Субъектами права муниципальной собственности являются

Право муниципальной собственности

Субъектами права муниципальной собственности являются
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования.

Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-municipalnoj-sobstvennosti.html

Муниципальная собственность

Субъектами права муниципальной собственности являются

Объекты муниципальной собственности можно классифицировать:

  1. по характеру – на недвижимое (здания, сооружения, земельные участки, коммуникации) и движимое (оборотные средства муниципальных предприятий и учреждений, доходы от муниципальной собственности, поступления от местных налогов и сборов) имущество;
  2. по назначению – на объекты производственного (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные и т.п.) и непроизводственного (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, культура и т.п.) назначения.

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

  • жилой фонд;
  • нежилой фонд (административные здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры, стадионы, бассейны и т.п.);
  • объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству: сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;
  • транспортные системы: дорожная сеть в пределах городской черты, предприятия городского пассажирского транспорта;
  • земельные участки, в том числе зеленые зоны в пределах городской черты (сады, парки, скверы).

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь “управляют муниципальной собственностью” и на этом основании выступают в качестве второстепенных субъектов права муниципальной собственности. К таким субъектам можно отнести:

  • главу муниципального образования;
  • представительный орган муниципального образования;
  • структурные органы и подразделения местной администрации;
  • орган управления муниципальным хозяйством;
  • муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  • другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, – население непосредственно.

Основной субъект владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью – местное сообщество, т.е. население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества.

В то же время в качестве дополнительных субъектов отношений муниципальной собственности выступают органы, причастные к управлению ею. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности.

Можно с уверенностью утверждать, что муниципальная собственность в большей степени близка к государственной: ведь собственником последней также выступает в первую очередь общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определенной степени “пересекаются”), а для управления государственной собственностью создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами соответствующих отношений.

Объектами муниципальной собственности, как показано выше, являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество, т.е. в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. Муниципальная собственность по своей природе обладает двумя важнейшими особенностями.

  1. Муниципальная собственность имеет социальную направленность. В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые особенно важны для жизнеобеспечения определенного населенного пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно отнести, например, городские парки и памятники культуры. Таким образом, во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности (спортивные, образовательные и др.) социально ориентированы.
  2. Муниципальная собственность выполняет функции экономической основы местного самоуправления. Например, муниципальные предприятия в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими предприятиями. Имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую деятельность этих органов.

Таким образом, по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь также в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

Проведенный выше анализ показывает, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности. Сущность первичного собственника в обоих случаях сходна: население соответствующей территории.

Характер объектов государственной и муниципальной собственности также близок: среди основных функций этих объектов – стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения.

К особенностям и государственной, и муниципальной собственности относятся ее общественный характер (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления ею.

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/3624/866/lecture/31847?page=2

Субъекты и объекты права муниципальной собственности

Субъектами права муниципальной собственности являются

Субъекты права муниципальной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, несколько поселений, иная населенная территория и другие муниципальные образования.

Об осуществлении прав и обязанностей от имени муниципальных образований говорится в п. 2 ст. 125 ГК.

Эти права и обязанности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государственного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражному суду: Комитет по управлению имуществом города обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным распоряжения комитета по управлению имуществом области о передаче нежилого помещения в пользование производственному кооперативу в связи с тем, что помещение является муниципальной собственностью, распоряжаться которой комитет по управлению имуществом области не вправе.

Ответчик, возражая против иска, просил производство по делу прекратить, ссылаясь на заявление данного иска истцом в интересах комитета как органа управления, а иски органов управления о признании недействительными актов исполнительной власти, нарушающих права заявителя как органа управления, арбитражным судам не подведомственны.

При разрешении спора арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со ст. 215 ГК имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК.

Гражданским кодексом не предусмотрена возможность осуществления прав собственника муниципального имущества другими органами.

Поскольку полномочия собственника городского имущества осуществляют комитеты по управлению имуществом города, иск заявлен комитетом по управлению имуществом города в защиту права муниципальной собственности, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу».

В соответствии со ст. 41 Закона о местном самоуправлении «органы местного самоуправления как юридические лица» могут от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности; выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом о местном самоуправлении и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона о местном самоуправлении в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

  • для представительного органа муниципального образования — протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
  • для иных органов местного самоуправления — решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, 215 ГК).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Владение, пользование и распоряжение указанным имуществом унитарные предприятия и учреждения осуществляют в соответствии со ст. 294, 296 ГК.

Средства местного бюджета, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК).

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют объектами муниципальной собственности, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Объекты права муниципальной собственности. Изначально экономическая основа муниципальных образований в 90-х годах прошлого века создавалась за счет передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности. Согласно приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 3020-1 при разграничении государственной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности независимо от того, на чьем балансе они находились.

К таким объектам был отнесен жилищный фонд и обеспечивающая его эксплуатацию инфраструктура, жилищно-эксплуатационные предприятия; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

Законом о местном самоуправлении в ст. 50 «Муниципальное имущество» в зависимости от субъектов местного самоуправления перечень объектов права муниципальной собственности формируется с учетом возложенных на органы местного самоуправления задач.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения предусмотренных законом вопросов местного значения.

Муниципальное образование представляет собой городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения (ст. 2 Закона о местном самоуправлении).

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Законом о местном самоуправлении осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Кроме того, в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Третью группу объектов права муниципальной собственности составляет имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2, 3 ст. 50 Закона о местном самоуправлении, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

При этом особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Источник: https://konspekt.biz/index.php?text=6353

36. Субъекты права муниципальной собственности

Субъектами права муниципальной собственности являются

Муниципальнаясобственность

Даннаякатегория давно известна нашемугражданскому праву. Российский законне считает муниципальную собственностьразновидностью государственной. Этосамостоятельная форма (вид) собственности.

В нее входят средства местного бюджета,муниципальные внебюджетные фонды,имущество органов местного самоуправления,а также муниципальные земли и другиеприродные ресурсы, находящиеся вмуниципальной собственности, муниципальныепредприятия и организации, муниципальныебанки, муниципальный жилищный фонд инежилые помещения, муниципальныеучреждения и другое имущество (п. 1 ст.29Закона об общих принципах организацииместного самоуправления[1]).

Собственникиприватизированного муниципального(государственного) предприятия, а такжеиные лица, указанные в п.4.5 Основныхположений государственной программыприватизации государственных имуниципальных предприятий в РоссийскойФедерации после 1 июля 1994 г., утв. УказомПрезидента РФ от 22 июля 1994 г.

N 1535, вправевыкупить сданные им в аренду илинаходящиеся в фактическом владенииздания, сооружения, помещения, в томчисле встроенно-пристроенные, в порядке,установленном п.4.9 Основных положений.См. об этом также п.

3 Обзора практикиразрешения споров, связанных сприватизацией государственных имуниципальных предприятий (приложениек информационному письму ВАС РФ от 11июня 1997 г. N 15[4]).

Всоответствии со ст.125 ГК РФ и п.2 ст.

23Закона об общих принципах организацииместного самоуправления права собственникав отношении муниципального имуществаосуществляют органы местного самоуправления(выборный представительный орган,выборный глава местного самоуправления,иные выборные должностные лица), а вслучаях, предусмотренных законамисубъектов РФ и уставами муниципальныхобразований, население непосредственно.

Осуществлениеот имени соответствующего муниципальногообразования собственника его правомочияв соответствии со своей компетенциейне делает их собственниками соответствующегоимущества.

Как и государственные органы,органы муниципальных образований могутвыступать в имущественном обороте и вкачестве самостоятельных юридическихлиц – муниципальных учреждений, обладающихсамостоятельным вещным правом оперативногоуправления на закрепленное за нимиимущество (ст. 296).

Частью этого имущества- денежными средствами – они будутотвечать по своим обязательствам.

Приосуществлении ими правомочий собственникамуниципального образования – они получаютвозможность в той или иной мерераспоряжаться имуществом этогособственника, поступающим, выбывающимили составляющим его казну, и именноимущество казны, в первую очередьсредства соответствующего бюджета,составляет базу самостоятельнойимущественной ответственности такогомуниципального (публичного) собственникапо своим долгам.

Всвязи с этим муниципальное имущество,подобно государственному, также делитсяна две части (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Одна частьзакрепляется за муниципальнымипредприятиями и учреждениями насамостоятельных, хотя и ограниченныхвещных правах хозяйственного веденияи оперативного управления, а другая,нераспределенная часть составляетказну соответствующего муниципальногообразования.

С точки зрения интересовимущественного оборота такое разделениемуниципального имущества имеет значениепрежде всего для обоснования раздельнойимущественной ответственностимуниципального образования и созданныхим юридических лиц по их долгам.

Наиболееважны из всех прав, осуществляемыхмуниципальным образованием как субъектомгражданских правоотношений, правасобственника муниципального имущества.

Субъектамиправа муниципальной собственностивыступают: органы местного самоуправления,должностные лица местного самоуправления,население муниципального образования[6].

Однакои ГК РФ, и Федеральный закон “Об общихпринципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации”устанавливают, что права собственникамуниципального имущества осуществляютсяот имени муниципального образования.

Следовательно, субъектом правамуниципальной собственности являетсятолько муниципальное образование, а неорганы местного самоуправления идолжностные лица местного самоуправления,действующие в соответствии с законом,и не юридические лица или граждане,действующие по специальному поручению,которые являются лишь представителямимуниципального образования в отношенияхпо поводу муниципального имущества.Этот вывод подтверждает п. 2 ст. 212 ГК РФ,устанавливающий, что имущество можетнаходиться в собственности граждан июридических лиц, а также РоссийскойФедерации, ее субъектов и муниципальныхобразований.

Актуалени вопрос о разграничении полномочийРоссийской Федерации, ее субъектов имуниципальных образований по регулированиюпорядка приобретения и прекращенияправа муниципальной собственности. Поэтому поводу Е.

Колюшин отмечает: всоответствии с ГК РФ, ни субъектыФедерации, ни муниципальные образованияне могут устанавливать особенностиприобретения и прекращения правамуниципальной собственности. ОднакоЗакон об общих принципах организацииместного самоуправления устанавливаетв п.

4 ст. 29 право органов местногосамоуправления самостоятельно определятьпорядок и условия приватизациимуниципальной собственности. Эта нормафедерального закона делегирует местномусамоуправлению полномочие, котороесогласно ГК РФ (ст.

217) должно бытьурегулировано законами о приватизациигосударственного и муниципальногоимущества.

Однаковывод о делегировании муниципальнымобразованиям государственных полномочийпо установлению порядка приватизации,думается, неточен. Вопросы регулированияприобретения и прекращения правамуниципальной собственности – сменысобственника муниципального имуществаотносятся к гражданскому законодательству,т.е., в соответствии со ст.

71 КонституцииРФ, – к предметам ведения РоссийскойФедерации. Таким образом, ее субъектыне могут регулировать своими законамиособенности приобретения и прекращенияправа муниципальной собственности.

Приэтом муниципальные образования регулируютпорядок и условия приватизациимуниципального имущества не в результатенаделения их соответствующимигосударственными полномочиями, а поправу собственника муниципальногоимущества.

Вотличие от норм муниципального права,основные из которых устанавливаетРоссийская Федерация, менее общие – еесубъекты, а наиболее конкретные -муниципальные образования, полномочияпо регулированию порядка осуществленияправ муниципальной собственностираспределяются только между РоссийскойФедерацией, которая устанавливаетсоответствующие нормы гражданскогоправа, и муниципальным образованием,как собственником муниципальногоимущества, свободным в осуществленииэтих прав в той мере, в которой они неограничены федеральными законами, безкакой-либо необходимости делегироватьмуниципальному образованию государственныеполномочия по регулированию порядка иусловий приватизации муниципальнойсобственности.

Вгоды российских реформ при недостаточности,а порой и отсутствии правовогорегулирования ряда вопросов в сферегражданского оборота обычным явлениемстали злоупотребления органов властисвоими полномочиями.

Источник: https://studfile.net/preview/7335102/page:11/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.