Способы приобретения права государственной собственности

Основания приобретения права государственной либо муниципальной собственности

Способы приобретения права государственной собственности

Публичные образования могут приобретать право собственности как общегражданскими способами, так и специальными способами приобретения и прекращения права собственности, к числу которых отнесены следующие:

1) ст.225 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь;

2) ст.228 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на находку;

3) ст.279 ГК РФ – выкуп земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;

4) ст.235 ГК РФ – принудительное изъятие имущества в собственности государства вследствие обращения взыскания на него (ст.237 ГК РФ), отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ) и др.

5) ст.1151 ГК РФ – выморочное наследство;

6) ст.306 ГК РФ – национализация имущества.

7) ст.217 ГК РФ – приватизация государственного и муниципального имущества.

8) налоги и иные обязательные платежи.

7. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, способы

Понятие приватизации появилось сравнительно недавно, сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 году в одной из его публикаций.

Традиционно приватизацию рассматривают в нескольких смыслах – в экономическом и юридическом.

[attention type=red]
С точки зрения экономики, приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным субъектом, с точки зрения юриспруденции – это особый производный способ приобретения права собственности.
[/attention]

Особенности данного способа приобретения права собственности заключаются в следующем:

1) особые источники правового регулирования: в силу ст.217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

2) особый объект (только государственное или муниципальное имущество);

3) особый субъектный состав – покупателем может выступать только частное лицо;

4) обязательная публичная процедура проведения;

5) возмездный или безвозмездный характер.

Легальное определение приватизации дано в ст.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 №178-ФЗ, который под приватизацией понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Субъектами приватизации выступают, с одной стороны, продавец (публичное образование) посредством компетентных органов, с другой стороны – покупатель (ст.5 закона).

К числу объектов приватизации законом отнесены: 1) имущественные комплексы унитарных предприятий; 2) объекты недвижимости; 3) акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (ст.16 закона); 4) жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма; 5) земельные участки, передаваемые субъектам в соответствии со ст.36 ЗК РФ.

Способы приватизации определены ст.

13 закона о приватизации: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Процедура приватизации в общем виде представлена следующим образом: 1) принятие прогнозного плана (программы) приватизации, в которых указываются планируемые к приватизации объекты (ст.7 закона); 2) принятие решения об условиях приватизации конкретного имущества (ст.

14 закона); 3) опубликование прогнозного плана приватизации, отчета об исполнении такого плана за прошедший период, решения о приватизации в СМИ (ст.15 закона); 4) действия претендентов по выполнению условий решения (подача документов и т.п.) (ст.

16 закона); 5) реализация решения и оформление сделки приватизации (конкретного гражданско-правового договора); 6) оформление, в том числе регистрация, права собственности приобретателя на приобретенные объекты недвижимости.

Приобретение права муниципальной собственности

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Право муниципальной собственности может быть приобретено следующими способами:

Источник: https://shedevr-24.ru/prochee/osnovanija-priobretenija-prava-gosuda.html

Основания приобретения и прекращения права публичной (государственной и муниципальной) собственности

Способы приобретения права государственной собственности

Публичные образования могут приобретать право собственности как общегражданскими способами, так и специальными способами приобретения и прекращения права собственности, к числу которых отнесены следующие:

1) ст.225 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь;

2) ст.228 ГК РФ – приобретение права муниципальной собственности на находку;

3) ст.279 ГК РФ – выкуп земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;

4) ст.235 ГК РФ – принудительное изъятие имущества в собственности государства вследствие обращения взыскания на него (ст.237 ГК РФ), отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ) и др.

5) ст.1151 ГК РФ – выморочное наследство;

6) ст.306 ГК РФ – национализация имущества.

7) ст.217 ГК РФ – приватизация государственного и муниципального имущества.

8) налоги и иные обязательные платежи.

7. Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, способы

Понятие приватизации появилось сравнительно недавно, сам термин «приватизация» был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 году в одной из его публикаций.

Традиционно приватизацию рассматривают в нескольких смыслах – в экономическом и юридическом.

[attention type=red]
С точки зрения экономики, приватизация представляет собой преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным субъектом, с точки зрения юриспруденции – это особый производный способ приобретения права собственности.
[/attention]

Особенности данного способа приобретения права собственности заключаются в следующем:

1) особые источники правового регулирования: в силу ст.217 ГК РФ при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

2) особый объект (только государственное или муниципальное имущество);

3) особый субъектный состав – покупателем может выступать только частное лицо;

4) обязательная публичная процедура проведения;

5) возмездный или безвозмездный характер.

Легальное определение приватизации дано в ст.1 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» от 21.12.2001 №178-ФЗ, который под приватизацией понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Субъектами приватизации выступают, с одной стороны, продавец (публичное образование) посредством компетентных органов, с другой стороны – покупатель (ст.5 закона).

К числу объектов приватизации законом отнесены: 1) имущественные комплексы унитарных предприятий; 2) объекты недвижимости; 3) акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации (ст.16 закона); 4) жилые помещения, занимаемые гражданами по договору социального найма; 5) земельные участки, передаваемые субъектам в соответствии со ст.36 ЗК РФ.

Способы приватизации определены ст.

13 закона о приватизации: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Процедура приватизации в общем виде представлена следующим образом: 1) принятие прогнозного плана (программы) приватизации, в которых указываются планируемые к приватизации объекты (ст.7 закона); 2) принятие решения об условиях приватизации конкретного имущества (ст.

14 закона); 3) опубликование прогнозного плана приватизации, отчета об исполнении такого плана за прошедший период, решения о приватизации в СМИ (ст.15 закона); 4) действия претендентов по выполнению условий решения (подача документов и т.п.) (ст.

16 закона); 5) реализация решения и оформление сделки приватизации (конкретного гражданско-правового договора); 6) оформление, в том числе регистрация, права собственности приобретателя на приобретенные объекты недвижимости.
Предыдущая56575859606162636465666768697071Следующая

Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 4195; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-106933.html

Производные способы приобретения права собственности

Способы приобретения права государственной собственности

1. В данную группу входит не такое большое количество способов, однако один из них, вероятно, наиболее распространенный из всех существующих, а именно приобретение права собственности на основании сделки об отчуждении имущества (п. 2 ст. 218 ГК).

Гражданский кодекс называет в качестве примеров таких сделок договоры купли-продажи, мены, дарения и уточняет, что приобретение права собственности возможно и на основании иной сделки об отчуждении имущества.

Перечень, таким образом, не закрыт и позволяет применять соответствующие нормы ко всем разновидностям сделок.

Исключительно важным является определение момента, с которого приобретатель вещи по договору становится ее собственником.

Статьи 223 и 224 ГК закрепляют практику признания моментом приобретения права собственности момент передачи вещи, если иное не установлено законом (в частности, необходимость государственной регистрации) или договором.

На сегодняшний день к моменту государственной регистрации привязано возникновение права собственности при отчуждении недвижимого имущества.

В отношении же движимого имущества следует отметить главное. А именно до передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором, право собственности у приобретателя по сделке не возникает. Соответственно, в большинстве случаев сам по себе факт заключения сделки не становится основанием приобретения права собственности.

Момент передачи вещи определяется ст. 224 ГК:

а) вручение вещи приобретателю, т.е. фактическое поступление ее во владение приобретателя или указанного им лица;

б) сдача вещи перевозчику (первому перевозчику, если их несколько) или в организацию связи для пересылки приобретателю, если отчуждатель не принимал на себя обязательства по доставке вещи;

в) так называемая передача короткой рукой, когда вещь, уже находящаяся во владении приобретателя, считается переданной ему с момента заключения договора об отчуждении вещи;

г) передача вместо самой вещи товарораспорядительного документа на нее (например, коносамента).

Помимо этого, в положениях ГК об отдельных видах обязательств имеются специальные нормы о передаче недвижимости (ст. 556 ГК) и предприятия (ст. 563 ГК), а нормы о договоре дарения предусматривают такой способ передачи вещи (п. 1 ст. 574 ГК), как символическая передача (вручение ключей от автомобиля, например) или вручение правоустанавливающих документов.

Как правило, именно по сделке происходит приобретение права собственности на доходы в порядке ст. 136 ГК.

2. Если рассматривать в качестве сделки действия, совершаемые при учреждении юридического лица, разновидностью приобретения права собственности по сделке можно считать внесение имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица.

При внесении в уставный (складочный) капитал движимого имущества право собственности у юридического лица обычно возникает с момента передачи ему имущества по общим правилам ст. 223 ГК.

Однако в случае, когда к моменту передачи юридическое лицо еще не зарегистрировано, право на имущество возникает у него не ранее даты такой регистрации.

При внесении в уставный (складочный) капитал недвижимого имущества право собственности у юридического лица возникает с момента государственной регистрации права за этим юридическим лицом.

3. Зачастую в качестве отдельного способа приобретения права собственности рассматривается приватизация как передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц (ст.

217 ГК) в силу наличия специального правового регулирования (Закон о приватизации, Закон о приватизации жилищного фонда и др.).

Однако во всех случаях приватизируемое имущество передается гражданам и юридическим лицам на основании тех или иных сделок либо имеет место реорганизация юридического лица в форме преобразования государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество.

4. В основе следующих двух производных способов приобретения права собственности (п. 2 ст. 218 ГК) лежит универсальное правопреемство.

При наследовании (ст. 1110 ГК) происходит переход имущества умершего к его наследникам. Для возникновения права собственности у наследника необходимо:

открытие наследства (ст. 1113 ГК) вследствие смерти наследодателя или объявления его умершим;

принятие наследства наследником (ст. 1152 ГК).

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152). Если же принятия наследства не было, право собственности у наследника не возникает.

При реорганизации юридического лица (ст. 58 ГК) происходит переход его имущества к правопреемникам.

Для возникновения права собственности у правопреемника реорганизованного юридического лица необходимо:

надлежащее оформление, утверждение и представление передаточного акта (ст. 59 ГК);

государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

Следует отметить, что в обоих случаях (и при наследовании, и при реорганизации) право собственности на недвижимое имущество (либо на иное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации) возникает у приобретателя независимо от момента государственной регистрации. Государственная регистрация здесь носит лишь правоподтверждающий характер.

Источник: https://pravo163.ru/proizvodnye-sposoby-priobreteniya-prava-sobstvennosti/

Приобретение и осуществление права публичной собственности

Способы приобретения права государственной собственности

Специальные основания приобретения права публичной собственности. Особенности осуществления права публичной собственности.

1. Основания приобретения права публичной собственности подразделяются на две большие группы:

а) общие и

б) специальные.

Общие основания приобретения права собственности носят универсальный характер и присущи всем видам собственности. Эти основания рассмотрены в главах 16 и 17 настоящего учебника. К общим основаниям, в частности, относятся: приобретение имущества по сделкам, наследование, изготовление и переработка вещи и т.д.

Специальные основания приобретения права публичной собственности характерны исключительно для данного вида собственности и отражают дуалистическое существо публичного собственника. К специальным основаниям приобретения права публичной собственности законодательство относит следующие.

Во-первых, приобретение публичной собственности вследствие принудительного изъятия и выкупа:

а) бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;

б) домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;

в) бесхозяйственно содержимого жилого помещения;

г) земельного участка по решению суда;

д) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится.

Во-вторых, поступление в публичную собственность отчуждаемого имущества частного собственника, которое не может ему принадлежать в силу закона.

В-третьих, приобретение в государственную собственность клада, содержащего вещи – памятники истории и культуры.

В-четвертых, приобретение права муниципальной собственности на находку.

В-пятых, реквизиция имущества у частного собственника.

В-шестых, конфискация и национализация имущества, находящегося в частной собственности.

2. Осуществление права публичной собственности также имеет особенности, не характерные для осуществления права собственности частного. Особенности эти, в частности, заключаются в следующем.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования всегда осуществляют правомочия собственников не собственными действиями, а действиями специальных органов или уполномоченных лиц.

От имени Российской Федерации и ее субъектов правомочия публичного собственника отправляют надлежащие органы государственной власти. Принципиальное распределение функций публичного собственника между федеральными органами власти закреплено в специальном правовом акте.

Правовой акт

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Специальным актом соответствующего уровня определяется также круг и компетенция государственных органов, отправляющих правомочия публичного собственника от имени субъекта Российской Федерации.

Муниципальные образования действуют через муниципальные органы, определенные уставом муниципального образования.

3. Осуществление права публичной собственности возможно в двух формах:

а) непосредственное отправление правомочий пользования, владения и распоряжения государственным и муниципальным имуществом и

б) передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям.

В первом случае публичное лицо непосредственно приобретает и распоряжается имуществом (в первую очередь – казной). Во втором – органы государственной и муниципальной власти осуществляют контроль за деятельностью унитарных предприятий и учреждений.

Указанный контроль не является и не должен являться непосредственным управлением предприятиями и учреждениями. Основная функция публичного собственника – в сохранении и обеспечении рационального использования государственного и муниципального имущества.

Судебная практика

Ограничения на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены непосредственно законом.

При этом закон оставляет на усмотрение собственника имущества решение вопроса о возможности дачи согласия на заключение договора аренды, не определяя каких-либо условий, от которых зависит получение государственным или муниципальным предприятием испрашиваемого согласия. (Решение ВС РФ от 02.07.2008 N ГКПИ-1399)

Литература

Андреев В.К. Право государственной собственности в России. М., 2004.

Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б. Санжанов О.И. Городская казна. Екатеринбург, 2001.

Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981.

Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Москва – Ленинград, 1948.

Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.

Источник: https://studopedia.ru/14_27872_priobretenie-i-osushchestvlenie-prava-publichnoy-sobstvennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.