Субъектами публичной собственности являются

2. Субъекты права публичной собственности: В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование)

Субъектами публичной собственности являются

——————————–

См., например: Положение об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г.

N 696 “Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества” // СЗ РФ. 1998. N 28. Ст. 3354; Регламент по реализации прав Российской Федерации как акционера, утвержденный Приказом Минимущества России от 26 ноября 2001 г.

N 260.

во-вторых, осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности – государственную и муниципальную собственность.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК).

Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не к частной собственности, поскольку ее субъекты тоже относятся к публично-правовым образованиям.

С этой точки зрения можно сказать, что как экономическая категория муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности).

Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

От имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст.

215 ГК), что, разумеется, не делает их собственниками соответствующего имущества.

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

Важно подчеркнуть, что стороной конкретных правоотношений юридически будет являться именно государство или иное публично-правовое образование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юридического лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества) .

——————————–

Подробнее об этом см. гл. 10 т. I настоящего учебника.

Действующее российское законодательство не использует понятия “всенародное достояние” (“неотъемлемое достояние народов”) или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности.

Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры). Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект .

Теперь эти ресурсы рассматриваются как “основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории” (п. 1 ст. 9 Конституции РФ; п. 1 ст. 12 Земельного кодекса), что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

В литературе и сейчас высказываются предложения о законодательном обособлении категории “национальное (народное) достояние” как особом правовом режиме в рамках публичной (государственной) собственности .

——————————–

В этом случае вместо чьего-либо права собственности имелись лишь публично-правовая компетенция различных государственных органов по управлению такими объектами и правомочия по их использованию административно-правового (публично-правового), а не гражданско-правового характера.

Иногда считалось, что собственником таких объектов выступает непосредственно народ в целом, а не государство как таковое. Подразумевалась также невозможность приватизации этих объектов.

Иначе говоря, объекты “всенародного достояния” полностью исключались из имущественного оборота и их статус, по сути, определялся публичным правом (как это, например, произошло с землей в соответствии с законодательством первых послереволюционных лет и согласно союзному Закону о собственности 1990 г.).

Подробнее см.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. С. 61 – 65.

См., например: Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. N 2; Мазаев В.Д. Публичная собственность в России. С. 58 – 63.

Данным понятием предлагается охватывать давно известную категорию объектов, изъятых из оборота, но переданных затем в “непосредственную собственность народа (нации)”, который не имеет и не может иметь гражданской правосубъектности.

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/subyektyi-prava-publichnoy1886.html

Право публичной собственности: понятие, объекты, субъекты

Субъектами публичной собственности являются

Составными структурами государственной собственности в России выступает федеральное имущество вместе с собственностью субъектов РФ. Государственная собственность включает в себя все земельные участки и другие природные ресурсы, которые не являются частным владением гражданских или юридических лиц, а также отдельных муниципальных организаций.

Распределение публичной собственности между субъектами

Верховный Совет РФ с 1991 года занимается разграничением объектов этой публичной собственности между всеми субъектами на основе нормативно-правовых актов. Согласно этим показателям, федеральной считаются следующие виды собственности:

  • ресурсы континентального шельфа, которые сейчас активно исследуются в целях нахождения новых ценных ресурсов;
  • имущество, принадлежащее вооруженным силам;
  • объекты, изготовленные в целях обороны;
  • все предприятия, которые считаются важной частью народного хозяйства и совместимых отраслей.

Субъекты РФ могут получить административно-правовые доступы к собственности на все объекты, которые являются федеральными, как, к примеру, сейчас делают с предприятиями атомного и энергетического машиностроения, автотранспорта и пр.

Так можно более эффективно развивать инфраструктуру за счет частной деятельности объектов.

ГК не является единственным законным документом, что регулирует распределение права публичной собственности – положения регламентируются также ЗК и Законом об обороте земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства. 

Формирование и структура муниципальной собственности

Определение 1

Муниципальная собственность государства состоит из объектов, которые являются непосредственной территориальной частью города или сельского поселения, главным предназначением которого является обслуживание нужд этой территории (взносы в муниципальный фонд, развитие местной инфраструктуры и т.д.)

Часть федеральных объектов собственности сейчас активно передается субъектам РФ для ведения хозяйственной деятельности.

В свою очередь, государственная собственность активно передается в управление муниципальными организациями. Согласно Указу Президента РФ от 27.02.

1996 передача субъектам РФ государственной собственности касается только тех объектов, акциями которых владеет государство; получение таких документов возможно в процессе приватизации.

Стоит также понимать разницу между приватизацией и национализацией, ведь они по-разному влияют на публичную собственность субъектов, если сравнивать ее с частной собственностью.

Граждане и юридические лица считают приватизацию главным основанием для прекращения права государственной или муниципальной собственности, в то время как национализация создает такие права.

Одной из форм приобретения публичной собственности является судебный процесс конфискации имущества в отношении частных лиц.

Отдельно публичные предметы могут быть переданы в имущество РФ, как бесхозяйные вещи или другие формы обращения в качестве имущества публичной собственности. Часть такого вида имущества может быть передана непосредственно Минфину России, однако это касается только драгоценных металлов или камней, считающихся «ценными ресурсами».

Положения Правительства РФ также регулируют порядок учета, оценку и распоряжение тем имуществом, которое является публичной собственностью государства. То же касается и порядка передачи всех ценных материалов МинФину России как части государственного имущества. 

Замечание 1

Согласно п.2 данного положения, Министерству финансов должны предоставляться все конфискованные и бесхозяйные ценности, а также те материалы, которые не прошли проверку при таможенном осмотре. 

Опиши задание

Порядок управления объектной структурой публичной собственности

Разграничения объектов публичной собственности не всегда достаточно для того, чтобы иметь возможность регулировать оба элемента – государственный и муниципальный уровни должны иметь индивидуальный порядок управления. Объекты права имеют двухэлементную структуру, каждая из которых закреплена за определенными учреждениями:

  1. имущество закрепляется и управляется государством, муниципальными организациями. Владение, пользование и распоряжение этой собственностью происходит согласно правам хозяйственного ведения и управления хоздеятельностью;
  2. средства, входящие в соответствующий бюджет – федеральный бюджет РФ или же бюджет местных отделений. Сюда также входит то имущество, которое в тот момент не было закреплено за определенным муниципальным или государственным учреждением. Такой вид публичной собственности называется казной – это может быть федеральная казна, казна области или же казна, принадлежащая любому другому субъекту РФ.

Все права и обязанности собственников защищаются со стороны муниципальных образовательных органов и органов местного самоуправления. Каждый орган имеет определенный набор полномочий собственника, в рамках которых они могут вести свою деятельность.

К примеру, согласно положению федерального агентства, Росимущество рассматривается как собственник некоторых федеральных учреждений, поэтому оно имеет свою долю среди акционерных обществ и другой собственности. Некоторая ее часть является государственной казной России.

Также данному органу предоставлены полномочия для осуществления передачи федерального имущества юридическим и физическим лицам; учреждение также имеет право приватизировать федеральное имущество.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/grazhdanskoe-pravo/pravo-publichnoj-sobstvennosti/

Субъекты права публичной собственности:

Субъектами публичной собственности являются

    1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);

    2. субъекты РФ — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);

    3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Муниципальнаясобственность относится к публичной,ибо муни­ципальные образования, небудучи государственными образованиями,тем не менее приобретают особый,публично-правовой статус.

Поэтому ихположение как собственников строитсяпо модели государствен­ной собственности.Субъектами права муниципальнойсобственности в п. 1 ст.

215 ГКобъявлены городские и сельские поселенияи другие муниципальные образования вцелом.

Сторонойконкретных правоотношений собственностиюридиче­ски является именногосударство или иное публично-правовоеоб­разование, а не его орган (последнийможет стать самостоятельным участникомгражданских правоотношений только вкачестве юриди­ческого лица —учреждения, не являющегося собственникомсвоего имущества).

Объекты права публичной собственности

Вкачестве объектов как государственной,так и муниципальной собственности могутвыступать

    • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также
    • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
    • предметы бытового, потребительского характера;
    • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, валютные ценности, а также различные памят­ники истории и культуры.

РоссийскаяФедерация и ее субъекты могут бытьсобственниками любого имущества, в томчисле изъятого из оборота или ограниченногов обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъектыРФ в настоящее время яв­ляютсясобственниками лишь отдельных видовизъятого из оборота иму­щества.

Муниципальныеже образования могут быть собственникамиограниченного в обороте имуществатолько по специальному указанию законаи не вправе иметь в собственности вещи,изъятые из оборота.

Объектыпубличной собственности распределяютсямежду Рос­сийской Федерацией, еесубъектами и муниципальными образова­ниямикак самостоятельными собственникамипринадлежащего им имущества.

Порядокотнесения государственного имуществак феде­ральной собственности и ксобственности субъектов РФ долженуста­навливаться специальным законом(п. 5 ст. 214 ГК).

Применительно к земельнымучасткам этот вопрос решается ст. 16-19ЗК РФ.

Некоторыевиды недвижимостей, прежде всегоприродные ресур­сы, могут находитьсятолько в федеральной или в государственнойсобственности субъектов РФ, но не вмуниципальной (и не в част­ной)собственности.

К ним относятся участкинедр, водные объекты (кроме обособленных— прудов и т.п.), природные лечебныересурсы (минеральные воды, лечебныегрязи и т.п.), земли особо охраняемыхприродных территорий.

Они, однако, могутпередаваться другим ли­цам в пользование(аренду), что позволяет относить их квещам, су­щественно ограниченным вобороте.

Всобственности субъектов РФ можетнаходиться только имущество, необходимоедля осуществления возложенных на нихза­конодательством полномочий, атакже для обеспечения деятельности ихорганов власти, должностных лиц и другихработников. Перечни такого имуществадолжны устанавливаться законамисубъектов РФ.

Имущество,составляющее собственность субъектовРФ, образуется за счет федеральногоимущества вслучаях его прямой передачи (отчуждения) отРоссийской Федерации в собственностьее со­ответствующего субъекта.

Всобственности муниципальныхобразованийтакжеможет находиться лишь то имущество,которое предназначено для решения имивопросов местного значения илиосуществления переданных им отдельныхгосударственных полномочий, а такжедля обеспечения деятельности органовместного самоуправления и их должностныхлиц и других работников.

Имущество,находящееся в собственности субъектовРФ или му­ниципальных образований ине отвечающее названным требованиям,подлежит либо перепрофилированию(изменению целевого назначе­ния), либопередаче другим субъектам публичнойсобственности, либо отчуждению(приватизации).

Тем самым установлен принципцелево­го характера публичногоимущества, находящегося в собственностисубъектов РФ или в муниципальнойсобственности.Он направлен на дальнейшее ограничениенепосредственного участия публично-пра­вовыхобразований в экономической деятельности.

Всоответствии с п. 5 ст. 214 ГК отнесениегосударственного имущества к федеральнойсобственности и к собственности субъектовРФ осуществляется в порядке, установленномзаконом. 

Допринятия специального закона объектыгосударственной и муниципальнойсобственности разграничиваются впорядке, введенном ПостановлениемВерховного Совета РФ от 27 декабря 1991г., а также распоряжением Президента РФот 18 марта 1992 г.

N 114-рп “Об утвержденииПоложения об определении пообъектногосостава федеральной, государственнойи муниципальной собственности и порядкеоформления прав собственности”.

Вприложениях N 1, 2 и 3 к указанномупостановлению Верховного Совета РФперечисляются виды объектов, которыемогут находиться только в федеральнойсобственности (Приложение 1), только вмуниципальной собственности (Приложение3), а также те объекты, которые могутпередаваться из федеральной собственностив собственность субъектов РФ (Приложение2). 

Передачаобъектов из федеральной государственнойсобственности в собственность субъектовРФ первоначально осуществлялась наосновании указанных выше нормативныхактов в безвозмездном порядке и безоформления каких-либо договоров.

Впоследствии сложилась практикавозмездной передачи, так как всоответствующих актах ПравительстваРФ предписывалось уменьшать размерсредств, перечисляемых из федеральногобюджета субъектам Федерации, на суммурыночной стоимости передаваемыхобъектов.

Что касается объектовмуниципальной собственности, то включениеих в состав последней согласно Приложению3 к Постановлению Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г. влекло возникновениеправа муниципальной собственности наних в силу закона (п.

5 Обзора практикиразрешения споров, связанных сприватизацией государственных имуниципальных предприятий – приложениек информационному письму ВАС РФ от 11июня 1997 г. N 15. 

Внастоящее время объекты государственнойи муниципальной собственностиперераспределяются в соответствии сзаконами, разграничивающими предметыведения и полномочия органов государственнойвласти (Российской Федерации, еесубъектов) и муниципальных образований.В частности, перераспределениегосударственного и муниципальногоимущества между Российской Федерацией,ее субъектами и муниципальнымиобразованиями осуществляется вобязательном порядке и безвозмездно. 

Какуказывалось выше, Российской Федерации,ее субъектам и муниципальным образованиямможет принадлежать только то имущество,которое необходимо им для осуществленияпубличных функций и полномочий,возложенных на них действующимзаконодательством.

Перечни соответствующегоимущества, которое может находиться всобственности субъектов РФ и муниципальныхобразований, содержатся в ст. 26.11Федерального закона “Об общих принципахорганизации законодательных(представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектовРоссийской Федерации” и в ст.

50 Законаоб общих принципах организации местногосамоуправления.

Перечниимущества, необходимого для осуществленияполномочий субъектов РФ, устанавливаютсяв развитие норм федерального законатакже законами этих субъектов. 

Порядокпередачи соответствующего имуществапри его перераспределении установленв п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22августа 2004 г. N 122-ФЗ. 

Передачафедерального имущества в собственностьсубъектов РФ и наоборот осуществляетсяна основании решений Правительства РФ.Передача имущества субъектов РФ вмуниципальную собственность и наоборот- на основании решений исполнительныхорганов государственной власти субъектовРФ. 

Передачафедерального имущества в муниципальнуюсобственность осуществляется наосновании решений Правительства РФ. 

Указаннымирешениями утверждаются перечнипередаваемого имущества, включающиегосударственные или муниципальныеунитарные предприятия, государственныеили муниципальные учреждения, которыеподлежат передаче, а также иное имущество.

Данные решения содержат указание омоменте возникновения права собственностии являются основанием возникновениятакого права у субъектов, получающихсоответствующее имущество. При этом вЗаконе (п. 11 ст. 154 Федерального законаот 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ) установлено,что к соответствующим отношениям побезвозмездной передаче имущества нормыГК и Закона о государственной регистрацииправ на недвижимость, определяющиемомент возникновения права собственностина имущество, применяются в части, непротиворечащей указанному специальномуЗакону.

Поэтому право собственности насоответствующие объекты будет возникатьс момента, устанавливаемого решениемПравительства РФ или исполнительногооргана государственной власти субъектаРФ о передаче имущества. Имуществопередается по передаточным актам,подписываемым государственными имуниципальными органами, уполномоченнымина передачу (принятие) имущества. 

Вэтой связи ранее действующие нормативныеакты о разграничении государственнойи муниципальной собственности подлежатприменению лишь в части, не противоречащейуказанным законам о перераспределениигосударственного и муниципальногоимущества в соответствии с распределениемпубличных функций. 

Крометого, сохраняют свое значение рядфедеральных законов, где указываютсяобъекты, которые должны или могутнаходиться только в федеральнойгосударственной собственности и (или)в собственности субъектов РФ (например,Закон о недрах, Водный кодекс, Леснойкодекс, Федеральный закон от 23 февраля1995 г. “О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях икурортах”, Федеральный закон от 14марта 1995 г. “Об особо охраняемыхприродных территориях”. 

Объекты,находящиеся в собственности РоссийскойФедерации, ее субъектов или муниципальныхобразований, учитываются в соответствующемреестре собственности РоссийскойФедерации, ее субъектов и муниципальныхобразований

Источник: https://studfile.net/preview/6701926/page:32/

Публичная собственность в гражданском праве

Субъектами публичной собственности являются

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д.

(касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования.

Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями.

Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения.

Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Замечание 1

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства.

В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Замечание 2

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnoe_pravo_i_ego_otrasli/publichnaya_sobstvennost_v_grazhdanskom_prave/

Гражданское право

Субъектами публичной собственности являются

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником).

Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности – государственную и муниципальную собственность.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д.

, но не их органы власти или управления. Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника.

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.

Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус.

Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы, что не делает их собственниками соответствующего имущества.

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.

Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизированных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества.

А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы.

Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

Действующее российское законодательство не использует понятия всенародное достояние (“неотъемлемое достояние народов”) или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры).

Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как “основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”, что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

Источник: https://isfic.info/civil1/grots111.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.