Субъектами государственной собственности в рф являются

2.Субъекты права государственной и муниципальной собственности

Субъектами государственной собственности в рф являются

Субъекты правагосударственной и муниципальнойсобственности. Субъектами государственнойсобственности являются государство(Российская Федерация в целом), а такжегосударственные образования – субъектыРФ, к которым относятся республики,края, области, автономные округа,автономная область, а также городафедерального значения.

Все они перечисленыв ст. 65 Конституции РФ. Принятие вРоссийскую Федерацию и образование вее составе нового субъекта регулируютсяспециальным федеральным конституционнымзаконом (Федеральный конституционныйзакон от 17 декабря 2001 г.

“О порядкепринятия в Российскую Федерацию иобразования в ее составе нового субъектаРоссийской Федерации”*(224)).

Субъектамимуниципальной собственности являютсягородские и сельские поселения, а такжедругие муниципальные образования(муниципальные районы, городские округа,внутригородские территории городовфедерального значения*(225)). Всемуниципальные образования регистрируютсяв государственном реестре муниципальныхобразований*(226).

Основы разграниченияполномочий указанных субъектов в сфереуправления принадлежащей им собственностьюустановлены в Конституции РФ. В частности,федеральная государственная собственностьи управление ею находятся в исключительномведении Российской Федерации (п. “д”ст. 71 Конституции РФ).

В совместномведении Российской Федерации и еесубъектов находятся вопросы владения,пользования и распоряжения землей,недрами, водными и другими природнымиресурсами, а также разграничениягосударственной собственности (пп. “в”и “г” ст. 72 Конституции РФ).

Внепределов ведения и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместноговедения ее субъекты обладают всейполнотой государственной власти; вчастности, в их ведении – государственнаясобственность субъектов РФ и управлениеею (ст. 73 Конституции РФ).

Муниципальнаясобственность, а также владение,пользование и распоряжение ею находятсяв ведении муниципальных образований(ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

3. права государственной и муниципальной собственности

В содержание правагосударственной собственности отдельнымиучеными включались как самостоятельныеправомочия — управление и контроль.

По мнению С.М.Корнеева, управление не образуетсамостоятельного правомочия, апредставляет собой синтез распоряженияи пользования, а владение включает всебя учет имущества, установление правилего хранения и осуществлениегосударственного контроля за егоиспользованием.

На разностороннийхарактер содержания права собственностиуказывал и В.П. Мозолин, предложившийновый вариант концепции разделеннойгосударственной собственности. С еготочки зрения «юридические правомочиясобственника… подходят лишь дляраскрытия содержания права хозрасчетнойсобственности (т. е. прав предприятия —И.А.).

В отношении же права общегосударственнойсобственности они не всегда применимы.Основным правомочием в этом случаеслужит правомочие административно-организационногохарактера, направленное на обеспечениеэффективного использования государственнойсобственности в интересах социалистическогообщества».

Им охватываются «действияпо созданию благоприятных условийхозяйствования… и осуществлениюконтроля».

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕСПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙСОБСТВЕННОСТИ

Практика строительстваорганов местного самоуправления идетпо пути разграничения правомочийсобственности от правомочия по управлениюи даже «распоряжению» объектамимуниципальной собственности.

Правасобственности подавляющее большинствоуставов муниципальных образованийзакрепляет за муниципальными образованиями,а вот полномочия по управлению ираспоряжению предоставляются главамадминистрации, администрацияммуниципальных образований, их структурнымподразделениям.

Публичный характерсубъективного права муниципальнойсобственности предопределяет егосубъектную неопределенность. Муниципальноеобразование в гражданском оборотесоставляет некий «идеальный субъект»,никогда не появляющийся перед своимконтрагентом «лично».

Реализациясубъективного права муниципальнойсобственности таким образом возможнатолько теми способами, которые дают намобраз субъекта этого права. Критериями,позволяющими определить присутствиетакого «образа» в отношениях гражданскогооборота, выступают имя и интерес.

От имени и винтересах муниципального образованиядействуют органы местного самоуправления(представительные и исполнительные),реализуя правомочия владения, пользованияи распоряжения муниципальным имуществом.

Однако реализация этих правомочийосуществляется ими не обязательно и неглавным образом в гражданско-правовыхформах, каковыми служат разнообразныесделки, но в специфических формахуправления и контроля.

Эти способыпринято называть непосредственнымосуществлением права муниципальнойсобственности.

Непосредственнаяхозяйственная деятельность — производствои реализация товаров, сбыт и снабжение,оказание иных услуг — не дело государствалибо органов местного самоуправления.Органы власти заниматься хозяйственнойдеятельностью не должны.

Властнаягосударственная деятельность икоммерческая работа по оказанию услуги извлечению прибыли не могут совмещатьсяв одном лице, не должны осуществлятьсяодной организацией.

Даже при добросовестномотношении к делу и отсутствии заведомыхзлоупотреблений такое совмещение двухразличных видов деятельности деформируеткаждую из них, о чем свидетельствуетопыт распространенного в прежнейадминистративно-командной системе такназываемого управления на хозрасчете(учреждения Госснаба и им подобные).Такое совмещение если не прямо поощряет,то во всяком случае создает благоприятныеусловия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуютдва вывода: 1) государственные органы иорганы местного самоуправления недолжны получать доход или извлекатьдля себя иную выгоду из осуществлениявластных полномочий и 2) они также недолжны осуществлять наряду с властнымиполномочиями какую-либо деятельность,направленную на извлечение дохода илииной выгоды. Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ«О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности натоварных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-Iзапрещается совмещение функцийфедеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления с функциямихозяйствующих субъектов, а такженаделение хозяйствующих субъектовфункциями и правами указанных органов,в том числе функциями и правами органовгосударственного надзора, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательнымиактами Российской Федерации.

К непосредственнымспособам осуществления права муниципальнойсобственности относятся формы прямойдемократии. В случаях, предусмотренныхзаконом и уставами муниципальныхобразований, правомочия собственникаосуществляется населением непосредственно.

Источник: https://studfile.net/preview/2093609/page:2/

Статья 214 ГК РФ. Право государственной собственности

Субъектами государственной собственности в рф являются

1.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

См. все связанные документы >>>

1. В законодательстве советского периода признавалась лишь единая государственная собственность как основная форма социалистической собственности (ст. 94 ГК РСФСР). В Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г.

“О собственности в РСФСР” было закреплено двухуровневое деление государственной собственности и выделена в качестве самостоятельной формы собственности муниципальная собственность, что вызвало необходимость разграничения единой государственной собственности “по уровням” – собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность. Такое разграничение было закреплено Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”. При этом, если не предусмотрено иное, в отношениях публичной собственности действует презумпция принадлежности государственного имущества Российской Федерации в целом. Данное правило позволяет исключить появление бесхозяйного публичного имущества и позволяет определять принадлежность конкретных объектов публичной собственности, не распределенных между субъектами публичной собственности.

2. Пункт 2 закрепляет принцип принадлежности земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, государству. Данное положение фактически должно исключать существование бесхозяйных природных ресурсов.

3. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к ст.

125 ГК РФ, устанавливающей, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Компетенция государственных органов определяется специальными законами и положениями о соответствующих государственных органах.

4. В п. 4 выделены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства).

Российская Федерация и ее субъекты свободно распоряжаются и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну.

Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, не может быть произвольно изъято у указанных субъектов и на него не может быть обращено взыскание по долгам Российской Федерации и субъектов РФ.

5. В соответствии с п. 5 порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ должен определить специальный закон. До его принятия сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-1/Razdel-II/Glava-13/Statya-214/

Право государственной и муниципальной собственности. Понятие, субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения

Субъектами государственной собственности в рф являются

Государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность) либо ее субъект — республика в составе РФ, край, область, автономная область, автономный округ, города Москва и Санкт-Петербург (государственная собственность субъекта РФ). В этой множественности субъектов права Российскую Федерацию следует квалифицировать как государство, а ее субъекты — как государственные образования.

Неотъемлемым признаком государства как политико-правового образования служит его суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеэкономической сфере.

Будучи государственными образованиями, субъекты РФ не обладают суверенитетом государства. Однако им присущи отдельные признаки суверенного образования. Так, согласно п. «г» и «к» ч. 1 ст.

72 Конституции РФ принятие земельного законодательства, а также вопросы разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами отнесены к их совместному ведению.

За пределами ведения РФ и их совместного ведения с Российской Федерацией субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти на своей территории (ст. 73 Конституции РФ).

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

На практике земля действительно служит объектом не только государственной или муниципальной, но и частной собственности, причем в последнем случае по основаниям, предусмотренным земельным законодательством.

Напротив, действующее законодательство не предусматривает возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов. В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г.

№ 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются объектом исключительной государственной собственности.

Соответственно, участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или отчуждения в иной форме.

Ограниченный оборот участков недр в Российской Федерации допускается путем предоставления их в пользование.

Пользователями недр могут выступать субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, если они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами (геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых и т.п.) и получили специальную лицензию на пользование недрами (ст.

9-11 Закона о недрах). В отличие от самих участков недр добытые полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в лицензии, переходить как в государственную (муниципальную), так и в частную собственность граждан и юридических лиц.

Например, согласно ст. 2, 8-10 Закона о соглашениях о разделе продукции одним из условий соглашения о разделе продукции и выдаваемой на его основе лицензии может служить переход части продукции, полученной в результате использования недр, в собственность инвестора — юридического лица.

Во многом аналогичным путем строятся отношения собственности на лесной фонд РФ, а также на участки лесов, не входящие в лесной фонд. Согласно ст. 19 Л К лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом часть лесного фонда РФ может быть передана в собственность ее субъекта.

При этом ограниченный оборот участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, достигается путем предоставления их на праве пользования гражданам и юридическим лицам (ст. 22 ЛК).

Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, на праве публичного сервитута (ст. 21 Л К). В соответствии со ст. 34 Водного кодекса, в РФ устанавливается государственная (Российской Федерации в целом и ее субъектов) собственность на водные объекты.

Муниципальная (ст. 39) и частная (ст. 40) собственность может распространяться только на обособленные водные объекты.

Круг объектов федеральной собственности не ограничен. В ней может находиться любое имущество. Круг объектов собственности субъектов РФ несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности. В настоящее время в законе не содержится исчерпывающего перечня объектов, относящихся к исключительной собственности РФ. Вместе с тем в ст.

71 Конституции РФ, в приложении № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 названы основные виды такого имущества. Кроме того, перечень объектов, относящихся к исключительной федеральной собственности, содержится в отдельных федеральных законах: от 23 февраля 1995 г.

№ 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 4 ст. 27 ЗК. Вопрос о принадлежности на праве собственности Российской Федерации или ее субъекту земельных участков должен решаться с учетом требований ЗК. Согласно ст.

17 ЗК, объектами федеральной собственности являются следующие земельные участки: признанные таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении ранее единой государственной собственности на землю. Порядок такого разграничения установлен Федеральным законом от 17 июля 2001 г.

№ 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее — Закон о собственности на землю) и постановлением Правительства РФ от 4 марта 2002 г.

№ 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности»; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут быть также не предоставленные в частную собственность участки по основаниям, предусмотренным Законом о собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся следующие участки: признанные таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю в порядке, предусмотренном Законом о собственности на землю; приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В п. 2 ст. 18 ЗК РФ перечисляются также те участки, которые дополнительно могут находиться в собственности субъекта РФ.

Что же касается остального имущества, то порядок разграничения объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ должен быть установлен специальным законом.

Впредь до его принятия на территории РФ действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.

№ 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».

После завершения первого этапа разделения ранее единой государственной собственности стало заметно стремление РФ изменить способы такой передачи.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1999г. № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации», принятым на основании ст. 41 Федерального закона от 22 февраля 1999 г.

№ 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год», при передаче федеральных унитарных предприятий в собственность субъектов РФ размер средств, перечисляемых из федерального бюджета субъектам РФ, должен быть уменьшен на сумму стоимости этих предприятий.

Иными словами, вводятся начала возмездности в порядок передачи унитарных предприятий от РФ ее субъекту.

Кроме того, предпринималась попытка придать этому порядку гражданско-правовую форму, так как на ранее существовавшее Минимущество России была возложена обязанность по оформлению договоров о передаче предприятий в собственность субъектов РФ.

Аналогичные правила предусмотрены постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 784 в отношении передаваемой в собственность субъектов РФ недвижимости.

Окончательный ответ на вопрос о том, какое имущество и в каком порядке передается из собственности РФ в собственность ее субъектов, должен быть дан в специальном законе.

Судебная практика исходит из того, что документом, подтверждающим право собственности РФ или ее субъекта на то или иное имущество, является реестр федеральной собственности или реестр собственности субъекта РФ. Порядок ведения реестра федерального имущества установлен постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г.

№ 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества». До внесения объекта в тот или иной реестр таким документом служит зарегистрированный в установленном порядке перечень этих объектов (п. 10 Положения, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп).

По содержанию право государственной собственности не отличается от права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что, будучи суверенными образованиями, Российская Федерация и нередко ее субъекты в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.

Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 ГК выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ.

Оно вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеративным договором и законами РФ.

Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно Российской Федерации в целом или ее субъекту, подразделяется на две основные группы: имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (гл.

19 ГК); средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляющие федеральную государственную казну или государственную казну субъекта РФ. Согласно ст.

126 ГК Российская Федерация в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

Если гражданин или юридическое лицо предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц этих органов, то ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. Об этом же говорится в ст. 1071 ГК.

Позже Верховный Суд РФ разъяснил, что под финансовым органом в этом случае следует понимать Минфин России, а при предъявлении иска к субъекту РФ — управление финансов соответствующего субъекта.

Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма (вид) собственности.

Она служит экономической основой для самостоятельной, признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст. 1 Закона о местном самоуправлении).

6 октября 2003 г. был принят Закон о местном самоуправлении (см. также Вопрос 38). В целом закон вступил в силу с 1 января 2006 г. В соответствии с п. 1 ст.

215 ГК субъектами права муниципальной собственности признаются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и т.п.).

Все они подлежат регистрации в Федеральном реестре муниципальных образований (постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 65 «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации».

Муниципальное имущество, как и государственное, может быть подразделено на две основные группы:

имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (см. гл.

19 ГК); средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за такими предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального образования. Аналогично ответственности государства по своим обязательствам строится и ответственность муниципального образования по его долгам.

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Источник: https://xn----7sbahjvhmcvme8cq0l.xn--p1ai/publ/juridicheskaja_literatura/pravo_gosudarstvennoj_i_municipalnoj_sobstvennosti_ponjatie_subekty_obekty_osnovanija_vozniknovenija_i_prekrashhenija/7-1-0-132

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.