Субъекты и объекты права земельной собственности

Субъекты и объекты права собственности на землю

Субъекты и объекты права земельной собственности

Субъектами земельных правоотношений выступают носители земельных прав и обязанностей.

Совокупность правомочий субъектов земельных отношений, которыми они обладают в соответствии с земельным законодательством, определяет их земельно-правовой статус.

В зависимости от правового статуса участников земельных правоотношений можно выделить следующие категории субъектов:

1. Наиболее широкими правомочиями в земельных правоотношениях обладает государство в лице Республики Беларусь.

Республика Беларусь является основным участником правоотношений собственности на землю, и одновременно, как политический суверен (как носитель политической власти), определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает функционирование системы управления землями.

2. Иностранные государства могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды.

3. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Они не наделены самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, но осуществляют их от имени государства в пределах своей компетенции.

4. Юридические и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Как участники этих правоотношений они наделены земельной праводееспособностью, которая в настоящее время значительно расширена в связи с изменением правового режима земли и расширением правовых форм ее использования.

Земельная праводееспособность юридических и физических лиц заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей.

Объекты земельных правоотношений.

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть:

индивидуально-определенные земельные участки или их части. Правовые характеристики земельного участка, которым он должен соответствовать, чтобы считаться объектом земельных правоотношений, даются в Кодексе Республики Беларусь о земле (ст.17). Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю.

земельные сервитуты. Земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним, а в необходимых случаях другим земельным участком. Земельные сервитуты являются объектом правоотношений землепользования особого вида.

все или часть земель Республики Беларусь могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, правоотношений по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях – и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

права собственности на землю. Земля как объект права собственности.

В соответствии с ГК РБ собственнику земли принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своим участком.

Правомочие владения представляет возможность реального фактического обладания земельным участком, На основании данного правомочия собственник вправе требовать путем предъявления виндикационного иска возврата участка из чужого незаконного владения (ст. 282 ГК РБ).

Правомочие пользования представляет собой возможность извлечения из участка его полезных свойств при условии соблюдения целевого назначения, установленного при оформлении прав на участок.

Собственнику запрещается самостоятельно изменять целевое назначение своего участка.

При использовании участка не по целевому назначению, а также при неиспользовании участка по целевому назначению в течение определенного периода времени к собственнику применяются соответствующие меры юридической ответственности вплоть до изъятия земельного участка.

Правомочие распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять судьбу участка. Распоряжаться принадлежащим ему

участком собственник может путем его продажи, мены, дарения, завещания, сдачи в аренду, в ипотеку с учетом ограничений по сделкам, установленных законодательством.

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику.

Деление земель проводится по определенным правовым признакам на :

– категории земель;

– – виды земель.

Классификация земель на категориипроизводится – по целевому назначению земель. Законодательно эта классификация закреплена в ст.3 Кодекса подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими гос. органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны.

Основания возникновения права государственной собственности на землю.

Субъективное право собственности на землю возникает в порядке, установленном в законе, и зависит от формы земельной собственности.

Основанием возникновения права государственной собственности на землю служит нормативный правовой акт.

В настоящее время основаниями возникновения права государственной собственности на землю являются:

1) решение местного исполнительного комитета о выкупе земельного участка из частной собственности в государственную собственность;

2) постановление суда о принудительном изъятии земельного участка из частной собственности в собственность Республики Беларусь;

3) заявление гражданина, юридического лица о добровольной безвозмездной передаче земельного участка из частной собственности в собственность Республики Беларусь.

Основания прекращения права государственной собственности на землю.

Основанием прекращения права государственной собственности является

– решение соответствующего государственного органа о передаче земельного

– участка в частную собственность, собственность иностранного государства

– или международной организации,

Основания возникновения права частной собственности на землю физических лиц

Основаниями возникновения права частной собственности на землю являются:

1) административно-правовые акты (решения государственных органов о передаче земель, и их участков в частную собственность);

2) гражданско-правовые сделки с земельными участками (в том числе приобретение участка с аукциона),

3) постановление суда, устанавливающее право собственности на землю,

Новеллой земельного законодательства является возможность приобретения права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени, предусмотренная ст. 44 Кодекса о земле.



Источник: https://infopedia.su/8x49a2.html

11.Объекты и субъекты права собственности на землю

Субъекты и объекты права земельной собственности

бъектыправа собственности на землю.

Государственной собственностью являютсяземли, не находящиеся в собственностиграждан, юридических лиц или муниципальныхобразований. Таким образом, установленпринцип, согласно которому земля неможет быть бесхозяйной. Аналогичноеположение содержится в п.2 ст.214 Гражданскогокодекса РФ.

Однако Земельный кодекс РФ содержитединственный случай, когда земельныйучасток может приобрести режимбесхозяйного имущества. Согласно ст.

53Земельного кодекса РФ при отказе отправа собственности на земельный участокэтот земельный участок приобретаетправовой режим бесхозяйной недвижимойвещи, порядок прекращения прав на которуюустанавливается гражданскимзаконодательством (п.2).

Это положениепозволяет применить институтприобретательной давности к земельнымотношениям, но с учетом особенностей,обусловленных объектом отношений.

В соответствии со ст.18 Земельногокодекса РФ право собственности на землюсубъектов РФ возникает в случае:

признанияотдельных земельных участков находящимисяв собственности субъектов РФ федеральнымзаконодательством;

разграничениягосударственной собственности на землю;

приобретенияземельных участков в собственностьсубъектами РФ по основаниям, предусмотреннымгражданским законодательством.

Отнесениеотдельных земельных участков федеральнымизаконами к собственности субъектов РФявляется частным случаем разграничениягосударственной собственности на землю.

Примером может служить ФедеральнымЗакон “Об особо охраняемых природныхтерриторий”, который отнес особоохраняемые природные территориирегионального значения к собственностисубъектов РФ (п.6 ст.2).

Земельные участки могут быть приобретеныв собственность субъекта РФ, например,путем выкупа у гражданина или юридическоголица для нужд субъекта Федерации. Порядоквыкупа регулируется ст.279 Гражданскогокодекса РФ с учетом ст.49 Земельногокодекса РФ.

Муниципальная собственность на землю,предусмотренная ст.

19 Земельного кодексаРФ, возникает либо в результатеразграничения государственнойсобственности на землю в соответствиис Федеральным Законом “О разграничениигосударственной собственности наземлю”, либо в случае приобретенияземельных участков, находящихся всобственности граждан или юридическихлиц, по основаниям, установленнымгражданским законодательством.

Отнесение к муниципальной собственностиотдельных земельных участков федеральнымизаконами и принятыми в соответствии сними законами субъектов РФ являетсячастным случаем разграничениягосударственной собственности на землю.

3.2. Земельный участок и земельные доликак объекты прав собственности на землю.

Земельный участок как объект гражданскогоправа является недвижимым имуществом.

На основании этого положения правособственности на земельный участок, атакже его ограничение, переход ипрекращение подлежат государственнойрегистрации в едином государственномреестре учреждениями юстиции.

Дляземельных участков установлена такжеи специальная регистрация – в органахГосударственного комитета по земельнымресурсам и землеустройству.

Главное назначение гражданско-правовыхсделок с земельными долями – служитьоснованием возникновения, изменения ипрекращения земельных прав.

С этой точкизрения особого внимания заслуживаетособенности совершения сделок с долямив праве общей собственности на земельныеучастки из земель сельскохозяйственногоназначения, установленные ст.ст.

12-14 ФЗ“об обороте земель сельскохозяйственногоназначения” 2002г.

Гражданский кодекс РФ (п.1 ст.246) вводитобщее правило, согласно которомураспоряжение имуществом, находящимсяв долевой собственности, осуществляетсяпо соглашению всех ее участников. Нормыземельного законодательства с полнымоснованием ввели особый порядокраспоряжения общей долевой собственностьюна тот случай, когда участников общейдолевой собственности более пяти.

Эти особенности выражаются в том, чтоЗакон вводит процедуру извещениясособственников о продаже доли в правеобщей собственности на земельныйучасток.

Для того чтобы иметь возможностьвоспользоваться своим преимущественнымправом, сособственники должны бытьсвоевременно осведомлены о предстоящемотчуждении доли и об условиях этогоотчуждения.

Продавец земельной долиобязан либо в письменной форме известитьоб этом остальных участников долевойсобственности, либо опубликоватьсоответствующее сообщение в местнойпериодической печати.

Субъектыправа собственности на землю — это телица, которые в установленном порядкепризнаны или являются собственникамиконкретного земельного участка:

》государствов лице Российской Федерации и субъектовРФ;

》муниципальныеобразования (в организации ведениякадастра и землеустройства, в определенииправового статуса тех или иных земель,в регистрации прав на земельные участки,в организации охранительных мероприятийи т.п.);

》предприятия,учреждения, организации, которые имеютв соб­ственности, хозяйственномведении или оперативном управленииобо­собленное имущество и отвечаютпо своим обязательствам имуществом,могут от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде (ст.48 ГК РФ);

》физическиелица — граждане Российской Федерации,а также иностранцы и лица без гражданства,находящиеся на территории РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/7523547/page:10/

Реферат: Субъекты и объекты права собственности на землю

Субъекты и объекты права земельной собственности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина”

Институт права

Кафедра гражданского права и процесса

Реферат

“Субъекты и объекты права собственности на землю”

Выполнил: студент 4 курса

(45 группы) дневного отделения

Бибаров-Государев Антон Петрович

Проверила: к.ю.н., доцент Иванова Н.А.

Тамбов – 2011

ВведениеОсновная часть1. Объекты права собственности на землю2. Субъекты права собственности на землю3. Правовые проблемы приобретения земельных участков иностранными лицамиЗаключениеСписок использованных источников

Введение Современная правовая ситуация в России характерна тем, что земельные проблемы, и в особенности проблемы права собственности на землю, вызывают повышенный интерес. Право собственности на землю, дорогу которому положил Закон РСФСР “О земельной реформе” от 23 ноября 1990 г.

и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Единственным более или менее бесспорным и ощутимым результатом современных земельных преобразований является утверждение кроме государственной также муниципальной и частной собственности на землю.

С этими изменениями российское общество оказалось перед необходимостью пересмотра содержания правовых институтов и отношений.В этой связи в современном земельном праве становится актуальной проблема определения круга субъектов, имеющих возможность стать собственниками земельных участков.

Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, связанные с установлением, изменениями, прекращением земельных правоотношений.

Предмет – субъекты и объекты права собственности на землю.

Цель работысостоит в комплексном анализе на основе норм земельного законодательства провести исследование субъектного и объектного состава права собственности на землю, а также проблем, связанных с приобретением земельных участков иностранными лицами.

Задачи исследования предполагают определение объектного субъектного состава права собственности на землю и их характеристика, а такжепроблем, связанных с приобретением земельных участков иностранными лицами и пути их решения.

Основная часть 1. Объекты права собственности на землюмуниципальный частный собственность земля

Давая общее определение объектам земельных отношений, Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) исходит из подразделения таких объектов на землю как природный объект и природный ресурс и земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, а также части земельных участков (ст.6) [4].

Как верно отмечает исследователь Галиева Р.Ф. “если “земельные участки” и “части земельных участков” – объекты довольно распространенные и понятные для практических работников, то еще вчера было не вполне ясно, что подразумевал ЗК РФ под объектом “земля как природный объект и природный ресурс”, хотя, безусловно, этот термин не является абсолютно новым для законодателя”[12, c.27].

Понятие “природные ресурсы” используется в ст.ст. 9 и 72 Конституции РФ. При этом оно не отождествляется с объектами собственности. Назначение природных ресурсов намного шире и содержательнее: они используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В природных ресурсах могут выделяться предметы, способные быть объектами отношений собственности, а не наоборот. Неслучайно в Федеральном законе от 10 января 2002 г.

“Об охране окружающей среды” содержатся следующие определения: земля как природный объект есть естественная экологическая система, природный ландшафт, а как природный ресурс – это те компоненты природного объекта, что используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности [8].

ЗК РФ по-новому, в сравнении с ранее действующим законодательством, определяет земельный участок как объект земельных отношений. Им является часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы которой поддаются описанию и удостоверяются в установленном порядке.

Между тем такое определение не совсем точно. Это связано с тем, что не всегда понятия “земля” и “земельный участок” являются синонимами. Земля может представлять собой поверхность почвенного слоя, которую человек не огородил каким-либо образом. На земельном участке могут находиться произведенные людьми объекты (дороги, коммуникации, дренажные системы).

Кроме того, ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. В ст.1 ЗК РФ речь идет о земле в том числе “как недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю”.

Более широкое определение сформулировано в Федеральном законе от 2 января 2000 г.

“О государственном земельном кадастре”: земельный участок – часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами [14, c.46]. Согласно ст.40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом.

Земельный участок как объект земельных отношений может быть делимым и неделимым (п.2 ст.6 ЗК РФ).

Делимым является “земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами” [15, c.81].

Однако, из этого определения трудно уяснить, что служит объективным критерием для отнесения земельного участка к категории делимого или к категории неделимого (его размер, площадь, месторасположение, конфигурация, ландшафт и др.), каким образом исключить субъективный подход при необходимости раздела земельного участка на части.

В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ).

Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса [11, c. 121].

ЗК РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает на Правительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также по их переводу из одной категории в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую. Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности.
2. Субъекты права собственности на землю

В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. При этом указанные субъекты права являются также участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. п. 1 ст. 2, ст. 124, 125 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Кодекса).

Таким образом, вещные и иные права на земельные участки в России могут принадлежать гражданам, юридическим лицам, государству (Федерации и ее субъектам), а также муниципальным образованиям. Это соответствует конституционному принципу, согласно которому земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст.

9 Конституции РФ).

Граждане, являющиеся субъектами прав на земельные участки, должны обладать правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством.

Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ).

правоспособности гражданина в общем виде определено в ст.

18 ГК РФ: граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

В силу обладания гражданской правоспособностью любой гражданин имеет право участвовать в гражданско-правовых отношениях, но не всякий способен реализовать это право. Иными словами, для самостоятельной реализации всего объема своей правоспособности гражданин должен обладать дееспособностью.

Согласно ст. 21 ГК РФ дееспособность гражданина – это его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).

Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

В отличие от правоспособности, дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости. В качестве критерия достижения гражданином возможности собственными действиями приобретать права и нести обязанности закон предусматривает возраст [10, c. 117].

По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Предусмотрены два исключения из этого правила, допускающие возникновение полной дееспособности и в более раннем возрасте.

Во-первых, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения возраста 18 лет.

Во-вторых, ГК РФ ввел понятие, не использовавшееся ранее в гражданском законодательстве России, – эмансипация (объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным).

Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда (ст. 27 ГК РФ). После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. В соответствии со ст.

28 ГК РФ сделки с земельными участками за малолетних (детей, не достигших возраста 14 лет) могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны. Сделку с земельным участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун такого гражданина (см. ст. 29 ГК РФ).

Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (см. ст. 30 ГК РФ).

Дееспособные граждане самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе приобретать и использовать земельные участки для строительства и целей, непосредственно не связанных со строительством, распоряжаться земельными участками в соответствии с законодательством.

Следует обратить внимание, что содержание понятия “граждане”, которым оперирует ЗК РФ, охватывает граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом согласно ФЗ от 31.05.2002 г. “О гражданстве Российской Федерации” гражданами Российской Федерации являются:

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-206326.html

Субъекты и виды права собственности на землю

Субъекты и объекты права земельной собственности

Понятие право собственности на землю

Формы земельной собственности.

Понятие собственности на землю и другие. Природные ресурсы применяются в экономическом и юридическом аспекте.

Как экономическая категория собственность на природные ресурсы возникла задолго до появления государства и права.

Представляя собой, общественное экономическое отношение по поводу присвоения, собственность на природные ресурсы выступает в определенной форме, содержание которой зависит от господствующего в данном обществе способа производства, уровня и потребностей развития материальных и производительных сил.

В качестве юридической категории собственность на землю и другие природные ресурсы возникает вместе с появлением государства и права и представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по их владению, пользованию и распоряжению.

Право собственности на землю и другие природные объекты можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле право собственности на землю и другие природные ресурсы представляет собой совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты собственности в соответствующих природоресурсным отраслях права. (Например, институт права собственности на землю – институт земельного права, институт права собственности на водный объект – институт водного права и т.д.).

Право собственности на землю можно рассматриватькак субъективное правов виде совокупности и правомочий собственника на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами.

В случае нарушения субъективного права собственника оно независимо от формы собственности защищается законом в принудительном порядке.

Согласно Конституции РФ защищается равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности (ч.2, ст.8).

Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве по субъекту. Конституцией РФ (ст. 9) установлено, чтоземля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности.

Таким образом, определен круг субъектов, обладающих правом собственности на имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю,

Субъект права собственности на землю — это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона. Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права.

Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные и муниципальные территориальные образования:

– Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

– участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами.

В первом случае (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством.

Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за рациональным использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т. д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, нахо­дящимися в государственной и муниципальной собственности.

Право частной собственности служит для удовлетворения интересов собственников – граждан и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Частная собственность на землю может бытьиндивидуальной и коллективной,принадлежать гражданам и юридическим лицам. Закрепляя и гарантируя права граждан, Конституция РФ предусматривает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей.

Наряду с индивидуальной частной собственностью на землю граждан действующее законодательство предусматривает также общую долевую собственность на землю с определением для каждого собственника конкретной земельной доли и общую совместную собственность без определения земельных долей собственников.

Общая собственность на землю граждан имеет место в случае, когда при реорганизации колхозов, совхозов, приватизации государственных сельхозпредприятий трудовые коллективы этих хозяйств принимают решения о переходе соответственно к общей долевой или общей совместной собственности на землю.

Общая совместная собственность устанавливается на земли крестьянских (фермерских) хозяйств, земли общего пользования садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных кооперативов.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на землю зависят от того, находится ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования.

Государственная собственность на землю существует в двух формах:

1) федеральной собственности РФ в целом и 2) собственности субъектов РФ – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов. Разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ отнесено Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. «Г» ст.72).

Муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы, принадлежащие административно-территориальным единицам: районам, городам, сельским и другим населенным пунктам. Она получила правовое закрепление и урегулирование в соответствии со ст.

29 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 12 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 г.). В соответствии со ст.

40 данного закона органы местного самоуправления, руководствуясь федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования.

правасобственности на землю. В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение – это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права – права собственности.

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т. е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто “иметь” его в наличии.

Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.

С правомочием владения тесно связано другое правомочие — пользование.

Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу.

Ограничения права собственности на землю и другие природные ресурсы, вызванные ограниченностью их в природе и незаменимостью в процессе хозяйственной деятельности, подразделяются на постоянные и временные.

К постоянным ограничениям правомочий собственника относятся предусмотренные законодательством обязанности:

1) соблюдать требования рационального использования и охраны земель;

2) сохранять экологическую обстановку в процессе их использования;

3) не нарушать своими действиями прав и законных интересов других собственников, пользователей, арендаторов земель;

4) выполнять особые условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон;

5) вести строительство в соответствии со строительными нормами и правилами, с соблюдением проектов планировки и застройки.

Ограничениями прав собственника является право государства в лице его компетентных органов на принудительный выкуп земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд, на исключение деградированных сельхозугодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота с сохранением их за собственником.

К числувременных ограничений правомочий собственника земли относятся:

1) строгое целевое использование земельного участка;

2) возможность совершения сделки купли-продажи участка, занятого в сельскохозяйственном производстве, при условии сохранения его целевого назначения. В противном случае только при наличии на то решения органа исполнительной власти субъекта РФ (в соответствии с Указом Президента РФ “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” от 27 октября 1993 г.).

Источник: https://studopedia.ru/3_168013_sub-ekti-i-vidi-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.