Структурное подразделение организации правовой статус

Организация деятельности обособленного подразделения

Структурное подразделение организации правовой статус
В.Э. Поляковаюрисконсульт
Д.И. Парамоновадвокат МКА
А.А. Сусароваюрист
«ФБК Право»
Cтатья из журнала “Финансовые и бухгалтерские консультации”, № 6 (46), 2013 Нередко компании сталкиваются с необходимостью создания обособленного подразделения.

И в этом случае ключевым является вопрос о выборе правовой формы, в которой может функционировать соответствующее подразделение: филиал, представительство, иное. Рассмотрим данную ситуация на конкретном примере.

Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение.

Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество.

В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

Правовой статус обособленного подразделения

В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации — филиал и представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений.

Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой[1] .

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства. 

Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

Документы, необходимые для создания филиала

  1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО[2] филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 от общего числа участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса[3].
  2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации[4].
  3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
    Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
  4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
  5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества[5]. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
  6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц[6] (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах[7]). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением. Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ[8], Фонд социального страхования[9].

    Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании[10]). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.

Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

  1. Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
    По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
  2. Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
  3. Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
  4. Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (Приложение 3).
    При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.

Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения.

Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя).

Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества).

Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

Счет обособленного подразделения

Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов[11]).

Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты.

Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке.

В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом.

Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения.

По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

  • территориальная обособленность от головной организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

Источник: https://www.cfin.ru/management/practice/legal_form.shtml

Особенности правового статуса структурных подразделений коллективного предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности

Структурное подразделение организации правовой статус

С точки зрения предпринимательского права к числу самостоятельных субъектов предпринимательской деятельности относятся структурные подразделения коллективного предпринимателя, т.е. коммерческих организаций и некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Выделяют две разновидности таких структурных подразделений:

1) территориально обособленные подразделения – филиалы и представительства;

2) внутренние структурные подразделения, т.е. расположенные по месту нахождения организации – отделы, цеха, службы, бригады, участки и т.д.

Понятие “обособленное подразделение” не раскрывается в гражданском законодательстве, в отличие, например, от налогового, в соответствии с которым обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п.

2 ст.11 НК РФ). Такие признаки обособленного подразделения, как наличие территориально обособленных стационарных рабочих мест, не являются определяющими с точки зрения ГК РФ. В ст.55 ГК РФ перечислены два вида обособленных подразделений юридического лица – филиалы и представительства, без определения родового понятия – обособленное подразделение.

Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалопределяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Таким образом, квалифицирующим признаком обособленного подразделения с точки зрения гражданского законодательства является совершение каких-либо действий (фактического или юридического порядка) юридического лица вне места его нахождения.

Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица.

Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности (см. гл. 10 ГК).

Так, например, представительство кредитной организации в отличие от филиала кредитной организации не вправе осуществлять банковские операции.

Создание филиалов и представительств осуществляется по решению уполномоченных органов управления организации.

Полномочиями по принятию решения об образовании обособленного подразделения обладает соответствующий орган управления организации в зависимости от ее организационно-правовой формы.

Так, органом управления, компетентным принять решение о создании филиала или представительства АО, является совет директоров (пп.14 п.1 ст.65 Закона об АО), ООО – общее собрание участников (п.1 ст.5 Закона об ООО).

В отличие от ранее действовавшего законодательства (Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности) в настоящий момент не предусмотрена государственная регистрация территориально обособленных подразделений. При этом п.3 ст.

55 ГК РФ содержит императивное требование о необходимости указывать в учредительных документах юридического лица о созданных им филиалах и представительствах.

Здесь важно отметить, что налоговое законодательство для целей налогообложения остается безразличным к наличию или отсутствию в учредительных документах юридического лица сведений о созданных им филиалах и представительствах. Так, согласно п.2 ст.

11 НК РФ признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Правовой статус филиала и представительства определяется тем, что он не является юридическим лицом. Как следствие, филиалы и представительства не обладают гражданской правосубъектностью.

Руководитель филиала (представительства) назначается юридическом лицом и действует от имени юридического лица на основании доверенности, выданной рук водителем организации.

Взаимоотношения между филиалом и создавшей их коммерческой организацией строятся на основе:

решения о создании филиала;

учредительных документов юридического лица;

Положения о филиале;

доверенности, выданной руководителю филиала (представительства).

Юридическое лицо вправе наделять филиал (представительство) своим имуществом. При этом обособленность этого имущества носит организационно-технический характер, поскольку оно продолжает оставаться имуществом самого юридического лица.

Гражданский кодекс РФ не предусматривает обязательного выделения обособленного подразделения организации на отдельный баланс.

Имущество филиала (представительства) может по усмотрению самого юридического лица учитываться только на его балансе либо выделяться на отдельный баланс, который представляет собой часть баланса организации. Следует отметить, что Закон об АО (п.4 ст.

5) предусматривает особенность для обособленных подразделений АО: имущество их филиалов и представительств учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе самого АО.

Необособленные территориально структурные единицы организаций существуют в организационной форме производств, цехов, служб, отделов и т.д.

Правовое регулирование их участия в предпринимательской деятельности осуществляется учредительными и внутренними документами организации, поскольку нормативно-правовые не определяют их места в системе предпринимательских отношений.

Создание необособленных подразделений и утверждение их организационной структуры осуществляется приказом руководителя организации исходя из целей и задач, стоящих перед соответствующим хозяйствующим субъектом. Подразделения действуют в соответствии с Положениями о них, утверждаемыми руководителем организации.

Такие структурные подразделения, не являясь юридическими лицами, могут действовать в условиях внутреннего коммерческого расчета, обеспечивающего конкурентную среду внутри организации, а также экономические и правовые гарантии прав и ответственности структурных подразделений за успешность своей деятельности.

Структурные подразделения наделяются определенным имуществом (основными фондами, нематериальными активами, оборотными средствами), которое учитывается на балансе организации и поэтому обособлено условно.

Для повышения ответственности подразделений за результаты их предпринимательской деятельности в бухгалтерской или планово-экономической службе организации могут открываться “внутренние” лицевые счета структурных подразделений, где отражаются финансовые результаты деятельности подразделения.

Структурные подразделения самостоятельно ведут первичный бухгалтерский и статистический учет, составляют оперативную отчетность.

Предпринимательская деятельность структурных подразделений осуществляется на основе заказов самой организации (ее структурных подразделений), а также договоров с другими хозяйствующими субъектами, заключаемых руководителем подразделения от имени организации по доверенности.

Управление необособленным структурным подразделением осуществляется органами управления и должностными лицами централизованных служб организации, а также руководителем этого подразделения (директором производства, начальником цеха и пр.), назначаемым на должность единоличным исполнительным органом организации.

Руководитель подразделения действует на основании должностной инструкции, Положения о подразделении, других внутренних документов организации.

Ему может быть выдана доверенность на право действовать от имени юридического лица (а может быть и не выдана – в отличие от филиала (представительства), руководителю которого обязательно выдается доверенность).

Структурное подразделение может быть перепрофилировано, реорганизовано (например, присоединено или выделено из другой структурной единицы), ликвидировано по решению компетентных органов управления юридического лица без уведомления регистрирующих органов и кредиторов, поскольку последние не вступают в непосредственные отношения со структурным подразделением и их претензии обеспечены имуществом организации в целом.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s32842t6.html

Структурные подразделения коммерческих организаций: понятие, виды, порядок создания и прекращения, механизм осуществления предпринимательской деятельности

Структурное подразделение организации правовой статус

Ю/лвправе создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами. Помимо ГК положения о создании филиалов и открытии представительств содержатся в ФЗ, регулирующих деятельность ю/лразличных организационно-правовых форм и видов.

ГК определяет основные организационные признаки филиала и представительства. Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями.

Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе ю/ли располагаться вне его места нахождения.

Виды:

1. Представительства – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы ю/ли осуществляет их защиту.

2. Филиалы – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства

Не являются самостоятельными юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица.

Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют.

Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом.

Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Создаются на основе решения компетентного органа юридического лица, обычно, это общее собрание.

Необходимо согласовать с местной администрацией нахождение структурного подразделения. Действуют на основании положения о соответствующем филиале или представительстве, которое утверждается самим юридическим лицом. Руководитель филиал/представительства действует на основании доверенности.

О наличие структурных подразделений должно быть указано в учредительных документах самого юридического лица.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени ю/ли по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства: источники правового регулирования, порядок создания и деятельности; возможность создания на базе крестьянского (фермерского) хозяйства коммерческой организации; сотрудничество крестьянских (фермерских) хозяйств.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Специальный ФЗ 11 июня 2003 года О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ.

Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования ю/л(через главу ферм. хоз-ва). Легализация его д-ть – с мом. гос per. ферм. хоз. Кр-ферм хоз – самост. хозяйствующ. субъект с правами ЮЛ, представленным отдельным гр-м, либо семьей, либо группой лиц, кот.

осущ пр-во или переработку сельхозпродукции. Т.е. это форма свободного предпринимательства на принципах экономич. выгоды. Члены – трудоспособ. члены семьи и др., кот совместно ведут. Глава -дееспособный член (получает статус ИП). Право представлять интересы.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Собственность:

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними. Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок. Пользование имуществом осуществляется членами хоз-ва по соглашению между собой, сделки по распоряжению имуществом совершает глава хозяйства либо иные лица по доверенности.

Объединения фермерских хозяйств:

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций. На объединения фермерских хозяйств по аналогии с коммерческими организациями должны распространяться правила об объединениях (ассоциациях или союзах) коммерческих организаций. Целью подобных объединений является координация предпринимательской деятельности фермерских хозяйств, а также представление и защита общих имущественных интересов. Созданное фермерскими хозяйствами объединение (ассоциация или союз) будет являться юридическим лицом – некоммерческой организацией и на него будут распространяться соответствующие положения ст. 121-123 ГК РФ и регулирующие деятельность ассоциаций и союзов коммерческих организаций нормы ФЗ “О некоммерческих организациях”.

Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. и правовое значение единого государственного реестра юридических лиц; порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Способы создания коммерческих организаций:

I. Распорядительный (на основе административного или распорядительного акта – государственное унитарное предприятие).

II. Разрешительный (создание юр. л. по инициативе учредителя юр. л., но с разрешения государства, в лице специального органа – сейчас не используется в России).

III. Нормативно-явочный (имеет место нормативный акт, предусматривающий возможность образования юр. л. Явка учредителя обязывает государственный орган зарегистрировать это лицо – характерно для большинства юр. л. в России).

IV. Регистрационный (регистрация в отдельном государственном органе), но на самом деле это не самостоятельный способ, а только стадия регистрации.

Так же можно выделить способы создания:

I. Создание нового юридического лица.

II. Создание путём реорганизации.

2 стадии создания нового ю/л:

1)учрежд-е,

2) гос регистр-я юл.

С момента рег-ции юл счит-ся созданным. Учр док-ты м б: 1) д-р (тов-ва – полные/на вере), 2) устав + учр д-р (ООО,ОДО), приоретет имеет устав всегда. 3) устав (АО, Произв кооператив, ГМУП). Устав утв-ся учред-ми. На первом собрании тж реш-ся вопр об органах управ-я.

В учр док-х опред-ся р-р стоимостных вкладов. Указ-ся место нах-я – место нах-я самих органов и место осущ-я деят-ти. В учр док-тах в наст время указ-ся место нах-я и почт адрес. Об измен-и почт адреса н уведомить регист орган. Иные учр док-ты российск зак-вом не предусмотрены.

В нашем зак-ве не установлено, что учр док-ты д б нотариально удостоверены.

Регистрация осуществляется в территориальном органе Федеральной Службы по налогам и сборам по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени ю/лбез доверенности (ФЗ о государственной регистрации ю/л и ИП 2001 г.).

Для регистрации предст-ся: 1) учр док-ты, 2) док-т об уплате гос пошлины, 3) заявление о регистрации, 4) док-ты подтвержд-ие оплату уставн к-ла или паевого фонда, если предусм в з-не (ФЗ «Об АО», «Об ООО» – 50% к мом рег-ции, для КООП – 10% паевого взноса).

Основания для отказа в регистрации: 1) несоответствие учр-х док-в треб-ям зак-ва, 2) несоотв док-в по комплектности. Регистр орган д дать мотивир отказ с указанием на конкр нормы. Рег-ция в теч 5 дней.

Регистр заверш-ся штампом на уставе, дата, подпись директора регистр органа и данные внос-ся в единый реестр. В течении 1 рабочего дня выд-ся свид-во о рег-ции в качестве ИП (Постановление Правительства РФ 2002 г.

“Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации ю/л, а также ф/л в качестве ИП”)- бессроч.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА от 19 июня 2002 г. N 438 О ЕДИНОМ ГОС. РЕЕСТРЕ Ю/Л

Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами

Государственный реестр содержит: записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц; записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом; документы, представленные в регистрирующий орган, сведения о ю/л;

Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра. Реестр публичный. Любое лицо м получить из него информацию.

Ком орг-ция д встать на учет в нал органах не позднее 10 дней с мом рег-ии. Выд-ся свид-во о постановке и получ-ся ИНН. Орг-ция д уплачивать единый соц налог, д зарегистр-ся во внебюджетных органах. Д уведомить о создании орг-ции антимонопол орган, если суммарная стоим-ть активов учр-лей более 100 тыс в 15 дн срок.

Реорганизация:

В любом сл им м правоприемство. Требования: уведомление кред-ров; передат акт или разделит баланс. Случаи, когда антимоноп орган д дать согласие на слияние или присоединение – ФЗ о защите конкуренции 2006 г. Изначально обособление им-ва происходит путем формирования уставного кап. Затем + прибыль. Уст кап.

-это сумма вклада учр-лей. Min размер им-ва, гарантирующего интересы кредиторов. М.б. деньги, ценн. бум., др. вещи или имущ права, имеющ. денежн. оценку. Величины min УК опр-ся Указом През. Комм орг отвечают по об-м всем принадлежащим им-м. Созд-ся органы. Комм. орг. имеет фирменное наименование, содерж. указан, орг-пр.

формы.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Документы, необх.

при регистрации: а) заявление каждого вновь создаваемого ю/л; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины. Не вправе треб-ть др. док. Далее – все как при создании нового ю/л. Реорганизация ю/л завершается с момента: в форме преобразования – государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное ю/л- прекратившим свою деятельность; форме – государственной регистрации вновь возникшего ю/л, а ю/л, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность; форме разделения – государственной регистрации последнего из вновь возникших ю/л считается завершенной, а ю/л, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность; в форме выделения – государственной регистрации последнего из вновь возникших ю/л считается завершенной; в форме присоединения – внесения в единый государственный реестр ю/л записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных ю/л считается завершенной.С мом Гос. per. возникает правоспособность.



Источник: https://infopedia.su/14x138c3.html

17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц

Структурное подразделение организации правовой статус

Структурныеподразделения осуществляют своюдеятельность от имени юридическоголица и в пределах компетенции, определённыхюридическим лицом.

Представительствомявляется обособленное подразделениеюридического лица, расположенное внеместа его нахождения, которое представляетинтересы юридического лица и осуществляетих защиту.

Филиаломявляется обособленное подразделениеюридического лица, расположенное внеместа его нахождения и осуществляющеевсе его функции или их часть, в том числефункции представительства.

Представительстваи филиалы наделяются имуществом создавшимих юридическим лицом и действуют наосновании утвержденных им положений.

Руководителипредставительств и филиалов назначаютсяюридическим лицом и действуют наосновании его доверенности.

Представительстваи филиалы должны быть указаны вучредительных документах создавшегоих юридического лица.

Сточки зрения гражданского законодательствапредставительства и филиалы не являютсяюридическими лицами, а потому не могутвыступать носителями соответствующихправ и обязанностей. От имени юридическоголица действуют руководители представительстви филиалов на основании его доверенности.Важным признаком здесь являетсятерриториальная и организационнаяобособленность.

Вто же время представительства и филиалынаделяются имуществом создавшего ихюридического лица. Более того, имуществопредставительств и филиалов отражаетсяна отдельном балансе.

Итак,филиалы и представительства являютсясубъектами предпринимательства, чегонельзя сказать о внутренних структурныхподразделениях коммерческой организации.

18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность

Органюридического лица – лицо (единоличныйорган) или совокупность лиц (коллегиальныйорган), которые в соответствии с законом,документами юридического лица либорешением уполномоченного органаюридического лица наделены определеннымиполномочиями в отношении юридическоголица и через которые данное юридическоелицо осуществляет свою правоспособность.Органы юридического лица подразделяютсяна органы управления и органы контроля.Органы юридического лица правомочнысоздавать свои рабочие органы, которыене имеют собственных полномочий вотношении юридического лица, но помогаюторганам юридического лица в осуществленииих полномочий.

Юридическоелицо приобретает гражданские права ипринимает на себя гражданские обязанностичерез свои органы, действующие всоответствии с законом, иными правовымиактами и учредительными документами.

Порядокназначения или избрания органовюридического лица определяется закономи учредительными документами.

Впредусмотренных законом случаяхюридическое лицо может приобретатьгражданские права и принимать на себягражданские обязанности через своихучастников.

Лицо,которое в силу закона или учредительныхдокументов юридического лица выступаетот его имени, должно действовать винтересах представляемого им юридическоголица добросовестно и разумно. Оно обязанопо требованию учредителей (участников)юридического лица, если иное непредусмотрено законом или договором,возместить убытки, причиненные имюридическому лицу.

Юридическиелица, кроме учреждений, отвечают посвоим обязательствам всем принадлежащимим имуществом.

Унитарноепредприятие отвечает по своимобязательствам всем принадлежащим емуимуществом.

Собственникимущества казенного предприятия несетсубсидиарную ответственность пообязательствам такого предприятия принедостаточности его имущества.

Частноеили бюджетное учреждение отвечает посвоим обязательствам находящимися вего распоряжении денежными средствами.При недостаточности указанных денежныхсредств субсидиарную ответственностьпо обязательствам такого учреждениянесет собственник его имущества.

Автономноеучреждение отвечает по своим обязательствамвсем закрепленным за ним имуществом,за исключением недвижимого имуществаи особо ценного движимого имущества,закрепленных за автономным учреждениемсобственником этого имущества илиприобретенных автономным учреждениемза счет выделенных таким собственникомсредств. Собственник имущества автономногоучреждения не несет ответственностьпо обязательствам автономного учреждения.

Учредитель(участник) юридического лица илисобственник его имущества не отвечаютпо обязательствам юридического лица,а юридическое лицо не отвечает пообязательствам учредителя (участника)или собственника, за исключением случаев,предусмотренных ГК РФ либо учредительнымидокументами юридического лица.

Еслинесостоятельность (банкротство)юридического лица вызвана учредителями(участниками), собственником имуществаюридического лица или другими лицами,которые имеют право давать обязательныедля этого юридического лица указаниялибо иным образом имеют возможностьопределять его действия, на таких лицв случае недостаточности имуществаюридического лица может быть возложенасубсидиарная ответственность по егообязательствам.

Участникиполного товарищества, а также полныетоварищи в товариществах на вере несутответственность по его обязательствампринадлежащим им имуществом.

Источник: https://studfile.net/preview/6190052/page:10/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.