Способы формирования муниципальной собственности по гк

80.Способы и порядок защиты муниципальной собственности

Способы формирования муниципальной собственности по гк

Органместного самоуправления может требоватьустранения всяких нарушений его права,вплоть до истребования муниципальногоимущества из чужого незаконного владения,при этом он вправе потребовать отнезаконного владельца (как добросовестного,так и недобросовестного) возврата иливозмещения всех доходов, которые этолицо извлекло или должно было извлечьза время владения.

Вслучае прекращения права муниципальнойсобственности в силу закона РоссийскойФедерацией, убытки, причиненныемуниципальному образованию, в том числестоимость имущества, возмещаютсягосударством.

ПравительствоРоссийской Федерации, уполномоченныйфедеральный орган исполнительнойвласти, юридические лица, осуществляющиепо решению Правительства РоссийскойФедерации от имени Российской Федерациифункции продавца приватизируемогофедерального имущества, а также органыгосударственной власти субъектовРоссийской Федерации и органы местногосамоуправления обращаются в суды сисками и выступают в судах соответственноот имени Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальныхобразований в защиту имущественных ииных прав и законных интересов РоссийскойФедерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований.

ПравительствоРоссийской Федерации, уполномоченныйфедеральный орган исполнительной властитакже вправе обращаться в суд с искамив защиту государственных интересов.

Защитаправ Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации и муниципальныхобразований как собственников имуществафинансируется за счет средствсоответствующих бюджетов.

Лица,указанные в пункте 1 настоящей статьи,освобождаются от уплаты государственнойпошлины в судах в случаях представлениягосударственных интересов или интересовмуниципального образования, а также вслучаях защиты государственных интересов.

Сделкиприватизации государственного илимуниципального имущества, совершенныелицами, не уполномоченными на совершениеуказанных сделок, признаются ничтожными.

Денежныесредства, полученные от взысканияштрафных санкций за неисполнениеобязательств по сделкам приватизациигосударственного или муниципальногоимущества, подлежат перечислению впорядке, установленном Бюджетнымкодексом Российской Федерации.

Занепредставление или несвоевременноепредставление необходимых для публикацииинформационного сообщения сведений,предусмотренных статьей 15 настоящегоФедерального закона, должностные лицаоткрытых акционерных обществ, созданныхв процессе приватизации, несутответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

81.Формирование муниципальной собственности: законодательная основа, порядок, регистрация права собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом

Формированиемуниципальной собственности осуществляетсякак общегражданскими способами, так испецифическими, присущими исключительноданной форме собственности (см. ст. 218ГК РФ).

Общегражданскиеспособы:

•первоначальноевладение:

а)изготовлениеновой вещи (органы местного самоуправлениямогут, например, создать новое муниципальноеунитарное предприятие);

б)приобретениеплодов, продукции, доходов, полученныхв результате использования имущества(например, вся продукция, производимаямуниципальным унитарным предприятием,получаемый им доход поступают вмуниципальную собственность);

•производноевладение:

а)приобретениеимущества у прежнего собственника подоговорам купли-продажи, мены и дарения(органы местного самоуправления вправезаключать любые гражданские договоры,приобретая имущество в муниципальнуюсобственность);

б)получениеимущества в наследство (отчуждениеимущества в порядке наследования позавещанию в пользу муниципальногообразования было распространено вдореволюционной России, не возбраняетсяэто и действующим законодательством).

в)разновидностиобщегражданского способа возникновенияу муниципалитета производного владенияпредусмотрены также ст. ст. 226, 233, 237 ГКРФ.

Кспецифическим, присущим исключительномуниципальной форме собственности,относят следующие способы обращения вмуниципальную собственность:

•бесхозяйныхнедвижимых вещей (ст. 225 ГК РФ);

•находки,от приобретения которой в собственностьнашедший отказался (ст. 228 ГК РФ);

•безнадзорныхживотных при отказе лица, у которогоони содержались, от приобретения их всобственность ( ст. 231 ГК РФ);

•имущества,которое не может принадлежать лицу (ст.238 ГК РФ).

Наибольшеезначение в процессе формированиямуниципальной собственности имеетпередача объектов государственнойсобственности в муниципальнуюсобственность.

Такаяпередача регулируется ПостановлениемВерховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 3020-1 “О разграничении государственнойсобственности в Российской Федерациина федеральную собственность,государственную собственность республикв составе Российской Федерации, краев,областей, автономной области, автономныхокругов, городов Москвы и Санкт-Петербургаи муниципальную собственность” (далеев этой лекции – Постановление) и Положениемоб определении пообъектного составафедеральной, государственной имуниципальной собственности и порядкеоформления прав собственности,утвержденным Распоряжением ПрезидентаРоссийской Федерации от 18 марта 1992 г. №114-рп.

Постановлениеиз всей массы существовавшей в то времягосударственной собственности четкои однозначно выделило группу объектов,относящихся исключительно к муниципальнойсобственности.

Положениеустановило этапы процедуры передачиконкретных объектов в муниципальнуюсобственность и оформления правсобственности.

Объектыправа муниципальной собственностиучитываются в реестре муниципальнойсобственности.

В настоящее время понятиемуниципальной собственности, порядокее образования, а также порядок владения,пользования и распоряжения ею определяютсяГражданским Кодексом РоссийскойФедерации, законом Российской Федерации«Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»и другими федеральными и региональнымизаконами.

Согласностатье 215 Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации: «имущество, принадлежащеена праве собственности городским исельским поселениям, а также другиммуниципальным образованиям, являетсямуниципальной собственностью».

Регистрацияправа собственности.

Всоответствии с действующим законодательствомодним из способов приобретения правамуниципальной собственности на объектынедвижимого имущества являетсяразграничение государственнойсобственности в РФ.

Источник: https://studfile.net/preview/5797099/page:54/

Право муниципальной собственности

Способы формирования муниципальной собственности по гк
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования.

Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-municipalnoj-sobstvennosti.html

Способы формирования муниципального имущества: гражданско-правовой и административный

Способы формирования муниципальной собственности по гк

1) Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти.

2) Гражданско-правовой способ основывается на переходе прав на объекты собственности путём заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Соотношение прав органов и должностных лиц МСУ и права населения непосредственно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. Особенности совершения сделок с муниципальным имуществом.

§ Управление муниципальной собственностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с нормами гражданского законодательства осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, действуя от имени муниципального образования.

§ В ряде случаев эти права осуществляет непосредственно население муниципального образования.

ü Например, в определенных случаях Федеральный закон N 131-ФЗ такое их право предполагает применительно к малым поселениям с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Здесь решают вопросы местного самоуправления на сходе граждан.

Эти вопросы могут включать и распоряжение собственностью поселения.

Во всяком случае, осуществляя полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции этого органа, сход определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности данного поселения

Управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Þ 4 метода управления муниципальным имуществом:

1) организационно-правовые

2) организационно-экономические

3) финансовые

4) учетно-аналитические

1) Организационно-правовой метод заключается в издании органами и должностными лицами местного самоуправления правовых актов, регулирующих вопросы управления муниципальной собственностью. Это могут быть, например, решения об участии в обществах и товариществах, решения о развитии коммунальной инфраструктуры муниципального образования, о развитии муниципального транспорта и др.

2) Организационно-экономический метод предполагает управление муниципальной собственностью. Оно обычно рассредоточено по отраслевым органам местного самоуправления – в зависимости от того, каким целям служит муниципальное имущество (сюда же относится ведение реестров имущества, планирование его использования, инвентаризация, аудит и др.).

3) Финансовый метод тесно увязан с экономическим и предполагает учет и планирование доходов и расходов муниципальных образований, в том числе в зависимости от объемов муниципальной собственности.

4) Учетно-аналитический метод позволяет определить, какого рода деятельность муниципального образования и какого рода объекты собственности (включая муниципальную) приносят доход, а какие – влекут расходы; прогнозировать их соотношение и с учетом этого предложить оптимальный план развития муниципального образования

Система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления

Муниципальным имуществом

§ Конституция РФ, ч.2 ст. 8 – 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

ФЗ- 131, Гражданский Кодекс, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.

§ На уровне субъектов – ранее, до принятия ФЗ-131 субъекты могли принимать законы, определяющие порядок формирования муниципальной собственности, управление и распоряжение ею; регулирующие порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в иные формы собственности (в том числе посредством приватизации); разграничивающие собственность, в том числе муниципальную, и др.

С момента вступления Федерального закона 2003 г. в силу все эти акты требуют отмены, поскольку субъекты РФ вправе осуществлять регулирование местного самоуправления лишь по тем вопросам, которые прямо указаны в этом Законе, а права регулировать вопросы управления муниципальной собственностью субъектам не предоставлено.

По концепции Закона 2003 г. к ведению представительных органов муниципальных образований отнесено “определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности” (ст. 35). Это означает, что данные органы принимают нормативные акты по указанному вопросу на основе норм Конституции РФ и федеральных законов, т.е. минуя уровень субъектов РФ.

§ Таким образом, на уровне местного самоуправления возможно принятие правовых актов, регулирующих порядок управления мун. Собственностью.

Источник: https://cyberpedia.su/3x4675.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.