Форма собственности государственная субъекта российской федерации

Содержание

Виды государственной собственности

Форма собственности государственная субъекта российской федерации

Определение 1

Государственная собственность – это одна из гарантированных российским гражданским законодательством форм собственности, то есть система правомочий государства и регионов по владению, распоряжению и пользованию имуществом.

Исторически государства учреждаются для реализации переданных населением функций управления, преследующих цель наиболее эффективно организовать общественные отношения и обеспечить социально-экономическое развитие.

При этом государство способно реализовать свои управленческие функции исключительно через систему должностных лиц и органов публичного управления, учреждение и функционирование которых требуют аккумуляции и обособления определенных финансовых, материально-технических, кадровых и иных ресурсов.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Указанное предопределяет необходимость передачи и сосредоточения в руках должностных лиц и органов публичного управления полномочий собственника на имущество, необходимое для реализации управленческих функций.

Кроме того, государство как социальный институт эффективной организации жизнедеятельности населения определенной территории принимает на себя полномочия собственника в отношении того имущества, значение которого велико для всего населения.

Социально-экономическая природа государственной собственности позволяет определить ее как выражение общественных отношений, которые складываются между населением и публично-правовыми институтами по поводу присвоения благ для реализации публичных интересов.

Характеристика видов государственной собственности

Цивилистика традиционно трактует право собственности как правоотношение, которое выражает экономическое отношение к материальному благу. При этом принято различать категории форма собственности и право собственности.

Форма собственности – это правоотношения, выражающие экономическое отношение различных субъектов к материальному благу. Так, основным законом страны гарантируется равенство собственности частных субъектов гражданского оборота и публично-правовых образований.

Отдельные авторы в связи с этим указывают на отсутствие целесообразности классификации права собственности в зависимости от тех субъектов, которым принадлежат материальная блага.

Такая позиция представляется неоправданной, поскольку несмотря на равенство гарантируемой государством защиты права собственности различным субъектам, реализация правомочий, составляющих права собственности в зависимости от субъекта характеризуется специфическими чертами, например:

  • в число объектов, составляющих государственную собственность, могут входить объекты, изъятые из гражданского оборота, соответственно, граждане и их объединения такими объектами владеть не могут;
  • государственная собственность имеет специфические источники формирования, такие как национализация, налогообложение, конфискация. Граждане и их объединения лишены возможности приобретать в свою собственность имущество такими способами и пр.

Другими словами, содержание правомочий собственника отличается в соответствии с отечественным законодательством исходя из формы собственности.

Конституционное закрепление получили следующие формы собственности:

  • частная собственность;
  • собственность государства;
  • собственность муниципалитета.

При этом конституция наряду с поименованными признает и равенство иных форм собственности.

Ввиду федеративного устройства Российского государства, государственная собственность делится исходя из фигуры правообладателя на:

  • федеральную собственность;
  • собственность субъекта Федерации или региональную собственность.

Государственная собственность, как федеральная, так и региональная, по своей природе, характеризуется уникальным назначением: она призвана обеспечивать решение управленческих задач и реализацию функций публично-правового образования для эффективного социально-экономического развития территории и наиболее полного обеспечения прав и свобод личности.

Указанным назначением предопределяется и состав государственной собственности – ее образует только то имущество, которое необходимо публично-правовому образованию для реализации конституционно установленных полномочий.

Другая специфическая черта государственной собственности заключается в том, что государство как законодатель и правообладатель одновременно устанавливает для себя и других субъектов права собственности обязательные правила и нормы по реализации права собственности.

Государство указанным правом наделено в силу своего назначения – это право производно от суверенитета, переданного государству населением, у регионов оно производно от государственного суверенитета.

В состав исключительной федеральной собственности может входить:

  • имущество, которое образует национальное богатство;
  • имущество, которое обеспечивает деятельность органов публичной власти и решение общенациональных задач;
  • имущество оборонного производства;
  • имущество тех областей экономики, которые имеют общенациональное значение и составляют базу для развития других областей.

Имущество, которое входит в состав региональной собственности:

  • имущество, необходимое для реализации управленческих задач органами публичного управления субъектов в рамках предметов регионального ведения;
  • имущество, которое обеспечивает решение управленческих задач совместного с Федерацией ведения;
  • имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности государственных служащих в региональных органах, предприятиях и учреждениях, образованных региональными органами власти;
  • имущество, которое требуется для реализации управленческих задач, переданных Федерацией.

По функциональному назначению государственное имущество может быть разделено на:

  • казну;
  • имущество предприятий и учреждений государства;
  • имущественные права и обязанности государства.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/vidy_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

Государственная собственность — урок. Обществознание, 8 класс

Форма собственности государственная субъекта российской федерации

Помимо частной собственности в нашем государстве существует ещё и государственная собственность.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Пример:

к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты  и т. д.

В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной.

Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно.

При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.

Пример:

таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.

Согласно постановлению Верховного Суда РФ от \(27\).\(12\).\(1991\) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность.
Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:

  1. объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
  3. Объекты оборонного производства.
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
  5. Прочие объекты.

Пример:

1. ресурсы континентального шельфа, заповедники, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения и т. д.
2. Государственная казна РФ, имущество вооружённых сил, высшие учебные заведения и др.
3.

Предприятия, которые производят военную продукцию.
4. Федеральные автомобильные дороги общего пользования, телевизионные и радиопередающие центры и др.
5.

 Предприятия фармацевтической промышленности, спиртовой и ликёроводочной промышленности.

Объекты федеральной собственности, которые не относятся исключительно к федеральной собственности, могут быть переданы в собственность субъектов в составе РФ, т. е. в собственность областей, краёв, республик.

Пример:

учреждения народного образования, здравоохранения, средние специальные и профессиональные учебные заведения, элеваторное хозяйство (зерновой элеватор), предприятия рыбопромысловой промышленности.

Государственное имущество может пополняться в результате национализации либо уменьшаться вследствие приватизации.

Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Пример:

огромная по объёмам национализация происходила в нашей стране в \(1918\) году после Октябрьской революции, когда все предприятия стали государственными в результате безвозмездной экспроприации. Сегодня же государство не может национализировать частную собственность безвозмездно.

Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Пример:

самые частые случаи приватизации в нашей стране происходили в \(1990\)-е годы, когда государство передавало предприятия в частные руки.

В широком смысле субъектом государственной собственности является весь народ Российской Федерации.

При этом управляют государственной собственностью кабинет министров и государственные органы, при этом ключевую роль выполняют Министерства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти.

Объектом государственной собственности является собственность государства, перечисленная ранее.

Источники:

http://www.consultant.ru Консультант Плюс.
https://investments.academic.ru Академик.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/formy-sobstvennosti-401573/re-846070cd-c248-4a79-9a80-f84a89dfce21

Характеристика форм и видов собственности в РФ

Форма собственности государственная субъекта российской федерации

СОДЕРЖАНИЕ:

1 Виды и формы собственности, имеющие место в правовых и экономических отношениях в РФ

2 Частная и личная собственность

3 Общая и совместная собственность

4 Публичная форма собственности

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В ч.2 ст.8 и ч.2 ст.9 Конституции РФ формы собственности различаются по субъектному составу. Следует пояснить, что с этой точки зрения принципиально возможны только две формы собственности – частная и публичная (государственная и муниципальная).

Имущество, находящееся в частной собственности, принадлежит определенным отдельным лицам и их объединениям.

Имущество, находящееся в публичной собственности, формально принадлежит неопределенному кругу лиц – всем гражданам государства, составляющим публично–правовой союз (государственная собственность), или всем постоянным жителям поселения, создающим муниципальное образование (муниципальная собственность). Во всех видах публичной собственности правомочия собственника осуществляют органы государства или местного самоуправления.

1 Виды и формы собственности, имеющие место в правовых и экономических отношениях в РФ

На рисунке 1 представлены виды и формы собственности, имеющие место в правовых и экономических отношениях в РФ.

Рисунок 1 – Виды и формы собственности 

2 Частная и личная собственность

Частная собственность – это одна из форм собственности, которая позволяет владельцу свободно ею владеть, пользоваться и распоряжаться.

К частной собственности относят: индивидуальную, корпоративную, кооперативную, акционерную, интеллектуальную, авторскую и любую другую негосударственную форму собственности.

К особенности частной собственности относят право владельца поступать с принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению – продавать, дарить и завещать без предварительного согласования с государственными органами.

Вместе с тем частная собственность является частью рыночной экономики. Законодательство подразумевает переход государственной собственности в частную и называет этот процесс – приватизацией. А обратный переход – национализация.

Частная собственность в  России не возникла из ничего, и  очень редко она возникала с  нуля. Процесс приватизации фактически был равен разгосударствлению: большинство заметных бизнесов появлялось по той причине, что нечто государственное становилось частным.

Под приватизацией массовое сознание понимает прежде всего появление крупных собственников, всякий раз забывая о  малой приватизации (магазинов, парикмахерских и  т.  п.), о  передаче квартир в частную собственность.

Отчасти это связано с тем, что психологически советские люди и так считали квартиру своей собственностью, а процесс приватизации жилплощади оценивали как сугубо формальный акт, констатацию изменения правил владения.

По прошествии более четверти века существования в рыночных условиях граждане России, несмотря на все сложности нового уклада, недоверие к приватизации и крупному бизнесу, в большинстве своем считают частные предприятия более эффективными, чем государственные. Возможности собственников в России, по мнению Д.А. Волкова, зависят от близости к государственной власти и ее ключевым фигурам. А это, в свою очередь, означает неустойчивость права собственности.

Частная собственность в представлении граждан – это, прежде всего, квартира, а также машина, дача, участок земли.

К сожалению, приватизация начала 1990–х в сознании людей ассоциируется в первую очередь с  нечестным переделом крупной собственности и  в гораздо меньшей степени – с приватизацией квартир (от чего выиграло большинство граждан) и возможностями для свободного ведения бизнеса (в том числе «малой» приватизацией магазинов, парикмахерских и т. д.).

Такое понятие как личная собственность, выделенная А.А. Базиковым, является мало распространенным, так например, А.Н. Черепанов, относит к личной собственности: квартиру, машину и т.п., он считает, что частная возникает тогда, когда происходит эксплуатация наемного труда и присвоение результатов этой деятельности.

3. Общая и совместная собственность

Законодательством предусмотрено наделение нескольких людей правами владения одним объектом недвижимости. Согласно ст. 244 ГК РФ, общей собственностью является имущество, которое принадлежит двум или более гражданам.

Если земля и дом являются общими для нескольких владельцев – это совместная собственность. Если же в этом имуществе выделены доли каждого из них – это долевая собственность. Размер долей каждого из участников устанавливается на основании письменного соглашения или в судебном порядке.

По умолчанию, если договора нет, доли считаются равными.

Выделить долю из совместной собственности бывает невозможно, если помещение и земля используются владельцами полностью, и нет возможности выделить долю в натуре. В этих случаях владельцы договариваются о порядке использования имущества и сохраняют мирное соседство.

Собственниками объекта в виде дома и земли могут быть близкие родственники или посторонние друг другу люди. Определение взаимных прав и обязанностей владельцев позволяет избежать конфликтов, недопониманий и распоряжаться своей долей на законных основаниях.

Главное отличие совместной собственности от долевой в том, что в первом случае не определены в процентном выражении доли во владении имуществом тех или иных лиц – как правило, супругов. Второй вид собственности предполагает соответствующее разделение прав пользования имуществом. Отсюда проистекают прочие различия между рассматриваемыми видами владения объектом.

Организационно–правовой формой реализации акционерной собственности является акционерное общество (АО). Это хозяйственное общество, образованное учредителями на основе соглашения путем объединения их имущества с целью осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли.

В настоящее время выделяют публичные акционерные общества (ПАО) и непубличные акционерные общества (АО). Понятие паевой собственности схоже с понятием акционерной собственности, только вместо акций собственность делиться на паи.

Так, например, в Кемеровской области функционирует СПК «Береговой», этот сельскохозяйственный кооператив был сформирован в 1964 году, земли кооператива были поделены между работниками на определенные паи и каждый работник имел свой пай. В настоящее время, эта форма собственности имеет место быть в СПК «Береговой».

Собственники паев могут продать свой пай любому физическому или юридическому лицу, именно так и случилось, когда в Кузбассе возникла необходимость строительства автомагистрали «Кемерово – Ленинск–Кузнецкий».

4. Публичная форма собственности

Публичная форма собственности – это принадлежность объекта недвижимости к публично–общественному образованию, которым является все государство в целом, конкретный субъект федерации или муниципалитет.

Поэтому, например, многие Московские постройки, находящееся в публичной собственности, иными словами принадлежат государству. И чтобы перевести их в разряд собственности частной, требуется провести процедуру приватизации.

Понимание того, что публичное не означает государственное, всегда было слабой стороной российского восприятия собственности.

Муниципальная собственность является частью государственной, но при этом ее принято выделять отдельно, потому что такими участками распоряжаются органы самоуправления.  Земли могут стать муниципальными в следующих случаях:

– если они переданы из государственной собственности;

– в случае их специального отнесения к муниципальным;

– на основании судебных актов о разграничении участков;

– если они приобретены у различных субъектов.

Каким бы образом земля не перешла к муниципалитету, она должна использоваться для нужд населения. А именно обеспечивать работой, жильем или использоваться для отдыха граждан. Несмотря на то, что земли используются для граждан, они делятся на участки открытые для общего пользования и закрытые.

Муниципалитеты вправе распоряжаться своими участками, главное, чтобы все операции были в рамках законодательства РФ.

Все деньги, вырученные за операции с муниципальными земельными участками, должны переходить в местный бюджет. Сами земли могут быть переданы в аренду или в собственность как гражданам, так и организациям.

Причем последним при определенных обстоятельствах участок может достаться бесплатно.

Все земли, которые не относятся к частной и муниципальной собственности, считаются государственными. Из–за своей площади эти земли очень значимы как экологически так и экономически.

Почти все производственные, промышленные и природоохранные предприятия расположены на государственной земле.

Но, несмотря на всю значимость, эти земли можно арендовать, купить и даже бесплатно получить в собственность путем приватизации или после получения участков под ИЖС.

Государственные земельные участки могут быть в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Различаются эти виды органами управления. Так земельными участками в собственности субъектов управляют уполномоченные на это органы управления самих субъектов.

К примеру, участками Кемеровской области, которые не принадлежат муниципалитетам и частным лицам, будут распоряжаться органы управления Администрации Кемеровской области. А всей федеральной землей распоряжаются в столице нашей страны.

При этом деньги, вырученные с земель субъектов, пополняют бюджет этого субъекта, а средства, полученные с федеральных земель, идут в федеральный бюджет.

Таким образом, понятие виды и формы собственности тесно связаны между собой. В настоящее время в РФ наиболее распространенными являются: частная, долевая, государственная и муниципальная формы собственности.

Источник: https://abium24.ru/formy-i-vidy-sobstvennosti

Государственная собственность на землю и ее основные виды

Форма собственности государственная субъекта российской федерации

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Федеральная собственность

Сюда включены следующие земли:

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html

Формы и виды собственности в России

Форма собственности государственная субъекта российской федерации

Понятие форма собственности преподносится как опора, на которой устойчиво держится любое общество. Как явление она возникла в самом начале развития человечества. Уже тогда имея основные разделения, она могла присваиваться как личное имущество и как коллективное.

Что это

Понятие означает отношение между распределением и присвоением. Характеризует наличие права у субъекта (юридического, физического лица или группы лиц) распоряжаться своим имущественным правом, имея определённые цели.

Сегодня, чтобы определить какие 4 основные формы, виды и подвиды собственности закреплены в государстве, можно изучить положения в гражданском праве, данные в Российском законодательстве относительно схемы и специальных указанных кодов, а также изучить положения, предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Разновидности

Общество не может существовать без каких-либо разновидностей, личных или общественных материальных ценностей. Вопрос о том, как они распределяются, для многих актуален.

Определяется правовладение материальными ценностями при соблюдении требований законодательства. Закон признает наличие равных условий управления по различным критериям выбора.

Следовательно, требуется знать, какие бывают виды и организационные формы собственности, какие существуют имущественные взаимоотношения организаций, какие правила есть в РФ, насколько они признаются правильными в современной России и какие особенности существую в положениях Российской Федерации.

Обладать правовладением в Российской Федерации и быть защищённым законом в своих правах на материальные ценности гражданин России может на основании существующих юридических норм.

Нормам подчинена форма собственности частного лица или организации юридического лица, будь это ООО, представительство акционерного общества с ограниченной ответственностью, АО, государственная федеральная компания или иной владелец объекта или объектов, какие бывают по определению.

В связи с этим в Гражданском кодексе Российской Федерации классифицировано 4 вида имущества и обозначены основные распорядители.

Государственная

Правовладельцем является РФ. Все результаты труда, полученные в ходе эксплуатации, принадлежат исключительно государству.

Важная роль в экономике страны обозначает:

  • Необходимость подобной разновидности обусловлена в тех отраслях, где не может существовать частный бизнес. Это, например, сфера энергоснабжения или ж/д транспорт.
  • Государственный тип характерен для производства общественных благ. Это наиболее важные сферы, включающие обороноспособность государства.
  • Включаются также предприятия, подвергшиеся национализации в период перестройки экономики.

Отличительная черта — форма в проигрыше частному правовладению в отношении показателей экономической эффективности. В случае государственного правовладения заинтересованность в контроле более низкая.

Муниципальная

На основании статьи 8 Конституции РФ муниципальный тип владения характеризуется как самостоятельная категория и не считается государственным. Данный способ управления отличает конкретный порядок владения. Право распоряжаться имуществом дано органам самоуправления, поскольку данное право — результат воли и интересов местного населения.

Муниципальным считается правовладение городским имуществом, сельским и владение прочими муниципальными образованиями. Муниципальные ценности берутся в управление на основании порядка, установленного в части 2 статьи 125 ГК РФ. По регламенту право распоряжаться сооружениями предоставляется местным должностным лицам. В отдельных случаях такое право получает население.

Имущество местного характера – целевое. На этом строятся его характерные стороны, эксплуатационные способы, особенности.

Муниципальный тип владения требуется для решения следующих задач:

  • Чтобы оперативно решить вопросы регионального уровня.
  • Чтобы решить задачи, поставленные государством, правительством перед местной властью.
  • Чтобы местные органы управления могли полноценно функционировать.

Частная

К единичной индивидуальной частной разновидности владения, учитывая 3 разновидности собственности, дополнительно относятся партнёрская и корпоративная разновидности, которые вместе уступают государственной форме собственности, когда это относится к определению входящих видов.

Тип управления выделяет два основных вида: индивидуальный и общественный. Каждому виду соответствуют законно обоснованные подкатегории, обладающие юридическими особенностями. Их подробное описание содержит Гражданский кодекс РФ.

В свою очередь индивидуальная разновидность подразделяется на следующие виды:

  • Вид единства, когда все блага принадлежат единственному гражданину, у которого есть право привлекать работников по найму.
  • Вид партнерства, характерный для объединения физических лиц, с целью ведения предпринимательской деятельности, поддержания производственных отношений, что соответствует виду и форме собственности в России.
  • Тип кооператива. Лица, продающие свободные акции и создающие капитал.

Основной общественный вид характеризуется несколькими подвидами:

  • Коллективным. Когда права управления равноценно разделены между работниками.
  • Государственным. Когда имуществом владеет город или поселок.
  • Общенародным. Если ценности принадлежат государственным резидентам. Например, музеи или памятные места.
  • Комбинированным. Образование, созданное путём объединения разных видов имущества.

Важно также знать о совместном и долевом виде управления, доступных каждому человеку. В Российской Федерации признаются различные типы управления, следующие по формам собственности, в том числе имущество предприятия в России может принадлежать частным лицам, проживающим в РФ, когда оно может быть распределено между ними в равных долях при равноправных условиях.

Общественная

Владельцем и распорядителем является общество, обозначенное, как коллективный субъект.

Муниципальная разновидность владения, общественная и корпоративная представляют организационно-правовую форму по каждому виду собственности и когда отдельно это касается общественной собственности. Данная разновидности представляет три типа имущественного владения:

  • Государственную. Здесь обозначена внутренняя деятельность страны. Проведение национализации, строительство зданий и сооружений на средства федерального бюджета.
  • Коллективную. Принадлежность общественных организаций, церквей, партий.
  • Муниципальную. Имуществом распоряжаются местные органы власти.

Основные отличия

Наименование правовой формы собственности (государственного, частного или юридического лица) содержит в себе ответы на вопросы, включая какие бывают типы по общероссийскому классификатору ОКОПФ, в чём разница с ОКФС.

Во всех обозначенных положениях усматриваются различия между собственниками. Данные различия зашифрованы в кодах. Каждый код по общероссийскому классификатору имеет свой номер и в совокупности все коды представляют перечень форм собственности, зафиксированные в ГК РФ, что является доступом к данным по той или иной организации, например ООО с возможностью определения в ОКФС по ИНН онлайн.

Частное, общественное, государственное владение ценными и материальными активами разделяют на противоположные понятия. С особенностями государственной, муниципальной формы (МАУ) или частной собственности в РФ можно ознакомиться по законодательству РФ.

Соответственно между вышеуказанными понятиями правовладения есть масса отличий. В список основных отличий вносят:

  • Свободу на право владения.
  • Разделение материальной ответственности.
  • Разницу в контроле поведения.
  • Соизмеримость интересов.
  • Целевые направления.

Смешанная форма

Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.

Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.

Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.

В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.

Источник: https://rosinfostat.ru/formy-sobstvennosti/

Формы собственности в Российской Федерации

Форма собственности государственная субъекта российской федерации

Согласно п. 1 ст. 212 ГК РФ «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Следовательно, выделяются такие формы собственности, как частная, государственная, муниципальная и иные. Помимо форм собственности выделяют также виды собственности, определяемые по различным критериям. В частности к видам собственности относят общую совместную собственность, общую долевую собственность.

По своим субъектам частная собственность делится на частную собственность граждан и юридических лиц.

В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им при- надлежать.

В частности, граждане могут быть собственниками различных видов недвижимости (предприятий, имущественных комплексов, жилых домов и квартир). Конституция

РФ провозглашает право граждан иметь в частной собственности землю (земельные участки).

Граждане могут иметь в собственности также движимое имущество и отдельные обязательственные права. Лишь имущество, изъятое из оборота, составляющее объект исключительной собственности государства, не может быть собственностью граждан.

Юридические лица являются собственниками своего имущества, включая имущество, переданное им в виде вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами). Исключением признается лишь имущество унитарных государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником.

Государственная собственность в РФ составляет имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, для государственной собственности характерна множественность субъектов. Ее субъектами являются государственные образования как таковые.

Все государственное имущество, принадлежит ли оно Российской Федерации или ее субъектам, разделяется на две основные группы:

1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на началах хозяйственного ведения или оперативного управления;

2) имущество, поступающее в собственность государства и остающееся не распределенным между его юридическими лицами (например, средства госбюджета, различные фонды, конфискованное, бесхозяйное, выморочное имущество, пошлины и сборы и т.п.).

В Гражданском кодексе РФ муниципальная собственность представляет собой самостоятельную форму собственности. Муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям а также другим муниципальным образованиям.

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество.

Муниципальное имущество, так же как и государственное, делится на две группы. Первую из них составляет имущество, переданное муниципальным предприятиям и учреждениям во владение, пользование и управление и закрепленное за ними на принципах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вторую часть муниципальной собственности составляет казна соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, представляющая собой муниципальное имущество, не закрепляемое за предприятиями или учреждениями и находящееся в непосредственном ведении муниципального образования.

Общая собственность

Как правило, собственником имущества выступает одно лицо (гражданин, юридическое лицо, государственное или муниципальное образование). Но возможны случаи, когда одно и то же имущество принадлежит на праве собственности нескольким лицам.

Такая принадлежность одного и того же имущества нескольким лицам на праве собственности называется общей собственностью.

Общая собственность может возникнуть в силу совместного труда нескольких лиц, состояния в браке, членства в крестьянском (фермерском) хозяйстве и т.д.

Различаются два вида общей собственности — общая долевая и общая совместная собственность.

Общая долевая собственность принадлежит по долям нескольким лицам сообща.

Например, каждому из двух наследников умершего наследодателя до раздела наследственного имущества принадлежит половинная доля в праве собственности на наследство. Если трое граждан внесли равные суммы денег на приобретение автомобиля, то доля каждого из них в праве собственности на автомашину равна одной трети.

Доля каждого из участников общей долевой собственности — это отнюдь не реальная и вместе с тем не идеальная доля каждого из участников общей собственности (сособственника). Это доля в праве на все общее имущество, иными словами, доля в объеме правомочий каждого сособственника в отношении общего объекта.

Право общей долевой собственности, как и любое право собственности, складывается из правомочий владения, пользования, распоряжения имуществом. В отношении общей долевой собственности эти правомочия осуществляются по соглашению всех ее участников. Это означает равенство всех сособственников независимо от размера доли каждого из них. В случае разногласия спор решается судом.

Плоды, продукция и доходы от пользования общим долевым имуществом распределяются между сособственниками соразмерно их Долям, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Налоги, сборы, иные платежи и издержки по содержанию u1086 общего имущества также распределяются между сособственниками соразмерно доле каждого из них.

При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные “собственники” имеют право преимущественной покупки продаваемой доли. Это означает, что продать свою долю постороннему лицу сособственник вправе лишь в случае, когда остальные участники общей собственности, будучи извещенными о его намерениях, отказались от покупки или не приобрели ее в течение установленного срока.

Долевая общая собственность может быть разделена ее участниками по соглашению между ними. Любой из ее участников вправе также требовать выдела своей доли из общего имущества.

Общая совместная собственность также характеризуется тем, что одно и то же имущество принадлежит сообща нескольким лицам. Но участники общей совместной собственности обладают равными правами на общее имущество в целом. Ни у одного из них нет доли в праве на соответствующее имущество. Доли могут быть определены лишь при разделе или выделе общего имущества.

Владение, пользование, распоряжение совместной собственностью осуществляется на основе согласия всех сособственников. Такое согласие предполагается. В частности, сделки по распоряжению имуществом, находящимся в совместной собственности, вправе совершать каждый из сособственников, но при этом предполагается наличие согласия всех ее участников.

Возникновение общей совместной собственности допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Так, имущество, нажитое супругами во время брака, признается их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (п. 1 ст. 256 ГК РФ). Но установленный в ГК РФ режим совместной собственности супругов может быть изменен брачным договором между ними.

Другим примером допущения законом общей совместной собственности может служить имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, которое принадлежит его членам, если законом или договором между ними не установлено иное (п. 1 ст. 257 ГК РФ).

Источник: https://studopedia.ru/10_59331_formi-sobstvennosti-v-rossiyskoy-federatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.