Социально экономические последствия приватизации в россии

Приватизация и социально-экономические последствия преобразования отношений собственности в России

Социально экономические последствия приватизации в россии

     При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности.

Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

     Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно само является инструментом реформы и создает предпосылки для реализации других реформ. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной».

Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий.

Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения.

Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.)4.

     Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

1.2. Формы и способы приватизации

     Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства.

В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц.

Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

     Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства.

Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново.

Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами.

В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации5.

     Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

    • продукция – услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией – услугами других предприятий;
    • при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
    • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
    • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями – поставщиками.

     Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

     Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

     Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

     Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

     Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

     Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

2. Практические аспекты приватизации

2.1. Цели приватизации

     Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.

     Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими6:

     1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

     2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

     3. Социальная (обеспечение социального мира).

     4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

     Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, – залог успешного функционирования экономики.

     Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

    • долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;
    • государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;
    • необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;
    • прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;
    • реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;
    • с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;
    • должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;
    • должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

 

     В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов – денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

     Но всё же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

     Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.

     На этот счет интересен доклад, подготовленный Центральным финансово-контрольным управлением США, в котором говорилось о следующих целях приватизации государственной собственности в России:

     «Стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого рушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений.

Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного процесса приватизации в России»7.

2.2. Этапы приватизации в России

     Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах.

Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делало процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции.

     В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап пришелся на 1992-1994 годы.

     Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, “ваучерный” характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

     “Ваучерный” характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров (см.

приложение 1), которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.

Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации.

Источник: https://www.freepapers.ru/19/privatizaciya-i-socialnojekonomicheskie-posledstviya-preobrazovaniya/62305.406746.list2.html

Как проходила приватизация в России

Социально экономические последствия приватизации в россии

Приватизацией считается передача государственного имущества в частные руки. Положили начало приватизации Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс в начале 1990-х годов. Данное мероприятие закончилось переходом в частную собственность большого количества госимущества, зачастую при помощи мошеннических методов.

Разгосударствление и приватизация собственности

Желание сделать экономику России рыночной привело к демонополизации имущества.

Разгосударствление – уменьшение доли госимущества в общем объеме. Ранее функционировала командно-административное ведение хозяйственной деятельности. Оно предполагало высокую долю (до 95%) производственного и ресурсообразующего госимущества.

Приватизация – переход государственной собственности в частную. Она ставила перед собой основные задачи:

  • уравнять между собой все формы собственности;
  • устранить монополию производства;
  • уравнивание достатка всех жителей страны;
  • выделение собственников как отдельного класса;
  • развитие фондового рынка.

Помимо целей в документах указаны и способы их достижения:

  • продажа ликвидированных и неликвидированных предприятий посредством конкурса;
  • продажа на аукционе;
  • выделение и продажа акций;
  • выкуп сданной в аренду собственности.

Этапы приватизации в России

Демонополизация носила поэтапный характер. Зародился начальный этап мероприятия в 1992 году, закончился в 1994 году. Он характеризовался следующими особенностями:

  • очень быстрым скачком в проведении демонополизации (уже 75% различных компаний перешли в индивидуальное управление в 1994 году);
  • системой внедрения в обществе приватизационных чеков.

Привело это к тому, что половина госимущества была отдана частным лицам безвозмездно. Первый этап демонополизации не принес государственной казне практически никаких доходов.

1995 год ознаменовался началом второго этапа, продолжающегося до сегодняшнего дня. В механизм демонополизации нормативными актами внеслись существенные изменения.

Основное отличие от первого этапа состояло в том, что теперь нельзя безвозмездно передавать государственное имущество Российской Федерации индивидуальным лицам, можно только продать его по рыночным тарифам.

Цель, которую предусматривала программа приватизации 11 июня 1992 года, – стремление к повышению работоспособности организаций, путем сосредоточения внимания на социальном секторе.

По законодательству предприятия любого размера осуществляли переход в другую форму собственности разными способами. Работники могли купить свои небольшие предприятия.

Либо такие малые компании подвергались разгосударствлению на торгах. Для смены формы собственности большим предприятиям нужно было пройти процедуру акционирования до начала мероприятия.

Средние предприятия выбирали сами механизм смены формы собственности.

Программа демонополизации расставляла приоритеты, соблюдаемые всеми государственными и муниципальными органами власти. Она запрещала им вводить собственные границы. Государственные органы могли запретить разгосударствление переводом компаний в акционерные общества открытого типа со 100-процентной принадлежностью акций государству либо сделав его зависимым от денег государства.

Для проведения данного мероприятия создавалась рабочая комиссия для решения данного вопроса приватизируемых компаний. В каждой запланированной единице она создавалась своя и управляла ее движимым и недвижимым госимуществом.

Если активы насчитывали не более 1 млн рублей, то оно считалось «малым», и демонополизация проходила через конкурс или аукцион. Посредством аукциона приватизировались арендованная собственность ликвидируемых или действующих предприятий, объекты нежилого фонда и незавершенного строительства жилья.

Вопросы с фирмами, имеющими задолженность, решались президентом. Решения излагались в специальных указах.

Большинство госучреждений обязывали переводить приватизацией в акционерные общества открытого типа (АООТ). При этом выделялись аспекты демонополизации:

  • акции закреплялись за государством, муниципалитетом;
  • тарифы стоимости акции снижались, если речь шла о продаже служащим компаний;
  • обремененные арендой фирмы обязались выкупить движимое и недвижимое имущество в соответствии с ценами договоров;
  • акции обязывались реализовывать строго на ваучерном или денежном аукционе;
  • реализация акций через конкурс (приватизационный и другие).

Неаукционные конкурсы в период до 1995 года не были влиятельными. Ограниченно и жестко использовалась приватизация посредством аукционов.

Хотя можно было предусмотреть, что при ограничении предприятия действовать только через аукционы это помешает организациям участвовать во многих прибыльных сделках и приносить пользу государству.

Аукционный метод существенно ограничивал возможность переговоров и с иностранными партнерами, не способствуя повышению инвестиционной привлекательности ни компаний, ни страны.

Результат разгосударствления теми методами и положениями, которые были предложены, показал, что государство должно участвовать в регулировании всех моментов, которые регулируют отношения с госимуществом. Нужно находить компромисс интересов между обществом и страной.

Нормативная база

Источник: https://privatizacia.info/v-rossii/

Социально-экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям

Социально экономические последствия приватизации в россии

СПбГЭУ

Факультет___торгового и таможенного дела

Кафедра__общей экономической теории

Эссе

  

                        на тему: «Социально-экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям»

Выполнила:

 
Проверил:

Профессор кафедры общей экономической теории  
Афанасенко Иван Дмитриевич

Санкт-Петербург 2014 год

На пути к установлению прочных рыночных отношений встречается множество сверхзадач, требующих усиленных мер со стороны государства. Так, с целью быть актуальными на международной арене, страны мира с конца XX века переходят к рыночному типу экономики.

  То же предприняли и власти России в конце прошлого столетия. У каждой страны свой путь для внедрения новых тенденций в развитие различных ее структур. Одной из таких мер российские власти избрали приватизацию.

Приватизация стала явлением в истории России, которое по сей день продолжается и вызывает множество споров.

В 1980-е годы Россия нуждалась в ряде реформ в области экономики. Хозяйствование страны находилось под административно-командным регулированием, что было весьма неэффективно и тормозило развитие.

Этот временной период характеризуется  экономическим кризисом, который охватил важнейшие секторы развития страны: социально-потребительский, производственный, денежно-кредитный.

Разрушились механизмы взаимодействия экономики и государства, упала мотивация к предпринимательской деятельности среди населения. Встал вопрос о том, что наряду с государственной собственностью допустить существование альтернативных форм собственности, т.е.

создать экономический плюрализм в государстве. Единственный способ выхода из кризиса был переход российской экономики к рыночному типу, чему могла поспособствовать приватизация.

Если разбираться в сущности приватизации, то можно выделить несколько ее функций, которые позволят лучше понять итоги и последствия ее в России.

  • Обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных:
  • Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;
  • Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы;
  • Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

В чем же сложность переходного периода в России? Как известно, любым экономическим реформам свойственна цикличность.

Период первых заметных преобразований сопровождается напряжением в социально-экономических отношениях, что было особенно заметно в 1990-ые годы. Но в дальнейшем накопленные проблемы дают стимул к развитию и способствуют энергичной трансформации.

Так произошло и в России. Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996гг.

Начало процесса приватизации в России идет от 19 ноября 1986 года  с принятием закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», открывший дорогу мелкому частному бизнесу и аренде на основе семейного подряда.

Затем 26 мая 1988 г. последовал закон «О кооперации в СССР». Кооперативное движение сразу же набрало высокие обороты. К 1990 г. в стране насчитывалось 245 тыс.

действующих кооперативов, в которых было занято более 6 млн чел.

Следующим этапом в процесс приватизации в России стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г.

Далее были приняты другие нормативные акты, из которых следует, что приватизация может происходить пятью способами: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество.

Первый  этап приватизации происходил в 1992-1994 годах и получил название чекового (ваучерного).   Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики. На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс.

предприятий.  Предполагавшийся вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется быстрый процесс перехода прав собственности в руки собственников, в период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался.

Напротив, последствия первого этапа были весьма плачевны и стали уроком для экономистов России. К сожалению, в данный период начались одновременно два процесса: ваучерная приватизация и инфляция. Эти процессы взаимоисключаемые, но они происходили в России 90-х одновременно.

Последствия были таковы: население потеряло большую часть своих сбережений по причине гиперинфляции вместо получения прибыли от ваучеров, недовольство населения резко возросло, создание законных источников для получения государственной собственности. Кроме того, было подорвано доверие к процессу приватизации в стране и законности нового процесса приватизации.

Негативные последствия требовали новых мер по урегулированию экономического состояния страны. Таковыми стали реформы второго этапа приватизации в России в 90 –е годы, названного денежным.

Денежный этап приватизации был утвержден указом от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г». Он предполагал  переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

 В отличие от первого этапа, теперь процесс приватизации несколько замедлился, поскольку собственность стала продаваться, а не раздаваться бесплатно. Второй этап должен был создать класс собственников, которые повысят эффективность производства, ввести в оборот финансовые средства населения, полученные в результате первого этапа. Но в стране продолжалась инфляция.

В 1995 году стержнем приватизационной политики стала продажа оставшихся в собственности государства пакетов акций предприятий. К середине 1995 года снизить инфляцию до уровня, когда возможен экономический рост, не удалось. Бюджет трещал по швам, план по доходам от приватизации был провален – его удалось выполнить лишь на 54%.

Последствия второго этапа были таковы: избыточное предложение наталкивалось на отсутствие платежеспособного спроса и угрожало падением цен акций, крахом фондового рынка. Выгодно продавать предприятия не удавалось. Надежды пополнить бюджет не оправдались, поэтому власти воспользовались аукционными торгами. Это позволило увеличить доходы в государственную казну.

Так, несмотря на недостатки и скандалы, сопровождавшие залоговые аукционы, они позволили выполнить задание по доходам от приватизации на 1995 год. Аукционы дали мощный импульс для ускорения полноценной и широкомасштабной денежной приватизации. После их проведения ситуация на фондовом рынке качественно изменилась. Так, в январе 1997 года было продано 8,5% акций РАО «ЕЭС России».

Это был не залоговый, а чисто денежный аукцион, в результате которого удалось собрать 350 млн долларов.

Приватизация стала спорным явлением в экономической истории России. Она предполагалась «полудешевой и полубесплатной», но от нее ожидали поступления денежных средств в государственный бюджет.

Возможно, основной причиной неудачи стал криминогенный аспект приватизации в России.

Период с 1991 года, начала процесса приватизации в России, характеризуется ростом преступности, изменением ее характеристик и практически утратой государственного и общественного контроля за криминогенной ситуацией.

Анализ выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел по фактам, связанным с приватизацией государственной собственности, показывает, что наиболее типичными видами преступлений являются кражи и присвоение государственного имущества, взяточничество, злоупотребление служебным положением и мошенничество.

Отрицательными последствиями приватизации стоит выделить такие аспекты, как многочисленные нарушения прав субъектов федерации и местных органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ”, что “способствовало росту напряженности во взаимоотношениях федеральных органов власти с субъектами федерации”, обострение отношений федеральной власти с регионами. Более того, считается, что аналогичный эффект продуцируется и теперь, когда масса работников приватизированных предприятий, получивших свои акции почти бесплатно, продает их на вторичном рынке: средства, находящиеся в распоряжении коммерческих структур, активно поступают на рынок потребительских товаров. Если люди, находясь в тяжелом финансовом положении, продают то, что разумнее было бы попридержать, это негативное явление – но неизбежное.

Приватизация в России должна была произойти рано или поздно, страна должна была выйти на новый уровень развития. Разгосударствование предприятий происходило сложно, сопровождалось множеством проблем и последствий. Но есть и значительные преимущества: удалось частично ликвидировать монополии и их влияние на экономику страны в целом.

Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда.

Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы.

Но структурная перестройка экономики привела к неизбежному  сокращению персонала на предприятиях. Для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни населения, а с проведением приватизации еще больше упал уровень жизни населения страны. Это сделало социально-политическое положение в стране особенно шатким.

Безусловно, приватизация 1990 – х годов  стала для России опытом, из коего можно вынести множество уроков и определить тенденции в развитии экономики.

Приватизация в РФ образует систему, для которой характерны два параллельных процесса: постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности.

На мой взгляд, будущее процесса приватизации в России показывает следующие перспективы: ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества, пакетов акций); сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуальный подход к приватизации оставшихся государственных крупнейших производственных комплексов, малых и средних предприятий. 

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_72/socialnojekonomicheskie-posledstviya-privatizacii-v-rossii/559627.3447443.page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.