Структура государственной собственности рф

Понятие государственной собственности

Структура государственной собственности рф

Определение 1

Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.

Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.

В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:

  • во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
  • во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.

Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:

  • во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
  • во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.

В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.

Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.

Источниками формирования государственной собственности является:

  • государственное строительство;
  • средства государственного бюджета;
  • национализация предприятий иных форм собственности .

Замечание 1

Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.

Особенности управления государственной собственностью

Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам.

Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления.

К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.

Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения.

В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.

Объекты исключительной государственной собственности

В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:

  1. природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
  2. оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
  3. объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
  4. объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
  5. объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
  6. прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.

Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

Структура государственной собственности

Структура государственной собственности рф

Государственная собственность возникла в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления и денежных средств.

Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления действующих от лица уполномочившего их владельца – народа, составляет суть государственной собственности.

Государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Номинально в роли субъектов государственной собственности выступает народ страны, население региона. Реальными же распорядителями от лица государства, субъектов РФ становятся органы законодательной, исполнительной судебной власти.

Государственная собственность необходима государству для выполнения его специфических функций – защиты существующего социально-экономического строя.

Для того чтобы выполнять такого рода функции, государство должно располагать имуществом и доходом, которые необходимы для материального содержания органов государственной власти, армии, судов и т.д.

Природные богатства, в том числе земля, водные ресурсы, воздушное пространство, флора, фауна, не вовлечённые в общественное производство и обладающие всеобщей доступностью правильно назвать общенародным достоянием.

Часть общенародного достояния, которая вовлечена в общественное производство, является государственной собственностью и должна рассматриваться как таковая.

Все государственное имущество, за исключением прямо отнесённого к муниципальной собственности, считается федеральным.

Порядок отнесения государственного имущества к разным уровням Федерации определяется Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г.

«О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно указанному постановлению, исключительно к федеральной собственности отнесены объекты, указанные в приложении 1.

Первую группу государственной собственности составляют:

– Объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, охраняемые природные, культурные, исторические и др. объекты);

– Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач (государственная казна, имущество вооружённых сил, органов безопасности внутренних дел, объекты науки, здравоохранения и т.д.);

– Объекты оборонного производства;

– Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России и развитие других отраслей народного хозяйства (предприятия добывающей промышленности, топливо – энергетического комплекса, транспорта, связи, электроэнергетики и т.д.);

– Прочие объекты (предприятия фармацевтической промышленности, медико-биологических препаратов, предприятия спиртовой и микроводной продукции и т.д.).

Вторую группу объектов государственной собственности составляют те, которые могут быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации перечисленные в приложении.

К ним относятся предприятия атомного, энергетического и автомобильного машиностроения, организации строительства и производства строительных материалов, элеваторное хозяйство, оптово-складские помещения, часть учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, научно – исследовательских организаций, предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

К государственному имуществу относятся и те, которые переданы предприятиям в качестве уставного капитала на праве хозяйственного ведения. Такие предприятия называются государственными унитарными предприятия (ГУП). В данном случае государство остаётся собственником имущества.

ГУПы являются самостоятельным субъектом права, они не являются подразделениями государства. Целью таких предприятий является получение прибыли, поэтому унитарные предприятия относятся к коммерческим.

Полномочиями создавать ГУПы обладает только Правительство РФ, которое как учредитель несёт субсидиарную ответственность.

Существует ещё один вид унитарных предприятий, так называемые «казённые предприятия», в этом случае государственное имущество им передаётся на праве оперативного управления, которое может быть изъято в случае его нерационального использования или использования не по назначению. Так, сданные в аренду такими предприятиями самостоятельно объекты (площади), без согласования с учредителем, арендная плата от которых не поступает в соответствующий бюджет, могут быть у них изъяты и использоваться по другому назначению.

ГУПы и казенные предприятия обязаны отчислять в федеральный бюджет часть прибыли, полученной от своей деятельности и уплачивать на общих основаниях установленные законодательством налоги.

При приватизации государственных предприятий, путём их преобразования в открытые акционерные общества, государство часть акций (ценные бумаги, свидетельствующие о наличии пая в капитале акционерного общества) оставляло в своей собственности, тем самым, сохраняя контроль за деятельностью предприятий и право на получение своей доли прибыли (дивидендов) в случае эффективной работы. В последующем такие акции государство продавало на аукционах.

Источник: https://sdamzavas.net/4-20905.html

Курс: Основы государственного регулирования экономики. Налоговая, финансовая и социальная политика

Структура государственной собственности рф

Страница 18 из 30

Масштабы и структура государственной собственности в России

Государственная собственность – форма общей (неразделенной) собственности, принадлежащей государству и используемой им в интересах всего общества. Эта собственность образует основу государственного сектора экономики.

Масштабы государственной собственности оцениваются рядом показателей:

• долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;

• удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;

• долей в объеме основных фондов;

• долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

• численностью работников на государственных предприятиях. Наиболее полно масштабы госу­дарственной собственности можно определить по показателям (долям) государственных расходов по отношению к ВВП(валовой внутренний продукт) и по доле ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет.

Структура государственной собственности включает: федеральные государственные предпри­ятия и учреждения; акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. долю государственного сектора оцени­вают по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством не напрямую.

Федеральные государственные унитарные предприятия и учреждения.Федеральная собст­венность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления.

Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям – эффективно или неэффективно она используется; по отношению к учреждениям – по назначению или нет.

Количество унитарных предприятий значи­тельно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами испол­нительной власти.

Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли.

Акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные обще­ства распределяются следующим образом.

Государство является акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где его доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует в 3900 товариществах и обществах.

В отношении 580 АО используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении – «золотая акция».

В 84 акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах – более 50% акций; в 1601 акционерном обществе – 25-50% акций; в 1713 акционерных обществах – менее чем 25%.

Дивиденды по федеральному пакету акций составили за 11 месяцев 2005 г. составили 17,9 млрд руб. против 17,3 млрд руб. за весь 2004 г. Данные свидетельствуют о том, что государство по своим акциям получает крайне низкие дивиденды, однако наблюдается тенденция роста эффективности исполь­зования федеральной собственности.

Планируемая сумма поступлений в Федеральный бюджет в 2005-2007 гг. от приватизации федерального имущества составит 46 млрд руб., 47,8 млрд руб., 48,2 млрд руб.

соответственно и исключает доходы, полученные от продажи пакетов акций акционерных обществ, от продажи земельных участков, находящихся в государственной и федеральной собственности, и права на заключение договоров их аренды.

Такие данные содержатся в проекте перспективного финансо­вого плана на 2005-2007 гг., внесенном Минфином в Правительство.

Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недви­жимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.

В федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2: из них 123 млн м2 – некоммерческого использования и 214 млн м2 – коммерческого использования.

Приведенные данные показывают устойчивую тенденцию повышения доходности недвижимости. Однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что служит осно­ванием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

Таким образом, несмотря на масштабность владений государства, ему не удается до настоящего времени сделать их бюджетными донорами.

У государства есть огромный сектор федеральной собственности – земля. Государству необ­ходимо исполнять свои функции в области земельных отношений.

В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ.

Функ­ционирование приватизированных предприятий, которым не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностей привлечения инвестиций.

Отсутствие механизма разграничения прав собственности на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.

Несмотря на то, что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме про­дукции резко снизилась в отдельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.

Доля продукции государственного сектора по отраслям национальной экономики отличается.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), достиг половины общего объема производства. Наименьшие объемы продукции госсектора в общем объеме составляли: в машиностроении – 1%, в черной метал­лургии – 1,5%, в цветной – 2,4%.

В составе химического комплекса находятся 154 предприятия государственного сектора, из них 8 акционерных обществ – с преобладающей долей государства (более 50%). В химической и нефтехимической промышленности удельный вес продукции государственного сектора в общем объеме продукции составил 10%, микробиологической – 19, медицинской – 21%. В оборонном комплексе – почти половину.

По жилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий – 70,9%, по услугам учреждений культуры – 58,9%, услугам пассажирского транспорта – 56,9%, санитарно-оздорови­тельным услугам – 25,8%. В общем количестве научных организаций удельный вес организаций государственной формы собственности составляет 73%.

Объем и состав государственной собственности на федеральном уровне должен позволять государству успешно выполнять возложенные на него функции. Вместе с тем в любом случае приложение государственного капитала осуществляется в сферах, где действие рыночных меха­низмов оказывается недостаточно эффективным или они вступают в противоречие с общенацио­нальными интересами.

В российской экономике не разработана официальная стратегия по отношению к государст­венному сектору, его границам и сферам приложения. Стремительно шел процесс разгосударст­вления собственности.

Однако даже там, где она сохраняется, государство фактически самоустра­нилось от выполнения функций собственника, держателя контрольного пакета акций, включая отрасли, составляющие естественную монополию государства, контроль над которыми российское государство утратило.

Такая крайность столь же несостоятельна (теоретически) и пагубна (прак­тически), как и другая – всеобщее огосударствление экономики.

В российской экономике с ее федеративным устройством положение с государственной соб­ственностью осложняется тем, что последняя формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а следовательно, необходимо обоснование объема, состава и пер­спектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующее юридическое закрепление.

Широкое разнообразие объектов управления и многочисленность субъектов предъявляют высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

При этом как Федерация в целом, так и входящие в ее состав республики, национально-госу­дарственные (автономные) и административно-территориальные (края и области) образования неза­висимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собствен­ностью, является Министерство имущественных отношений РФ.

В его обязанности входят:

• проведение государственной политики в области приватизации государственных и муници­пальных предприятий;

• управление и распоряжение объектами федеральной собственности;

• межотраслевая координация процесса приватизации и управления федеральной собственно­стью.

Минимущество России может принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты этой собственности Российскому фонду федераль­ного имущества (РФФИ) для продажи. РФФИ аккумулирует и перечисляет денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, выполняет ряд других функций.

Минимущества выступает держателем принадлежащих РФ акций (вкладов и долей), закрепленных в федеральной собственности. Функции контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества относятся также к его компетенции.

Ему предоставлено право утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с руководителями таких предприятий в пределах полномочий, делегированных Правительством РФ.

Минимущества России имеет право издавать нормативные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения, а также давать разъяснения этих актов.

При Министерстве действует Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкрот­ству, которая представляет от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности по отношению федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля РФ. Государственное управление федеральной собственностью осуществляют также отраслевые министерства и ведомства. Основными органами управления и распоряжения объектами госсобственности субъектов РФ являются органы исполни­тельной власти и специальные комитеты и фонды.

Источник: https://madrace.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki/kurs-osnovi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki-nalogovaya-finansovaya-i-sotsialnaya-politika/masshtabi-i-struktura-gosudarstvennoy-sobstvennosti-v-rossii

2.1.Масштабы и структура государственной собственности в России

Структура государственной собственности рф
 

Законодательство Российской Федерации к хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики относит:

–              государственные унитарные предприятия, в том числе казенные;

–              государственные учреждения;

–              хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности;

–              хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.

Масштабы государственной собственности оцениваются рядом следующих показателей:

–              долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;

–              удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям;

–              долей в объеме основных фондов;

–              долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

–              численностью работников на государственных предприятиях.

Реформа отношений собственности в России привела к масштабной реорганизации государственного сектора экономики. Темпы приватизации в России достигли несравнимых с мировыми темпами результатов. К 2005 г. 78% предприятий стали частными.

Несмотря на это, государственный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых отраслях национальной экономики: на транспорте, в связи, военной и космической технике, других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность.

Доля производства предприятий государственного сектора в общем объеме произ

водства составляет около 8%, доля государства в основных фондах – 40%, в инвестициях

до 20%. На долю государственного сектора приходится не менее 36% занятого населения.

Структура государственной собственности включает федеральные государственные предприятия и учреждения, акционерные общества, другие предприятия, имеющие государственную долю в уставном капитале, недвижимое имущество.Государство является акционером более чем в 2 500 акционерных обществах (АО), где его доля превышает 25% уставного капитала.

Всего же государство участвует в 3 900 товариществах и обществах. В отношении 580 АО используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении – «золотая акция». В 84 акционерных обществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерных обществах – более 50% акций; в 1 601 акционерном обществе – 25.. .

50% акций; в 1 713 акционерных обществах – менее 25%.

В федеральной собственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м3, из них 123 млн м2 – некоммерческого использования, 214 млн м2 – коммерческого использования.

Продажа недвижимости и сдача в аренду являются существенными источниками пополнения государственной казны. От приватизации государственной собственности в доходы федерального бюджета за последние 5 лет (1999-2003 гг.) перечислено более 134 млрд              руб.

За этот период было приватизировано около 9 100 государственных и муниципальных объектов и комплексов.

Использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходы от деятельности государственных и муниципальных предприятий служат стабильным доходным источником бюджетов всех уровней.

В консолидированном бюджете Российской Федерации в последние годы эта статья составляет 5-6% всех поступлений. Доходы федерального бюджета по данной позиции ежегодно пополняются на сумму более 110 млн руб.

, что составляет не менее 0,8% ВВП.

Несмотря на то, что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции резко снизилась, в отдельных отраслях и сферах он сохраняет весомые позиции. Доля участия государственной собственности в промышленности приведена в табл.

2.1.

Таблица 2.1

Доля государственной собственности в структуре промышленного производства в основных отраслях промышленности в 2003 г. (в % к итогу)

Отрасли промышленности

Число

действующих

организаций

Объем

промышленной

продукции

Численность

промышленно

производственного

персонала

Вся промышленность

100

100

100

В том числе государственная собственность Из всей промышленности государственная собственность по отраслям:

3,0

7,9

12,5

электроэнергетика

10,2

12,9

14,0

топливная

4,3

0,9

2,9

нефтедобывающая

3,2

0,2

1,7

газовая

14,6

0,3

0,9

угольная

3,3

9,0

5,3

цветная металлургия

2,0

8,4

12,6

химическая и нефтехимическая

1,6

3,9

5,8

машиностроение и металлообработка лесная, деревообрабатывающая

2,4

18,7

20,1

и целлюлозно-бумажная

1,9

5,7

12,2

легкая

2,1

4,5

7,8

пищевая

1,6

2,9

4,5

Источник: https://economy-ru.com/regulirovanie-ekonomiki-gosudarstvennoe/21masshtabyi-struktura-gosudarstvennoy-29815.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.