Субъектами права государственной собственности являются
Содержание
- 1 § 2. Субъекты права государственной собственности: Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК
- 2 Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление
- 3 Курс: Вещное право. Общая часть обязательственного права
- 4 Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
- 5 28.Право государственной и муниципальной собственности
§ 2. Субъекты права государственной собственности: Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК
——————————–
См.: Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. С. 137.
Статья 72 Конституции РФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга (п. 5 ст. 126 ГК).
Указанные в ст.
124 ГК субъекты права государственной собственности – Российская Федерация в целом, республики, национально-государственные и административно-территориальные образования вступают в гражданские правоотношения и действуют в соответствии с нормами, определяющими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК; гл. 7 учебника).
Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы.
К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника.
Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени.
Систему государственных органов, осуществляющих правомочия собственников государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ).Среди государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Министерству имущественных отношений РФ, в которое было преобразовано Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество России) в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г.
N 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” .
К его компетенции отнесены полномочия, связанные с проведением единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управлением и распоряжением государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координацией в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ .
——————————–
СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2168.
См.: Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 536 “Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации” // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3153.
Функции Министерства имущественных отношений РФ пересекаются с функциями другого государственного органа – Российского фонда федерального имущества, который действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансового учреждения на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173 . В пределах предоставленных ему Правительством полномочий Российский фонд федерального имущества выступает учредителем акционерных обществ, приобретает доли участия (паи, акции) в капитале обществ и товариществ, осуществляет иные действия, связанные с реализацией прав, вытекающих из владения долями участия (паями, акциями).
——————————–
САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4937.
Особое место в системе государственных органов занимает Федеральное казначейство Российской Федерации.
Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 (с изм.) .
——————————–
САПП РФ. 1993. N 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 681; 1997. N 5. Ст. 696.
Федеральное казначейство РФ по поручениям Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны. В случаях, предусмотренных законом, Федеральное казначейство РФ может выступать истцом в суде в защиту права государственной собственности.
Право защищать интересы государства как собственника предоставлено и Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству, на которую возложены проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” .
——————————–
СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
В системе органов управления государственным имуществом важное место принадлежит Счетной палате. Основы правового положения Счетной палаты определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” .
——————————–
СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, в частности, осуществляет:
организацию и проведение контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.
Соответствующими органами, осуществляющими правомочия собственника, действующими на постоянной основе, представлена и система органов субъектов РФ.
Как уже было сказано ранее, вступление государства в гражданские правоотношения возможно с помощью государственных органов, юридических и физических лиц, выполняющих специальные поручения по осуществлению правомочий собственника от имени государства.
В качестве примера можно привести сложившийся в кредитно-финансовых отношениях институт “агентства Правительства”, который связан с правоотношениями, вытекающими из совершения агентом отдельных операций по поручениям Правительства.
В качестве агентов, в частности, на которых может быть возложена работа с внутренними и внешними инвестициями, выступают различные банки, деятельность которых координируется и осуществляется во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти .
——————————–
См.: Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” // СЗ РФ. 1994. N 24. Ст. 2637.Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/subyektyi-prava-gosudarstvennoy.html
Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление
История государственной собственности: В советское время ее обозначали как «общенародную собственность», «достояние многонационального народа СССР» (Конституций СССР). Это было декларативное, неправовое понятие.
Современное законодательство придает этому явлению правовую определенность: как субъективное право конкретного публичного образования на принадлежащее ему, закрепленное за ним, обособленное имущество.
Право это обладает всеми признаками права собственности: оно абсолютное (ему противостоят все прочие субъекты, в том числе и прочие публичные образования, независимо от иерархии); вещным, с абсолютной защитой и набором правомочий.
Но этому проявлению единого по своей природе праву собственности свойственны некоторые особенности. Они предопределены его принадлежностью к праву публичной собственности. Публичный собственник, в отличие от частных, не имеет своего «частного» интереса.
Его интерес – общее благо, польза для населения, граждан. Поэтому право публичной собственности характеризуется рядом особенностей: приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения, объектами, которые в соответствии с п.3 ст.
212 ГК РФ устанавливаются законами.
Субъекты права государственной собственности указаны в п. 1 ст. 214 ГК РФ: РФ (субъект права федеральной собственности) и субъекты РФ (субъекты права собственности субъектов РФ).
Объекты права государственной собственности – общее представление о них, точнее об их классификации дает ст. 212-214 ГК РФ:
-по натуральному воплощению законодатель выделяет природные ресурсы (земля и прочие) и другое имущество, в том числе средства соответствующих бюджетов;
-по оборотоспособности специально указаны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (изъяты из оборота);
-по наличию вещных прав на это имущество у других лиц: закрепленное и незакрепленное за государственными предприятиями и учреждение во владение, пользование и распоряжение. Незакрепленное называется казной.
Само же отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК). Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 дает следующую картину объектов, которые отнесены к федеральной собственности:
1)объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы);
2)имущество, необходимое для функционирования федеральных органов (органов управления, власти, суда и т.д.);
3)для обеспечения безопасности государства (оборона, государственный резерв и др.);
4)для решения общенациональных задач.
Объекты права собственности субъектов РФ: предприятия как имущественные комплексы; социально-культурные комплексы, объекты в сфере здравоохранения, образования; нежилые здания, сооружения; ценные бумаги и иное.
Российская Федерация и ее субъекты, каждый отдельно, организуют специальный учет объектов права собственности (недвижимого и движимого имущества) и ведут их реестр по соответствующим правилам. Его для РФ ведет Министерство имущественных отношений, а для субъекта РФ – уполномоченные тем органы (комитет по управлению имуществом).
Этот реестр не заменяет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, который ведут учреждения юстиции. Это вид специального учета. Значение: п. 3 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г. «Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр».
Спор по их поводу возможен и разрешается судом.
Основания возникновения права государственной собственности (общегражданские и специальные):
А) В силу закона (преемство в части имущества СССР, природные ресурсы (недра, леса – объявляются государственной собственностью и какого-то иного специального акта не требуется);
Б) Перераспределение государственного имущества между РФ и субъектами РФ в административном порядке на основании постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г.
(в порядке разграничения): все объекты – отнесены к государственной собственности, часть из них подлежит передаче муниципальным образованиям (по Перечню № 3), часть может быть передача субъектам РФ (по Перечню № 2, а также объекты, не попавшие ни в один из этих перечней).
Порядок передачи административный и определен распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.«Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»: представительный орган власти субъекта РФ утверждает перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъекта РФ, и представляет в Мингосимущество РФ для проверки его законности и регистрации. Мингосимущество регистрирует правильно составленный перечень и направляет его Правительству РФ для утверждения. Объекты по перечню считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия решения Правительством об утверждении перечня или по истечении 3-х месяцев с момента регистрации Перечня в Мингосимуществе, если решение так и не было принято.
3) Налоги, сборы.
4) Изъятие имущество у частных собственников помимо их воли по основаниям, указанным в законе: у лица, которому в силу закона имущество не может принадлежать (ст.
238 – государственная собственность); изъятие земельных участков для государственных нужд (ст. 239); выкуп государством бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240); реквизиция (ст.
242 государственная собственность); конфискация (ст. 243); национализация.
5) Присвоение такого бесхозяйного имущества как клады (ст. 233 – памятники истории и культуры).
6) наследование вымороченного имущества (ст. 1151 ГК РФ – в собственность РФ).
Прекращение права государственной собственности (особенности оснований и последствий):
1) Ограничение применения общегражданских оснований прекращения права собственности (вместо них, как правило, специальные: в порядке приватизации, в порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, разграничения, в порядке передачи находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры).
2) Запрет отчуждения имущества, изъятого из оборота.
3) Особенности прекращения права собственности в связи с обращением взыскания по обязательствам публичных образований:
– п. 1 ст. 125 ГК – обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускаются в случаях, предусмотренных в законе, т.е. не допускается («иммунитет»);
– п. 1 ст. 126 ГК – отвечает всем имуществом, кроме имущества, закрепленного на ПХВ и ПОУ за государственными предприятиями и учреждениями;
– особые правила обращения взыскания на бюджетные средства публичных образований (бюджетное законодательство, пост Правительства РФ от 22.02.2001 г. № 143)
Осуществление права государственной собственности зависит от вида имущества, от того, относится ли оно к закрепленному или незакрепленному.
Во всяком случае, от имени РФ или субъекта РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных законами и нормативными актами – органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 1 и 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК).
Осуществление права федеральной собственности:
– Правительство РФ (ст. 116 Конституции, ФЗ).
– Федеральные органы исполнительной власти (Министерство имущественных отношений – учредитель от имени государства, принимает решение о реорганизации, арендодатель, осуществляет контроль за использованием закрепленного имущества, организует выполнение прогнозного плана приватизации); федеральные органы исполнительной власти по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях (утв. уставы, назначают руководителей, принимают решение о создании и др.); Российский фонд федерального имущества (владеет имуществом до приватизации, продает имущество). Споры между соответствующими органами по вопросам распоряжения объектами федеральной собственности неподведомственны суду, и являются спорами о компетенции, а она определяется положениями об этих органах (п. 5 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г.).
Осуществление права собственности субъектов РФ органы, которые созданы в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ФЗ от 6 октября 1999 г.).
В Кемеровской области они определены Уставом (от 9 апреля 1997 г.); Законом «О схеме управления Кемеровской областью» от19 октября 2001 г. и Законом «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области» от 20 июля 1998 г.
Органы:
– представительные (Областной Совет нардепов) уст. Порядок управления, принимают решения о передаче имущества Кемеровской области иным публичным образованиям.
– Исполнительные органы Кемеровской области: Администрации Кемеровской области (Губернатор: принимает решения о приобретении и отчуждении имущества в государственную собственность Кемеровской области; принимает решения о создании, реорганизации и прекращении деятельности предприятия, учреждений, организаций государственной собственности Кемеровской области; принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Управления Администрации области (департаменты): вносят Губернатору области предложения об учреждении, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций области, вносят Губернатору области предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; вносят на утверждение комитета по управлению государственным имуществом области уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области (исходя из принципа отраслевой принадлежности), если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области: ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области, в порядке, установленном действующим законодательством, оформляет предложения о передаче объектов федеральной, муниципальной собственности в государственную собственность Кемеровской области, а также предложения о передаче объектов из государственной собственности Кемеровской области в федеральную, муниципальную собственность, по поручению Губернатора выступает учредителем предприятий, учреждений, организаций, созданных на основе государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; утверждает уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора области назначает на должность и освобождает от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора заключает, изменяет, расторгает контракты с руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Оформляет закрепление имущества области в хозяйственное ведение и оперативное управление, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным предусмотренным законом способом. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к государственной собственности Кемеровской области имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам. В случае нарушения установленных правил владения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством. Выступает арендодателем объектов государственной собственности Кемеровской области, в соответствии с действующим законодательством проводит конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды объектов государственной собственности Кемеровской области.
Фонда имущества Кемеровской области (Кузбассфонд), является уполномоченным органом, осуществляющим заключение сделок по продаже объектов государственной собственности области, в том числе акций (долей, паев) хозяйственных обществ и товариществ.
Предыдущая40414243444546474849505152535455Следующая
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 752; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
Источник: https://helpiks.org/4-69543.html
Курс: Вещное право. Общая часть обязательственного права
Страница 25 из 54
Понятие, субъекты и объекты права государственной собственности
Право государственной собственности в объективном смысле это – совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты.
Право государственной собственности в субъективном смысле – это охраняемая законом возможность Российской Федерации, ее субъектов владеть, пользоваться, распоряжаться государственным имуществом в интересах населения, охраны окружающей среды, обеспечения обороно-способности и безопасности государства.
Субъектами права государственной собственности являются: Российская Федерация – независимое суверенное федеративное государство, и субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа (ст. 124, 212, 214 ГК РФ).
Таким образом, государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам.
Объекты гражданских прав подразделяются на изъятые из оборота; ограниченные в обороте; находящиеся в свободном обращении. Эта классификация распространяется и на объекты права собственности. В условиях, когда государственная собственность принадлежала одному субъекту, круг ее объектов был неограниченным.
Иными словами, государство могло быть и на деле являлось собственником любого имущества, независимо от того, дано ли оно самой природой или создано трудом человека, равно как и независимо от того, участвует ли имущество в гражданском обороте или нет.Ныне это положение в полной мере может быть распространено лишь на одного субъекта государственной собственности – Российскую Федерацию. Что же касается других субъектов права государственной собственности – субъектов Федерации, то оно может быть распространено на них лишь с известными ограничениями.
Ясно, например, что ядерное оружие может находиться лишь в собственности Российской Федерации, оно не может принадлежать ни субъектам Федерации, ни муниципальным образованиям.
В числе объектов государственной собственности должны быть особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В числе федеральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, могут быть названы Земельный кодекс, Лесной кодекс, Закон о недрах, Водный кодекс, Закон о федеральных природных ресурсах и ряд других.
Гражданское законодательство в отношении природных ресурсов закрепляет два принципиально важных положения: во-первых, природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью; во-вторых, природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Таким образом, в законе закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы.
Курс: Вещное право. Общая часть обязательственного права |
Дидактический план |
Общие положения о вещных правах. Понятие и содержание права собственности |
Понятие и виды вещных прав |
Право собственности: общие положения |
Субъекты права собственности |
Объекты права собственности |
Формы и виды права собственности |
Основания возникновения и прекращения права собственности |
Общие положения о праве собственности граждан |
Основания возникновения права собственности граждан |
Объекты права собственности граждан |
Право собственности иностранных граждан, граждан стран СНГ и лиц без гражданства |
Виды наследования |
Субъекты наследственного правопреемства |
Права и обязанности субъектов наследственного права |
Оформление наследственных прав |
Наследование по закону |
Наследование по завещанию |
Право собственности юридических лиц |
Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности хозяйственных обществ и товариществ |
Право кооперативной собственности и ее особенности |
Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности некоммерческих организаций |
Право собственности общественных, религиозных и благотворительных организаций |
Понятие, субъекты и объекты права государственной собственности |
Основания возникновения и прекращения права государственной собственности |
Понятие, субъекты и объекты муниципальной собственности |
Основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности |
Приватизация имущества как способ прекращения права государственной и муниципальной собственности |
Виды вещных прав и их классификация |
Право оперативного управления |
Право хозяйственного ведения |
Право собственности и иные вещные права на землю |
Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком |
Аренда земельных участков |
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) |
Особенности вещных прав на жилые помещения |
Характеристика основных способов гражданско-правовой охраны и защиты права собственности и других вещных прав |
Вещно-правовые иски, предъявляемые в защиту нарушенного права собственности |
Истребование имущества из чужого незаконного владения |
Защита прав владельца имущества, не являющегося его собственником |
Понятие и виды обязательств в гражданском праве |
Субъекты обязательств |
Основания возникновения обязательств |
Общие положения об исполнении обязательств |
Способы обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве |
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств |
Прекращение обязательств |
Понятие и значение договора в гражданском праве |
Система гражданско-правовых договоров и их разновидности |
договора |
Существенные условия договора и стадии заключения договора |
Разрешение преддоговорных споров |
Изменение и расторжение договоров |
Все страницы |
Источник: https://madrace.ru/grazhdanskoe-pravo/kurs-veschnoe-pravo-obschaya-chast-obyazatelstvennogo-prava/ponyatie-subekti-i-obekti-prava-gosudarstvennoy-sobstvennosti
Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения
Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности.
Право государственной собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов — по отношению к государственному имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.
Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.
Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ.
Объекты права государственной собственности имеют свои особенности. В круг объектов права государственной собственности входит имущество, составляющее исключительную собственность государства.
К таким объектам относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа и другие природные объекты; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики и т.д.
Перечень этих объектов определен в ст. 71 Конституции РФ.
Имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части:
• закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
• незакрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну).
В государственную казну входят средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов РФ, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас, валютный фонд и т.д.
Имущество, являющееся государственной собственностью, подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ). Реестр этот ведется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
Основания (способы) возникновения и прекращения права государственной собственности:
• общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);
• специальные (характерные только для государства) — национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем его выкупа;
• приватизация имущества (специальное основание прекращения).
Государство осуществляет права собственника, действуя при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией. Это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казначейство, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ и некоторые другие.
Это самостоятельная форма права собственности. Муниципальные образования осуществляют три полномочия собственника в своих интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:
• представительными (выборными органами);
• органами местного самоуправления;
• муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
К объектам права муниципальной собственности относятся: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также другое движимое и недвижимое имущество.
Особенности муниципального имущества:
• муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую средства местного бюджета и иное муниципальное имущество;
• среди объектов муниципальной собственности есть и такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
• объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, иначе говоря, имеют целевой характер.
Юкша Я.А. Учебник “Гражданское право”
Источник: http://yuksha.ru/pravo-gosudarstvennoy-i-municipalnoy-sobstvennosti-ponyatie-subekty-obekty-osnovaniya
28.Право государственной и муниципальной собственности
28. Право государственной и муниципальной собственности.
Статья 214. Право государственной собственности
1.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Статья 215. Право муниципальной собственности
1.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов).Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.
В состав государственной собственности входят:
1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);
2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);
3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).
Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.
Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления.
Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты:
1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуа-тационные предприятия;
2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;
4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; опто-во-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;
5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).
Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности – передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:
1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);
2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).
Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/28-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/