Субъекты права государственной собственности на землю

Право собственности на землю

Субъекты права государственной собственности на землю

Дамдын, О. С. Право собственности на землю / О. С. Дамдын. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 1. — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3203/ (дата обращения: 22.10.2020).

В самом общем виде собственность – отношения людей к объектам материального мира, проявляющееся в экономических и производственных отношениях между людьми в процессе производства, распределения обмена и потребления различных благ, а также в юридических номах и в форме правил морали [1, с.21].

Под правом собственности на землю понимают право собственника земельного участка совершать в отношении его любые действия по своему усмотрению, не противоречащие закону и иным правовым актам, не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц и не наносящие ущерба окружающей среде.

Не смотря на то, что собственникам земли конституционно предоставлено право самостоятельно владеть, пользоваться или распоряжаться ими, существуют все же определенные постоянные или временные ограничения.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ к постоянным ограничениям относятся следующие обязанности: сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, расположенные на территории земельного участка и осуществлять мероприятия по охране принадлежащих ему земель.

Также права собственника ограничивают права государства на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд.

К временным ограничениям относится, к примеру, обязанность собственника использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и только разрешенным способом.

Так же следует различать понятия субъекта и объекта собственности (табл. 1).

Таблица 1

Субъекты и объекты собственности

Субъекты права собственности на землю – собственники конкретных земельных участков, наделенные земельными правами и несущие обязанности в соответствии с земельным законодательством.Объект права собственности на землю – в общем, участок земли как пространственный базис в определенных границах фиксированной площади и местоположения.
Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти; города, районы, населенные пункты в лице органов местного самоуправления.Весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мониторинг и др.).
Граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.Земля в пределах территориально-административной единицы (предоставление, изъятие земель, зонирование, планировка и др).
Юридические лица – коммерческие и другие организации, в том числе иностранные, не могут быть субъектами земельных правоотношений филиалы и представительства предприятий.Отдельный земельный участок (в части использования).
В отличие от субъектов, объекты собственности на землю являются пассивной стороной отношений собственности (системы отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения земельных участков).

Право собственности на землю вкачает три основных понятия (элементы, правомочия): владение, пользование и распоряжение земельным участком:

  • владение земельным участком – первичный компонент собственности, основанный на законе физический контроль над участком. Оно создает необходимые предпосылки для реализации двух других правомочий – пользования и распоряжения. Владение земельным участком это обладание им как собственностью (для юридического лица это возможность числить его на своем балансе);
  • пользование землей – право использования не только поверхности земельного участка и его почвенного покрова, но и имеющихся на земельном участке полезных ископаемых и водных богатств, то есть возможности извлекать ее полезные свойства, также, если это соответствует целевому назначению участка на нем можно возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения. То есть, пользование земельным участком это применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя и собственника;
  • распоряжение земельным участком – всеобъемлющий способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности; право решать каким образом и кем может быть использован земельный участок; возможность для собственника определять юридическую судьбу своего земельного участка.

Структура права собственности на землю отражена в табл. 2.

Таблица 2

Структура права собственности на землю

Функции права собственности
Владение – фактическое обладание землей путем:

  • отвода участка на местности;
  • перенесения в натуру проектов землеустройства;
  • создание зон с особыми условиями использования;
  • возведение межевых линий, знаков, заборов;
  • охраны от посягательств на участок;
  • учета земель на балансе предприятия или в хозяйстве гражданина;
  • государственной регистрации права собственности, аренды.
Пользование – извлечение из земли полезных свойств или дохода другим путем:

  • свободного хозяйствования;
  • рациональной организации территории;
  • защиты земель от процессов разрушения, загрязнения и заражения вредителями;
  • использование имеющихся на участке общих полезных ископаемых, торфа, воды и др.;
  • пребывание в лесу для отдыха, сбора ягод и др.;
  • получение доходов или ренты;
  • иным способом.
Распоряжение – определение юридической судьбы участка путем:

  1. Изменения статуса участка:
  • перевод из одной категории в другую;
  • установление определенного порядка пользования;
  • возведение строений на участке и др.
  1. Изменение состава лиц-собственников, владельцев и пользователей участка:
  • отчуждение участка;
  • передача в аренду и т.п.;
  • невозможность существования бесхозных участков.
Могут быть сосредоточенны у одного собственника или разделены между различными субъектами.

Все функции собственности на землю подразделяются на общие (право совершать или не совершать определенные действия в отношении земли) и специальные (определяются целевым назначением земельного участка, особенностями правового статуса собственника или иными обстоятельствами).

В Российской Федерации право собственности на землю законодательно защищено, поэтому собственник имеет право истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, даже если те не связанны с лишением владения земельным участком.

Земельным кодексом РФ предусмотрены все основания возникновения права собственности на землю. Гражданским кодексом РФ регулируются основания возникновения права собственности на землю и возникают из следующих документов: договоров, актов государственного органа или органа местного самоуправления, судебных решений, по приобретательной давности.

Форма собственности – экономическое понятие. По определению Конституции РФ (ст.9 ч.2) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная собственность – земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами РФ по основаниям предусмотренными законодательством РФ (п.2 ст.15 ЗК РФ) и иностранными гражданами и юридическими лицами и лицами без гражданства (п.5 ст.15, п.5 ст.28 ЗК РФ).

Они являются собственниками земельных участков, приобретенных по предусмотренным законодательством оснований; имеют право на равный доступ к приобретению земель в собственность; могут получать в собственность государственные и муниципальные земли; собственники зданий и сооружений могут приватизировать государственные земельные участки, на которых они расположены (п.1,9 ст.36 ЗК РФ), а иностранные лица с учетом установленных законом ограничений (п.5 ст.15, п.4 ст.28 ЗК РФ); не подлежат возврату, возмещению и компенсации национализированные до 01,01,1991 г. земельные участки (ст.25 ЗК РФ).

Государственная собственность на землю бывает двух видов:

  1. Федеральная – государственная собственность Российской Федерации в целом – входит вся земля, которая прямо не передана в частную, муниципальную или собственность субъектов Федерации.

    Целевым назначением которой, – является обеспечение нужд обороны и безопасности, охраны границ и других общегосударственных функций. Права собственника осуществляют органы федеральной власти, а в случаях, предусмотренным законом – юридические лица. Владение не связанно с обязательным использованием земель.

  2. Субъектов РФ – государственная собственность республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения – в пределах территориальных границ, за исключением земель переданных в федеральную, муниципальную, частную и иную форму собственности.

    Целевым назначением которой, – является решение задач субъекта Федерации. Распоряжение землей осуществляют органы государственного и местного самоуправления путем издания новых правовых актов. Сами субъекты собственности не осуществляют хозяйственной эксплуатации земель.

    Право собственника совпадает с осуществлением регулирования и контроля за использованием всех категорий земель.

Муниципальная собственность – территория в границах муниципальных образований (города и т.п.

) различных категорий, основным назначением которой является обслуживание потребностей местного населения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, благоустройства и для муниципальных организаций.

Права собственника осуществляют органы местного самоуправления и администрации и юридические и физические лица, в случаях предусмотренных нормативными актами.

Итак, право собственности на землю провозглашено Конституцией РФ, оно включено в основные права и свободы человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном ст. 17, 18 и 64 Конституции РФ.

Литература:

  1. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -624 с.

  2. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

    – 32 с. – (Кодексы и законы России).

  3. Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 112 с. – (Кодексы и законы России).

  4. Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие / Г.С.Антосевич. – М.: Издательство «Окей-книга2, 2008.

    – 123с.

Основные термины(генерируются автоматически): земельный участок, собственность, земля, РФ, местное самоуправление, собственник, участок, целевое назначение, Российская Федерация, форма собственности.

Источник: https://moluch.ru/archive/28/3203/

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Субъекты права государственной собственности на землю

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 53Следующая ⇒

В соответствии с п.1 ст.16 ЗК, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п.1 ст.16 ЗК).

Соответственно, субъектами права государственной собственности на землю в РФ могут быть Российская Федерация и субъекты РФ (например, город федерального значения Санкт-Петербург).

О разграничении государственной собственности на землю в РФ см. вопрос №20.

В соответствии со ст.ст.17,18 ЗК, в федеральной собственности (государственной собственности субъекта РФ) находятся следующие земельные участки:

1. Признанные таковыми федеральными законами.

2. Право собственности Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) возникло в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».

3. Приобретенные Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (например, в порядке наследования).

Муниципальная собственность на землю является самостоятельной формой собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 215 ГК РФ субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения и другие муниципальные образования. Согласно ст. 1 ФЗ от 28 августа 1995 г.

№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальными образованиями понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная этим Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Наличие у территории названных признаков позволяет признать субъектом муниципальной собственности на землю: города, районы, поселки, сельские населенные пункты, волости, округа, уезды, префектуры.

Норма п. 2 ст.

11 ЗК РФ, закрепляющая, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления, ограничивает круг субъектов, правомочных осуществлять распоряжение муниципальными земельными участками, органами местного самоуправления и расходится с положениями ГК РФ (ст. 125, п. 2 ст. 215) и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться ст. 130 Конституции РФ, которая определяет, что местное самоуправление, т.е. самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с законодательством от имени муниципального образования права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, могут реализовывать органы местного самоуправления либо население непосредственно.

Для обеспечения контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества на территориях муниципальных образований ведется специальный Реестр муниципального имущества (муниципальной собственности).

В основном в муниципальной собственности находятся земли в пределах границ соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой (ст. 19 ЗК РФ).

Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В состав муниципальных земель могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др.

В соответствии с положениями земельного законодательства в муниципальной собственности могут находиться земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

· право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. Определен единый порядок разграничения государственной собственности на землю для выделения федеральных земель, земель субъектов РФ и муниципальных образований.

29. Право частной собственности на земельные участки: общая характеристика, субъекты права собственности.

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Как известно, положения этой главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием, для их пересмотра необходим созыв Конституционного собрания, таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности.

Чтобы быть собственниками земельных участков, граждане и юридические лица должны обладать право- и дееспособностью. В целом правоспособность и дееспособность граждан и юридических лиц определяются нормами гражданского законодательства, но иногда применяются и нормы земельного законодательства.

В Российской Федерации с 1993 г. существовала неопределенность в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства, а именно: в законодательстве четко не был решен вопрос о том, могут ли иностранцы приобретать и иметь земельные участки на праве собственности.

Современное законодательство достаточно подробно регулирует этот вопрос.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

• иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

• иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами1;

• в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного само-управления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;

• иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).

Ограничения прав иностранных физических и юридических лиц, лиц без гражданства связаны с наличием у государства особого интереса в сохранении некоторых видов земель исключительно в частной собственности российских граждан и российских юридических лиц.

В отношении земель сельскохозяйственного назначения права российских юридических лиц ограничены значительно, поскольку, даже если юридическое лицо не является иностранным, но более половины его уставного (складочного) капитала принадлежит не российским гражданам и юридическим лицам, такие юридические лица не вправе иметь в частной собственности сельскохозяйственные земельные участки.

Объект и содержание права частной собственности на землю.

Объектом права частной собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Путем межевания земель устанавливаются границы земельного участка и составляется план земельного участка.

Если земельный участок не был огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть: оборотоспособными, ограниченными в обороте, изъятыми из оборота.

Оборотоспособностъ земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению). Соответственно наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть предметом сделок и находиться в свободном обороте. Ограниченные в обороте — это земельные участки, которые могут принадлежать лишь определенным субъектам либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Например, к ним следует отнести земли сельскохозяйственного назначения, поскольку они могут принадлежать на праве собственности лишь строго определенному кругу лиц.

частной собственности на земельные участки включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения. Правомочия владения и пользования неразрывно связаны между собой. На частного собственника возложена обязанность использовать земельный участок.

Поэтому физическое или юридическое лицо, владея земельным участком, обязано и пользоваться им.

Неиспользование земельного участка в течение срока, определенного в законе, является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение земельного законодательства и может служить основанием изъятия такого земельного участка.

Правомочие владения — обеспеченная законом возможность фактического обладания земельным участком.

Осуществляя правомочие владения землей, собственник вправе ограничить или запретить доступ граждан на при-надлежащий ему земельный участок или определенный вид деятельности физических и юридических лиц на его участке.

Реализация правомочия владения выражается также в обозначении границ земельного участка на местности (например, возведение забора).

Правомочие пользования — обеспеченная законом возможность хозяйственной эксплуатации земельного участка путем извлечения его полезных свойств для удовлетворения потребностей собственника.

Собственник земельного участка имеет право:

• использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ;

• возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градо-строительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

• проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законода-тельством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

• осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Правомочие распоряжения — обеспеченная законом возможность собственника «определять юридическую судьбу» земельного участка. Правомочие распоряжения выражается в совершении собственником сделок с земельными участками. Известны случаи, когда отдельные субъекты РФ принимали нормативные акты, ограничивающие правомочие собственника по распоряжению принадлежащим ему земельным участком.

Правомочия владения, пользования, распоряжения земельным участком осуществляются собственником свободно, но не произвольно. Владение, пользование и распоряжение землей не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы третьих лиц.

Существуют два вида частной собственности на земельные участки: 1) индивидуальная (собственность граждан и собственность юридических лиц); 2) общая (общая совместная и общая долевая).

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Date: 2015-09-26; view: 710; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/7-112677.html

Субъекты права собственности на землю

Субъекты права государственной собственности на землю

Субъекты права собственности на землю – это лица, которые в установленном порядке признаны и являются собственниками конкретного участка.

В социалистический период единственным субъектом, обладающим правом собственности на землю, было государство. В постсоветское время и само право земельной собственности, и его субъекты периодически пересматривались. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г.

«О праве собственности на землю» субъектами права собственности на землю признавались только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории страны или приравненные к постоянно проживающим (статья 4).

Граждане других государств, в том числе и бывших советских союзных республик, могли получать земельные участки только на правах пользования либо аренды.

Как уже отмечалось, субъектами права частной собственности в Республике Беларусь являются физические и негосударственные юридические лица.

В действующем земельном законодательстве Республики Беларусь в зависимости от форм собственности на землю выделяются следующие субъекты права собственности на землю:

1) Республика Беларусь;

2) граждане Республики Беларусь;

3) негосударственные юридические лица Республики Беларусь;

4) иностранные государства;

5) международные организации.

Правовой статус указанных субъектов как обладателей права собственности на земли и земельные участки устанавливается Конституцией Республики Беларусь, гражданским и земельным законодательством.

Особенность Республики Беларусь как субъекта права собственности на землю состоит в том, что государство является не только субъектом права собственности на землю, но и носителем права территориального верховенства как элемента принадлежащего суверенитета.

При этом право территориального верховенства как пространственного предела государственной власти Республики Беларусь распространяется на всю территорию страны независимо от форм собственности на землю.

Вместе с тем право собственности на землю распространяется на земли, находящиеся в государственной собственности.

Как субъекты права собственности на земельные участки граждане обладают в равной мере гражданской дееспособностью.

В соответствии со статьёй 20 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Он вправе осуществлять сделки по купле-продаже земельных участков, дарению, залогу, завещанию, наследованию, обмену, аренде.

Дееспособные граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, имеют право на предоставление им по их желанию в пожизненное наследуемое владение или в аренду земельных участков с учётом местных условий и особенностей, специализации и возможностей обработки предоставленных земель.

Согласно статье 22 ГК, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе используя земельный участок. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание (перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством).

По гражданскому законодательству юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, в том числе земельные участки, несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не преследующие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах.

В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица различаются и виды прав на земельные участки, которыми может обладать данное юридическое лицо.

Кодекс о земле (статья 12) предусматривает передачу земельных участков в собственность юридических лиц Республики Беларусь в соответствии с порядком, определённым Президентом Республики Беларусь. Такой порядок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667.

Согласно статье 51 Кодекса о земле, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, являющиеся собственниками земельных участков, имеют право отчуждать земельные участки областным, Минскому городскому, городским (городов областного подчинения), районным исполнительным комитетам либо отчуждать (продавать, обменивать) только негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, а также совершать иные сделки в соответствии с законодательными актами.

Иностранные государства и международные организации могут быть субъектами права собственности на земельный участок в случаях, когда он предоставляется для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, если в соответствии с законодательством данного иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/38522.html

А. Федеральная собственность, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований на землю. 24 страница

Субъекты права государственной собственности на землю

Чтобы быть способным выполнять необходимые задачи, каждой стране требуются экономические ресурсы.

В качестве одного из них выступает имущество, которое находится в государственной собственности (федеральной или муниципальной).

От того, насколько эффективно выполняется его управление, зависит то, как страна выполняет свои задачи. Из статьи узнаем, какая бывает государственная, федеральная собственность и об основаниях ее возникновения.

Понятие

Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство.

Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно.

Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан.

Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Право собственности на землю

права собственности на землю определено Гражданским кодексом РФ:

  • собственнику на землю принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом — земельным участком;
  • собственник земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему земельного участка любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,
  • в том числе отчуждать свой земельный участок в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником земельного участка, права владения, пользования и распоряжения земельным участком;
  • отдавать земельный участок в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 209 « права собственности» Гражданского кодекса РФ

Владение земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над земельным участком.

Пользование земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

Распоряжение земельным участком:

  • это юридически обеспеченная возможность определить судьбу земельного участка путем совершения юридических актов в отношении этого земельного участка.

Формы собственности на землю

Конституция РФ закрепила многообразие форм собственности на землю:

  • государственная форма собственности на землю,
  • муниципальная форма собственности на землю и
  • частная форма собственности на землю.

Государственная собственность на землю

В соответствии с Земельным кодексом РФ государственной собственностью на землю являются:

  • земли, не находящиеся в собственности:

    граждан,

  • юридических лиц или
  • муниципальных образований,
  • таким образом, не бывает бесхозяйных земельных участков.
  • п. 1 статьи 16 «Государственная собственность на землю» Земельного кодекса РФ

    Государственная собственность на землю разделяется:

    • на федеральную собственность (общегосударственную) на землю и
    • собственность на землю субъектов РФ.

    В федеральной или региональной собственности находятся земельные участки, которые соответственно:

    • признаны таковыми федеральными законами (например, ФЗ «О Федеральной Службе безопасности» устанавливает, что земельные участки, занятые органами ФСБ, являются федеральной собственностью);
    • право собственности РФ или субъекта РФ, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены РФ или субъектом РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Статья 17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», Статья 18 «Собственность на землю субъектов Российской Федерации» Земельного кодекса РФ

    Муниципальная собственность на землю

    В муниципальной собственности находятся земельные участки, которые:

    • признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
    • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
    • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

    Статья 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса РФ

    От имени муниципального образования права собственника на землю осуществляют органы местного самоуправления. Разнообразие форм публичной собственности на землю породило ситуацию, когда неопределенно к какому виду публичной собственности относится тот или иной земельный участок.

    Источник: https://vostok-kvartal.ru/uchastok/sobstvennost-na-zemlyu-v-rossii.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.