Федеральный закон о приватизации государственного муниципального имущества

Закон о приватизации гос и муниципального имущества

Федеральный закон о приватизации государственного муниципального имущества

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” регулирует правовую основу для отчуждения федеральной собственности в пользу физических или юридических лиц.

Основное назначение его положений сводится к созданию единой системы, по которой организовывается вся процедура передачи собственности в частное владение.

С момента принятия закон претерпел ряд изменений, которые ориентированы на его приведение в актуальное состояние и соотношение с законодательной базой.

Описание закона

Закон был принят 30 ноября 2001 года. Структурно он подразделяется на следующие главы:

  • общие положения регламентируют основные понятия ФЗ 178, принципы, правовую основу и связь с иными законодательными актами по вопросам приватизации;
  • процедура планирования передачи государственной и муниципальной собственности в частное владение;
  • порядок передачи федерального имущества, гарантии, предоставление документов;
  • способы приватизации государственной и муниципальной собственности по закону;
  • особенности передачи отдельных видов имущества;
  • оплата и распределение средств от продажи;
  • особенности создания акционерных обществ и ООО с долей государственной или муниципальной собственности в уставном капитале.

Приведенное краткое содержание ФЗ 178 “О приватизации государственного и муниципального имущества” позволяет наглядно увидеть, каким образом осуществляется передача государственной и муниципальной собственности во владение физических и юридических лиц. Последние изменения в Федеральный закон о приватизации были внесены 1 июля 2017 года.

Скачать

Скачать Закон о приватизации 178 ФЗ в последней редакции можно по данной ссылке. Документ представлен со всеми изменениями на 2017 год, включая последнюю редакцию статьи 5 ФЗ 178.

Текст Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества” позволяет ознакомиться с порядком и организацией данного процесса. Подобное изучение полезно не только для тех, кто непосредственно сталкивается с данной процедурой, но и для рассмотрения соответствующего законодательства в целом.

Последние изменения Закона о приватизации

Последние изменения в Закон о приватизации были введены 1 июля 2017 года посредством принятия ФЗ 155.

Коснулись они статьи 5 Закона о приватизации, регламентирующей перечень покупателей государственной и муниципальной собственности.

Была изменена редакция ее первого пункта, новая версия указывает, что участниками приватизации могут быть любые физические и юридические лица, кроме:

  • государственных и муниципальных учреждений и организаций;
  • юридических лиц, у которых в уставном капитале доля собственности РФ составляет более 25%;
  • юридических лиц, зарегистрированных на территории государств, включенных в соответствующий перечень Министерства финансов РФ;
  • юридических лиц, которые контролируются офшорной компанией или группой лиц, в которую таковая входит.

Ознакомьтесь  Закон об общественном контроле

Изменения в Законе о приватизации предписывают, что третий и четвертый пункт данного положения актуальны для тех продаж, информация о которых размещена на соответствующих площадках после 1 июля 2017. Кроме последних поправок следует рассмотреть и те статьи ФЗ 178, редакция которых наиболее актуальна для физических и юридических лиц.

Статья 13 Федерального закона о приватизации регулирует способы, которыми она осуществляется:

  • преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или ООО;
  • продажа федерального имущества через аукцион;
  • продажа акций на специализированном аукционе;
  • реализация через конкурс;
  • продажа акций за пределами территории РФ;
  • реализация федерального имущества через публичное предложение;
  • продажа без объявления цены;
  • внесение федерального имущества в качестве составной части уставного капитала юридического лица;
  • реализация акций через доверительное управление.

Большинство указанных положений Закона о приватизации были отредактированы в 2015 году. Последние изменения в статью 13 ФЗ 178 о приватизации федерального имущества были внесены 3 июля 2016 года. Они коснулись формулировки положения об отдельных случаях преобразования имущества унитарного предприятия в организацию с ограниченной ответственностью.

Статья 28 ФЗ 178 регламентирует отчуждение земельных участков. Данное положение закона регулирует порядок и условия передачи земельных участков в собственность физическим и юридическим лицам. Регламентируется как общая процедура, так и отдельные ситуации. Предусматривается возможность оформления аренды на требуемый участок и объекты недвижимости, находящиеся на нем.

Поправки в ст 28 ФЗ 178 последний раз были внесены в 2015. По ним был отредактирован пункт 9, слова “одновременно с отчуждением покупателю” были заменены на “одновременно с отчуждением”, а “открытых акционерных обществ” сменились на “акционерных обществ”.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-privatizacii-gos-municipalnogo-imushhestva/

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон о приватизации государственного муниципального имущества

Субъекты приватизации – продавцы, покупатели государственного и муниципального имущества, а также специально создан­ные государственные органы.

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся:

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

– государственных и муниципальных унитарных предприятий;

– государственных и муниципальных учреждений;

– юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

– ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

– издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

– руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

– принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

– осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.;

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

– подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

– осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

– обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.;

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 “О Российском фонде федерального имущества” и выполняет следующие функции:

– осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

– обеспечивает оценку федерального имущества;

– заключает договоры купли-продажи федерального имущества;

– ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.;

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления.

Закон о приватизации только возмездное отчуждение имущества при приватизации. В связи с этим условно можно выделить два этапа приватизации:

чековая приватизация, продолжавшаяся с 1991 г. до 1 июля 1994 г., при которой в качестве средства платежа при приобретении в частную собствен­ность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки.

Приватизационные чеки опосредовали механизм бесплатной передачи граж­данам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номиналь­ная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей. Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживаю­щим на ее территории.

При выдаче приватизационного чека взимался комис­сионный сбор в размере 25 руб.;

денежная приватизация, развернувшаяся после прекращения действия приватизационных чеков, при которой законным средством платежа при приватизации признается валюта РФ. В порядке, определенном федераль­ным законом, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Закон о приватизации не распространяется на приватизацию объектов, перечис­ленных в ст. 3 Закона: земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муници­пальный жилищный фонд, объекты социального и культурного назначения и др.

Объекты приватизации– это то государственное или муниципальное иму­щество, которое может быть приватизировано в соответствии с вышеуказан­ным Законом. Объекты приватизации классифицируются по различным кри­териям.

По своему содержанию объекты делятся на:

– государственные и муниципальные предприятия и их структурные под­разделения;

– материальные и нематериальные активы;

– принадлежащие государственным имуниципальным образованиям ак­ции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

В зависимости от формы собственности выделяют объекты государствен­ной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

В зависимости от возможности приватизацииГосударственная про­грамма приватизации выделяет следующие группы объектов:

1. Имущество, приватизация которого запрещена. В действующей про­грамме приватизации перечень таких объектов состоит из 51 пункта.

Сюда от­носятся средства федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, Центральный банк РФ, железные дороги, автомобильные дороги об­щего пользования, предприятия по изготовлению государственных знаков, атомные станции и др. Запрет на приватизацию некото­рых объектов содержится в законах. Например, ст. 8 Федерального закона от 19 июля 1998 г.

«О гидрометеорологической службе» запрещает приватиза­цию находящегося в федеральной собственности имущества, используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающего единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также сбор и обработку информации. В соответствии со ст.

24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат.

2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления.

3. Имущество, которое не может быть приватизировано иностранными физическими и юридическими лицами, а также резидентами РФ, имеющими в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц.

4. Имущество, которое приватизируется на основании решения Прави­тельства РФ. К данной группе относятся наиболее крупные предприятия, информационные агентства и телерадиовещательные компании, предприятия по разработке и изготовлению систем и элементов любых видов вооружений, объекты атомного машиностроения и др.

Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества условно можно разделить на несколько этапов.

1.Выступление с инициативой в проведении приватизации.

Инициатором приватизации может быть Правительство РФ, федераль­ный орган по управлению государственным имуществом, иные федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические или юридические лица. Ини­циатива выражается в подаче заявки в соответствующий орган по управле­нию имуществом.

Заявка должна быть зарегистрирована в органе по управлению имуществом в день ее подачи.

2.Принятие решения о приватизации.

Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируе­мого объекта.

Так, если в соответствии с программой приватизации решение о приватизации объекта принимает Правительство РФ, то соответствующий ор­ган по управлению имуществом вносит в Правительство РФ предложение о приватизации указанного объекта с обоснованием целесообразности его прива­тизации, предлагаемых способа и сроков приватизации объекта, необходимос­ти закрепления акций в государственной собственности или использованием специального права («золотой акции»). Если объект может приватизироваться на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом, которое согласовано с соответствующими федеральными органа­ми, то решение о приватизации указанного объекта принимается федеральным органом по управлению имуществом в трехмесячный срок со дня регистрации заявки.

Законом предусмотрены основания для отказа в приватизации государст­венного имущества.

Например, может быть отказано в приватизации имуще­ства, изъятого из оборота или ограниченного в гражданском обороте; если имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственно­сти и в других случаях. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3.Создание комиссии по приватизации.

В случае принятия положительного решения о приватизации государст­венного имущества соответствующие органы по приватизации имущества со­здают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня приня­тия решения о приватизации, но может быть продлен органом по управле­нию имуществом не более чем на один год.

В состав комиссии входят представители соответствующих органов по уп­равлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, иные ли­ца. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультацион­ные, оценочные организации,

В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки иус­ловия его продажи, начальная цена объекта. Порядок определения началь­ной цены объектов приватизации устанавливается программой приватиза­ции.

Продавцы имущества могут принять решение об изменении начальной цены объекта, однако начальная цена не может быть снижена более чем на 10 процентов без согласования с соответствующим органом по управлению имуществом.

План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта по утвержденному плану. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизациисодержится в ст. 16 За­кона о приватизации. Среди них:

1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в от­крытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акцио­нерных обществ их работникам;

3) продажа государственного или муниципального имущества на аукцио­не, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на коммер­ческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной соб­ственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционер­ных обществ в пользу владельцев государственных или муниципальных цен­ных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В некоторых случаях способ приватизации определен другими статьями Закона о приватизации.

Так, продажа предприятия как имущественного ком­плекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционер­ного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала этого общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.

Например, приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные обществаприменяется в основном при приватизации крупных предприятий.

Соответствующим органом по управлению имуществом созда­ется комиссия по приватизации, куда входят представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников пред­приятия, антимонопольного органа.

Комиссия осуществляет подготовку предприятия к преобразованию, ко­торая состоит в проведении инвентаризации, аудиторской проверки. Комис­сия рассматривает план приватизации, подготовленный представителями ра­ботников. В плане приватизации должны быть определены:

– срок преобразования;

– величина уставного капитала открытого акционерного общества;

– льготы, предоставляемые работникам;

– категории (типы) акций, их номинальная стоимость. При определении в плане приватизации начальной пены акций, находящихся в федеральной соб­ственности, используют либо номинальную стоимость этих акций, либо, в слу­чае привлечения независимых оценщиков, отобранных на конкурсной основе, в качестве базисной величины могут быть использованы представленные ими данные;

– способы и сроки продажи акций.

План приватизации утверждается соответствующим органом по управле­нию имуществом по согласованию с общим собранием работников предпри­ятия. Приватизация предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

После завершения работы комиссии соответствующие органы по управ­лению имуществом учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют государственную регистрацию данного общества, формируют органы управления.

Вопросы и задания для повторения

1. Сформулируйте понятие “приватизация государственного и муниципального имущества”.

2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”?

4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

Проанализировать научные статьи:

Камышанский В. П. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ // Правовые вопросы недвижимости. 2004. N 2.

Ершова И. В. ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ // Юрист. 2001. № 6.

Коробкин Н. А. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ // Юрист. 2004. № 5.

[1] Черноморец А.Е. Логико-лингвистический аспект теории права собственности // Государство и право. 1993. № 11. С. 13-23.

Источник: https://studopedia.su/17_73642_sub-ekti-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushchestva.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.