Формы земельного владения
Содержание
- 1 5.2. Виды и формы земельной собственности: В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в
- 2 Собственность далеко не единственное право на землю
- 2.1 Право частной собственности на землю
- 2.2 Иные вещные права на землю
- 2.3 Виды прав граждан на земельные участки: ПНВ
- 2.4 Виды вещных прав на земельные участки: бессрочное пользования
- 2.5 Права на землю собственников недвижимости
- 2.6 Что происходит с недвижимыми объектами, когда пользование землей прекращается
- 2.7 Судьба земли при отчуждении объекта недвижимости
- 2.8 Земельный сервитут
- 2.9 Право хозяйственного и оперативного управления
- 2.10 Право аренды земельного участка
- 2.11 Земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов
5.2. Виды и формы земельной собственности: В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности.
Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), т.е. через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд
В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:
частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;
государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;
муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;
иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.
В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности.Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов РФ: 21 республики в составе Российской Федерации, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов.
Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.
Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.
Следует отметить, что к отношениям, связанным использованием земли, возможно применение норм гражданского и другого законодательства. Существенное отличие гражданских отношений от земельных объясняется тем, что не всякие земли могут продаваться как обычный предмет товарного оборота.
Например, запрещается продажа в частную собственность земельных участков, выполняющих природоохранные функции, земель общего пользования, которые могут находиться только в федеральной собственности.
Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, находящихся у одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может быть изменено только по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
Особенно это применимо, когда объектом сделок являются земли сельскохозяйственного назначения.
Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц.Тем более отсутствует абсолютизация собственности на землю, поскольку она, даже будучи в собственности тех или иных лиц, остается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В сложившейся на современном этапе системе отношений собственности можно выделить стабильные и переходные элементы.
На-пример, положение о равноправии всех форм собственности и их мно-гообразии представляет собой постоянный элемент земельно-правовой политики государства; приоритетное же положение приватизации зе-мельной собственности — это преходящий элемент, направленный на устранение деформации земельного строя, которая была вызвана не оп-равдавшей себя на практике монополией исключительной государственной собственности на землю.
С устранением деформации в земельных отношениях принципы приоритета приватизации выполнят свою миссию, и им на смену придет новый принцип — пресечение возникновения земельных монополистов. Уже с 1991 г. в России действует закон по пресечению моно-
полизма на товарных рынках .
Рассмотрим отдельно формы собственности на землю.
1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ).
В соответствии с новым ЗК РФ (п. 2 ст. 5) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия осуществлять
приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся в пользовании.
Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации государственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Так, например, 2 октября 2000 г. в Москве состоялся в качестве эксперимента первый земельный аукцион.
Впервые в столице в частную собственность был продан земельный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. в руб-левом эквиваленте.В законодательстве предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:
приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов совхозов;
приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;
приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. К сожалению, в настоящее время это право в ряде субъектов РФ отсутствует.
Но поскольку в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, это право должно распространяться на всех граждан, проживающих на ее территории, ибо право собственности граждан на землю является одной из основ правового статуса личности в Российской Федерации и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, в которой не содержится положений, запрещающих на территории субъектов РФ право частной граждан на землю.
В соответствии с земельным законодательством РФ граждане вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ).
Земельные участки из государственных и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.
Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.12 декабря 1990 г. РСФСР приняла Декларацию о своем суверенитете, и с этого момента началась разработка и подготовка соб-ственного законодательства о земле и аграрной реформе. Следует отметить, что российское земельное законодательство на первом этапе развития реформ представлено в основном указами Президента РФ.
Был принят Закон РСФСР «О земельной реформе», который установил два этапа осуществления земельной реформы территории России: первый — закрепление земель в федеральную собственность, собственность республик, входящих в состав Российской Федерации, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цен на землю, инвентаризация земель; второй — осуществление передачи и оформление земельных участков в собственность, владение, пользование физическим и юридическим лицам. В этом впервые было закреплено право частной собственности на землю. Одним из видов пользования указывалась аренда земель. Провозглашались самостоятельность и независимость собственников, землевладельцев и арендаторов. Наибольшее внимание уделялось порядку наделения граждан землей для создания фермерских хозяйств. У хозяйств изъяли-земли для создания в каждом районе фонда земли наделения ских
Важное значение для осуществления аграрной реформы имели Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от а
также Закон РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села».
В настоящее время Россия находится на пути реформ. Все они направлены на то, чтобы вывести страну на достойный уровень развития. Важную роль среди множества этих реформ играет земельная реформа, начатая в 1991 г.
Она была ориентирована прежде всего на создание условий для развития многоукладности в экономике, справедливое и обоснованное перераспределение земель, переход к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, экологизацию и землепользования.
Однако отсутствие четко продуманного механизма изменения всей сложившейся на протяжении десятилетий системы земельных отношений в России привело к многочисленным правонарушениям и злоупотреблениям со стороны должностных лиц, органов власти и управления, что дискредитировало саму идею государства о справедливом и обоснованном перераспределении земель, переходе к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами.
За период с 1990 по 1993 г. была заложена правовая и организационная основы для проведения земельной реформы, было принято огромное количество актов, регулирующих земельные отношения. Однако, несмотря на принятый пакет документов по земельной реформе, ее реализация проходила на первом этапе (1991—1992) с больши-ми сбоями по ряду объективных и субъективных причин.
К объективным причинам следует отнести во многом декларативный характер некоторых законов, указов и нормативных актов по земельной реформе, не подкрепленных социально-экономическими возможностями для ее проведения, отсутствие общенациональной концепции, опирающейся на реальные расчеты, механизм ответственности и контроля, рассогласованность всех структур власти и исполнительных органов сверху донизу, несовершенная правовая база, регулирующая земельные отношения, и полная бесконтрольность за процессом приватизации земли, а также отсутствие единообразного толкования законодательства, что на таком важном вопросе, как компетенция местных органов власти по распоряжению земельными участками. Именно присутствие всех этих фактов при Осуществлении земельной реформы и привело к некоторым сбоям в процессе ее проведения.Среди субъективных причин можно назвать несвоевременное (с опозданием почти на год) принятие программ осуществления земельной реформы в регионах Российской Федерации; значительное ежегодное сокращение ассигнований, выделяемых правительством на проведение реформы; отсутствие льготной кредитной политики по краткосрочным ссудам; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др.
Правонарушениям способствует и то обстоятельство, что сделки, совершаемые с землей, регулируются не только земельным, но и гражданским, лесным, природоохранным, водным и другими видами дательства, который не всегда учитываются при выделении земельных участков, а главы администрации не согласовывают свои решения со специальными службами соответствующих ведомств.
Еще в самом начале земельной реформы быш введен принцип платности использования земли (ст. 12 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ЗК РФ (см. гл. 18)). Закон РСФСР «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. Порядок и условия внесения арендной платы арендатором регулируется ч. 2 ст. 614 ГК РФ.
25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.
Одной из важнейших общеэкономических реформ стала приватизация участков.
Законодательством были предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:
приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;
приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства индивидуального жилищного строительства;
приватизация земель при приватизации государственных и му-ниципальных предприятий.
Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» оп-ределил цели, для которых земельные участки быть переданы в частную собственность, а также отменил мораторий на продажу земельных участков.
Источник: https://knigi.news/zemelnoe/vidyi-formyi-zemelnoy-33342.html
Собственность далеко не единственное право на землю
Среди вещных прав на землю преимущество у права собственности, так как оно предоставляет больше возможностей. Какие формы и виды права собственности на землю существуют в Российской Федерации? Согласно гл.
3 Земельного Кодекса РФ, земля может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, либо являться государственной собственностью (ст. 15 — ст. 16 ЗК РФ).
В свою очередь государственная собственность подразделяется на следующие виды:
- федеральную;
- муниципальную;
- собственность субъектов РФ.
Частная собственность может быть индивидуальной (правообладатель один) и коллективной (общей) — совместной или долевой. Таким образом в России существует две формы и по меньшей мере шесть типов собственности на земельный участок. Однако есть и другие виды прав на землю (далее ВПЗ), не относящиеся к собственности. В статье раскроем:
- виды прав на земельные участки (ЗУ);
- особенности права частной собственности на землю и аренды земельного участка;
- виды вещных прав на землю с обременением;
- виды прав граждан на земельные участки на земле сельскохозяйственного назначения (ЗСН) и земле населенных пунктов (ЗНП).
Право частной собственности на землю
Оно закреплено Конституцией (ст. 36 ) и Гражданским кодексом (ст. 209 ГК РФ).
Право частной собственности, на основании ст. 209 ГК РФ, дает возможность одновременно владеть, распоряжаться и пользоваться своим имуществом.
- Собственнику разрешено передавать другому лицу свой земельный участок во владение, пользование, распоряжение, залог, доверительное управление, по договору о сервитуте.
- Перехода права собственности при этом к другому лицу не происходит.
- Права собственника осуществляются в полной мере, если они не нарушают других законодательных норм.
- Согласно п. 3 ст. 209 ГК, оборот земель разрешается в допустимых пределах, если он не наносит урона окружающей среде, а ЗУ используется в соответствии с категорией или ВРИ земли (ст. 129 ГК РФ).
Иные вещные права на землю
Ст. 216 Гражданского Кодекса определяет вещные права граждан и юридических лиц, которые не являются собственниками. Из них можно выделить следующие понятия и виды прав на землю:
- ПНВ (пожизненно наследуемое владение), на основании ст. 265 ГК РФ;
- бессрочное пользование земельными участками (ст. 268 ГК РФ);
- ограниченное право использования чужого ЗУ (сервитут);
- право хозяйственного или оперативного управления: закрепляется за государственными, унитарными, казенными предприятиями и учреждениями (ст. 294 и ст. 296 ГК РФ соответственно).
Важно! Переход права собственности на землю к другому собственнику не отменяет вещные права. Лица, не являющиеся собственниками ЗУ, не могут распоряжаться наделом, если закон не предусматривает иного (ст. 266 ГК РФ).
Рассмотрим подробнее виды права пользования.
Виды прав граждан на земельные участки: ПНВ
Относительно ПНВ ситуация противоречивая: в ГК РФ ст. 265, посвященная предоставлению ПНВ, отсылает к земельному кодексу, но там информации о наследуемых владений практичеки нет.
Гражданский кодекс указывает в ст. 266 и 267:
- перейти право на ПНВ может только по наследству;
- владелец имеет право строить объекты недвижимости (ОН) и регистрировать на них права собственности;
- распорядиться по иному ПНВ, кроме как передать его дальше по наследству, нельзя.
Из Земельного кодекса, гл. 4 “Об ограниченном пользовании чужими ЗУ”, ПНВ в 2015 г. исключили. Ранее ст. 21 Земельного кодекса (ныне утратившая в силу) также закрепляла за владельцами только одно право распоряжения — наследование. Хотя фактически владельцы c согласия гос.
или мун. органов (то есть собственников ЗУ) могли сдать свой участок в аренду или безвозмездное пользование другим лицам. Предоставление же земель в ПНВ с принятием нового кодекса, то есть ещё в 2001 году, прекращено, в виду чего они постепенно выводятся из права владения граждан.
Положения ГК РФ и более чем скудная информации в ЗК РФ о пожизненно наследуемых владениях позволяет сделать такие выводы:
- Права владельцев, которым были до 2001 г. предоставлены земельные участки в ПНВ, соблюдаются и по сей день.
- Землевладельцы, на основании ст. 5 ЗК, продолжают оставаться участниками земельных отношений.
- Ограниченное распоряжение в виде передачи по наследству владения закреплялось отмененной в 2015 г. ст. 21 ЗК и сохраняется в действующей ст. 267 ГК РФ. Каким образом сейчас можно распоряжаться унаследованными после 2015 г. участками, земельный кодекс умалчивает.
Виды вещных прав на земельные участки: бессрочное пользования
В бессрочное пользование предоставляются земли, принадлежащие государству или муниципалитету. Граждане, на основании ст. 268 ГК и ст. 39.9 ЗК РФ, получить ЗУ в бессрочное (то есть постоянное) пользование не могут.
Право бессрочного пользования (ПБП) существует только:
- у органов гос. власти;
- ОМСУ;
- юридических лиц бюджетных/казенных предприятий и учреждений;
- центров наследия бывших президентов.
ПБП устанавливается на неделимое имущество по решению правительства РФ, субъектов и МО. В решении указывается:
- кадастровый номер ЗУ;
- наименование юрлица с регистрационным номером в ЕГРЮЛ;
- название органа гос. власти или ОМСУ.
Других вещных прав у предприятия или учреждения на землю, кроме ПБП, не предусматривается.
Лица, которым ЗУ предоставлены по ПБП, обладают правами пользования землей в соответствии с ее целевым назначением в рамках, указанных законодательством. Разрешается строительство зданий, сооружений и иных ОН и перевод их в собственность.
Распоряжаться ЗУ с ПБП пользователи не вправе. Исключение:
- установление сервитута;
- предоставление служебных наделов.
Права на землю собственников недвижимости
Собственники объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, им не принадлежащим, вправе пользоваться ЗУ.
При переходе прав собственности на ОН к другому собственнику переходит также и право пользования земельным участком, которое было у предшествующего собственника. (ст. 271 ГК РФ).
Что происходит с недвижимыми объектами, когда пользование землей прекращается
Если право пользования на земельный участок прекращены, то судьба построенных на нём ОН регламентируется согласно ст. 272 ГК в зависимости от ситуации:
- Так, по требованию собственника земельного участка возведенные постройки могут быть снесены, за исключением жилых домов, историко-культурных объектов, дорогих строений.
- По соглашению между собственником и пользователем, построившим на ЗУ объекты недвижимости, земельный участок может быть приобретён в собственность пользователя.
Судьба земли при отчуждении объекта недвижимости
Если право собственности на строения и сооружения переходят к другому лицу, вместе с ним переходит и права собственности на земельный участок (ст. 273 ГК РФ).
Земельный сервитут
Сервитут (так же, как и аренда земельного участка) относится к видам ограничений прав на земельные участки. Он может устанавливаться:
- по добровольному соглашению между собственниками ЗУ;
- иску заинтересованного в сервитуте лица;
- постановлению или нормативному акту гос. или мун. органов власти (публичный сервитут).
Предоставляет пользователю ограниченное право пользования землей (например, право на проезд, проход, прокладку коммуникационных сетей, газопроводов, строительство дороги, ветки метро и т.д.), но только в том случае, если оно не противоречит основному виду использования ЗУ собственником.
Право хозяйственного и оперативного управления
Государственное или муниципальное предприятие без права собственности (унитарное предприятие — УП) может распоряжаться владеть и пользоваться ЗУ по праву хозяйственного управления (Ст. 294, 296 ГК РФ).
- Собственник создаёт УП, намечает цели его деятельности, избирает руководящий состав реорганизует и ликвидирует предприятие.
- Собственник может претендовать на часть прибыли.
- УП не вправе распоряжаться земельным участком и другими объектами недвижимости: сдавать землю в аренду, использовать в качестве залога, отчуждать в пользу другого лица и т.д. (ст. 295 ГК). Другим принадлежащим ему имуществом УП может свободно распоряжаться.
Земля может быть предоставлена казенному учреждению под оперативное управление (ст. 296 ГК РФ). При этом использование разрешается только в соответствии с видом разрешенного использования и по согласию собственника.
- Собственник может изъять излишки земли, если учреждение их не использует, либо использует не по назначению.
- Автономное или казенное предприятие имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход.
Право аренды земельного участка
Земельные участки, кроме ограниченных в обороте, на основании ст. 27 ЗК РФ, могут сдаваться по праву аренды лицам, не имеющим гражданства, а также иностранцам (ст. 22 ЗК).
- Аренда земельного участка носит возмездный характер: арендная плата определяется согласно договору.
- Арендатор вправе:
- передать свои права по аренде другому лицу;
- отдать их в залог;
- сдать участок в субаренду;
- внести как пай в уставный капитал товарищества или кооператива.
- Данные действия осуществляются в пределах срока арендного договора.
- Запрещается следующим арендаторам передавать свои права по аренде, залогу и субаренде без одновременной передачи прав по договорам ОЭЗ (особых экономических зонах), ОТ и КОТ(освоении территории и комплексном освоении территории):
- резидентам и участникам ОЭЗ, в частности, в Крыму, Севастополе;
- участникам договоров об освоении территории, например, в целях строительства коммерческого, социального или стандартного жилья.
- Изменить или расторгнуть договор аренды земельного участка раньше времени нельзя.
- Если период действия договора 5 лет, то арендатор вправе передавать свои права и обязанности по аренде, не спрашивая согласия собственника.
Земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов
Право на использование земли сельскохозяйственного назначения имеют:
- граждане, кому участок передан для ведения ЛПХ, садоводства, огородничества;
- юридические лица (КФХ, сельскохозяйственные предприятия и кооперативы), коллективно владеющие землей по принципам долевой собственности.
Подробнее в статье об обороте земель с/х назначения.
Земли населенных пунктов используются:
- для индивидуального жилого строительства (ИЖС);
- жилой застройки;
- строительства предприятий;
- создания культурных, рекреационных объектов;
- размещения инженерных коммуникаций, транспортных объектов и т.д.
Всего выделяют девять зон территориальных зон с различными ВРИ земель населенных пунктов.
Краткие итоги
- Виды прав на земельные участки: частная и государственная собственность, бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение, сервитут, возмездное пользование (аренда), хозяйственное ведение и оперативное управление.
- Вид права зависит от субъекта:
- право ПНВ существует только у граждан;
- право бессрочного пользования — государственные, муниципальные органы и юридические лица;
- сервитут — граждане и юридические лица;
- аренда — лица без гражданства и иностранные граждане.
- Виды вещных прав на землю определяют возможности использования и распоряжения земельным участком:
- только право собственности дает возможность полного распоряжения;
- остальные вещные права существенно ограничивают его.
И в любом случае пользоваться правами можно, не выходя за рамки законодательного поля и использования земли по назначению.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/vidy-prav-na-zemelnye-ucastki.html