Способы приобретения права государственной собственности
Содержание
Основания приобретения права государственной либо муниципальной собственности
Публичные образования могут приобретать право собственности как общегражданскими способами, так и специальными способами приобретения и прекращения права собственности, к числу которых отнесены следующие:
1) ст.225 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь;
2) ст.228 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на находку;
3) ст.279 ГК РФ – выкуп земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;
4) ст.235 ГК РФ – принудительное изъятие имущества в собственности государства вследствие обращения взыскания на него (ст.237 ГК РФ), отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ) и др.
5) ст.1151 ГК РФ – выморочное наследство;
6) ст.306 ГК РФ – национализация имущества.
7) ст.217 ГК РФ – приватизация государственного и муниципального имущества.
8) налоги и иные обязательные платежи.
7. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, способы
Понятие приватизации появилось сравнительно недавно, сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 году в одной из его публикаций.
Традиционно приватизацию рассматривают в нескольких смыслах – в экономическом и юридическом.
[attention type=red]С точки зрения экономики, приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным субъектом, с точки зрения юриспруденции – это особый производный способ приобретения права собственности.
[/attention]
Особенности данного способа приобретения права собственности заключаются в следующем:
1) особые источники правового регулирования: в силу ст.217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
2) особый объект (только государственное или муниципальное имущество);
3) особый субъектный состав – покупателем может выступать только частное лицо;
4) обязательная публичная процедура проведения;
5) возмездный или безвозмездный характер.
Легальное определение приватизации дано в ст.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 №178-ФЗ, который под приватизацией понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Субъектами приватизации выступают, с одной стороны, продавец (публичное образование) посредством компетентных органов, с другой стороны – покупатель (ст.5 закона).
К числу объектов приватизации законом отнесены: 1) имущественные комплексы унитарных предприятий; 2) объекты недвижимости; 3) акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (ст.16 закона); 4) жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма; 5) земельные участки, передаваемые субъектам в соответствии со ст.36 ЗК РФ.
Способы приватизации определены ст.
13 закона о приватизации: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Процедура приватизации в общем виде представлена следующим образом: 1) принятие прогнозного плана (программы) приватизации, в которых указываются планируемые к приватизации объекты (ст.7 закона); 2) принятие решения об условиях приватизации конкретного имущества (ст.
14 закона); 3) опубликование прогнозного плана приватизации, отчета об исполнении такого плана за прошедший период, решения о приватизации в СМИ (ст.15 закона); 4) действия претендентов по выполнению условий решения (подача документов и т.п.) (ст.
16 закона); 5) реализация решения и оформление сделки приватизации (конкретного гражданско-правового договора); 6) оформление, в том числе регистрация, права собственности приобретателя на приобретенные объекты недвижимости.Приобретение права муниципальной собственности
Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.
Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:
Источник: https://shedevr-24.ru/prochee/osnovanija-priobretenija-prava-gosuda.html
Основания приобретения и прекращения права публичной (государственной и муниципальной) собственности
Публичные образования могут приобретать право собственности как общегражданскими способами, так и специальными способами приобретения и прекращения права собственности, к числу которых отнесены следующие:
1) ст.225 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь;
2) ст.228 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на находку;
3) ст.279 ГК РФ – выкуп земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;
4) ст.235 ГК РФ – принудительное изъятие имущества в собственности государства вследствие обращения взыскания на него (ст.237 ГК РФ), отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ) и др.
5) ст.1151 ГК РФ – выморочное наследство;
6) ст.306 ГК РФ – национализация имущества.
7) ст.217 ГК РФ – приватизация государственного и муниципального имущества.
8) налоги и иные обязательные платежи.
7. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, способы
Понятие приватизации появилось сравнительно недавно, сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 году в одной из его публикаций.
Традиционно приватизацию рассматривают в нескольких смыслах – в экономическом и юридическом.
[attention type=red]С точки зрения экономики, приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным субъектом, с точки зрения юриспруденции – это особый производный способ приобретения права собственности.
[/attention]
Особенности данного способа приобретения права собственности заключаются в следующем:
1) особые источники правового регулирования: в силу ст.217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
2) особый объект (только государственное или муниципальное имущество);
3) особый субъектный состав – покупателем может выступать только частное лицо;
4) обязательная публичная процедура проведения;
5) возмездный или безвозмездный характер.
Легальное определение приватизации дано в ст.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 №178-ФЗ, который под приватизацией понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Субъектами приватизации выступают, с одной стороны, продавец (публичное образование) посредством компетентных органов, с другой стороны – покупатель (ст.5 закона).
К числу объектов приватизации законом отнесены: 1) имущественные комплексы унитарных предприятий; 2) объекты недвижимости; 3) акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (ст.16 закона); 4) жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма; 5) земельные участки, передаваемые субъектам в соответствии со ст.36 ЗК РФ.
Способы приватизации определены ст.
13 закона о приватизации: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Процедура приватизации в общем виде представлена следующим образом: 1) принятие прогнозного плана (программы) приватизации, в которых указываются планируемые к приватизации объекты (ст.7 закона); 2) принятие решения об условиях приватизации конкретного имущества (ст.
14 закона); 3) опубликование прогнозного плана приватизации, отчета об исполнении такого плана за прошедший период, решения о приватизации в СМИ (ст.15 закона); 4) действия претендентов по выполнению условий решения (подача документов и т.п.) (ст.
16 закона); 5) реализация решения и оформление сделки приватизации (конкретного гражданско-правового договора); 6) оформление, в том числе регистрация, права собственности приобретателя на приобретенные объекты недвижимости.Предыдущая56575859606162636465666768697071Следующая
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 4195; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:
Источник: https://helpiks.org/5-106933.html
Производные способы приобретения права собственности
1. В данную группу входит не такое большое количество способов, однако один из них, вероятно, наиболее распространенный из всех существующих, а именно приобретение права собственности на основании сделки об отчуждении имущества (п. 2 ст. 218 ГК).
Гражданский кодекс называет в качестве примеров таких сделок договоры купли-продажи, мены, дарения и уточняет, что приобретение права собственности возможно и на основании иной сделки об отчуждении имущества.
Перечень, таким образом, не закрыт и позволяет применять соответствующие нормы ко всем разновидностям сделок.
Исключительно важным является определение момента, с которого приобретатель вещи по договору становится ее собственником.
Статьи 223 и 224 ГК закрепляют практику признания моментом приобретения права собственности момент передачи вещи, если иное не установлено законом (в частности, необходимость государственной регистрации) или договором.
На сегодняшний день к моменту государственной регистрации привязано возникновение права собственности при отчуждении недвижимого имущества.
В отношении же движимого имущества следует отметить главное. А именно до передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором, право собственности у приобретателя по сделке не возникает. Соответственно, в большинстве случаев сам по себе факт заключения сделки не становится основанием приобретения права собственности.
Момент передачи вещи определяется ст. 224 ГК:
а) вручение вещи приобретателю, т.е. фактическое поступление ее во владение приобретателя или указанного им лица;
б) сдача вещи перевозчику (первому перевозчику, если их несколько) или в организацию связи для пересылки приобретателю, если отчуждатель не принимал на себя обязательства по доставке вещи;
в) так называемая передача короткой рукой, когда вещь, уже находящаяся во владении приобретателя, считается переданной ему с момента заключения договора об отчуждении вещи;
г) передача вместо самой вещи товарораспорядительного документа на нее (например, коносамента).
Помимо этого, в положениях ГК об отдельных видах обязательств имеются специальные нормы о передаче недвижимости (ст. 556 ГК) и предприятия (ст. 563 ГК), а нормы о договоре дарения предусматривают такой способ передачи вещи (п. 1 ст. 574 ГК), как символическая передача (вручение ключей от автомобиля, например) или вручение правоустанавливающих документов.
Как правило, именно по сделке происходит приобретение права собственности на доходы в порядке ст. 136 ГК.
2. Если рассматривать в качестве сделки действия, совершаемые при учреждении юридического лица, разновидностью приобретения права собственности по сделке можно считать внесение имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица.
При внесении в уставный (складочный) капитал движимого имущества право собственности у юридического лица обычно возникает с момента передачи ему имущества по общим правилам ст. 223 ГК.
Однако в случае, когда к моменту передачи юридическое лицо еще не зарегистрировано, право на имущество возникает у него не ранее даты такой регистрации.При внесении в уставный (складочный) капитал недвижимого имущества право собственности у юридического лица возникает с момента государственной регистрации права за этим юридическим лицом.
3. Зачастую в качестве отдельного способа приобретения права собственности рассматривается приватизация как передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц (ст.
217 ГК) в силу наличия специального правового регулирования (Закон о приватизации, Закон о приватизации жилищного фонда и др.).
Однако во всех случаях приватизируемое имущество передается гражданам и юридическим лицам на основании тех или иных сделок либо имеет место реорганизация юридического лица в форме преобразования государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество.
4. В основе следующих двух производных способов приобретения права собственности (п. 2 ст. 218 ГК) лежит универсальное правопреемство.
При наследовании (ст. 1110 ГК) происходит переход имущества умершего к его наследникам. Для возникновения права собственности у наследника необходимо:
— открытие наследства (ст. 1113 ГК) вследствие смерти наследодателя или объявления его умершим;
— принятие наследства наследником (ст. 1152 ГК).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152). Если же принятия наследства не было, право собственности у наследника не возникает.
При реорганизации юридического лица (ст. 58 ГК) происходит переход его имущества к правопреемникам.
Для возникновения права собственности у правопреемника реорганизованного юридического лица необходимо:
— надлежащее оформление, утверждение и представление передаточного акта (ст. 59 ГК);
— государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.
Следует отметить, что в обоих случаях (и при наследовании, и при реорганизации) право собственности на недвижимое имущество (либо на иное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации) возникает у приобретателя независимо от момента государственной регистрации. Государственная регистрация здесь носит лишь правоподтверждающий характер.Источник: https://pravo163.ru/proizvodnye-sposoby-priobreteniya-prava-sobstvennosti/
Приобретение и осуществление права публичной собственности
Специальные основания приобретения права публичной собственности. Особенности осуществления права публичной собственности.
1. Основания приобретения права публичной собственности подразделяются на две большие группы:
а) общие и
б) специальные.
Общие основания приобретения права собственности носят универсальный характер и присущи всем видам собственности. Эти основания рассмотрены в главах 16 и 17 настоящего учебника. К общим основаниям, в частности, относятся: приобретение имущества по сделкам, наследование, изготовление и переработка вещи и т.д.
Специальные основания приобретения права публичной собственности характерны исключительно для данного вида собственности и отражают дуалистическое существо публичного собственника. К специальным основаниям приобретения права публичной собственности законодательство относит следующие.
Во-первых, приобретение публичной собственности вследствие принудительного изъятия и выкупа:
а) бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
б) домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;
в) бесхозяйственно содержимого жилого помещения;
г) земельного участка по решению суда;
д) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится.
Во-вторых, поступление в публичную собственность отчуждаемого имущества частного собственника, которое не может ему принадлежать в силу закона.
В-третьих, приобретение в государственную собственность клада, содержащего вещи – памятники истории и культуры.
В-четвертых, приобретение права муниципальной собственности на находку.
В-пятых, реквизиция имущества у частного собственника.
В-шестых, конфискация и национализация имущества, находящегося в частной собственности.
2. Осуществление права публичной собственности также имеет особенности, не характерные для осуществления права собственности частного. Особенности эти, в частности, заключаются в следующем.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования всегда осуществляют правомочия собственников не собственными действиями, а действиями специальных органов или уполномоченных лиц.
От имени Российской Федерации и ее субъектов правомочия публичного собственника отправляют надлежащие органы государственной власти. Принципиальное распределение функций публичного собственника между федеральными органами власти закреплено в специальном правовом акте.
Правовой акт
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.
Специальным актом соответствующего уровня определяется также круг и компетенция государственных органов, отправляющих правомочия публичного собственника от имени субъекта Российской Федерации.
Муниципальные образования действуют через муниципальные органы, определенные уставом муниципального образования.
3. Осуществление права публичной собственности возможно в двух формах:
а) непосредственное отправление правомочий пользования, владения и распоряжения государственным и муниципальным имуществом и
б) передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям.
В первом случае публичное лицо непосредственно приобретает и распоряжается имуществом (в первую очередь – казной). Во втором – органы государственной и муниципальной власти осуществляют контроль за деятельностью унитарных предприятий и учреждений.Указанный контроль не является и не должен являться непосредственным управлением предприятиями и учреждениями. Основная функция публичного собственника – в сохранении и обеспечении рационального использования государственного и муниципального имущества.
Судебная практика
Ограничения на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены непосредственно законом.
При этом закон оставляет на усмотрение собственника имущества решение вопроса о возможности дачи согласия на заключение договора аренды, не определяя каких-либо условий, от которых зависит получение государственным или муниципальным предприятием испрашиваемого согласия. (Решение ВС РФ от 02.07.2008 N ГКПИ-1399)
Литература
Андреев В.К. Право государственной собственности в России. М., 2004.
Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б. Санжанов О.И. Городская казна. Екатеринбург, 2001.
Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981.
Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Москва – Ленинград, 1948.
Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.
Источник: https://studopedia.ru/14_27872_priobretenie-i-osushchestvlenie-prava-publichnoy-sobstvennosti.html