Формы земельного владения

5.2. Виды и формы земельной собственности: В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в

Формы земельного владения
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности.

Граждане могут иметь земельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей долевой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. В субъектах РФ конкретные из указанных форм собственности закрепляются законодательством и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право собственности на землю реализуется через принадлежность конкретным лицам (объединениям и группам лиц), т.е. через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд

В законодательстве по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

государственная собственность — реализуется властью государства в интересах всего общества в целом;

муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного муниципального образования;

иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

В ходе земельной реформы была устранена монополия государственной собственности на землю, введена частная, муниципальная и иные формы собственности.

Наряду с федеральной собственностью существует собственность на землю 89 субъектов РФ: 21 республики в составе Российской Федерации, 6 краев и 49 областей, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, которым придан статус субъекта РФ, одной автономной области и 10 автономных округов.

Устанавливая многообразие форм земельной собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на земле.

Различные формы собственности на землю способны оказать влияние на земельные отношения, улучшая их содержание или препятствуя их развитию.

Следует отметить, что к отношениям, связанным использованием земли, возможно применение норм гражданского и другого законодательства. Существенное отличие гражданских отношений от земельных объясняется тем, что не всякие земли могут продаваться как обычный предмет товарного оборота.

Например, запрещается продажа в частную собственность земельных участков, выполняющих природоохранные функции, земель общего пользования, которые могут находиться только в федеральной собственности.

Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, находящихся у одного и того же собственника; необходимо соблюдение целевого назначения земли, которое может быть изменено только по решению соответствующих исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Особенно это применимо, когда объектом сделок являются земли сельскохозяйственного назначения.

Рассматривая и анализируя виды земельной собственности, следует помнить, что абсолютных собственников не существует даже в отношении обычного имущества, поскольку объемы полномочий в части использования и распоряжения объектами собственности подвергаются законодательному ограничению в интересах общества, государства, граждан-собственников, других лиц.

Тем более отсутствует абсолютизация собственности на землю, поскольку она, даже будучи в собственности тех или иных лиц, остается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В сложившейся на современном этапе системе отношений собственности можно выделить стабильные и переходные элементы.

На-пример, положение о равноправии всех форм собственности и их мно-гообразии представляет собой постоянный элемент земельно-правовой политики государства; приоритетное же положение приватизации зе-мельной собственности — это преходящий элемент, направленный на устранение деформации земельного строя, которая была вызвана не оп-равдавшей себя на практике монополией исключительной государственной собственности на землю.

С устранением деформации в земельных отношениях принципы приоритета приватизации выполнят свою миссию, и им на смену придет новый принцип — пресечение возникновения земельных монополистов. Уже с 1991 г. в России действует закон по пресечению моно-

полизма на товарных рынках .

Рассмотрим отдельно формы собственности на землю.

1. Право частной собственности граждан на земельные участки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками с соблюдением и иных условий, установленных законом (ст. 15 ЗК РФ).

В соответствии с новым ЗК РФ (п. 2 ст. 5) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Поэтому предприятия осуществлять

приватизацию земель в пределах установленных для них границ, находящихся в пользовании.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации государственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Так, например, 2 октября 2000 г. в Москве состоялся в качестве эксперимента первый земельный аукцион.

Впервые в столице в частную собственность был продан земельный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. в руб-левом эквиваленте.

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. К сожалению, в настоящее время это право в ряде субъектов РФ отсутствует.

Но поскольку в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, это право должно распространяться на всех граждан, проживающих на ее территории, ибо право собственности граждан на землю является одной из основ правового статуса личности в Российской Федерации и не может быть изменено иначе как в порядке, установленном ст. 64 Конституции РФ, в которой не содержится положений, запрещающих на территории субъектов РФ право частной граждан на землю.

В соответствии с земельным законодательством РФ граждане вправе иметь земельные участки в частной собственности для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 ЗК РФ).

Земельные участки из государственных и муниципальных земель граждане и их объединения получают как бесплатно, так и за плату.

Земельная реформа в России началась более десяти лет назад, но с огорчением приходится констатировать, что она далека от своего логического завершения.

12 декабря 1990 г. РСФСР приняла Декларацию о своем суверенитете, и с этого момента началась разработка и подготовка соб-ственного законодательства о земле и аграрной реформе. Следует отметить, что российское земельное законодательство на первом этапе развития реформ представлено в основном указами Президента РФ.

Был принят Закон РСФСР «О земельной реформе», который установил два этапа осуществления земельной реформы территории России: первый — закрепление земель в федеральную собственность, собственность республик, входящих в состав Российской Федерации, формирование специального фонда земель для последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цен на землю, инвентаризация земель; второй — осуществление передачи и оформление земельных участков в собственность, владение, пользование физическим и юридическим лицам. В этом впервые было закреплено право частной собственности на землю. Одним из видов пользования указывалась аренда земель. Провозглашались самостоятельность и независимость собственников, землевладельцев и арендаторов. Наибольшее внимание уделялось порядку наделения граждан землей для создания фермерских хозяйств. У хозяйств изъяли-земли для создания в каждом районе фонда земли наделения ских

Важное значение для осуществления аграрной реформы имели Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от а

также Закон РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села».

В настоящее время Россия находится на пути реформ. Все они направлены на то, чтобы вывести страну на достойный уровень развития. Важную роль среди множества этих реформ играет земельная реформа, начатая в 1991 г.

Она была ориентирована прежде всего на создание условий для развития многоукладности в экономике, справедливое и обоснованное перераспределение земель, переход к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами, экологизацию и землепользования.

Однако отсутствие четко продуманного механизма изменения всей сложившейся на протяжении десятилетий системы земельных отношений в России привело к многочисленным правонарушениям и злоупотреблениям со стороны должностных лиц, органов власти и управления, что дискредитировало саму идею государства о справедливом и обоснованном перераспределении земель, переходе к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами.

За период с 1990 по 1993 г. была заложена правовая и организационная основы для проведения земельной реформы, было принято огромное количество актов, регулирующих земельные отношения. Однако, несмотря на принятый пакет документов по земельной реформе, ее реализация проходила на первом этапе (1991—1992) с больши-ми сбоями по ряду объективных и субъективных причин.

К объективным причинам следует отнести во многом декларативный характер некоторых законов, указов и нормативных актов по земельной реформе, не подкрепленных социально-экономическими возможностями для ее проведения, отсутствие общенациональной концепции, опирающейся на реальные расчеты, механизм ответственности и контроля, рассогласованность всех структур власти и исполнительных органов сверху донизу, несовершенная правовая база, регулирующая земельные отношения, и полная бесконтрольность за процессом приватизации земли, а также отсутствие единообразного толкования законодательства, что на таком важном вопросе, как компетенция местных органов власти по распоряжению земельными участками. Именно присутствие всех этих фактов при Осуществлении земельной реформы и привело к некоторым сбоям в процессе ее проведения.

Среди субъективных причин можно назвать несвоевременное (с опозданием почти на год) принятие программ осуществления земельной реформы в регионах Российской Федерации; значительное ежегодное сокращение ассигнований, выделяемых правительством на проведение реформы; отсутствие льготной кредитной политики по краткосрочным ссудам; диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и др.

Правонарушениям способствует и то обстоятельство, что сделки, совершаемые с землей, регулируются не только земельным, но и гражданским, лесным, природоохранным, водным и другими видами дательства, который не всегда учитываются при выделении земельных участков, а главы администрации не согласовывают свои решения со специальными службами соответствующих ведомств.

Еще в самом начале земельной реформы быш введен принцип платности использования земли (ст. 12 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ЗК РФ (см. гл. 18)). Закон РСФСР «О плате за землю» был принят 11 октября 1991 г. Порядок и условия внесения арендной платы арендатором регулируется ч. 2 ст. 614 ГК РФ.

25 апреля 1991 г. был принят Земельный кодекс РСФСР.

Одной из важнейших общеэкономических реформ стала приватизация участков.

Законодательством были предусмотрены три различные процедуры приватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и му-ниципальных предприятий.

Закон РФ от 23.12.1992 № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» оп-ределил цели, для которых земельные участки быть переданы в частную собственность, а также отменил мораторий на продажу земельных участков.

Источник: https://knigi.news/zemelnoe/vidyi-formyi-zemelnoy-33342.html

Собственность далеко не единственное право на землю

Формы земельного владения

Сре­ди вещ­ных прав на зем­лю пре­иму­ще­ство у пра­ва соб­ствен­но­сти, так как оно предо­став­ля­ет боль­ше воз­мож­но­стей. Какие фор­мы и виды пра­ва соб­ствен­но­сти на зем­лю суще­ству­ют в Рос­сий­ской Феде­ра­ции? Соглас­но гл.

3 Земель­но­го Кодек­са РФ, зем­ля может нахо­дить­ся в част­ной соб­ствен­но­сти граж­дан и юри­ди­че­ских лиц, либо являть­ся госу­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью (ст. 15 — ст. 16 ЗК РФ).

В свою оче­редь госу­дар­ствен­ная соб­ствен­ность под­раз­де­ля­ет­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • феде­раль­ную;
  • муни­ци­паль­ную;
  • соб­ствен­ность субъ­ек­тов РФ.

Част­ная соб­ствен­ность может быть инди­ви­ду­аль­ной (пра­во­об­ла­да­тель один) и кол­лек­тив­ной (общей) — сов­мест­ной или доле­вой. Таким обра­зом в Рос­сии суще­ству­ет две фор­мы и по мень­шей мере шесть типов соб­ствен­но­сти на земель­ный уча­сток. Одна­ко есть и дру­гие виды прав на зем­лю (далее ВПЗ), не отно­ся­щи­е­ся к соб­ствен­но­сти. В ста­тье рас­кро­ем:

  • виды прав на земель­ные участ­ки (ЗУ);
  • осо­бен­но­сти пра­ва част­ной соб­ствен­но­сти на зем­лю и арен­ды земель­но­го участ­ка;
  • виды вещ­ных прав на зем­лю с обре­ме­не­ни­ем;
  • виды прав граж­дан на земель­ные участ­ки на зем­ле сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния (ЗСН) и зем­ле насе­лен­ных пунк­тов (ЗНП).

Право частной собственности на землю

Оно закреп­ле­но Кон­сти­ту­ци­ей (ст. 36 ) и Граж­дан­ским кодек­сом (ст. 209 ГК РФ).

Пра­во част­ной соб­ствен­но­сти, на осно­ва­нии ст. 209 ГК РФ, дает воз­мож­ность одно­вре­мен­но вла­деть, рас­по­ря­жать­ся и поль­зо­вать­ся сво­им иму­ще­ством.

  • Соб­ствен­ни­ку раз­ре­ше­но пере­да­вать дру­го­му лицу свой земель­ный уча­сток во вла­де­ние, поль­зо­ва­ние, рас­по­ря­же­ние, залог, дове­ри­тель­ное управ­ле­ние, по дого­во­ру о серви­ту­те.
  • Пере­хо­да пра­ва соб­ствен­но­сти при этом к дру­го­му лицу не про­ис­хо­дит.
  • Пра­ва соб­ствен­ни­ка осу­ществ­ля­ют­ся в пол­ной мере, если они не нару­ша­ют дру­гих зако­но­да­тель­ных норм.
  • Соглас­но п. 3 ст. 209 ГК, обо­рот земель раз­ре­ша­ет­ся в допу­сти­мых пре­де­лах, если он не нано­сит уро­на окру­жа­ю­щей сре­де, а ЗУ исполь­зу­ет­ся в соот­вет­ствии с кате­го­ри­ей или ВРИ зем­ли (ст. 129 ГК РФ).

Иные вещные права на землю

Ст. 216 Граж­дан­ско­го Кодек­са опре­де­ля­ет вещ­ные пра­ва граж­дан и юри­ди­че­ских лиц, кото­рые не явля­ют­ся соб­ствен­ни­ка­ми. Из них мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие поня­тия и виды прав на зем­лю:

  • ПНВ (пожиз­нен­но насле­ду­е­мое вла­де­ние), на осно­ва­нии ст. 265 ГК РФ;
  • бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние земель­ны­ми участ­ка­ми (ст. 268 ГК РФ);
  • огра­ни­чен­ное пра­во исполь­зо­ва­ния чужо­го ЗУ (серви­тут);
  • пра­во хозяй­ствен­но­го или опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния: закреп­ля­ет­ся за госу­дар­ствен­ны­ми, уни­тар­ны­ми, казен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми и учре­жде­ни­я­ми (ст. 294 и ст. 296 ГК РФ соот­вет­ствен­но).

Важ­но! Пере­ход пра­ва соб­ствен­но­сти на зем­лю к дру­го­му соб­ствен­ни­ку не отме­ня­ет вещ­ные пра­ва. Лица, не явля­ю­щи­е­ся соб­ствен­ни­ка­ми ЗУ, не могут рас­по­ря­жать­ся наде­лом, если закон не преду­смат­ри­ва­ет ино­го (ст. 266 ГК РФ).

Рас­смот­рим подроб­нее виды пра­ва поль­зо­ва­ния.

Виды прав граждан на земельные участки: ПНВ

Отно­си­тель­но ПНВ ситу­а­ция про­ти­во­ре­чи­вая: в ГК РФ ст. 265, посвя­щен­ная предо­став­ле­нию ПНВ, отсы­ла­ет к земель­но­му кодек­су, но там инфор­ма­ции о насле­ду­е­мых вла­де­ний прак­ти­че­ки нет.

Граж­дан­ский кодекс ука­зы­ва­ет в ст. 266 и 267:

  • перей­ти пра­во на ПНВ может толь­ко по наслед­ству;
  • вла­де­лец име­ет пра­во стро­ить объ­ек­ты недви­жи­мо­сти (ОН) и реги­стри­ро­вать на них пра­ва соб­ствен­но­сти;
  • рас­по­ря­дить­ся по ино­му ПНВ, кро­ме как пере­дать его даль­ше по наслед­ству, нель­зя.

Из Земель­но­го кодек­са, гл. 4  “Об огра­ни­чен­ном поль­зо­ва­нии чужи­ми ЗУ”, ПНВ в 2015 г. исклю­чи­ли. Ранее ст. 21 Земель­но­го кодек­са (ныне утра­тив­шая в силу) так­же закреп­ля­ла за вла­дель­ца­ми толь­ко одно пра­во рас­по­ря­же­ния — насле­до­ва­ние. Хотя фак­ти­че­ски вла­дель­цы c согла­сия гос.

или мун. орга­нов (то есть соб­ствен­ни­ков ЗУ) мог­ли сдать свой уча­сток в арен­ду или без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние дру­гим лицам. Предо­став­ле­ние же земель в ПНВ с при­ня­ти­ем ново­го кодек­са, то есть ещё в 2001 году, пре­кра­ще­но, в виду чего они посте­пен­но выво­дят­ся из пра­ва вла­де­ния граж­дан.

Поло­же­ния ГК РФ и более чем скуд­ная инфор­ма­ции в ЗК РФ о пожиз­нен­но насле­ду­е­мых вла­де­ни­ях поз­во­ля­ет сде­лать такие выво­ды:

  • Пра­ва вла­дель­цев, кото­рым были до 2001 г. предо­став­ле­ны земель­ные участ­ки в ПНВ, соблю­да­ют­ся и по сей день.
  • Зем­ле­вла­дель­цы, на осно­ва­нии ст. 5 ЗК, про­дол­жа­ют оста­вать­ся участ­ни­ка­ми земель­ных отно­ше­ний.
  • Огра­ни­чен­ное рас­по­ря­же­ние в виде пере­да­чи по наслед­ству вла­де­ния закреп­ля­лось отме­нен­ной в 2015 г. ст. 21 ЗК и сохра­ня­ет­ся в дей­ству­ю­щей ст. 267 ГК РФ. Каким обра­зом сей­час мож­но рас­по­ря­жать­ся уна­сле­до­ван­ны­ми после 2015 г. участ­ка­ми, земель­ный кодекс умал­чи­ва­ет.

Виды вещных прав на земельные участки: бессрочное пользования

В бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние предо­став­ля­ют­ся зем­ли, при­над­ле­жа­щие госу­дар­ству или муни­ци­па­ли­те­ту. Граж­дане, на осно­ва­нии ст. 268 ГК и ст. 39.9 ЗК РФ, полу­чить ЗУ в бес­сроч­ное (то есть посто­ян­ное) поль­зо­ва­ние не могут.

Пра­во бес­сроч­но­го поль­зо­ва­ния (ПБП) суще­ству­ет толь­ко:

  • у орга­нов гос. вла­сти;
  • ОМСУ;
  • юри­ди­че­ских лиц бюджетных/казенных пред­при­я­тий и учре­жде­ний;
  • цен­тров насле­дия быв­ших пре­зи­ден­тов.

ПБП уста­нав­ли­ва­ет­ся на неде­ли­мое иму­ще­ство по реше­нию пра­ви­тель­ства РФ, субъ­ек­тов и МО. В реше­нии ука­зы­ва­ет­ся:

  • кадаст­ро­вый номер ЗУ;
  • наиме­но­ва­ние юрли­ца с реги­стра­ци­он­ным номе­ром в ЕГРЮЛ;
  • назва­ние орга­на гос. вла­сти или ОМСУ.

Дру­гих вещ­ных прав у пред­при­я­тия или учре­жде­ния на зем­лю, кро­ме ПБП, не преду­смат­ри­ва­ет­ся.

Лица, кото­рым ЗУ предо­став­ле­ны по ПБП, обла­да­ют пра­ва­ми поль­зо­ва­ния зем­лей в соот­вет­ствии с ее целе­вым назна­че­ни­ем в рам­ках, ука­зан­ных зако­но­да­тель­ством. Раз­ре­ша­ет­ся стро­и­тель­ство зда­ний, соору­же­ний и иных ОН и пере­вод их в соб­ствен­ность.

Рас­по­ря­жать­ся ЗУ с ПБП поль­зо­ва­те­ли не впра­ве. Исклю­че­ние:

  • уста­нов­ле­ние серви­ту­та;
  • предо­став­ле­ние слу­жеб­ных наде­лов.

Права на землю собственников недвижимости

Соб­ствен­ни­ки объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, рас­по­ло­жен­ных на земель­ном участ­ке, им не при­над­ле­жа­щим, впра­ве поль­зо­вать­ся ЗУ.

При пере­хо­де прав соб­ствен­но­сти на ОН к дру­го­му соб­ствен­ни­ку пере­хо­дит так­же и пра­во поль­зо­ва­ния земель­ным участ­ком, кото­рое было у пред­ше­ству­ю­ще­го соб­ствен­ни­ка. (ст. 271 ГК РФ).

Что происходит с недвижимыми объектами, когда пользование землей прекращается

Если пра­во поль­зо­ва­ния на земель­ный уча­сток пре­кра­ще­ны, то судь­ба постро­ен­ных на нём ОН регла­мен­ти­ру­ет­ся соглас­но ст. 272 ГК в зави­си­мо­сти от ситу­а­ции:

  • Так, по тре­бо­ва­нию соб­ствен­ни­ка земель­но­го участ­ка воз­ве­ден­ные построй­ки могут быть сне­се­ны, за исклю­че­ни­ем жилых домов, исто­ри­ко-куль­тур­ных объ­ек­тов, доро­гих стро­е­ний.
  • По согла­ше­нию меж­ду соб­ствен­ни­ком и поль­зо­ва­те­лем, постро­ив­шим на ЗУ объ­ек­ты недви­жи­мо­сти, земель­ный уча­сток может быть при­об­ре­тён в соб­ствен­ность поль­зо­ва­те­ля.

Судьба земли при отчуждении объекта недвижимости

Если пра­во соб­ствен­но­сти на стро­е­ния и соору­же­ния пере­хо­дят к дру­го­му лицу, вме­сте с ним пере­хо­дит и пра­ва соб­ствен­но­сти на земель­ный уча­сток (ст. 273 ГК РФ).

Земельный сервитут

Серви­тут (так же, как и арен­да земель­но­го участ­ка) отно­сит­ся к видам огра­ни­че­ний прав на земель­ные участ­ки. Он может уста­нав­ли­вать­ся:

  • по доб­ро­воль­но­му согла­ше­нию меж­ду соб­ствен­ни­ка­ми ЗУ;
  • иску заин­те­ре­со­ван­но­го в серви­ту­те лица;
  • поста­нов­ле­нию или нор­ма­тив­но­му акту гос. или мун. орга­нов вла­сти (пуб­лич­ный серви­тут).

Предо­став­ля­ет поль­зо­ва­те­лю огра­ни­чен­ное пра­во поль­зо­ва­ния зем­лей (напри­мер, пра­во на про­езд, про­ход, про­клад­ку ком­му­ни­ка­ци­он­ных сетей, газо­про­во­дов, стро­и­тель­ство доро­ги, вет­ки мет­ро и т.д.), но толь­ко в том слу­чае, если оно не про­ти­во­ре­чит основ­но­му виду исполь­зо­ва­ния ЗУ соб­ствен­ни­ком.

Право хозяйственного и оперативного управления

Госу­дар­ствен­ное или муни­ци­паль­ное пред­при­я­тие без пра­ва соб­ствен­но­сти (уни­тар­ное пред­при­я­тие — УП) может рас­по­ря­жать­ся вла­деть и поль­зо­вать­ся ЗУ по пра­ву хозяй­ствен­но­го управ­ле­ния (Ст. 294, 296 ГК РФ).

  • Соб­ствен­ник созда­ёт УП, наме­ча­ет цели его дея­тель­но­сти, изби­ра­ет руко­во­дя­щий состав реор­га­ни­зу­ет и лик­ви­ди­ру­ет пред­при­я­тие.
  • Соб­ствен­ник может пре­тен­до­вать на часть при­бы­ли.
  • УП не впра­ве рас­по­ря­жать­ся земель­ным участ­ком и дру­ги­ми объ­ек­та­ми недви­жи­мо­сти: сда­вать зем­лю в арен­ду, исполь­зо­вать в каче­стве зало­га, отчуж­дать в поль­зу дру­го­го лица и т.д. (ст. 295 ГК). Дру­гим при­над­ле­жа­щим ему иму­ще­ством УП может сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся.

Зем­ля может быть предо­став­ле­на казен­но­му учре­жде­нию под опе­ра­тив­ное управ­ле­ние (ст. 296 ГК РФ). При этом исполь­зо­ва­ние раз­ре­ша­ет­ся толь­ко в соот­вет­ствии с видом раз­ре­шен­но­го исполь­зо­ва­ния и по согла­сию соб­ствен­ни­ка.

  • Соб­ствен­ник может изъ­ять излиш­ки зем­ли, если учре­жде­ние их не исполь­зу­ет, либо исполь­зу­ет не по назна­че­нию.
  • Авто­ном­ное или казен­ное пред­при­я­тие име­ет пра­во осу­ществ­лять дея­тель­ность, при­но­ся­щую доход.

Право аренды земельного участка

Земель­ные участ­ки, кро­ме огра­ни­чен­ных в обо­ро­те, на осно­ва­нии ст. 27 ЗК РФ, могут сда­вать­ся по пра­ву арен­ды лицам, не име­ю­щим граж­дан­ства, а так­же ино­стран­цам (ст. 22 ЗК).

  • Арен­да земель­но­го участ­ка носит воз­мезд­ный харак­тер: аренд­ная пла­та опре­де­ля­ет­ся соглас­но дого­во­ру.
  • Арен­да­тор впра­ве:
    • пере­дать свои пра­ва по арен­де дру­го­му лицу;
    • отдать их в залог;
    • сдать уча­сток в суб­арен­ду;
    • вне­сти как пай в устав­ный капи­тал това­ри­ще­ства или коопе­ра­ти­ва.
  • Дан­ные дей­ствия осу­ществ­ля­ют­ся в пре­де­лах сро­ка аренд­но­го дого­во­ра.
  • Запре­ща­ет­ся сле­ду­ю­щим арен­да­то­рам пере­да­вать свои пра­ва по арен­де, зало­гу и суб­арен­де без одно­вре­мен­ной пере­да­чи прав по дого­во­рам ОЭЗ (осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах), ОТ и КОТ(освоении тер­ри­то­рии и ком­плекс­ном осво­е­нии тер­ри­то­рии):
    • рези­ден­там и участ­ни­кам ОЭЗ, в част­но­сти, в Кры­му, Сева­сто­по­ле;
    • участ­ни­кам дого­во­ров об осво­е­нии тер­ри­то­рии, напри­мер, в целях стро­и­тель­ства ком­мер­че­ско­го, соци­аль­но­го или стан­дарт­но­го жилья.
  • Изме­нить или рас­торг­нуть дого­вор арен­ды земель­но­го участ­ка рань­ше вре­ме­ни нель­зя.
  • Если пери­од дей­ствия дого­во­ра 5 лет, то арен­да­тор впра­ве пере­да­вать свои пра­ва и обя­зан­но­сти по арен­де, не спра­ши­вая согла­сия соб­ствен­ни­ка.

Земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов

Пра­во на исполь­зо­ва­ние зем­ли сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния име­ют:

  • граж­дане, кому уча­сток пере­дан для веде­ния ЛПХ, садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства;
  • юри­ди­че­ские лица (КФХ, сель­ско­хо­зяй­ствен­ные пред­при­я­тия и коопе­ра­ти­вы), кол­лек­тив­но вла­де­ю­щие зем­лей по прин­ци­пам доле­вой соб­ствен­но­сти.

Подроб­нее в ста­тье об обо­ро­те земель с/х назна­че­ния.

Зем­ли насе­лен­ных пунк­тов исполь­зу­ют­ся:

  • для инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства (ИЖС);
  • жилой застрой­ки;
  • стро­и­тель­ства пред­при­я­тий;
  • созда­ния куль­тур­ных, рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов;
  • раз­ме­ще­ния инже­нер­ных ком­му­ни­ка­ций, транс­порт­ных объ­ек­тов и т.д.

Все­го выде­ля­ют девять зон тер­ри­то­ри­аль­ных зон с раз­лич­ны­ми ВРИ земель насе­лен­ных пунк­тов.

Крат­кие ито­ги

  • Виды прав на земель­ные участ­ки: част­ная и госу­дар­ствен­ная соб­ствен­ность, бес­сроч­ное поль­зо­ва­ние, пожиз­нен­но насле­ду­е­мое вла­де­ние, серви­тут, воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние (арен­да), хозяй­ствен­ное веде­ние и опе­ра­тив­ное управ­ле­ние.
  • Вид пра­ва зави­сит от субъ­ек­та:
    • пра­во ПНВ суще­ству­ет толь­ко у граж­дан;
    • пра­во бес­сроч­но­го поль­зо­ва­ния — госу­дар­ствен­ные, муни­ци­паль­ные орга­ны и юри­ди­че­ские лица;
    • серви­тут — граж­дане и юри­ди­че­ские лица;
    • арен­да — лица без граж­дан­ства и ино­стран­ные граж­дане.
  • Виды вещ­ных прав на зем­лю опре­де­ля­ют воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния земель­ным участ­ком:
    • толь­ко пра­во соб­ствен­но­сти дает воз­мож­ность пол­но­го рас­по­ря­же­ния;
    • осталь­ные вещ­ные пра­ва суще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют его.

И в любом слу­чае поль­зо­вать­ся пра­ва­ми мож­но, не выхо­дя за рам­ки зако­но­да­тель­но­го поля и исполь­зо­ва­ния зем­ли по назна­че­нию.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/vidy-prav-na-zemelnye-ucastki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.