Статус обособленного структурного подразделения

Структурные подразделения: виды, особенности, налогообложение

Статус обособленного структурного подразделения

Структурное подразделение — это часть компании, необходимая для организации работы сотрудников и предприятия. Порядок создания, правовые аспекты по отношению к другим подразделениям, задачи, права и обязанности структурного подразделения определяет положение о структурном подразделении. Единой формы документа нет, главное — прописать все нюансы.  

Есть два типа подразделений:

  1. внутренние;

  2. обособленные.

Обособленные делятся на:

  1. филиалы;

  2. представительства;

  3. другие виды СП. 

Руководитель структурного подразделения действует по доверенности, а само СП не является самостоятельным юрлицом. Компании не обязательно выводить на отдельный баланс и вести учет структурного подразделения отдельно, такого требования в законодательстве нет. Но юрлицо вправе принять это решение самостоятельно и закрепить его в положении.  

Особенности видов структурных подразделений

Работа структурных подразделений регулируется Гражданским, Налоговым и Трудовым кодексами.

Внутренние структурные подразделения — отделы организации, включающие сотрудников с похожими обязанностями. Например, отдел продаж в строительной компании — это внутреннее подразделение. Работники подразделения трудятся в офисе/здании компании, по основному адресу юрлица. Деление на отделы обусловлено необходимостью компании и отображается только во внутренних документах.

Обособленные структурные подразделения — любые территориально обособленные подразделения компании, где обустроены стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

 Например, расположенный на другом конце города склад, где трудятся кладовщики и грузчики, работающие в той же строительной компании.

 Компания (юрлицо) наделяет обособленные подразделения имуществом и обязуется указать их в ЕГРЮЛ (ст. 55 ГК РФ).

В каждом обособленном СП могут быть свои внутренние подразделения. Например, отдел логистики на складе.

Филиал — это обособленное СП, которое выполняет частично или полностью функции основного структурного подразделения, в том числе функции представительства. Например, основной офис строительной компании расположен в Москве, а филиал открыт в Самарской области, где строится объект.

Представительство — это обособленное СП, которое представляет интересы основного подразделения и защищает их на месте. Например, строительная компания (субподрядчик) открыла представительство в Уфе, где находится основной офис генподрядчика, и ведет переговоры, участвует в собраниях.

Если СП находится удаленно от основного подразделения и в нем есть обустроенные рабочие места, то оно признается обособленным вне зависимости от желания руководства компании. При этом дистанционная работа не относится к деятельности в обособленном подразделении.

В ст. 312.1 ТК РФ прямо указано, что в этом случае сотрудник выполняет обязанности вне СП или любой другой территории работодателя. Склад стройматериалов из нашего примера не относится к филиалу или представительству, а считается другим видом обособленного СП.

Налогообложение для структурных подразделений

Согласно ст. 23 НК РФ, компания обязана сообщить в ФНС информацию об обособленных подразделениях в сроки:

  1. не позднее 1 месяца после учреждения;

  2. не позднее 3 дней с момента внесения изменений в положение об СП;

  3. не позднее 3 дней со дня закрытия.

Особенности налоговой отчетности обособленных подразделений регламентированы ст. 83 и ст. 288 НК РФ:

  1. Организация выплачивает налог по месту нахождения каждого из ее структурных подразделений в федеральный и региональный бюджеты.

  2. Если компания затрудняется с выбором налогового органа для подачи отчетности, то это решение принимает ФНС.

  3. Сумма налога высчитывается на основании доли прибыли каждого подразделения.

  4. При вопросах о необходимости создания СП организация может обратиться за разъяснениями в ФНС. Например, если сотрудники пребывают в длительных командировках.

  5. Если подразделение выведено на отдельный баланс, то его прибыль не учитывается в общей прибыли компании.

Также по ст. 143 НК РФ подразделения не являются плательщиками НДС. Поэтому, например, счета-фактуры не могут выставляться от их имени, а только от имени юрлица.

Согласно ст. 346.12 НК РФ, если у компании есть филиалы, то она не может применять УСН. На представительства и «простые» структурные подразделения это ограничение не распространяется.

Внутренние подразделения компании включаются в общую отчетность, к ним не предъявляются никакие дополнительные требования.

Порядок уплаты налога и представления отчетности за обособленные подразделения

НалогиКак платить налогКак представлять отчетность
НДСНДС полностью платит головная организацияДекларацию подает головная организация
Налог на доходы физических лицНалог перечисляется по местонахождению организации и ее обособленных подразделений. Налог по местонахождению обособленных подразделений надо платить исходя из суммы дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделенийСведения о доходах работников по форме 2-НДФЛ подает головная организация. В то же время филиал может сам сдавать сведения о доходах по своим сотрудникам. Но при условии, что руководитель филиала уполномочен головной организацией представлять ее интересы в инспекции. При этом справки в любом случае сдают в инспекцию по месту регистрации головного офиса
Единый социальный налог и пенсионные взносыНалог и взносы перечисляются в целом по организации. Исключение — обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц. Они сами исполняют обязанности организации по уплате ЕСН и взносов в Пенсионный фондЕсли филиал выделен на отдельный баланс и имеет расчетный счет по итогам квартала, полугодия и 9 месяцев, бухгалтер подразделения должен сдавать расчеты по авансовым платежам, а по результатам года — декларацию по месту постановки на учет подразделения. При этом суммы платежей, которые уплачивают обособленные подразделения, не включаются в декларацию и расчет по авансовым платежам, которые сдает организация по своему местонахождению. Кроме того, подразделению необходимо отчитываться по форме 4-ФСС РФ, а также представлять документы персонифицированного учета. Если же филиал не выделен на отдельный баланс, не имеет своего расчетного счета, отчитываться за него должна головная фирма
Налог на прибыль организацийНалог в федеральный бюджет перечисляется в полном объеме по местонахождению головной организации. В региональный бюджет — по местонахождению организации и ее обособленных подразделений. Исключение — когда на территории одного субъекта РФ у предприятия есть несколько филиалов или же в одном регионе расположено головное отделение и филиалы. Тогда организация вправе выбрать ответственное подразделение (им может быть и головной офис, и один из филиалов), которое будет платить налогПо местонахождению организации представляется декларация в целом по организации с распределением сумм налога по обособленным подразделениям. По местонахождению обособленных подразделений заполняются:  — титульный лист;  — подраздел 1.1 раздела 1 и подраздел 1.2 раздела 1; — приложение № 5 к листу 02. Если организация выбрала ответственное подразделение, то и отчитываться должно именно ответственное подразделение. Остальным филиалам делать это уже не нужно
Транспортный налогУплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств. То есть по месту их государственной регистрацииДекларации (расчеты) по транспортному налогу нужно сдавать в ту инспекцию, на территории которой стоит на учете транспортное средство
Налог на игорный бизнесНалог перечисляется по месту регистрации объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнесОтчетность надо сдавать по месту регистрации объектов, которые облагаются налогом на игорный бизнес
Налог на имуществоНалог на имущество по движимому имуществу платит головная компания. Исключение — обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Они платят налог самостоятельно. Кроме того, налог нужно платить отдельно по объектам недвижимости. Причем независимо от того, находятся они по местонахождению подразделений, не выделенных на отдельный баланс, или в регионах, где у организации вообще нет обособленных подразделений. В любом случае платить налог на имущество нужно там, где находится недвижимость.Отчитываться по налогу на имущество должна головная компания. Исключение — обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс. Такие подразделения должны самостоятельно сдавать расчеты и декларации:  — по движимому имуществу, которое числится на его балансе; — по недвижимости, которая находится на территории, подведомственной той же инспекции, что и филиал. Кроме того, придется сдать отчет в ИФНС по местонахождению той недвижимости, которая расположена вне головного отделения и филиалов
Земельный налог Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению земельных участков, признаваемых объектом налогообложенияДекларации и расчеты по авансовым платежам необходимо сдавать в инспекции по местонахождению земельных участков. Если на территории одного муниципального образования у компании есть несколько участков, то по ним можно сдать одну общую декларацию или расчет
Единый налог при упрощенной системе налогообложения Налог перечисляется по местонахождению головной организации Декларацию подает головная организация
Единый налог на вмененный доходЕсли обособленные подразделения расположены на территории, где введен этот налог, и осуществляют «вмененную» деятельность, налог должен уплачиваться по их местонахождениюДекларации по ЕНВД следует подавать в те инспекции, где компания стоит на учете как «вмененщик» (в том числе и по местонахождению обособленных подразделений)

Источник: https://www.e-office24.ru/news/strukturnye_podrazdeleniya_vidy_osobennosti_nalogooblozhenie/

Признаки обособленного подразделения — Audit-it.ru

Статус обособленного структурного подразделения

Белецкая Ю. А., эксперт журнала

Журнал “Налог на прибыль: учет доходов и расходов” № 7/2018

Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п.

 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям).

А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

О порядке применения положений ст. 288 НК РФ мы неоднократно писали на страницах нашего журнала. В данной статье речь пойдет о том, в каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).

Понятие обособленного подразделения

В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:

  • представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);
  • филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п.

 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми. Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов.

Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло обособленное подразделение (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.

).

Признаки обособленного подразделения

Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков. При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест

В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается создание обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см.

, например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст.

 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 17.07.2013 № 03-02-07/1/27861).

Согласно ст. 312.

1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.

2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст.

 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу.

То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

К сведению:

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало.

Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало.

В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

* * *

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/956628.html

Организация деятельности обособленного подразделения

Статус обособленного структурного подразделения
В.Э. Поляковаюрисконсульт
Д.И. Парамоновадвокат МКА
А.А. Сусароваюрист
«ФБК Право»
Cтатья из журнала “Финансовые и бухгалтерские консультации”, № 6 (46), 2013 Нередко компании сталкиваются с необходимостью создания обособленного подразделения.

И в этом случае ключевым является вопрос о выборе правовой формы, в которой может функционировать соответствующее подразделение: филиал, представительство, иное. Рассмотрим данную ситуация на конкретном примере.

Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение.

Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество.

В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

Правовой статус обособленного подразделения

В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации — филиал и представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений.

Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой[1] .

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства. 

Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

Документы, необходимые для создания филиала

  1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО[2] филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 от общего числа участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса[3].
  2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации[4].
  3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
    Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
  4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
  5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества[5]. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
  6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц[6] (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах[7]). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением. Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ[8], Фонд социального страхования[9].

    Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании[10]). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.

Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

  1. Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
    По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
  2. Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
  3. Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
  4. Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (Приложение 3).
    При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.

Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения.

Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя).

Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества).

Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

Счет обособленного подразделения

Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов[11]).

Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты.

Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке.

В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом.

Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения.

По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

  • территориальная обособленность от головной организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

Источник: https://www.cfin.ru/management/practice/legal_form.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.