Субъектами права государственной собственности являются

§ 2. Субъекты права государственной собственности: Применительно к праву государственной собственности ст. 214 ГК

Субъектами права государственной собственности являются

——————————–

См.: Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. С. 137.

Статья 72 Конституции РФ предусматривает возможность нахождения в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Совместное ведение вопросами собственности в отношении указанных объектов означает прежде всего решение на основе договора вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности либо к собственности субъектов РФ, но не предполагает установления общей совместной собственности субъектов РФ, на территории которых расположены данные объекты, и Российской Федерации в целом. Как собственники принадлежащего им имущества, Российская Федерация и ее субъекты независимы и не отвечают по обязательствам друг друга (п. 5 ст. 126 ГК).

Указанные в ст.

124 ГК субъекты права государственной собственности – Российская Федерация в целом, республики, национально-государственные и административно-территориальные образования вступают в гражданские правоотношения и действуют в соответствии с нормами, определяющими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК; гл. 7 учебника).

Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы.

К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В рамках компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации либо субъектов РФ осуществляют правомочия собственника.

Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ по их специальному поручению и от их имени.

Систему государственных органов, осуществляющих правомочия собственников государственного имущества соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ в пределах предоставленных им правомочий, определяемых в законодательном порядке, возглавляют высшие органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ).

Среди государственных органов, осуществляющих правомочия собственника, важное место принадлежит Министерству имущественных отношений РФ, в которое было преобразовано Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество России) в соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г.

N 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” .

К его компетенции отнесены полномочия, связанные с проведением единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управлением и распоряжением государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координацией в случаях, установленных законодательством РФ, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ .

——————————–

СЗ РФ. 2000. N 21. Ст. 2168.

См.: Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 536 “Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации” // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3153.

Функции Министерства имущественных отношений РФ пересекаются с функциями другого государственного органа – Российского фонда федерального имущества, который действует при Правительстве РФ в качестве специализированного финансового учреждения на основании Положения о нем, утвержденного Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. N 2173 . В пределах предоставленных ему Правительством полномочий Российский фонд федерального имущества выступает учредителем акционерных обществ, приобретает доли участия (паи, акции) в капитале обществ и товариществ, осуществляет иные действия, связанные с реализацией прав, вытекающих из владения долями участия (паями, акциями).

——————————–

САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4937.

Особое место в системе государственных органов занимает Федеральное казначейство Российской Федерации.

Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируется Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 августа 1993 г. N 864 (с изм.) .

——————————–

САПП РФ. 1993. N 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 681; 1997. N 5. Ст. 696.

Федеральное казначейство РФ по поручениям Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны. В случаях, предусмотренных законом, Федеральное казначейство РФ может выступать истцом в суде в защиту права государственной собственности.

Право защищать интересы государства как собственника предоставлено и Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству, на которую возложены проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” .

——————————–

СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

В системе органов управления государственным имуществом важное место принадлежит Счетной палате. Основы правового положения Счетной палаты определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” .

——————————–

СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, в частности, осуществляет:

организацию и проведение контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

Соответствующими органами, осуществляющими правомочия собственника, действующими на постоянной основе, представлена и система органов субъектов РФ.

Как уже было сказано ранее, вступление государства в гражданские правоотношения возможно с помощью государственных органов, юридических и физических лиц, выполняющих специальные поручения по осуществлению правомочий собственника от имени государства.

В качестве примера можно привести сложившийся в кредитно-финансовых отношениях институт “агентства Правительства”, который связан с правоотношениями, вытекающими из совершения агентом отдельных операций по поручениям Правительства.

В качестве агентов, в частности, на которых может быть возложена работа с внутренними и внешними инвестициями, выступают различные банки, деятельность которых координируется и осуществляется во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти .

——————————–

См.: Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” // СЗ РФ. 1994. N 24. Ст. 2637.

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/subyektyi-prava-gosudarstvennoy.html

Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление

Субъектами права государственной собственности являются

История государственной собственности: В советское время ее обозначали как «общенародную собственность», «достояние многонационального народа СССР» (Конституций СССР). Это было декларативное, неправовое понятие.

Современное законодательство придает этому явлению правовую определенность: как субъективное право конкретного публичного образования на принадлежащее ему, закрепленное за ним, обособленное имущество.

Право это обладает всеми признаками права собственности: оно абсолютное (ему противостоят все прочие субъекты, в том числе и прочие публичные образования, независимо от иерархии); вещным, с абсолютной защитой и набором правомочий.

Но этому проявлению единого по своей природе праву собственности свойственны некоторые особенности. Они предопределены его принадлежностью к праву публичной собственности. Публичный собственник, в отличие от частных, не имеет своего «частного» интереса.

Его интерес – общее благо, польза для населения, граждан. Поэтому право публичной собственности характеризуется рядом особенностей: приобретения и прекращения, владения, пользования и распоряжения, объектами, которые в соответствии с п.3 ст.

212 ГК РФ устанавливаются законами.

Субъекты права государственной собственности указаны в п. 1 ст. 214 ГК РФ: РФ (субъект права федеральной собственности) и субъекты РФ (субъекты права собственности субъектов РФ).

Объекты права государственной собственности – общее представление о них, точнее об их классификации дает ст. 212-214 ГК РФ:

-по натуральному воплощению законодатель выделяет природные ресурсы (земля и прочие) и другое имущество, в том числе средства соответствующих бюджетов;

-по оборотоспособности специально указаны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (изъяты из оборота);

-по наличию вещных прав на это имущество у других лиц: закрепленное и незакрепленное за государственными предприятиями и учреждение во владение, пользование и распоряжение. Незакрепленное называется казной.

Само же отнесение государственного имущества к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ должно осуществляться в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК). Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 дает следующую картину объектов, которые отнесены к федеральной собственности:

1)объекты, составляющие основу национального богатства страны (природные ресурсы);

2)имущество, необходимое для функционирования федеральных органов (органов управления, власти, суда и т.д.);

3)для обеспечения безопасности государства (оборона, государственный резерв и др.);

4)для решения общенациональных задач.

Объекты права собственности субъектов РФ: предприятия как имущественные комплексы; социально-культурные комплексы, объекты в сфере здравоохранения, образования; нежилые здания, сооружения; ценные бумаги и иное.

Российская Федерация и ее субъекты, каждый отдельно, организуют специальный учет объектов права собственности (недвижимого и движимого имущества) и ведут их реестр по соответствующим правилам. Его для РФ ведет Министерство имущественных отношений, а для субъекта РФ – уполномоченные тем органы (комитет по управлению имуществом).

Этот реестр не заменяет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, который ведут учреждения юстиции. Это вид специального учета. Значение: п. 3 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г. «Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр».

Спор по их поводу возможен и разрешается судом.

Основания возникновения права государственной собственности (общегражданские и специальные):

А) В силу закона (преемство в части имущества СССР, природные ресурсы (недра, леса – объявляются государственной собственностью и какого-то иного специального акта не требуется);

Б) Перераспределение государственного имущества между РФ и субъектами РФ в административном порядке на основании постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г.

(в порядке разграничения): все объекты – отнесены к государственной собственности, часть из них подлежит передаче муниципальным образованиям (по Перечню № 3), часть может быть передача субъектам РФ (по Перечню № 2, а также объекты, не попавшие ни в один из этих перечней).

Порядок передачи административный и определен распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.

«Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»: представительный орган власти субъекта РФ утверждает перечень объектов, подлежащих передаче в собственность субъекта РФ, и представляет в Мингосимущество РФ для проверки его законности и регистрации. Мингосимущество регистрирует правильно составленный перечень и направляет его Правительству РФ для утверждения. Объекты по перечню считаются переданными в собственность субъекта РФ с момента принятия решения Правительством об утверждении перечня или по истечении 3-х месяцев с момента регистрации Перечня в Мингосимуществе, если решение так и не было принято.

3) Налоги, сборы.

4) Изъятие имущество у частных собственников помимо их воли по основаниям, указанным в законе: у лица, которому в силу закона имущество не может принадлежать (ст.

238 – государственная собственность); изъятие земельных участков для государственных нужд (ст. 239); выкуп государством бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240); реквизиция (ст.

242 государственная собственность); конфискация (ст. 243); национализация.

5) Присвоение такого бесхозяйного имущества как клады (ст. 233 – памятники истории и культуры).

6) наследование вымороченного имущества (ст. 1151 ГК РФ – в собственность РФ).

Прекращение права государственной собственности (особенности оснований и последствий):

1) Ограничение применения общегражданских оснований прекращения права собственности (вместо них, как правило, специальные: в порядке приватизации, в порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, разграничения, в порядке передачи находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры).

2) Запрет отчуждения имущества, изъятого из оборота.

3) Особенности прекращения права собственности в связи с обращением взыскания по обязательствам публичных образований:

– п. 1 ст. 125 ГК – обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускаются в случаях, предусмотренных в законе, т.е. не допускается («иммунитет»);

– п. 1 ст. 126 ГК – отвечает всем имуществом, кроме имущества, закрепленного на ПХВ и ПОУ за государственными предприятиями и учреждениями;

– особые правила обращения взыскания на бюджетные средства публичных образований (бюджетное законодательство, пост Правительства РФ от 22.02.2001 г. № 143)

Осуществление права государственной собственности зависит от вида имущества, от того, относится ли оно к закрепленному или незакрепленному.

Во всяком случае, от имени РФ или субъекта РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в случаях, предусмотренных законами и нормативными актами – органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 1 и 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК).

Осуществление права федеральной собственности:

– Правительство РФ (ст. 116 Конституции, ФЗ).

– Федеральные органы исполнительной власти (Министерство имущественных отношений – учредитель от имени государства, принимает решение о реорганизации, арендодатель, осуществляет контроль за использованием закрепленного имущества, организует выполнение прогнозного плана приватизации); федеральные органы исполнительной власти по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях (утв. уставы, назначают руководителей, принимают решение о создании и др.); Российский фонд федерального имущества (владеет имуществом до приватизации, продает имущество). Споры между соответствующими органами по вопросам распоряжения объектами федеральной собственности неподведомственны суду, и являются спорами о компетенции, а она определяется положениями об этих органах (п. 5 пост. Пленума ВАС от 25 февраля 1998 г.).

Осуществление права собственности субъектов РФ органы, которые созданы в соответствии с общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ФЗ от 6 октября 1999 г.).

В Кемеровской области они определены Уставом (от 9 апреля 1997 г.); Законом «О схеме управления Кемеровской областью» от19 октября 2001 г. и Законом «О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области» от 20 июля 1998 г.

Органы:

– представительные (Областной Совет нардепов) уст. Порядок управления, принимают решения о передаче имущества Кемеровской области иным публичным образованиям.

– Исполнительные органы Кемеровской области: Администрации Кемеровской области (Губернатор: принимает решения о приобретении и отчуждении имущества в государственную собственность Кемеровской области; принимает решения о создании, реорганизации и прекращении деятельности предприятия, учреждений, организаций государственной собственности Кемеровской области; принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Управления Администрации области (департаменты): вносят Губернатору области предложения об учреждении, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций области, вносят Губернатору области предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; вносят на утверждение комитета по управлению государственным имуществом области уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области (исходя из принципа отраслевой принадлежности), если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области: ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области, в порядке, установленном действующим законодательством, оформляет предложения о передаче объектов федеральной, муниципальной собственности в государственную собственность Кемеровской области, а также предложения о передаче объектов из государственной собственности Кемеровской области в федеральную, муниципальную собственность, по поручению Губернатора выступает учредителем предприятий, учреждений, организаций, созданных на основе государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; утверждает уставы предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора области назначает на должность и освобождает от должности руководителей предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; по поручению Губернатора заключает, изменяет, расторгает контракты с руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Оформляет закрепление имущества области в хозяйственное ведение и оперативное управление, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на распоряжение этим имуществом иным предусмотренным законом способом. Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к государственной собственности Кемеровской области имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам. В случае нарушения установленных правил владения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с действующим законодательством. Выступает арендодателем объектов государственной собственности Кемеровской области, в соответствии с действующим законодательством проводит конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды объектов государственной собственности Кемеровской области.

Фонда имущества Кемеровской области (Кузбассфонд), является уполномоченным органом, осуществляющим заключение сделок по продаже объектов государственной собственности области, в том числе акций (долей, паев) хозяйственных обществ и товариществ.

Предыдущая40414243444546474849505152535455Следующая

Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 752; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-69543.html

Курс: Вещное право. Общая часть обязательственного права

Субъектами права государственной собственности являются

Страница 25 из 54

Понятие, субъекты и объекты права государственной собственности

Право государственной собственности в объективном смысле это – совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты.

Право государственной собственности в субъективном смысле – это охраняемая законом возможность Российской Федерации, ее субъектов владеть, пользоваться, распоряжаться государственным имуществом в интересах населения, охраны окружающей среды, обеспечения обороно-способности и безопасности государства.

Субъектами права государственной собственности являются: Российская Федерация – независимое суверенное федеративное государство, и субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа (ст. 124, 212, 214 ГК РФ).

Таким образом, государственная собственность подразделяется на федеральную соб­ственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, ав­тономным округам.

Объекты гражданских прав подразделяются на изъ­ятые из оборота; ограниченные в обороте; находящиеся в свободном обра­щении. Эта классификация распространяется и на объекты права собствен­ности. В условиях, когда государственная собственность принадлежала од­ному субъекту, круг ее объектов был неограниченным.

Иными словами, го­сударство могло быть и на деле являлось собственником любого имущества, независимо от того, дано ли оно самой природой или создано трудом челове­ка, равно как и независимо от того, участвует ли имущество в гражданском обороте или нет.

Ныне это положение в полной мере может быть распрост­ранено лишь на одного субъекта государственной собственности – Россий­скую Федерацию. Что же касается других субъектов права государственной собственности – субъектов Федерации, то оно может быть распространено на них лишь с известными ограничениями.

Ясно, например, что ядерное оружие может находиться лишь в собственности Российской Федерации, оно не может при­надлежать ни субъектам Федерации, ни муниципальным образованиям.

В числе объ­ектов государственной собственности должны быть особо выделены природные ресурсы, которые ныне стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут нахо­диться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности.

Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В числе феде­ральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, могут быть названы Земельный кодекс, Лесной кодекс, Закон о недрах, Вод­ный кодекс, Закон о федеральных природных ресурсах и ряд других.

Граж­данское законодательство в отношении природных ресурсов закрепляет два принципиально важных положения: во-первых, природные ресурсы, не на­ходящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципаль­ных образований, являются государственной собственностью; во-вторых, природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается закона­ми о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, в законе закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы.

Индекс материала
Курс: Вещное право. Общая часть обязательственного права
Дидактический план
Общие положения о вещных правах. Понятие и содержание права собственности
Понятие и виды вещных прав
Право собственности: общие положения
Субъекты права собственности
Объекты права собственности
Формы и виды права собственности
Основания возникновения и прекращения права собственности
Общие положения о праве собственности граждан
Основания возникновения права собственности граждан
Объекты права собственности граждан
Право собственности иностранных граждан, граждан стран СНГ и лиц без гражданства
Виды наследования
Субъекты наследственного правопреемства
Права и обязанности субъектов наследственного права
Оформление наследственных прав
Наследование по закону
Наследование по завещанию
Право собственности юридических лиц
Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности хозяйственных обществ и товариществ
Право кооперативной собственности и ее особенности
Понятие, субъекты, объекты и содержание права собственности некоммерческих организаций
Право собственности общественных, религиозных и благотворительных организаций
Понятие, субъекты и объекты права государственной собственности
Основания возникновения и прекращения права государственной собственности
Понятие, субъекты и объекты муниципальной собственности
Основания возникновения и прекращения права муниципальной собственности
Приватизация имущества как способ прекращения права государственной и муниципальной собственности
Виды вещных прав и их классификация
Право оперативного управления
Право хозяйственного ведения
Право собственности и иные вещные права на землю
Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
Аренда земельных участков
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Особенности вещных прав на жилые помещения
Характеристика основных способов гражданско-правовой охраны и защиты права собственности и других вещных прав
Вещно-правовые иски, предъявляемые в защиту нарушенного права собственности
Истребование имущества из чужого незаконного владения
Защита прав владельца имущества, не являющегося его собственником
Понятие и виды обязательств в гражданском праве
Субъекты обязательств
Основания возникновения обязательств
Общие положения об исполнении обязательств
Способы обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств
Прекращение обязательств
Понятие и значение договора в гражданском праве
Система гражданско-правовых договоров и их разновидности
договора
Существенные условия договора и стадии заключения договора
Разрешение преддоговорных споров
Изменение и расторжение договоров
Все страницы

Источник: https://madrace.ru/grazhdanskoe-pravo/kurs-veschnoe-pravo-obschaya-chast-obyazatelstvennogo-prava/ponyatie-subekti-i-obekti-prava-gosudarstvennoy-sobstvennosti

Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения

Субъектами права государственной собственности являются

Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности.

     Право государственной собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника Российской Федерации и ее субъектов — по отношению к государственному имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.

    Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению.

     Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ.

     Объекты права государственной собственности имеют свои особенности. В круг объектов права государственной собственности входит имущество, составляющее исключительную собственность государства.

К таким объектам относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа и другие природные объекты; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики и т.д.

Перечень этих объектов определен в ст. 71 Конституции РФ.

    Имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части:

•        закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

•        незакрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну).

    В государственную казну входят средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов РФ, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас, валютный фонд и т.д.

     Имущество, являющееся государственной собственностью, подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ). Реестр этот ведется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

    Основания (способы) возникновения и прекращения права государственной собственности:

•       общегражданские (характерные и для других субъектов гражданского права);

•       специальные (характерные только для государства) — национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем его выкупа;

•       приватизация имущества (специальное основание прекращения).

    Государство осуществляет права собственника, действуя при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией. Это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное казначейство, Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ и некоторые другие.

    Это самостоятельная форма права собственности. Муниципальные образования осуществляют три полномочия собственника в своих интересах. Муниципальным образованием является такое образование, в котором имеется орган самоуправления (города, районы в городах, поселки, деревни и др.).

    Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами трех видов:

•       представительными (выборными органами);

•       органами местного самоуправления;

•       муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

     К объектам права муниципальной собственности относятся: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также другое движимое и недвижимое имущество.

    Особенности муниципального имущества:

•       муниципальное имущество подобно государственному делится на две части: одна часть закреплена за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, другая — составляет казну муниципального образования, включающую средства местного бюджета и иное муниципальное имущество;

•       среди объектов муниципальной собственности есть и такие, которые являются исключительно муниципальной собственностью, т.е. изъяты из гражданского товарооборота. Это муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

•       объекты муниципальной собственности предназначены для решения вопросов местного значения: для удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения данной территории, иначе говоря, имеют целевой характер.

Юкша Я.А.                         Учебник “Гражданское право”

Источник: http://yuksha.ru/pravo-gosudarstvennoy-i-municipalnoy-sobstvennosti-ponyatie-subekty-obekty-osnovaniya

28.Право государственной и муниципальной собственности

Субъектами права государственной собственности являются

28.        Право государственной и муниципальной собственности.

Статья 214. Право государственной собственности

 1.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

 Статья 215. Право муниципальной собственности

 1.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов).

 Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

В состав государственной собственности входят:

1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);

2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);

3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления.

Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты:

1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуа-тационные предприятия;

2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;

3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; опто-во-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).

Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности – передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:

1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);

2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/28-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.