Строительство нового объекта на придомовой территории

Содержание

Павильоны вне закона: убрать нельзя оставить / Sibdom.ru

Строительство нового объекта на придомовой территории

С тех пор как администрация города всерьез взялась за временные сооружения, красноярцы регулярно сталкиваются с ­самовольной установкой павильонов у себя во дворах. ­Избавиться от нежелательного соседства сложно, но можно.

Временными считаются переносные сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком. В эту категорию попадают киоски, павильоны, автостоянки, металлические гаражи и контейнеры.

С прошлого года в Красноярске действует схема размещения нестационарных торговых объектов, в которой кроме временных сооружений учтены передвижные бочки и торговые точки — в общей сложности более 4 тыс. объектов.

При этом сколько павильонов занимают городские участки незаконно, нарушают права владельцев земли и не платят арендную плату, не берется оценить никто.

В начале 2014 года стало известно о планах департамента градостроительства снести в течение года в Красноярске 1239 временных сооружений, срок аренды которых истек в конце 2013 года.

Примерно тысяче из них продлили аренду до июля, а за право на дальнейшее размещение объекта предложили заплатить. Ряд предпринимателей, не дожидаясь сноса, стали искать новое место, да такое, чтобы не растерять прежнюю клиентуру.

И многие нашли его буквально в десятках метров по соседству, переместив торговую точку с муниципальной земли на газон возле многоквартирного дома.

Собственники, которые заметили самовольную установку временного сооружения во дворе и спешат остановить нарушителей, имеют полное право призвать на помощь полицию. Поэтому предприниматели предпочитают «переезжать» в такое время, когда свидетелей немного и никто не помешает самовольному захвату земли.

«Горожане обращаются к нам с этой проблемой довольно часто, — рассказывает председатель координационного совета Межрегионального общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.

 — Как правило, это жители Советского района города Красноярска, которые внезапно, проснувшись утром, обнаружили у себя на придомовой территории торговый павильон.

За месяц мы стабильно получаем не менее 10–15 звонков, от месяца к месяцу количество обращений примерно одно и то же, даже проблемные районы одни и те же».

Право на свободный двор жильцы отстаивают в судах

Основанием для установки павильона по закону служит договор аренды участка между владельцем сооружения и представителем собственника земли.

В случае, если земельный участок принадлежит муниципалитету либо форма собственности не разграничена, договор заключается с департаментом муниципального имущества и земельных отношений городской администрации.

А прежде чем устанавливать временное сооружение в границах земельного участка многоквартирного жилого дома, предприниматель должен закрепить все условия аренды договором с управляющей компанией или ТСЖ.

Все незаконно установленные сооружения их хозяева должны демонтировать за свой счет. Однако за то время, пока владельцы земли ходят по инстанциям, предприниматели до последнего ведут торговлю на самовольно захваченном участке и успевают окупить штрафы в несколько раз.

В марте 2014 года в администрации Октябрьского района открыли «горячую линию» и месяц принимали от жителей района телефонные звонки о временных сооружениях, установленных, по их мнению, незаконно.

Специалисты администрации района проверили документы о размещении 30 временных сооружений, и оказалось, что лишь на семь объектов имеются разрешительные документы, остальные установлены незаконно.

Собранную информацию районные специалисты направили в департамент градостроительства администрации города для решения вопроса о демонтаже. Собственники многоквартирных домов защищают дворы собственными силами.

«К сожалению, в последнее время все больше незаконных временных сооружений стало появляться на придомовых территориях, — отметил руководитель администрации Октябрьского района Владимир Мелехин.

 — Очень часто в ходе общения с жителями наблюдается определенный дефицит правовых знаний, в том числе по вопросу установки временных сооружений на дворовой территории.

Предприниматели часто используют существующую ситуацию в корыстных целях, незаконно размещая на территории общей долевой собственности ларьки и павильоны, при этом лишая жителей спокойствия и благополучия, а самое главное — права полноценно распоряжаться своим земельным участком».

В помощь красноярцам юристы администрации Октябрьского района разработали порядок действий для жильцов, настроенных бороться против самовольной установки павильона на придомовой территории, и подготовили типовой иск «Об устранении препятствий в пользовании земельным участком». С ним можно ознакомиться в юридическом отделе, отделе по работе с населением, отделе недвижимости и земельных отношений районной администрации.

Если собственники многоквартирного дома дали согласие на установку временного сооружения во дворе дома, важно знать условия

1. Проводилось ли общее собрание собственников помещений многоквартирного дома.

 2. Принято ли решение общего собрания о размещении временного сооружения большинством – не менее 2/3 собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

3. Указаны ли в протоколе общего собрания собственников:

– кадастровый номер земельного участка;

– точное размещение временного сооружения, желательно с приложением топографической схемы (зачастую собственник объекта, принимая решение об установке временного сооружения на определенном участке, устанавливает его на другом);

– условия вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) и уборки прилегающей к временному сооружению территории (зачастую предприниматели не заключают договор со специализированной организацией на вывоз ТБО, складируют мусор на общую мусорную стоянку, осуществляя, таким образом, вывоз мусора за счет средств жильцов);

 – срок действия договора, на который жители дают разрешение, обсудив в последующем процедуру продления;

 – размер арендной платы и куда она вносится, на что будут тратиться денежные средства, полученные от аренды участка, и т.д.

4. В протоколе необходимо также предусмотреть условия заключения договора аренды управляющей компанией (ТСЖ), обязать управляющую компанию в случаях заключения договора аренды земельного участка согласовать проект договора с советом многоквартирного дома (бывают случаи, когда решения собственников не переносятся в договор аренды или таковой вообще не заключается).

 В Красноярске есть прецеденты победы собственников

«Несмотря на то, что администрация старается упростить процедуру сноса, на мой взгляд, стоит придерживаться, возможно, и более усложненной, но проверенной процедуры, — советует председатель координационного совета Межрегионального общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков, — на общем собрании принять решение обязать управляющую организацию устранить посторонний объект с придомовой территории. Управляющая организация (УК, ЖСК либо ТСЖ) выйдет от имени собственников в суд с целью признать установку временного сооружения незаконным».

Фактически убрать павильон с придомовой территории сложнее, чем с муниципальной земли, объясняет Роман Казаков: «Если соблюдать стандартные процедуры, то для того, чтобы добиться сноса временного сооружения, необходимо провести общее собрание. А это, как мы знаем, довольно затруднительно.

Плюс ко всему, практика показывает, что управляющие компании типа «ГУК «Жилфонд» часто подделывают протоколы решения общих собраний с целью «легализовать» нахождение павильона на придомовой территории.

Таким образом, собственникам сначала нужно оспорить поддельный протокол, а уже потом добиваться сноса».

Юридические процедуры довольно затруднительны и трудоемки, многих отпугивает их продолжительность и сопутствующая бумажная волокита. Не все готовы пройти судебные разбирательства и довести дело до конца.

Однако есть в Красноярске и успешные примеры, обнадеживает Роман Казаков: «В нашей практике имела место помощь трем многоквартирным домам в Советском районе, где мы вместе с жителями в течение восьми месяцев все же добились сноса незаконно установленного временного сооружения».

© Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru

Источник: https://www.sibdom.ru/journal/1371/

Что должен построить застройщик помимо ЖК – Инфраструктура придомовой территории новостроек

Строительство нового объекта на придомовой территории

Высокие деревья и поляны из цветов, причудливые детские площадки и шикарные дворовые территории с велодорожками и местами для барбекю… Такую картину вы видите в рекламном буклете нового жилого комплекса или на официальном сайте застройщика.

После ввода домов в эксплуатацию вы столкнетесь с реальностью, которая идет вразрез с картинами из буклетов. Возникает вопрос: можно ли потребовать от девелопера прекрасных садов, лавочек и прочих изысков? В большинстве случаев это невозможно.

Не верьте в сказки сотрудников офиса продаж. Не позволяйте ввести себя в заблуждение. Знайте наверняка, что обязан построить девелопер вокруг дома, а чего ждать не стоит.

Не дайте себя обмануть

Вы ищите себе уютный и комфортный дом. В офисе у агента недвижимости или застройщика вы слышите рассказ о новостройке и ее благоустройстве. Вам подробно описали, какие деревья появятся во дворе, и какими вместительными запланированы паркинги.

Выглядит отлично, правда? Да, бывают новостройки с развитой инфраструктурой и полноценным двором.

Но чаще всего представитель застройщика лукавит. Верить на слово – одна из ошибок покупателя. Полный их список в нашем прошлом материале. За правдой отправляйтесь в проектную документацию и в законы. С последними все не так просто, как хотелось бы.

Единых требований ко всем застройщикам нет. Немногочисленные обязанности строительных компаний разбросаны по множеству правовых актов. Информация неупорядоченная и, зачастую, неполная. Разобраться в ней простому покупателю сложно.

Большинство требований к девелоперу – это градостроительные и технические нормы, связанные с самим земельным участком, где строится здание. Предписания разрабатываются в момент проектирования городов и поселков.

Нормы закрепляют:

  • границы функциональных зон города и участков;
  • высотность зданий;
  • рекомендации по проектированию зданий;
  • требования пожарной и санитарной безопасности;
  • требования по инсоляции помещений.  

Основной документ – Правила землепользования и застройки. Так, в Санкт-Петербурге действуют свои Правила, включающие перечень градостроительных регламентов. Именно им в первую очередь должен соответствовать жилой комплекс. 

В частности, в Правилах регламентировано:

  • градостроительное зонирование;
  • виды разрешенного использования земель;
  • минимальные отступы зданий и строений от границ;
  • минимальная доля озеленения;
  • минимальное количество парковочных мест. 

Парковки

Недостаток парковочных мест – одна из насущных проблем многих новостроек. Во многих семьях есть автомобиль или два, но улицы городов не предназначены для размещения такого количества машин. В старых кварталах ничего не изменить. Но в новых микрорайонах на застройщиков ложится бремя обеспечения новостроек паркингами.

В Санкт-Петербурге в соответствии с градостроительным регламентом застройщик обязан обеспечить дом машино-местами. Количество мест зависит от зоны, в которой находится новостройка. Участки обозначены на карте в приложении к Правилам землепользования и застройки.

Например, в жилой зоне среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных домов (за исключением исторической застройки) норматив составляет 1 машино-место на 80 «квадратов» общей площади квартир. Здесь и далее использованы данные редакции Правил от 13 сентября 2017 года. 

Важно, что норма включает как места в границах участка, так и в границах квартала. На придомовой территории может находиться не менее половины от количества. Не менее 12,5% мест – открытые стоянки, 10% из них – спецместа для транспорта инвалидов (минимум 1 место).

Закон не различает открытые парковочные места от подземного паркинга – достаточно обеспечить только общее количество. Минимальный размер парковочного места – 5,3 х 2,5 м. 

О велосипедистах тоже позаботились. Регламентировано количество велопарковок – 1 место на 280 кв. м. общей площади квартир. Однако на сегодняшний момент далеко не во всех проектных декларациях присутствуют велопарковки. 

Социальные объекты

Если с парковкой ситуация частично урегулирована, то с детскими садами и школами нет. Развитая инфраструктура новостроек зачастую так и остается в мечтах покупателей. По общему правилу, застройщик имеет право вообще не строить социальные объекты. 

В каких случаях обязанность у девелопера возникает?

  • Застройщик реализует комплексное освоение территории. 

Заключается договор между девелопером и властью о предоставлении участка земли под строительства масштабного проекта. Застройщик обязан организовать всю необходимую инфраструктуру в соответствии с генпланом территории: построить дороги, садики и школы, благоустроить территорию. 

  • Застройщик выкупил права на землю у муниципалитета с условиями.

Выкуп или аренда могут сопровождаться обязанностью построить социальный объект. Практикуется также передача части квартир в собственность властей для размещения очередников.

  • Застройщик заключил договор о развитии застроенной территории.

Участок под застройку может быть предоставлен девелоперу для сноса или реконструкции ветхого жилья. Одним из условий может быть строительство социальных объектов. 

Подобные механизмы выгодны и для застройщика, и для местных властей, и для горожан. Еще один пример удачного взаимодействия – специальные региональные программы. В Ленобласти реализуется программа «Социальные объекты в обмен на налоги». По ней правительство выкупает построенные детсады и школы на сумму до 70% уплаченных налогов.

Параллельно с ней в Ленобласти действует программа «Светофор». Территория Ленобласти условно разделена на 3 зоны: красную, желтую и зеленую. В зависимости от зоны действуют различные правила застройки и выкупа социальных объектов.

Застройщик может построить социальные объекты по своей инициативе. Такое решение позволит выгодно отличаться на фоне других новостроек. Проверить обещания застройщика просто – достаточно взглянуть на разрешение на строительство и проектную декларацию. Объект не указан в документации? Тогда детсад может оказаться лишь рекламным ходом.

Озеленение и детские площадки

Об озеленении придомовой территории новостройки застройщик обязан позаботиться. Так, для мало-, средне- и многоэтажной жилой застройки в СПб требуется 23 кв. м. озеленения на 100 «квадратов» общей площади квартир.

Девелоперы, как правило, без проблем высадят перед домом дешевую траву, а иногда обнесут ее забором. В буклете это может называться «ландшафтный дизайн». С рекламной продукцией смысла спорить нет, а на проектную декларацию и договор долевого участия стоит обратить внимание.

Если указано возведение фонтана или высадка елей и сосен, то нужно требовать у застройщика конкретного вида озеленения. Хуже, когда формулировка размытая, а-ля «планируется благоустройство», тогда и посадка травы подходит под описание.

Там же упоминается о строительстве детских и спортивных площадок. Нет упоминания о них в проектной документации? Можете их не ждать – застройщик не обязан обеспечивать ими новостройку.

К сожалению, покупатели только после завершения строительства узнают, что скрывается под словами «озеленение и возведение малых архитектурных форм». Иногда застройщик добросовестно воплощает то, что вы видите на картинках. Как правильно выбрать девелопера читайте тут.

Один из ориентиров – прошлые проекты застройщика. Посмотрите на них и сравните рендеры с результатом в реальности.

Источник: https://SPbHomes.ru/science/chto-dolzhen-postroit-zastrojshhik-pomimo-doma/

Благоустройство придомовой – 278 советов адвокатов и юристов

Строительство нового объекта на придомовой территории

Каждый объект недвижимости занимает определенную площадь. Этот участок неотделим от постройки и является ее составляющей частью. Более того, неотъемлемым элементом каждого здания является и придомовая территория.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!

Что такое придомовая территория многоквартирного дома?

Участок, выделенный границами в отдельную территорию при создании проекта дома и утвержденный как часть плана застройки, считается придомовой территорией.

Нормативы площади, отведенные для этих участков, прописаны в СНиПах, в них же указываются и правила расположения отдельных объектов на придомовой территории, вплоть до расстояния в метрах от одного до другого.

Эта территория принадлежит собственникам жилья в доме в долях, соответствующих занимаемой площади. Приобретение квартиры автоматически делает ее владельца обладателем части участка. Никаких дополнительных документов оформлять не требуется.

Важно: Долевое владение прилегающей к дому землей ограничивается возможностью участия в управлении ее общим использованием. Ни продать, ни выделить отдельный участок в личное пользование нельзя: территория – это часть общего имущества.

Что такое придомовая территория многоквартирного дома?

Требования строительных и других норм

Есть ряд основных положений и требований, прописанных в СНиП по благоустройству.

Благоустройство придомовой территории должно повышать эстетические и эксплуатационные качества участка. Его дизайн должен повторять архитектурное оформление жилого квартала, которое обозначено в генплане.

Все элементы благоустройства должны быть выполнены согласно требованиям нормативов ДБН 360–92, представленных в таблице:

ПлощадкиРазмер на 1 чел – м2Расстояние до окон – м
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста0,712
Спортивные0,210-40
Для отдыха взрослых0,110
Для хоз. нужд0,320
Автостоянки0,810-50
Для выгула животных0,340

Расстояние от фасада до спортивной площадки определяется в зависимости от уровня шума, от мусорных баков и до всех площадок придомовой территории должно быть не менее 25 метров.
При проведении мероприятий по облагораживанию площадок возле дома следует учитывать особенности местности, рельеф и архитектурное решение здания.

Новостройки и старый жилфонд

Современные новостройки отвечают всем требованиям законодательных норм. После 2005 года каждое новое здание принимается в эксплуатацию с обустроенной прилегающей зоной, которая внесена в государственный кадастровый реестр.

Многоквартирные дома, построенные до принятия в 2005 г. Жилищного Кодекса Российской Федерации, также располагают придомовой территорией, но, возможно, не соответствующей современным требованиям и до настоящего времени не внесенной в кадастр страны. Это результат переходного периода в жизни страны, внесения поправок в законодательные нормы, а также недобросовестности функционеров.

Администрации муниципальных образований обязаны иметь полный кадастровый план управляемых территорий. Однако, на деле чиновники не торопятся создавать такой план, надеясь на собственников квартир, получивших жилье в результате приватизации или покупки. А между тем, выписку из кадастрового реестра обязана предоставлять именно администрация населенного пункта.

Что такое кадастровый паспорт на квартиру и где его можно получить? Узнайте в статье по ссылке.

Важно: Отсутствие документа о праве владения придомовой территорией не лишает владельцев жилья права ее использования. Однако незнание четких границ двора может привести к разногласиям или неоправданным расходам на благоустройство.

Поэтому многоквартирный дом должен располагать документом (достаточно одного на всех), который ясно показывает площадь придомовой территории и расположение ее по отношению к дому.

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома?

Являясь частью объекта недвижимости, придомовая территория находится под попечительством собственников жилья. Дома сдаются с проектным оснащением двора, владельцы заботятся о его сохранности и ремонте.

Все работы на территории производятся по решению собрания жильцов и согласно договору с управляющей компанией (если ее услугами пользуются) или другими исполнителями.

В домах старого фонда пока не все так однозначно: есть много неприватизированного жилья, процент собственников в некоторых домах очень невелик. В таком случае формальным собственником является государство, а работы по благоустройству возлагаются на администрацию или управляющую компанию.

Как сменить управляющую компанию многоэтажного дома — читайте в статье по ссылке.

Какая предусмотрена ответственность

Многие жильцы имеют претензии к управляющей компании. Суть заключается в том, что платежи на благоустройство регулярно взимаются, а участок неухожен, дороги не ремонтируются, освещение отсутствует. В таком случае сначала рекомендуется оформить претензию официально. Если реакции не последует, есть другие методы решения проблемы:

  • составить коллективную жалобу в Роспотребнадзор;
  • обратиться в Жилищную инспекцию;
  • написать коллективное заявление в прокуратуру;
  • подать иск в судебный орган.

Нарушители будут привлечены к административной ответственности. Кроме того, проживающие в МКД вправе потребовать возмещения ущерба.

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома

Кому бы ни принадлежал дом, минимальные требования по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома должны выполняться.

Правила ухода за придомовыми территориями в каждом населенном пункте свои, но все они опираются на санитарные нормы, поэтому очень похожи и включают минимум обязательных работ:

  1. уборка территории: подметание тротуаров, уборка снега от подъезда и с проездных путей;
  2. организация и содержание в чистоте мест для сбора бытового мусора, обеспечение его своевременного вывоза;
  3. ремонт построек и ограждений;
  4. озеленение участка: высаживание деревьев и кустарников (исключить ядовитые!), разбивка клумб, создание газонов;
  5. уход за посадками: стрижка деревьев, кошение газона, прополка цветочных клумб, подкормка растений;
  6. обустройство парковки для личного транспорта жильцов;
  7. ограждение территории или ее части с учетом интересов населения близлежащих домов;
  8. создание мест для отдыха, детских и спортивных площадок.

Большинство разовых работ производится застройщиком, жильцы могут их расширить, например, создать буферную зону перед детской площадкой или парковкой.

Важно: количество зеленых насаждений уменьшить практически невозможно: каждый жилой массив озеленяется в соответствии с нормативными параметрами.

Что нужно знать при покупке квартиры в новостройке у застройщика и при покупке квартиры на вторичном рынке — ответ содержится в этой статье.

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома — список обязательных работ.

При планировании переустройства на площадке у дома нельзя вырубать деревья, если они не создают угрозу для людей. За разрешением на выкорчевку или спил дерева обращаются в специализированное хозяйство по озеленению или в администрацию округа.

Как взыскать неустойку с застройщика по договору долевого участия — читайте по ссылке.

Ответственность собственников

Кроме обязательных работ по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома общее собрание жильцов может произвести и многие другие изменения на своем участке.

В частности, большим преимуществом является возможность сдать часть придомовой площади в аренду, в том числе и часть автостоянки, а получаемые средства использовать на благоустройство или для уплаты налога на землю.

Однако, при неправильном использовании земли у дома наступает ответственность .

Должен ли застройщик благоустраивать придомовую площадку?

Чтобы получить разрешение на возведение жилого дома, строительная организация обязана предоставить проект, в него обязательно должны включаться мероприятия по благоустройству, например:

  • Вывоз строительного мусора и разравнивание площадки перед домом.
  • Разбивка дорожек, подъездов к дому (могут даже быть условия по асфальтированию).
  • Обустройство деткой площадки, мест для отдыха жильцов.

Список можно продолжать и дальше, но все эти мероприятия могут только увеличить конечную стоимость жилья, поэтому не каждая компания может полностью обустроить необходимую инфраструктуру.

Но провести минимальные мероприятия она просто обязана, и при государственной приемке дома это обязательно учитывается.

Время проведения строительных работ в многоквартирном доме определяется действующими законами. Когда проводят ремонт кровли крыши многоквартирного дома? Информация здесь.

Что входит в капремонт многоквартирного дома? Подробности в этой статье.

Придомовая территория многоквартирного дома и парковка: ограничения по использованию

Закон вводит ряд ограничений при благоустройстве и использовании площади двора. Самые важные из них:

  • контейнеры для мусора должны стоять на отдельной площадке с твердым водонепроницаемым покрытием с удобным доступом для мусороуборочной техники, категорически запрещается ставить контейнеры на проезжую часть, к подъездам дома или на газон;
  • парковка автомобилей должна находится в специально отведенном месте на твердом покрытии и использоваться преимущественно жильцами дома и арендаторами, нельзя использовать для парковки автомобилей зеленую зону, для расширения зоны автостоянки за счет газона требуется получить ряд разрешений;
  • на придомовой территории категорически запрещается мыть машины и производить ремонтные работы;
  • запрещается оставлять на стоянке или проезжей части двора автомобили (в том числе и такси) с работающим двигателем;
  • ограждения придомовой территории без согласования с администрацией возможно только несплошным забором высотой до 60 см, в противном случае требуется разрешение;
  • опоры уличного освещения содержат в порядке (чистят и красят) жители дома, а замену при износе или повреждении производит учреждение электросети.

Важно:Работы по благоустройству придомовой территории многоквартирного дома и ее использование не должны ущемлять интересы совладельцев, а также жителей соседних домов, мешать проезду технических, сервисных и медицинских служб, наносить вред коммуникациям и окружающей среде.

Банкротство застройщика при долевом строительстве — как защитить свои права, вы можете узнать тут.

Придомовая территория многоквартирного дома и парковка автомобилей.

За нарушение правил содержания дворовых площадей предусмотрены административные штрафы.

Грамотное управление домом и относящейся к нему территорией – это возможность сократить текущие расходы на содержание объекта недвижимости и повысить комфортность проживания. Многое зависит от активности владельцев квартир и их неравнодушия к актуальным вопросам организации жизни в сообществе.

Благоустройство придомовой территории многоквартирного дома — ответы специалиста на наиболее распространенные вопросы жильцов:

Правила проведения работ

Благоустройство – это перечень обязательных работ по обеспечению комфортного проживания и времяпрепровождения жильцов на территории рядом с домом.

В первую очередь обустраиваются детские площадки, дороги, тротуары, парковки, проводится озеленение. При этом стоит отметить, что если эти работы выполняет застройщик, то цена на квартиры сильно возрастает.

Озеленение

Благодаря посадке насаждений территория принимает обустроенный и уютный вид. Зеленые насаждения очищают воздух и благоприятно действуют на здоровье жильцов.

Этот процесс производится собственниками квартир. Обычно посадкой занимаются несколько человек, а остальные жильцы оказывают посильную помощь. Если требуется спилить деревья, то эту работу выполняет муниципальная служба.

Организация площадок для отдыха детей

Этот процесс регулируется стандартами и правилами, которые были приняты в 2003 году:

  • на конструкциях, которые находятся на некотором расстоянии от земли, должны присутствовать противоскользящие покрытия;
  • для детей дошкольного возраста ступеньки должны быть близко к земле;
  • не должно быть острых кромок и углов;
  • горка должна быть обустроена перилами;
  • качели не должны быть выше 40 см от земли.

Правила обустройства детских площадок должны соблюдаться беспрекословно, так как от этого зависит безопасность детей.

Уборка

Эту работу выполняют работники ЖЭКа за соответствующую оплату. Уборочные работы производят по установленному графику.

Летом необходимо выполнять:

Зимой убирается снег в течение шести часов после выпавших осадков.

Парковочные места

По желанию жильцов можно установить ограничение на въезд во двор посторонних граждан, но при этом в обязательном порядке на придомовую территорию должны свободно проезжать машины МЧС, скорые и пожарные.

Источник: https://za-nas-zakon.ru/zhkh-i-grazhdane/blagoustrojstvo-pridomovoj-territorii-2.html

Кс рф: абсолютный муниципальный запрет на размещение ларьков на придомовой территории мкд недопустим

Строительство нового объекта на придомовой территории

У органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на придомовой территории МКД, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь своим источником отраслевое законодательство. Кроме того, при решении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории МКД допускается лишь как дополнение к основным видам ее благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению (определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2019 г. № 3274-О и № 3273-О).

Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в отказных “судейских” определениях, – весьма подробных и тщательно подготовленных, – вынесенных по жалобам ряда пермских ТСЖ и предпринимателей.

И предприниматели, и жители МКД договорились об аренде кусочков земли (в составе общего имущества МКД) под размещение торговых павильонов. Однако местные власти установили в городских Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

ИП и ТСЖ подали административный иск об отмене запрета, и даже выиграли его в первой инстанции (областной суд счел, что орган МСУ вышел за пределы своих полномочий), однако Верховный Суд Российской Федерации в иске отказал, отметив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустройства территории должны регулироваться именно муниципальными правилами благоустройства территории.

Теперь несостоявшиеся арендаторы и арендодатели просили проверить конституционность ряда положений Закона от 28 декабря 2009 г.

№ 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (бланкетная норма о размещении ларьков и киосков на частной земле) и Закона от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (о полномочиях по изданию правил благоустройства), поскольку они позволяют органам МСУ устанавливать в правилах благоустройства территории дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Это мешает собственникам помещений в МКД извлекать доход при предоставлении части своей земли в аренду, не позволяет бизнесу осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведет к неправомерному ограничению конкуренции.

Отказывая в передаче жалоб на рассмотрение в заседании КС РФ – поскольку нет нужды в издании итогового решения в виде постановления – Суд, однако, отметил следующее:

  • органы МСУ вправе устанавливать требования к размещению таких элементов благоустройства, как НТО, ведь создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общепита, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения и не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения этих вопросов с учетом местных традиций;
  • правила благоустройства территории имеют своей целью повышение комфортности условий проживания граждан;
  • наконец, по проектам правил благоустройства территорий проводятся публичные слушания, что повышает легитимность принимаемых органами МСУ решений;
  • вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации напоминает, что при утверждении (изменении) схемы размещения НТО – в каждом конкретном случае – местным властям необходимо достичь баланса интересов как бизнеса, так и местного сообщества в целом. А органы МСУ имеют возможность решать вопросы размещения НТО для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства;
  • следовательно, собственники помещений в МКД вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения НТО. Правда, эта земля предназначена, прежде всего, для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД, в том числе за счет озеленения этого участка. Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.), и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению;
  • поэтому правила благоустройства не могут вводить ограничения и запреты против экономической деятельности, если эти запреты не обусловлены задачей создать комфортную среду обитания и не содержатся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами МСУ, по сути, неограниченных регулятивных полномочий;
  • при этом нестационарная торговля, не требующая больших оргзатрат и инвестиций, – наряду с развозной и разносной торговлей – служит одной из важных форм ведения малого бизнеса и объективно предполагает ее осуществление на наиболее приближенной к потребителям территории;
  • возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях не согласовывалась бы и с принципом защиты конкуренции, а также препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства, для которого нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

Таким образом, по мнению Суда, нет никаких оснований считать, что спорные положения нарушают конституционные права и свободы заявителей, поскольку они и не наделяют органы МСУ полномочиями по установлению абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории МКД, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.

Кроме того, КС РФ сослался на правительственный законопроект о поправках к тем федеральным законам, на которые жаловались заявители: предполагается ограничить перечень оснований, по которым орган МСУ может отказать в размещении НТО в конкретном месте. Суд, – учитывая продолжающийся законодательный процесс, направленный на совершенствование правового регулирования, – счел необходимым воздержаться от оценки по существу оспариваемых законоположений.

Отметим, однако, что в настоящий момент данный проект “скорее мертв, чем жив” – внесенный в Госдуму в декабре позапрошлого года, проект не прошел даже первого чтения, а его рассмотрение было отложено на неопределенный срок, сначала в феврале, затем – в апреле 2019 года. С тех пор о проекте ничего не слышно.

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/news/1314801/

Споры о праве на придомовую территорию

Строительство нового объекта на придомовой территории

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г.

Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м.

, предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком. 

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом.

В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е.

в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания. 

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно.

Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в.

Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.)1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет)2.

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.

) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным.

Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее.3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве. 

Такие споры можно разделить на четыре большие категории: 

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД. 

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием.

Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7.

При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД4.

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение5.

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г.

№ 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59.

Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г.

№ 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса).

При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования.

В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества.

При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016). 

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст.

305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет – при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка»  вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст.

85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД.

Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/spory-o-prave-na-pridomovuyu-territoriyu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.