Субъекты и объекты муниципальной собственности

Муниципальная собственность на землю и ее виды

Субъекты и объекты муниципальной собственности

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).

Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html

Объекты и субъекты муниципальной собственности

Субъекты и объекты муниципальной собственности

Объекты муниципальной собственности можно классифицировать:

1) по характеру ¾ на недвижимое (здания, сооружения, земельные участки, коммуникации) и движимое (оборотные средства муниципальных предприятий и учреждений, доходы от муниципальной собственности, поступления от местных налогов и сборов) имущество;

2) по назначению ¾ на объекты производственного (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные и т. п.) и непроизводственного (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, культура и т. п.) назначения.

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

1) жилой фонд;

2) нежилой фонд (административные здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры, стадионы, бассейны и т. п.);

3) объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству: сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;

4) транспортные системы: дорожная сеть в пределах городской черты, предприятия городского пассажирского транспорта;

5) земельные участки, в том числе зеленые зоны в пределах городской черты (сады, парки, скверы).

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования).

Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью» и на этом основании выступают в качестве второстепенных субъектов права муниципальной собственности.

К таким субъектам можно отнести:

§ главу муниципального образования;

§ представительный орган муниципального образования;

§ структурные органы и подразделения местной администрации;

§ орган управления муниципальным хозяйством;

§ муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

§ другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, ¾ население непосредственно.

20.3. Муниципальная и другие типы собственности:
сравнительная характеристика

Основной субъект владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью ¾ местное сообщество, т. е. население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта ¾ общества.

В то же время в качестве дополнительных субъектов отношений муниципальной собственности выступают органы, причастные к управлению ею. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности.

Можно с уверенностью утверждать, что муниципальная собственность в большей степени близка к государственной: ведь собственником последней также выступает в первую очередь общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определенной степени «пересекаются»), а для управления государственной собственностью создаются специальные органы, которые ¾ как и в случае с муниципальной собственностью ¾ также являются дополнительными субъектами соответствующих отношений.

Объектами муниципальной собственности, как показано выше, являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество, т. е. в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. Муниципальная собственность по своей природе обладает двумя важнейшими особенностями.

1. Муниципальная собственность имеет социальную направленность. В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые особенно важны для жизнеобеспечения определенного населенного пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия.

К таким объектам можно отнести, например, городские парки и памятники культуры.

Таким образом, во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности (спортивные, образовательные и др.) социально ориентированы.

2. Муниципальная собственность выполняет функции экономической основы местного самоуправления. Например, муниципальные предприятия в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими предприятиями. Имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую деятельность этих органов.

Таким образом, по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь также в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

Проведенный выше анализ показывает, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности. Сущность первичного собственника в обоих случаях сходна: население соответствующей территории.

Характер объектов государственной и муниципальной собственности также близок: среди основных функций этих объектов ¾ стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения.

К особенностям и государственной, и муниципальной собственности относятся ее общественный характер (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления ею.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/43042.html

Курс: Вещное право. Общая часть обязательственного права

Субъекты и объекты муниципальной собственности

Страница 27 из 54

Понятие, субъекты и объекты муниципальной собственности

Право муниципальной собственности в объективном смысле это – совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ муниципальным образованиям и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты.

Право муниципальной собственности в субъективном смысле – это охраняемая законом возможность муниципальных образований владеть, пользоваться, распоряжаться муниципальным имуществом в интересах населения, охраны окружающей среды, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Муниципальная собствен­ность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с част­ной, государственной и иными – как в Конституции РФ, так и в ГК (см. п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212,215 ГК).

К числу субъектов права муниципальной собствен­ности могут быть отнесены города (кроме городов федерального значе­ния – Москвы и Санкт-Петербурга, признанных субъектами государствен­ной собственности), рабочие, дачные и курортные поселки, села, деревни и т.д.

В то же время субъектом права муниципальной собственности не может быть признано административно-территориальное образование, не имею­щее центра, к которому это право могло бы быть приурочено.

Так, в услови­ях Санкт-Петербурга не существует собственности районов, входящих в черту города, если они не имеют своего центра (например, собственности Адмиралтейского района), хотя они и могут быть наделены широкими пол­номочиями по управлению принадлежащими городу объектами государст­венной собственности.

В то же время на территории, находящейся в админи­стративном подчинении Санкт-Петербурга, в пригородной зоне, а ныне и в пределах городской черты, находятся города, поселки и иные образования, которые выступают в качестве субъектов муниципальной собственности. Таковы Пушкин, Павловск, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоно­сов и ряд других.

Объектами муниципальной собственности может выступать любое движимое, недвижимое имущество, природные ресурсы и другие объекты, не изъятые из оборота и на которые не установлено право исключительной государственной собственности.

Индекс материала
Курс: Вещное право. Общая часть обязательственного права
Дидактический план
Общие положения о вещных правах. Понятие и содержание права собственности
Понятие и виды вещных прав
Право собственности: общие положения
Субъекты права собственности
Объекты права собственности
Формы и виды права собственности
Основания возникновения и прекращения права собственности
Общие положения о праве собственности граждан
Основания возникновения права собственности граждан
Объекты права собственности граждан
Право собственности иностранных граждан, граждан стран СНГ и лиц без гражданства
Виды наследования
Субъекты наследственного правопреемства
Права и обязанности субъектов наследственного права
Оформление наследственных прав
Наследование по закону
Наследование по завещанию
Право собственности юридических лиц
Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности хозяйственных обществ и товариществ
Право кооперативной собственности и ее особенности
Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности некоммерческих организаций
Право собственности общественных, религиозных и благотворительных организаций
Понятие, субъекты и объекты права государственной собственности
Основания возникновения и прекращения права государственной собственности
Понятие, субъекты и объекты муниципальной собственности
Основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности
Приватизация имущества как способ прекращения права государственной и муниципальной собственности
Виды вещных прав и их классификация
Право оперативного управления
Право хозяйственного ведения
Право собственности и иные вещные права на землю
Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Аренда земельных участков
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Особенности вещных прав на жилые помещения
Характеристика основных способов гражданско-правовой охраны и защиты права собственности и других вещных прав
Вещно-правовые иски, предъявляемые в защиту нарушенного права собственности
Истребование имущества из чужого незаконного владения
Защита прав владельца имущества, не являющегося его собственником
Понятие и виды обязательств в гражданском праве
Субъекты обязательств
Основания возникновения обязательств
Общие положения об исполнении обязательств
Способы обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств
Прекращение обязательств
Понятие и значение договора в гражданском праве
Система гражданско-правовых договоров и их разновидности
договора
Существенные условия договора и стадии заключения договора
Разрешение преддоговорных споров
Изменение и расторжение договоров
Все страницы

Источник: https://madrace.ru/grazhdanskoe-pravo/kurs-veschnoe-pravo-obschaya-chast-obyazatelstvennogo-prava/ponyatie-subekti-i-obekti-munitsipalnoy-sobstvennosti

Вопрос 41. Муниципальная собственность: понятие, субъекты, объекты

Субъекты и объекты муниципальной собственности

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Виды муниципального имущества. Закон от 6 октября 2003 г. устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество,предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

[attention type=yellow]
8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
[/attention]

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслу-

живания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

[attention type=green]
10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
[/attention]

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные выше.

Субъекты и содержание права муниципальной собственности. права муниципальной собственности в соответствии со ст. 209 ГК РФ составляют правомочия владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом.

Однако собственник — это субъект, который не просто владеет, пользуется, распоряжается определенным имуществом, но делает это по своему усмотрению и в своем интересе.

Можно владеть, пользоваться, даже распоряжаться определенным имуществом, но не по своему усмотрению, не в своем интересе, а по поручению собственника.

На отношения муниципальной собственности распространяются общие правила гражданского законодательства. Так, п. 1 ст. 215 ГК РФ в качестве первичного субъекта права муниципальной собственности определяет муниципальные образования, а значит — местные сообщества жителей, чью юридическую личность и персонифицируют муниципальные образования.

Местное население в сфере отношений муниципальной собственности выступает первичным собственником. Органы местного самоуправления могут быть определены как публичные собственники, т.е.

как органы, которые не только осуществляют полномочия от имени первичного собственника, но и формулируют его интересы, тождествляют свое волевое усмотрение с усмотрением населения

Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.



Источник: https://infopedia.su/6xa85b.html

Муниципальная собственность: понятие, субъекты, объекты, способы формирования. Управление муниципальной собственностью

Субъекты и объекты муниципальной собственности

В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

муниципальное образование- это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. В соответствии с внесенными изменениями Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, городские округа, муниципальные районы, внутригородские территории городов федерального значения.

Собственник вправе, по своему усмотрению совершать в отношении, принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, не нарушающие права, охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Кроме того, собственник может передавать свое имущество в доверительное управления другим лицам.

От имени муниципального образования право собственности реализуют органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В собственности муниципальных образований может находиться только 4 категории имущества (ч.1 ст.50 131-ФЗ):

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно правовыми актами представительного органа муниципального образования

4) имущество, для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на иное имущество, не относящееся к категориям имущества, установленных ч.1 ст.50 ФЗ №131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества), либо отчуждению.

Федеральный закон № 131-ФЗ (ст.50) разграничивает имущество, на имущество, которое может находиться в собственности поселений, в собственности муниципальных районов и в собственности городских округов.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

[attention type=yellow]
8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
[/attention]

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

[attention type=green]
10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
[/attention]

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов.

При этом, в целях обоснованного разделения муниципального имущества между поселениями и муниципальными районами в законе определены исчерпывающие перечни видов имущества, которые могут находиться соответственно в собственности поселений и муниципальных районов (городских округов). Это позволяет обеспечить использование муниципального имущества именно для решения тех вопросов местного значения, которые закреплены в федеральном законе за поселениями и муниципальным районам (городскими округами).

Источник: https://cyberpedia.su/5x26e3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.