Субъекты государственной собственности

Содержание

Право государственной и муниципальной собственности: субъекты, объекты, порядок осуществления

Субъекты государственной собственности

Право государственной собственности (ст. 214 ГК РФ)

Право государственной собственности –это совокуп­ность норм, устанавливающих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим обществу в лице государства.

Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).

Субъекты государственной собственности:

· Россий­ской Федерации,

· субъекты РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на правах опе­ративного управления и хозяйственного ведения.

Объекты.К федеральной собственности относятся:

1. Объекты, составляющие основу национального богат­ства страны:

· ресурсы континентального шельфа, территориаль­ных вод и морской экономической зоны России;

· охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе био­сферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

2. Объекты историко-культурного и природного насле­дия и художественные ценности, учреждения куль­туры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

3. объекты, необходимые для обеспечения функциони­рования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

республиканского бюджета, Пенсионного фонда, фонда социального страхования и других внебюджетных фондов, Цент­рального банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды);

· имущество вооруженных сил, железнодорожных, по­граничных и внутренних войск, органов безопаснос­ти, внутренних дел и других учреждений;

· высшие учебные заведения, научно-исследователь­ские учреждения, предприятия и другие объекты Рос­сийской академии наук, отраслевые академии наук;

· предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей при­родной среды и природных ресурсов;

· предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологи­ческой и ветеринарной службы, службы защиты ра­стений; предприятия патентной службы, стандарти­зации и метрологии;, машиноиспытательные станции и полигоны;

· государственные запасы и мобилизационные резер­вы, а также предприятия, обеспечивающие их сохра­нение;

4. Объекты оборонного производства:

· все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, ракетные носители, космические и летательные ап­параты, военное снаряжение, обслуживающие пред­приятия и объекты;

· защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления;

5. Объекты связи и инженерной инфраструктуры, пред­назначенные для использования в особый период;

6. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятель­ность народного хозяйства России в целом и разви­тие других отраслей народного хозяйства:

· предприятия добывающей промышленности, за ис­ключением добычи местного сырья;

· предприятия топливно-энергетического комплекса;

· предприятия и объекты отраслей железнодорожно­го, воздушного и трубопроводного транспорта, реч­ного и морского флота, предприятия газификации;

· предприятия и объекты электроэнергетики;

· федеральные автомобильные дороги общего пользо­вания и обслуживающие их организации;

· предприятия связи, телевизионные и радиопередаю­щие средства;

· государственные племенные и конные заводы и совхо­зы, селекционно-гибридные центры, государствен­ные семенные инспекции и лаборатории, сортоиспы­тательные станции, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных рыб;

7. Прочие объекты:

· предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препара­тов;

· предприятия и организации по производству спирто­вой и ликеро-водочной продукции.

Право муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ)

Муниципальная собственность — это имущество, кото­рое принадлежит на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образо­ваниям.

Субъекты муниципальной собственности:

· Городские поселения

· Сельские поселения

· Другие муниципальные органы

От имени муниципального образования как собствен­ника муниципального имущества выступают органы местного самоуправления. Осуществление правомо­чий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается.

Имущество, находящееся в муниципальной собственно­сти, закрепляется за муниципальными предприятиями и уч­реждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Имущество, которое переходит из государственной собственности в муниципальную:

· жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации;

· жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строитель­ные предприятия, обслуживающие объекты, перечис­ленные в данном приложении;

· объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предпри­ятий), городского пассажирского транспорта (вклю­чая метрополитен), внешнего благоустройства, а так­же предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объ­ектов;

· другие объекты, находящиеся в оперативном управ­лении органов местной администрации;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения;

· оптово-складские мощности, предприятия и подраз­деления производственно-технической комплекта­ции, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

· учреждения и объекты здравоохранения (кроме об­ластных больниц и диспансеров), народного образо­вания (кроме спецшкол для детей, страдающих хро­ническими заболеваниями), культуры и спорта;

· предприятия и объекты общественного питания, уч­реждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министер­ства сельского хозяйства РФ;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения, находя­щиеся в ведении министерств, ведомств, государ­ственных предприятий (кроме закрытой сети).

Все муниципальное имущество регистрируется в установ­ленном законом порядке в реестре муниципальной собствен­ности.

Источник: https://cyberpedia.su/17xe246.html

Государственная собственность на землю и ее основные виды

Субъекты государственной собственности

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Федеральная собственность

Сюда включены следующие земли:

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html

Вопрос 76. Право государственной и муниципальной собственности: субъекты, объекты, порядок осуществления

Субъекты государственной собственности

Право государственной собственности— это совокуп­ность норм, устанавливающих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим обществу в лице государства.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущест­во, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ).

Субъекты государственной собственности: Россий­ской Федерации, республики, края, области, города феде­рального значения, автономные области, автономные округа (субъекты РФ).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на правах опе­ративного управления и хозяйственного ведения.

Следует отметить, что государственной казной России, казной республики в составе РФ, казной края, области, го­рода федерального значения, автономной области, автоном­ного округа служат не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями средства соответствующе­го бюджета и иное государственное имущество.

К федеральной собственности относятся:

1. объекты, составляющие основу национального богат­ства страны:

· ресурсы континентального шельфа, территориаль­ных вод и морской экономической зоны России;

· охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе био­сферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

2. объекты историко-культурного и природного насле­дия и художественные ценности, учреждения куль­туры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации;

3. объекты, необходимые для обеспечения функциони­рования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

· государственная казна (средства республиканского бюджета, Пенсионного фонда, фонда социального страхования и других внебюджетных фондов, Цент­рального банка, золотой запас, алмазный и валютный фонды);

· имущество вооруженных сил, железнодорожных, по­граничных и внутренних войск, органов безопаснос­ти, внутренних дел и других учреждений;

· высшие учебные заведения, научно-исследователь­ские учреждения, предприятия и другие объекты Рос­сийской академии наук, отраслевые академии наук;

· предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраной окружающей при­родной среды и природных ресурсов;

· предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологи­ческой и ветеринарной службы, службы защиты ра­стений; предприятия патентной службы, стандарти­зации и метрологии;, машиноиспытательные станции и полигоны;

· государственные запасы и мобилизационные резер­вы, а также предприятия, обеспечивающие их сохра­нение;

4. объекты оборонного производства:

· все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, ракетные носители, космические и летательные ап­параты, военное снаряжение, обслуживающие пред­приятия и объекты;

· защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления;

5. объекты связи и инженерной инфраструктуры, пред­назначенные для использования в особый период;

6. объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятель­ность народного хозяйства России в целом и разви­тие других отраслей народного хозяйства:

· предприятия добывающей промышленности, за ис­ключением добычи местного сырья;

· предприятия топливно-энергетического комплекса;

· предприятия и объекты отраслей железнодорожно­го, воздушного и трубопроводного транспорта, реч­ного и морского флота, предприятия газификации;

· предприятия и объекты электроэнергетики;

· федеральные автомобильные дороги общего пользо­вания и обслуживающие их организации;

· предприятия связи, телевизионные и радиопередаю­щие средства;

· государственные племенные и конные заводы и совхо­зы, селекционно-гибридные центры, государствен­ные семенные инспекции и лаборатории, сортоиспы­тательные станции, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных рыб;

7. прочие объекты:

· предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препара­тов;

· предприятия и организации по производству спирто­вой и ликеро-водочной продукции.

Муниципальная собственность — это имущество, кото­рое принадлежит на праве собственности городским, сельским поселениям и другим муниципальным образо­ваниям.

От имени муниципального образования как собствен­ника муниципального имущества выступают органы местного самоуправления. Осуществление правомо­чий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается.

Имущество, находящееся в муниципальной собственно­сти, закрепляется за муниципальными предприятиями и уч­реждениями во владение, пользование и распоряжение на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Муниципальная казна соответствующего городского, сельского поселений или другого муниципального образова­ний — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприя­тиями и учреждениями:

Имущество, которое переходит из государственной собственности в муниципальную:

· жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации;

· жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строитель­ные предприятия, обслуживающие объекты, перечис­ленные в данном приложении;

· объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предпри­ятий), городского пассажирского транспорта (вклю­чая метрополитен), внешнего благоустройства, а так­же предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объ­ектов;

· другие объекты, находящиеся в оперативном управ­лении органов местной администрации;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения;

· оптово-складские мощности, предприятия и подраз­деления производственно-технической комплекта­ции, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

· учреждения и объекты здравоохранения (кроме об­ластных больниц и диспансеров), народного образо­вания (кроме спецшкол для детей, страдающих хро­ническими заболеваниями), культуры и спорта;

· предприятия и объекты общественного питания, уч­реждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министер­ства сельского хозяйства РФ;

· предприятия розничной торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения, находя­щиеся в ведении министерств, ведомств, государ­ственных предприятий (кроме закрытой сети).

Все муниципальное имущество регистрируется в установ­ленном законом порядке в реестре муниципальной собствен­ности.

Источник: https://studopedia.ru/2_39555_vopros--pravo-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sobstvennosti-sub-ekti-ob-ekti-poryadok-osushchestvleniya.html

Субъекты права государственной и муниципальной собственности

Субъекты государственной собственности

Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования – субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ.

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значени). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований.

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. “д” ст. 71 Конституции РФ).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. “в” и “г” ст. 72 Конституции РФ).

Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении – государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ).

Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

Разграничение объектов права государственной и муниципальной собственности

В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

В настоящее время объекты государственной и муниципальной собственности перераспределяются в соответствии с законами, разграничивающими предметы ведения и полномочия органов государственной власти (Российской Федерации, ее субъектов) и муниципальных образований. В частности, перераспределение государственного и муниципального имущества между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями осуществляется в обязательном порядке и безвозмездно.

Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям может принадлежать только то имущество, которое необходимо им для осуществления публичных функций и полномочий, возложенных на них действующим законодательством.

Перечни соответствующего имущества, которое может находиться в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, содержатся в ст. 26.

11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в ст. 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Передача федерального имущества в собственность субъектов РФ и наоборот осуществляется на основании решений Правительства РФ.

Передача имущества субъектов РФ в муниципальную собственность и наоборот – на основании решений исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании решений Правительства РФ.

Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.

Данные решения содержат указание о моменте возникновения права собственности и являются основанием возникновения такого права у субъектов, получающих соответствующее имущество. Право собственности на соответствующие объекты будет возникать с момента, устанавливаемого решением Правительства РФ или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о передаче имущества.

Имущество передается по передаточным актам, подписываемым государственными и муниципальными органами, уполномоченными на передачу (принятие) имущества.

Кроме того, сохраняют свое значение ряд федеральных законов, где указываются объекты, которые должны или могут находиться только в федеральной государственной собственности и (или) в собственности субъектов РФ (например, Закон о недрах, Водный кодекс, Лесной кодекс, Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»)

Объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований, учитываются в соответствующем реестре собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (например, Пост-ние Правит-ва Ниж.обл. «Об учете им-ва, находящегося в гос. Собст-ти Ниж.обл., и ведении реестра им-ва, находящегося в гос. собст-ти Ниж.обл.»).

3. Осуществление полномочий публичного собственника

Публично-правовые образования выступают в гражданском обороте через свои органы, которые действуют в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

Все государственное и муниципальное имущество разделено на 2 осн. группы:

а) имущество, закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

б) средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну Российской Федерации, государственную казну субъекта РФ, муниципальную казну муниципального образования (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК).

Полномочия по управлению и распоряжению имуществом, закрепленным за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, принадлежат собственникам (Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям) и соответствующим предприятиям и учреждениям, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294 и 296 ГК). Государственные (муниципальные) унитарные предприятия в лице своих органов владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Полномочия по управлению и распоряжению имуществом, не закрепленным за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, целиком и полностью принадлежат собственникам в лице их компетентных органов, определяемых законодательством.

В отношении федерального имущества полномочия собственника осуществляет в первую очередь Правительство РФ, за которым закреплена функция по управлению любой федеральной собственностью (п. “г” ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального закона от 17.12.1997 г.

«О Правительстве Российской Федерации»).

Правительство РФ может делегировать министерствам и ведомствам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ часть своих полномочий в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий.

Было установлено, что функцией по управлению федеральным имуществом могут наделяться только федеральные агентства в соответствующей сфере деятельности.

Федеральные министерства и федеральные службы такой функцией (по общему правилу) не обладают, кроме случаев, специально установленных указами Президента РФ пли постановлениями Правительства РФ.

Данные ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления.

Источник: http://ifreestore.net/1382/2/

Понятие государственной собственности. Объект и субъект отношений. Состав

Субъекты государственной собственности

Понятие государственной собственности. Объект и субъект отношений. Состав

Согласно статье 214 Гражданского Кодекса государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – (собственность субъекта РФ).

Поскольку Российская Федерация – это федеративное государство, то существует 2 уровня управления государственной собственностью – федеральный и региональный. Собственником государственного имущества является Российская Федерация и субъекты РФ. А субъектом отношений является Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества является федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в составе министерства экономики и развития РФ (Роснедвижимость), которое занимается регистрацией права собственности и государственным кадастром. В Красноярском крае эти функции выполняет агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в составе Министерства экономики и регионального развития Красноярского края.

Государственная собственность делится на две части.

Одну часть составляет имущество, находящееся в государственной собственности, которое закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжениенаправе хозяйственного веденияи праве оперативного управления. Другую часть составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, которые являются государственной казной РФ или казной соответствующего субъекта РФ.

Государственная собственность образуется за счет государственного строительства, средств госбюджетаинационализации частных предприятий. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

РФ имеет исключительное право собственности на следующие категории имущества:

1. Объекты природной составляющей – водное пространство, воздушное пространство, недра, шельфовая зона, земельные участки, леса и др.;

2. Объекты собственности, связанные с обороной – имущество Вооруженных Сил РФ и всё, что связано с обеспечением их деятельности;

3. Объекты отраслей экономики, относящиеся к инфраструктуре и имеющие общефедеральное значение (железные дороги, автодороги, линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы и др.

), и объекты стратегического характера (атомные электростанции, гидроэлектростанции, объекты военно-промышленного комплекса, уникальные объекты) – частный сектор имеет право только на 25% акций, так как 25% + 1 голос – это уже блокирующий пакет;

4. Объекты культурно-исторического наследия – заповедники, заказники, национальные парки, памятники культуры, имеющие общефедеральное значение;

5.

Прочие объекты – подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (всё относится к недвижимости, так как имеет порт приписки); средства бюджета, акции, золотой запас,алмазныйивалютный фонды; недвижимость за границей, которая после распада СССР перешла к объектам государственной собственности РФ (здания посольств, дипломатические корпуса, торговые палаты и т.п.) и иное имущество.

РФ обладает монопольным правом на бесхозное имущество. Кроме того, РФ обладает монополией на все виды земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений и земель отраслей экономики.

Согласно статье 9 Земельного Кодекса, к полномочиям РФ в области земельных отношений относится установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.

Собственность субъектов РФ разделена по предметам ведения. В собственности субъектов РФ могут находиться:

− средства бюджета;

− инфраструктура регионального значения (теплотрассы, железные и автомобильные дороги и т.п.);

− имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ;

− детские дома, больницы, диспансеры и т.п.;

− земельные участки, которые не находятся в собственности РФ и муниципальных образований;

− акции (например, акции «ТГК-13» в собственности Красноярского края);

− иное имущество, не находящееся в исключительном ведении РФ.

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

1. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти РФ и расположенные на территории муниципальных образований:

− жилищный и нежилой фонд;

− жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия;

− объекты инженерной инфраструктуры городов, городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

− другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и находящиеся на территории муниципальных образований:

− предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

− оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

− учреждения здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), образования (кроме спецшкол для детей, имеющих отклонения), культуры и спорта.

3. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

25.10.2001г. был принят Земельный Кодекс РФ, который потребовал нового разграничения собственности – отнесения земельных участков на федеральный, региональный или местный уровень.

После разграничения собственности ее объекты подлежали передаче.

Понятие государственной собственности. Объект и субъект отношений. Состав

Согласно статье 214 Гражданского Кодекса государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – (собственность субъекта РФ).

Поскольку Российская Федерация – это федеративное государство, то существует 2 уровня управления государственной собственностью – федеральный и региональный. Собственником государственного имущества является Российская Федерация и субъекты РФ. А субъектом отношений является Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества является федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в составе министерства экономики и развития РФ (Роснедвижимость), которое занимается регистрацией права собственности и государственным кадастром. В Красноярском крае эти функции выполняет агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края в составе Министерства экономики и регионального развития Красноярского края.

Государственная собственность делится на две части.

Одну часть составляет имущество, находящееся в государственной собственности, которое закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение,пользование и распоряжениенаправе хозяйственного веденияи праве оперативного управления. Другую часть составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, которые являются государственной казной РФ или казной соответствующего субъекта РФ.

Государственная собственность образуется за счет государственного строительства, средств госбюджетаинационализации частных предприятий. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

РФ имеет исключительное право собственности на следующие категории имущества:

1. Объекты природной составляющей – водное пространство, воздушное пространство, недра, шельфовая зона, земельные участки, леса и др.;

2. Объекты собственности, связанные с обороной – имущество Вооруженных Сил РФ и всё, что связано с обеспечением их деятельности;

3. Объекты отраслей экономики, относящиеся к инфраструктуре и имеющие общефедеральное значение (железные дороги, автодороги, линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы и др.

), и объекты стратегического характера (атомные электростанции, гидроэлектростанции, объекты военно-промышленного комплекса, уникальные объекты) – частный сектор имеет право только на 25% акций, так как 25% + 1 голос – это уже блокирующий пакет;

4. Объекты культурно-исторического наследия – заповедники, заказники, национальные парки, памятники культуры, имеющие общефедеральное значение;

5.

Прочие объекты – подлежащие федеральной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (всё относится к недвижимости, так как имеет порт приписки); средства бюджета, акции, золотой запас,алмазныйивалютный фонды; недвижимость за границей, которая после распада СССР перешла к объектам государственной собственности РФ (здания посольств, дипломатические корпуса, торговые палаты и т.п.) и иное имущество.

РФ обладает монопольным правом на бесхозное имущество. Кроме того, РФ обладает монополией на все виды земель, кроме земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений и земель отраслей экономики.

Согласно статье 9 Земельного Кодекса, к полномочиям РФ в области земельных отношений относится установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.

Собственность субъектов РФ разделена по предметам ведения. В собственности субъектов РФ могут находиться:

− средства бюджета;

− инфраструктура регионального значения (теплотрассы, железные и автомобильные дороги и т.п.);

− имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ;

− детские дома, больницы, диспансеры и т.п.;

− земельные участки, которые не находятся в собственности РФ и муниципальных образований;

− акции (например, акции «ТГК-13» в собственности Красноярского края);

− иное имущество, не находящееся в исключительном ведении РФ.



Источник: https://infopedia.su/7x36b3.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.