Фз приватизация государственного и муниципального имущества

Содержание

Порядок приватизации государственного муниципального имущества в 2020 году

Фз приватизация государственного и муниципального имущества

» Жилищные споры » Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

472 просмотров

Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.

Закон

Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:

Помимо всего перечисленного, существуют еще и локальные законы в разных регионах, которые также так или иначе могут влиять на приватизацию, порядок действий, условия и многие другие элементы.

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизацииТребования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ.Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма.Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей.Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.

Процедура

Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).

Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.

Следующий этап – подготовка заявления. Форма и содержание отличаются в зависимости от многих факторов, потому рекомендуется перед началом процедуры уточнить конкретный вид данного документы или заполнять его непосредственно на месте, перед подачей.

Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.

Необходимые документы

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2020 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.

Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

О приватизации государственного и муниципального имущества: фз, закон

Фз приватизация государственного и муниципального имущества

О приватизации государственного и муниципального имущества говорить можно много. Приватизация строительных объектов, как законченных, так и не построенных до конца, признанные самостоятельной недвижимостью, происходит с передачей земельных участков с постройками в собственность личности.

Процедура выполняется бесплатно. Если приватизируемый объект строительства находится на земельном наделе, который является государственной собственностью, надел может быть арендован владельцем недвижимости на любой срок, но не больше 49 лет. Владелец недвижимости имеет право произвести закупку земли, на которой находится приватизированная недвижимость.

Порядок осуществления приватизация государственного имущества

Право на владение недвижимости выполняется в несколько этапов.

  • Первое, что осуществляется – это составление плана обмена или переоформления по определенным условиям. Планирование осуществляется на государственном или муниципальном уровне.
  • Далее государственные структуры составляют акт, доказывающий, что физическое лицо, осуществляющее приватизацию, осведомлено, при каких условиях она осуществлялась. Помимо всего, документ должен содержать список условий, по которым происходит дальнейшее выполнение процедуры.
  • Завершающим этапом становится переформатирование государственного имущества в частные владения, согласно пунктам правил федерального закона. Переоформление можно разделить на несколько этапов. Сначала частное лицо должно собрать пакет необходимых документов, список которых определяют индивидуально для каждого. Перечень бумаг может изменяться в зависимости от обстоятельств, для конкретного лица.

Проверкой готовых документов занимается администрация населенного пункта. После их проверки на соответствие, заявителя уведомляют, о том, может ли он приватизировать объект или нет.

Если приватизация разрешена, то необходимо обратиться в Государственный Реестр. Тут и выдают частному лицу свидетельство о праве на собственность. Это свидетельство будет необходимо, если частное лицо захочет продать, передать в наследство или провести обмен своих владений.

Что представляет собой Комиссия по приватизации имущества

Итоговый список членов Комиссии включает в себя председателя, его заместителя и секретаря Комиссии. В ее состав включены по одному представителю из финансового, юридического и экономического управления.

Какие задачи должна выполнять комиссия:

  • Разработка алгоритма.
  • Выбор условий приватизации и продажи.
  • Определение конкурсных условий, сроков их выполнения, наблюдение за соблюдением сроков.
  • Расчет цены на владения, подлежащие приватизации.
  • Предоставление рассрочки к оплате в порядке ее осуществления.
  • Определение формата подаваемых предложений.
  • Принятие планировки приватизации и подготовка вариантов ее изменения.

Какие обязанности включает в себя Комиссия:

  • Организация инвентаризации на муниципальных предприятиях.
  • Сравнивая по отчетам с рыночными ценами, определить номинальный денежный капитал открываемого акционерного общества и первичную цену для продажи муниципального имущества.
  • Определить метод права на владение и платежный срок.
  • Соблюдать и следить, чтобы процесс проходил законно.

Комиссия принимает решения только те, которые входят в ее обязанности. Выполнение решений физическим лицом являются обязательным фактором. Контролирует комиссию глава населенного пункта.

Каким принципам подчиняется приватизация государственного имущества

Основа такого государства – равный взгляд на приобретающих государственное имущество и деятельность организаций местного управления.

Отчуждение собственности производится за определенные финансовые вложения или по способу передачи в государственные владения акций, в свою очередь принадлежащих акционерным обществам.

В акции должен быть вложен необходимый капитал имущества. Приватизацию берут на себя органы правления в местном населенном пункте, согласно установленному закону.

Какие объекты нельзя приватизировать:

  • Земли, без присутствия на них построек.
  • Муниципальный жилой фонд.
  • Объекты, расположенные за пределами государства.
  • Объекты, которыми строго владеет государство.
  • Здания, сооружения и памятники – относящиеся к культурной деятельности государства.

Отчуждение этого имущества происходит по другим законам и другим нормам.

Что является правовым регулированием приватизации государственного и муниципального имущества

Основа правового регулирования расположена в рамках закона государственного и муниципального имущества.

Закон определил права для участников и алгоритм исполнения процедур по оформлению. Он установил пределы для физических и юридических лиц, определил итоговый список документов, который требуется оформить лицу, приобретающему собственность. Чтобы отладить систему нормативных актов закона, был принят определенный пакет документов.

Была детально оформлена компетенция для государственной службы, которая занимается продажей приватизируемого имущества. Были разработаны стандарты для разработки плана прогноза приватизации собственности.

Это показывает, какие положительные изменения были проведены в правовом регулировании. На практике, ничего идеального не бывает, и, конечно же, есть упущенные моменты.

Все положительные аспекты отладить до конца так и не удалось. По сей день остаются спорные вопросы нормативного оформления. Механизм, который бы препятствовал банкротству предприятия в криминальном смысле, не имеет особой эффективности.

Нет специального законодательного акта, который бы позволил регулировать процесс муниципализации и национализации имущества, который предоставляет восстановление прав государства на приватизацию имущества.

Источник: https://finans52.ru/realty/apartment/privatizacii-imushhestva.html

Приватизация государственного и муниципального имущества: порядок и особенности

Фз приватизация государственного и муниципального имущества

Последние изменения: Январь 2020

На завершающем этапе перестройки появилось новое явление, предполагающее передачу государственного имущества в частные руки.

Передача госпредприятий в собственность частных лиц началась с 1990 года, а в полную силу новые постановления заработали двумя годами позже.

Приватизация государственного и муниципального имущества включает гораздо более широкое применение, чем просто перевод жилья в личную собственность.

Приватизируют и частные лица, и организации, а в собственность передают объекты нежилого фонда и иные виды имущества, за исключением тех ситуаций, когда не предусмотрено иного собственника (например, оружие, боевая техника и т.д.)

Виды приватизации по объектам и первоначальным владельцам

В зависимости от вида имущества, различают следующие виды приватизации:

  • жилой недвижимости для граждан, зарегистрированной в ней;
  • земли (на возмездной или безвозмездной основе) при наличии права на бессрочное владение или пожизненно наследуемое;
  • предприятий и имущества с уплатой при переоформлении определенной суммы (иногда совсем небольшой) частными лицами и организациями (акционерными обществами открытого и закрытого типа, другими предприятиями, возникшими из совхозов и промышленных производств.

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки.

С ее помощью решаются вопросы:

  • повышения эффективности работы или использования объектов;
  • снижение зависимости от бюджета страны;
  • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
  • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
  • работа по снижению доли монополий;
  • стимулирование рынка кредитования.

Благодаря переводу имущества в частный сектор, появляются новые возможности инвестиций и расширение числа собственников. Применительно к приватизации жилья, граждане получили возможность решать свои жилищные проблемы самостоятельно, приняв в личное владение недвижимость и распорядившись ею по собственному усмотрению.

Как приватизируется государственная или муниципальная собственность

 

Порядок приватизации регулируется законодательством, предоставляющим разные варианты переоформления в частную собственность:

  1. С помощью преобразования госпредприятия в акционерное (акционирование).
  2. Через трансформацию в общество с ограниченной ответственностью.
  3. Через аукционную продажу имущества или акций предприятия, принадлежавшего муниципальным властям или государству.
  4. При конкурсной реализации акций таких предприятий.
  5. Продажей ценных бумаг после ввода доверительного управления.
  6. Через торги на бирже.
  7. При реализации объекта с необъявленной ценой, если аукционная продажа была сорвана или не состоялась в силу определенных причин.
  8. Через внесение собственного имущественного вклада в стратегически важные создаваемые общества.

Указанные варианты проведения приватизационных мероприятий действуют с 2001 года, на основании вступившего в силу законодательного акта, отменяя действовавшие ранее ваучеры, ЧИФы и другие виды.

: приватизация комнаты в коммунальной квартире.

Порядок действий

В процессе перевода имущества государства и муниципальной собственности в частные руки все этапы строго регламентированы.

Чтобы стать собственником имущества муниципалитета или из госфонда, необходимо пройти следующие шаги:

  1. Этап планирования будущих мероприятий.
  2. Разработка акта, который послужит основой для проведения приватизации с передачей имущества частным лицам.
  3. Этап оформления приватизационных действий. Приняв заявку, официальный орган власти определяет принадлежность имущества, указанного в заявлении, и рассматривает вопрос о допустимости приватизации, с уточнением условий, на которых собственность может быть передана заявителю.
  4. Мнение муниципалитета обязательно согласовывают на уровне российского правительства, принимающего окончательное решение о передаче имущества заявителю.

Процесс приватизации не предполагает предложений нескольких объектов на выбор заявителя. Например, при передаче земли муниципалитет не предлагает несколько вариантов участков заинтересованным лицам, и настаивать на ином порядке переоформления нет смысла.

Читайте так же: как проходит приватизация земли под частным домом.

Если, по мнению желающего участвовать в приватизации в действиях муниципалитета усматриваются нарушения законов, оспаривать их предстоит только в судебном порядке, без каких-либо гарантий на успешное рассмотрение дела.

Приватизация затрагивает многие сферы жизни граждан, допуская возможность стать собственником жилого/нежилого объекта, земельного надела, предприятия.

Вне зависимости от принадлежности объекта (государство или местный орган власти), этапы и правила переоформления в частные руки совпадают по основным параметрам.

Однако при приватизации муниципального объекта есть некоторые отличительные особенности:

  1. Из муниципальной собственности чаще всего переоформляется жилой объект. Заключая договор найма, граждане затем вправе использовать свое право на однократное проведение бесплатной приватизации муниципального жилья. Объектов недвижимости из госфонда меньше, поэтому встречаются они реже. Есть ряд категорий недвижимого имущества, не подлежащего приватизации в принципе (например, жилье в военных городках).
  2. При сравнении стоимости объектов выявляется большая стоимость имущества, принадлежащего государству. Менее дорогие и значимые объекты находятся в распоряжении муниципалитета. По этой причине из доступных способов приватизации часто применяют аукционные торги.
  3. Большинство земель, относимых к категории сельскохозяйственного назначения отданы в распоряжение муниципалитета или сельского округа. Государственный фонд такой недвижимости находится в распоряжении области. Чтобы переоформить надел, относимый к категории сельхозназначения, нужно выполнить ряд требований, установленных властями местного уровня. Читайте: как оформить земельный па в собственность.

Благодаря приватизации граждане смогли стать собственниками жилья, а предприимчивые люди получили шанс развития бизнеса на базе предприятий, находившихся ранее в ведомстве государства. Начатая в начале 90-х годов приватизация стала мощным толчком для развития предпринимательства и экономики в целом, позволяя перестроить работу государственных объектов в условиях конкурентной борьбы и стремлению к увеличению прибыли.

В наши дни приватизация остается одним из способов получения собственности, которая все еще остается в ведомстве государственной и муниципальной власти.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/privatizatsiya/privatizatsiya-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

К вопросу о понятии приватизации государственного и муниципального имущества

Фз приватизация государственного и муниципального имущества


Приватизация является особым способом передачи имущества из публичной собственности в частную, которая связана с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики.

Вопросы приватизации государственного и муниципального имущества являются актуальными уже на протяжении нескольких десятилетий. Это объясняется наличием как публичного, так и частного интереса в данном явлении.

С одной стороны, государство заинтересовано в пополнении бюджета, развитии экономики и повышении конкурентоспособности, привлечении инвестиций и освобождении от бремени содержания имущества, требующего больших затрат.

С другой стороны, собственники приватизированного имущества заинтересованы в получении права распоряжаться приватизированным имуществом самостоятельно, а также получать максимальную выгоду при его использовании, в случае, если данные объекты были приватизированы в целях предпринимательской деятельности.

Многие авторы рассматривают приватизацию в двух смыслах — в юридическом и экономическом.

Терминологические истоки понятия «приватизация» восходят к работе «The age of Discontinuity» Питера Ф. Дукера, в которой он один из первых вводит в оборот понятие «реприватизация» чтобы обозначить процесс возвращения национализированных предприятий их бывшим владельцам.

Необходимость данного процесса он объясняет тем, что такие важные элементы в государстве как «правление» и «исполнение» не должны быть сконцентрированы в одних руках.

Таким образом, он предлагает их разделить, чтобы правительство могло «править», а другие неправительственные сферы могли «исполнять», для чего и нужно вернуть частную собственность. [15, с. 219]

Сам же термин «приватизация» берет свое начало от французского privatization, который, в свою очередь, произошел от латинского prīvātus, что означает «частный».

Самое раннее экономическое определение термина «приватизация» было дано в Новом энциклопедическом словаре Уэбстера 1983 года. В нем предлагалось следующее определение: преобразование в частную собственность, то есть преобразование государственной формы правления или собственности в частную. Е. С.

Савас считает данное определение неполноценным, объясняя это тем, что определение давалось исходя из самой распространенной формы приватизации, происходящей в США в те годы (заключение контрактов на обслуживание, где государство сохраняло контроль над собственностью). Е. С.

Савас дает свое определение приватизации, подразумевая под ней мероприятия по сокращению роли государства и усилению роли частного сектора в деятельности или во владении имуществом. [14, с. 821]

Как мы видим, это определение уже более конкретизировано, оно содержит несколько принципиально важных моментов: во-первых, приватизация представлена здесь как некий протяженный во времени процесс, а не разовый акт; во-вторых, приватизация рассматривается не просто как распродажа (или передача) государственной собственности в частные руки, а как структурное разграничение двух, хотя и тесно взаимосвязанных между собой, процессов — уменьшения масштабов деятельности государства и усиления роли частного сектора.

Похожее определение дает В. М. Игнатов. Он раскрывает сущность приватизации в широком и узком смысле.

«Приватизация в широком смысле понимается как один из институтов регулирования экономики через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

Приватизация в узком смысле слова означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенным физическим и юридическим лицам». [6, с. 11] В целом, экономисты рассматривают приватизацию как деятельность, противоположную национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную.

Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях.

При этом основным фактором для приватизации является эффективность управления имуществом. [10, с. 6]

В свою очередь в юридической науке также нет обобщенного понимания термина приватизация. В теории гражданского и земельного права не существует единой позиции по вопросу об определении «приватизация» и его содержании. Как отмечает О. В.

Шатрова, «со времени первого упоминания термина «приватизация» в научной литературе его смысловые границы подвергались многочисленным коррекциям, в результате которых образовался целый ряд формулировок, содержащих расширительное или, наоборот, ограничительное его толкование в зависимости от целей и задач, которые ставили перед собой авторы». [13, с. 45]

Существует мнение о том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В. П.

Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах». [7, с. 120]

Однако, по мнению С. В. Новиковой, необходимо детально определить понятие «приватизация». Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей наряду с другими являются сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления. С. В.

Новикова определяет приватизацию государственного и муниципального имущества как совокупность мероприятий по возмездному отчуждению имущества, находящегося в публичной собственности в собственность физических и (или) юридических лиц, то есть, как специфическое основание возникновения и прекращения права собственности.

С учетом данного определения можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества: объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; отчуждение имущества; возмездность отчуждения; покупателями являются физические и юридические лица; имущество из публичной собственности переходит в частную собственность. [10, с. 8]

Аналогичного мнения придерживается А. В. Пащенко. Согласно его точке зрения, доктринальные определения приватизации в ряде случаев могут несколько отличаться от законодательно закрепленных дефиниций.

Некоторые российские и зарубежные ученые, определяя приватизацию, понимают под ней не только сам процесс передачи публичного имущества, но и осуществление комплекса мероприятий по сокращению влияния госсектора и соответственно — по укреплению позиций частного сектора в экономике и активизации предпринимательской деятельности в стране. [11, с. 15,16]

И. С. Комарицкий же определяет приватизацию как «правовой институт, относящийся к сфере правового регулирования права собственности и означающий прекращение права государственной собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности на это же имущество». [9, с. 7]

Некоторые рассматривают приватизацию государственного и муниципального имущества как особый вид управленческой деятельности, совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность. [4, с. 69]

Представляется, что понятие приватизации включает в себя лишь общественные отношения, носящие возмездный характер, при которых в качестве основания приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами необходимо рассматривать так называемую сделку приватизации.

Понимание приватизации существует в широком и узком смысле. А. В. Кашанин понимает приватизацию в широком смысле как сокращение сферы влиянии государства, передачу неких областей общественных отношений в частные руки. [8, с. 120] В. А. Виноградов и С. Я.

Веселовский под приватизацией в широком смысле понимают «происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта». В узком смысле приватизация — это «инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления». [5, с. 15] Приватизация же в узком смысле для А. В. Кашанина — это конкретные действия, направленные на передачу определенного имущества из государственной собственности в частные руки. [8, с. 120] Или же, как предлагает А. Д. Радыгин, приватизация в узком смысле — это процесс продажи (передачи) имущества (активов) государственных и муниципальных предприятий в частную собственность. [12, с. 63] Таким образом, возникает необходимость отделять понятия «приватизация» и «приватизационные сделки».

Приватизация можно рассматривать по-разному: как санкционированный государством переход права собственности на имущество от государства к частным лицам, как форму отчуждения государственной собственности, как способ приобретения права частной собственности. По словам А. В.

Кашанина, термин «отношение приватизации» является научной абстракцией, поскольку не существует единого однородного такого отношения. В процессе приватизации возникает пучок правовых связей между различными субъектами, которые имеют различную правовую природу. [8, с.

65]

Гражданские права, в том числе право собственности, могут возникать из договоров и иных сделок, из актов полномочных органов, из судебных решений, установивших эти права. Под приватизацией можно, как говорилось выше, понимать двустороннюю сделку, что подтверждается тем, что для нее необходима воля двух сторон.

Однако рассматривать приватизацию исключительно как вид гражданско-правовой сделки недопустимо. Приватизация не предполагает полноту свободы договора.

Объекты этих правоотношений заранее предопределены, а субъекты подчиняются не столько гражданскому законодательству, сколько требованиям специальных нормативно-правовых актов.

В. А. Белов же дает следующее понятие приватизации: приватизацией называется обязательное (в силу закона и утвержденных в соответствии с ним программ и планов приватизации) для публично-правового образования отчуждение принадлежащих ему вещей из государственной или муниципальной (публичной) собственности в частную. [3, с. 137]

Таким образом, мы видим, что подход к определению приватизации, как и развитие приватизационного законодательства в наибольшей степени зависят от ситуации в государстве; от экономических целей, которые оно преследует, отчуждая свое имущество. И способы осуществления такого отчуждения, то есть способы приватизации, неразрывно связаны с целью приватизации. В процессе развития данного института в России, законодатель подходил к определению приватизации по-разному.

В настоящее время законодатель дает определение приватизации в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. [2]

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  2. Белов В. А. Гражданское право. Том III. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 1189 c.
  3. Белых В. С. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: экономико-правовые вопросы // Государство и право. 1996. № 10. С. 67–74.
  4. Виноградов В. А., Веселовский С. Я. Приватизация в глобальном контексте. М.: ИНИОН РАН. 1998. 120 с.
  5. Игнатов В. М. Приватизация государственной собственности в РФ: проблемы правового регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 19 с.
  6. Камышанский В. П. Приватизация предприятий. Право собственности. М.: А-Приор, 2009. 336 с.
  7. Кашанин А. В. Понятие и правовая природа приватизации // Правоведение. 1997. № 2. С. 113–121.
  8. Комарицкий С. И. Приватизация: правовые проблемы: курс лекций. М.: Статут, 2000. 94 с.
  9. Новикова С. В. Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества // Научный журнал КубГАУ. 2014 № 100 (06) С. 5–10.
  10. Пащенко А. В. Цели правового регулирования приватизации // Реформы и право 2012. № 2. С. 14–19.
  11. Радыгин А. Д. К теории приватизации в переходной экономике // Вопросы экономики. 1995. № 12. С. 60–66.
  12. Шатрова О. В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях: дис. … канд. юрид. наук. М. 2006. 117 с.
  13. Encyclopedia of government and politics. Volume II. Edited by Mary Hawkesworth and Maurice Kogan. London: Routledge. 2001. 1405 p.
  14. Peter F. Druker The Age of Discontinuty. Heinemann: London, 1969. 369 p.

Основные термины(генерируются автоматически): приватизация, частная собственность, муниципальное имущество, Российская Федерация, узкий смысл, государственная собственность, публичная собственность, собственность, частный сектор, широкий смысл.

Источник: https://moluch.ru/archive/151/42981/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.