Способы формирования муниципального имущества

Основные способы формирования муниципального имущества

Способы формирования муниципального имущества

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Методы управления муниципальной собственностью

На сегодняшний день местными администрациями могут быть использованы как организационно‑распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

– создание муниципальных предприятий;

– контракты с руководителем муниципальных предприятий;

– договора на передачу прав на имущество;

– внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;

– передача имущества с баланса на баланс и списание;

– аренда, лизинг;

– залог, ипотека;

– доверительное управление (траст);

– отчуждение;

– приватизация муниципальных предприятий.

Вторая группа методов включает:

– муниципальный заказ;

– нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;

– дотации;

– нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

– местное налогообложение;

– экономические санкции, штрафы.

Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью.

Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями.

Само МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах).

Например, таких, как аренда, доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение, залог.
Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

– внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

– продажа (приватизация) имущества; его дарение;

– безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

Цель муниципальной политики в области управления собственностью – получение максимального эффекта от ее использования.

Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению).

Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.

Можно выделить следующие основания возникновения права муниципальной собственности:

– разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность;

– передача объектов государственной собственности – федеральной и собственности субъектов Федерации – в муниципальную собственность;

– взимание налогов и сборов, иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет;

– приобретение имущества путем совершения гражданско-правовых сделок (договора купли-продажи, дарения, мены);

– объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований;

– разграничение муниципальной собственности;

– получение доходов, продукции в результате использования муниципальной собственности;

– иные основания, предусмотренные законодательством

Очевидно, что в муниципальную собственность передаются лишь объекты, имеющие местное значение, в соответствии с предметами ведения местного самоуправления:

– жилищный фонд и нежилые помещения, в том числе здания, строения и их комплексы, находящиеся в управлении органов местного самоуправления;

– объекты инженерной инфраструктуры муниципальных образований, благоустройства, местного пассажирского транспорта;

– производственные объекты, необходимые для обеспечения производства товаров народного потребления, обслуживания жилищно-коммунального хозяйства;

– объекты оптово-розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

– объекты здравоохранения, культуры и спорта, образовательные учреждения;

– природные объекты, охраняемые или особым образом используемые, имеющие местное значение;

– объекты культурного наследия местного значения;

– водные объекты местного значения;

– другие объекты, необходимые для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения, предусмотренных местным законодательством;

– объекты, необходимые для обеспечения эксплуатации, обслуживания, содержания, ремонта и строительства объектов, передаваемых в муниципальную собственность;

– объекты, используемые органами местного самоуправления для исполнения ими отдельных государственных полномочий.

Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью.

Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями.

Само МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах).

Например, таких, как аренда, доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение, залог.
Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

– внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

– продажа (приватизация) имущества; его дарение;

– безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

Цель муниципальной политики в области управления собственностью – получение максимального эффекта от ее использования.

Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению).

Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 523;

Источник: https://studopedia.net/4_22796_osnovnie-sposobi-formirovaniya-munitsipalnogo-imushchestva.html

Муниципальная собственность

Способы формирования муниципального имущества

Формирование муниципальной собственности напрямую связано с разграничением компетенции между уровнями управления – государственным и местным. Объекты рассматриваемого вида собственности служат для обеспечения компетенции местного самоуправления.

Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения и т.д.

Порядок формирования муниципальной собственности первоначально был предусмотрен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.

№ 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.

В соответствии с приложением № 3 к данному постановлению в состав муниципальной собственности должны были перейти объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (т.е. жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.

), а также объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов (т.е. предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности).

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г.

№ 603 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации). В положении определялся порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и порядок оформления прав собственности. Перечни указанных объектов следовало согласовывать с органами государственного управления, в ведении которых эти объекты находились.

При согласовании перечней объектов федеральной собственности органы государственного управления исходят из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру своего функционирования.

Составление и утверждение перечней отнесено положением к ведению комитетов по управлению имуществом городов и районов.

В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов Российской Федерации в состав муниципальной собственности, предусматривающий возможность пополнения муниципальной собственности за счет государственной, стал определяться законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.

Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью существенно возросли в связи с начавшимся в 1992 г. процессом приватизации.

Основным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 21 ноября 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”.

Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Приватизация муниципального имущества относится к производным способам приобретения права собственности, представляя собой (за исключением внесения муниципального имущества в оплату уставного капитала обществ) особый случай купли-продажи имущества. Данный договор является взаимообязывающим.

Материальный объект договора – приватизируемое муниципальное имущество, юридические объекты – действия сторон по передаче данного имущества и уплате за него денежной суммы (цены), а также по выполнению других условий договора (например, инвестиционных и (или) социальных условий при продаже имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями).

Таким образом, приватизация – это особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность.

Исходя из сформулированного выше понятия приватизации муниципального имущества, можно выделить следующие признаки приватизации:

  • принадлежность приватизируемого имущества к муниципальной собственности (отчуждение своего имущества обществом, имеющим муниципальное образование в качестве единственного участника, не будет считаться приватизацией, так как с момента формирования уставного капитала юридического лица имущество, внесенное учредителями в оплату уставного капитала, является собственностью самого общества);
  • покупателем приватизируемых объектов могут быть только субъекты частной собственности (передача государственного (муниципального) имущества от одного государственного (муниципального) унитарного предприятия другому не является приватизацией имущества);
  • возмездность приватизации;
  • законодательное требование отчуждать государственное или муниципальное имущество только способами, установленными Федеральным законом от 21 ноября 2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”.

Средства, поступающие в местные бюджеты в результате приватизации, направляются исключительно:

  • на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;
  • финансирование мероприятий по социальной защите населения;
  • реализацию соответствующих инвестиционных программ.

Один из важнейших способов формирования муниципальной собственности – создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль.

Конституция Российской Федерации закрепляет за органами местного самоуправления все права собственника: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130), а также гарантирует их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью.

В соответствии с российским законодательством органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования этих объектов.

Кроме того, органы местного самоуправления вправе сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом.

Органы местного самоуправления также участвуют в других мероприятиях по вопросам управления муниципальной собственностью: в определении порядка передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду, правил пользования земельными ресурсами; правил пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения и др.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления имеют следующие полномочия в отношении муниципальной собственности.

  1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
  3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.
  4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Источник: https://intuit.ru/studies/courses/3624/866/lecture/31847?page=3

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.