2) приложения № 2 к данным Правилам, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 1, части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и нарушают его права

Как указывает административный истец, он проживает в многоквартирном доме, который при вводе его в эксплуатацию был оснащен всеми необходимыми приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии.

В процессе эксплуатации дома некоторые индивидуальные приборы учета были демонтированы и на начало отопительного периода 2016 г. дом не полностью был оборудован индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

В результате произведенного перерасчета расходы административного истца на оплату тепловой энергии возросли.

В судебное заседание явились административный истец ***** и его представитель Тимофеев А.В., который поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 22 марта 2017 г. № СП-П9-1648).

Представители Правительства Российской Федерации Цимбалов В Ю., Тер-Аракелян Я.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца Тимофеева А.В., Правительства Российской Федерации Цимбалова В.Ю., Тер-Аракеян Я.А.

, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.

,  полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены оспариваемые Правила, котррые действуют с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232.

Первоначально нормативный правовой акт опубликован в собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, “Российской газете” 1 июня 2011 г.

Правила регулируют отношения по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными      и          (или)   общими (квартирными) приборами учета

(распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и З(-) приложения № 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Абзац третий пункта 42(1) Правил детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, отсылая к формулам 3, 3(1), 3(2).

Формула 3 приведена в пункте 3 приложения № 2 к Правилам. В соответствии с ней исчисляется размер платы за коммунальную услугу по отоплению при осуществлении оплаты в течение отопительного периода.

Данная формула учитывает такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, соотношение общей площади i-го помещения (жилого или не жилого) в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию.

Формула 3(1) содержится в пункте 3(1) приложения № 2 к Правилам и применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года.

Эта формула учитывает: общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии за предыдущий ГОД, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; установленный тариф на тепловую энергию.

Формула 3(2) приведена в пункте 3(2) приложения № 2 к Правилам. Применением ее корректирует размер платы, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом.

Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

Согласно абзацу четвертому пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальною услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Предусмотренный в абзацах третьем и четвертом пункта 42(1) Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за данную коммунальную услугу совокупно, без разделения на плату за потребление ее в жилом или нежилом помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Предусмотренный абзацем третьим пункта 42(1) Правил порядок определения размера платы за коммунальную услугу обусловлен общим принципом распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема тепловой энергии, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади занимаемого помещения в многоквартирном  доме.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Федеральному закону “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” являются несостоятельными.

Указанный Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядок ее расчета, и не запрещает Правительству Российской Федерации осуществлять дифференцированное правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом оборудования многоквартирного дома индивидуальными и общими приборами учета.

Кроме того, суд учитывает, что оспариваемые положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил аналогичны абзацу четвертому данного пункта Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от Российской Федерации от 26 декабря 2016 г.

№ 1498, которые были предметом судебного контроля. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2017 г.

по делу № АКПИ16-1369 оспариваемые положения признаны не противоречащими действующему законодательству, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Оспаривая в части абзац четвертый пункта 42(1) Правил, административный истец фактически предлагает иной способ расчетов за поставленную в многоквартирный жилой дом тепловую энергию.

Между тем установленное правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности.

Если часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, то определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, а также при их отсутствии законодателем возложено на Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления *** о признании недействующими абзаца третьего пункта 42(1), частично абзаца четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, пунктов 3, 3(1), 3(2) приложения № 2 к данным Правилам отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после судом решения в окончательной форме.

председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенков

судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г. Иваненко

А.М. Назарова

Источник: https://law4free.ru/blog/reshenie-verxovnogo-suda-rf-po-isku-ob-osparivanii-pravil-%E2%84%96-354-v-chasti-raschyota-platyi-za-otoplenie.htm

Почему Конституционный суд России потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Судебная практика по перерасчету за отопление

28 декабря 2018 года появилось постановление Правительства РФ № 1708, которое внесло изменения в порядок расчётов за отопление в многоквартирных домах, предусматривающий нулевое потребление тепловой энергии в квартире собственника. Рассказываем о том, почему такие изменения были внесены в ПП РФ № 354.

Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное

В мировой суд г. Таганрога обратился собственник доли в квартире МКД. Он потребовал, чтобы управляющая организация, как исполнитель КУ, сделала ему перерасчёт платы за теплоснабжение, поскольку в его жилом помещении отсутствует центральное отопление.

Установка индивидуального отопления была произведена в 2002 году после получения в домоуправляющей компании технических условий и согласования технического плана. Плата за центральное отопление собственникам квартиры не начислялась.

В 2017 году исполнитель КУ включил в счета собственника плату за теплоснабжение в соответствии с п. 42(1) ПП РФ № 354. Собственник безуспешно обращался в УО с заявлениями и претензиями, прилагая подтверждающие документы об отсутствии в квартире центрального отопления. Спор переместился в суд.

Мировой судья, рассмотрев материалы дела, принял сторону потребителя, установив, что в такой ситуации нарушены его права: истца обязывают платить за услугу, которую он не получает.6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года

Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление

УО подала апелляцию в городской суд, указывая на то, что у неё отсутствуют законные основания не производить начисления за центральное отопление по жилому помещению истца. Её поддержал и поставщик тепловой энергии.

Они настаивали на том, что независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные источники тепла, размер оплаты за КУ по отоплению определяется в едином порядке в соответствии с требованиями ПП РФ № 354, ст. ст. 26, 29, 157 ЖК РФ.

Апелляционный суд согласился с доводами исполнителя КУ, посчитав неверным вывод о том, что услуга по центральному отоплению истцу не предоставлялась.

Собственник является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в квартиру, но и в общие помещения жилого дома: подъезды, чердаки, подвалы, стены.

К тому же одним из источников теплоснабжения помещений в МКД является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через квартиру.

Переход на индивидуальное теплоснабжение возможен, если законодательством утверждён порядок определения объёма индивидуального и общедомового потребления. Применительно к тепловой энергии в многоквартирных домах НПА такой возможности не предусматривают.

Поэтому фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в МКД не освобождает его собственника от оплаты тепловой энергии, поставляемой в дом централизованно.

Суд также отметил, что согласование перепланировки и переустройства квартиры при установке системы отопления было произведено с нарушениями: не получено разрешение на такие работы в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ). Поэтому решение суда первой инстанции было отменено.Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление

Подобная ситуация сложилась и в судебном споре ещё одного собственника квартиры с исполнителем КУ по теплоснабжению. Управляющая организация подала в суд иск о взыскании с потребителя задолженности за отопление его квартиры.

Ответчик пояснил, что не оплачивает КУ, поскольку в его квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии. Срезанные трубы системы отопления дома изолированы и не поставляют тепло в помещение. При этом индивидуальная система обогревает смежные стены, полы и потолки.

Суд первой инстанции отметил:

1. Система централизованного отопления относится к общему имуществу МКД. Изменить её можно только с согласия всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Также разрешение должен дать орган МСУ. Истец не смог предоставить доказательств, что получал такие документы.

2. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату совокупно без разделения на плату за потребление в своём помещении и на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354). Порядок расчёта платы определён в п. 42(1) ПП РФ № 354. Он не предусматривает отдельного механизма расчёта платы за отопление в доме, некоторые помещения которого отключены от централизованной системы.

Иск исполнителя КУ был удовлетворён. Верховный суд ЧР согласился с выводами первой инстанции и отклонил апелляционный иск потребителя.

Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным

Потребители подали жалобы в Конституционный суд РФ, который объединил их в одно дело с целью проверить конституционность абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, который обязывает потребителей оплачивать фактически неоказываемую им услугу.

КС РФ, принимая решение, исходил из следующих значимых тезисов:

1. Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

2. Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определённости, справедливости и соразмерности вводимых ограничений, что применимо к порядку определения объёма потребляемого коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

3. ПП РФ № 354 устанавливает расчёт платы за отопление в домах, где не установлены ОДПУ тепловой энергии, исходя из норматива (абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354).

4. Рассчитанная с применением норматива плата за централизованное отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Модель построена исходя из презумпции подключения всех помещений в доме к сетям теплоснабжения МКД.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, в том числе оплачивать тепловую энергию (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 39 ЖК РФ).

6. Установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства к переустройству помещений не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности платить за КР на СОИ. Это приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений бремени содержания общего имущества

7. В действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.

Поэтому в соответствии с п. 40 ПП РФ № 354, с собственников помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными источниками тепловой энергии, взыскивается плата за содержание общего имущества и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с другими потребителями.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, КС РФ сделал вывод, что абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не соответствует Конституции РФ. Существующий подход к расчётам за отопление ведёт к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Поэтому КС РФ поручил Правительству РФ незамедлительно внести необходимые изменения в действующее законодательство: необходимо предусмотреть порядок расчёта платы за теплоснабжения в МКД, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ

Управляющая организация, являясь исполнителем КУ по теплоснабжению, должна иметь в виду, что:

1. Конституционный суд РФ потребовал изменить подход к расчётам платы за отопление в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в НПА Правительством РФ.

2. До внесения изменений в ПП РФ № 354 собственники помещений с индивидуальными системами отопления, установленными с получением всех разрешительных документов, должны платить только за тепловую энергию, потреблённую на содержание общего имущества. Расчёт такой платы должен вестись на основе методических рекомендаций по определению объёма потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

3. Методические рекомендации обязан в кратчайшие сроки утвердить Минстрой РФ.

4. Все неисполненные или частично исполненные судебные решения, вынесенные ранее и основанные на положении абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/9934-pochemu-ks-rf-potreboval-peresmotret-sistemu-raschyetov-za-otoplenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.