Федеральный закон 159 фз о дополнительных гарантиях

Федеральный закон об изменениях в законе

Федеральный закон 159 фз о дополнительных гарантиях

Принят Государственной Думой 2 декабря 2009 года

Одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 15, ст. 1375; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в преамбуле слова “их числа в возрасте до 23 лет” заменить словами “числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;

2) в статье 1:

а) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

“полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;”;

б) дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

“полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования – предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях;”;

в) абзац девятый считать абзацем десятым;

г) абзац десятый считать абзацем одиннадцатым и в нем слова “во время получения ими очного профессионального образования” заменить словами “при получении ими профессионального образования по очной форме обучения”;

3) в статье 6:

а) пункт 1 после слов “оставшиеся без попечения родителей,” дополнить словами “лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”, после слов “оставшихся без попечения родителей,” дополнить словами “лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

б) в пункте 2 слово “Лица” заменить словами “Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”, слова “первого и” исключить, после слова “обучение” дополнить словами “детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

в) в пункте 3:

слово “Лица” заменить словами “Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”, слова “во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования” заменить словами “в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“В период обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.”;

г) пункт 4 признать утратившим силу;

д) в пункте 5:

абзац первый изложить в следующей редакции:

“5.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.”;

абзац второй после слов “производственной практики,” дополнить словами “детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,”;

е) пункт 7 после слов “образовательных учреждений” дополнить словами “- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”;

ж) в пункте 8:

абзац первый изложить в следующей редакции:

“8.

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.”;

абзац второй после слов “муниципальных образований,” дополнить словами “- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица”;

з) пункт 9 после слова “обучающимся” дополнить словами “- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам”;

и) в пункте 10:

абзац первый после слов “без попечения родителей,” дополнить словами “лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

абзац второй после слов “без попечения родителей,” дополнить словами “лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”;

4) в статье 9:

а) в пункте 3 слово “(контрактов)” исключить, слово “гражданами” заменить словами “детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами”;

б) в пункте 6 слова “Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам” заменить словами “Работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам”;

5) пункт 2 статьи 11 после слова “родителей,” дополнить словами “лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,”.

Статья 2

Признать утратившими силу:

1) абзац второй пункта 17 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3348);

2) абзацы пятый и шестой пункта 7 статьи 81 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607).

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением абзацев третьего и четвертого подпункта “в” пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Абзацы третий и четвертый подпункта “в” пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Президент Российской Федерации Д. Медведев

Источник: https://rg.ru/2009/12/22/siroty-dok.html

Гарантии по социальной поддержке детей сирот

Федеральный закон 159 фз о дополнительных гарантиях

Сегодня существуют различные льготы и прочие меры социальной поддержки для сирот.

Форма права в России носит изъявительный характер, поэтому о своих правах необходимо изъявлять путем написания заявления в соответствующую государственную структуру.

Кто именно и на какие преференции имеет право?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-94-16. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Определение сироты

Данное понятие содержится в ст. 1 ФЗ-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Это лица, которые в период до 18 лет лишились своих родителей в силу:

  • их смерти;
  • лишения родительских прав;
  • отказа от ребенка после его рождения;
  • признания пропавшими без вести;
  • признания недееспособными;
  • отбывания наказания в местах лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это два разных термина. Последний предполагает наличие биологических родителей, которые живы, но уклоняются от исполнения своих обязанностей или не могут их выполнить в силу ряда объективных причин (например, лишение свободы).

Законы о социальных гарантиях сиротам

Основные законы, которые закрепляют за сиротами льготы и преференции – это:

На основании этих документов сироты могут получать пенсию, бесплатное жилье, ряд льгот и социальных выплат. Согласно ст. 5 ФЗ-159, все расходы, связанные с содержанием несовершеннолетних сирот, ложатся на региональный бюджет. Исключения делаются для тех, кто получают образование в учреждениях федерального значения.

Список гарантий во каждом регионе может отличаться. Он включает в себя все, указанное в федеральном законе, но на региональном уровне возможно оказание дополнительной поддержки. Все зависит от возможностей бюджета субъекта РФ.

Помощь и социальная защита данной категории граждан

Закон предусматривает всестороннюю помощь детям, которые оказались без попечения родителей. В частности, предусмотрены:

  • льготы;
  • пособия и единовременные выплаты;
  • выплата пенсии;
  • предоставление жилья;
  • иные преференции, установленные региональным законодательством.

Льготы

В ФЗ-159 предусмотрено, что дети имеют право на получение льгот до момента получения ими диплома или аттестата об образовании (ст. 6 п. 3).

После этого выплаты и преференции перестают действовать. На сегодняшний день данная категория граждан имеет право на следующие льготы:

  • трудоустройство постинтернатным сопровождением;
  • право на получение дополнительного образования через службу занятости на бесплатной основе;
  • получение второго средне-специального или высшего образования;
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте;
  • бесплатные продукты питания во время обучения в муниципальных учреждениях;
  • сохранение стипендии при уходе в академический отпуск в результате заболевания;
  • предоставление льготных путевок в санаторно-курортные организации;
  • оплата проезда до санаториев из регионального бюджета;
  • оказание медицинской помощи бесплатно;
  • специальные условия для зачисления в образовательные учреждения;
  • иные льготы, которые регламентируются региональным законодательством.

Таким образом, существует обширный список действующих преференций. Необходимо знать о них для их использования.

Обычно органы опеки сами подают документы, но иногда сироте требуется самостоятельно или через своего законного представителя заявлять о своих правах. Это актуально для тех детей, которые живут не в интернате.

Также есть льготы для опекунов, которые решили усыновить ребенка. к ним относятся:

  • единовременная денежная выплата;
  • сокращенный рабочий день с понижением размера зарплаты;
  • возможность отказаться от командировок и ночных смен, если ребенку менее 5 лет;
  • получение дополнительно 4 административных дней с сохранением зарплаты;
  • налоговый вычет.

Оформлять эти пособия и льготы необходимо в отделе пособий и социальных выплат. Он находится в здании районной администрации.

ВАЖНО: если сирота является инвалидом, то он имеет право на получение дополнительных льгот. Для этого необходимо предоставить бумаги, подтверждающие инвалидность. Однако подтверждать такие преференции требуется каждый год, когда те, которые указаны в ФЗ-159, предоставляются до достижения совершеннолетия.

Не имеют право на государственную поддержку сироты, которые постоянно проживают не на территории РФ или у которых есть регистрация в России и в другой стране одновременно.

При выявлении данного факта все льготы, пенсии и иные пособия перестают действовать. При продолжении получения средств от государства по каким-то причинам ПФР может в судебном порядке заставить сироту вернуть полученные им деньги.

Пособия

Закон предусматривает предоставление нескольких пособий детям-сиротам, а именно:

  • специальное социальное пособие, величина которого устанавливается федеральным законом с учетом индексации по уровню инфляции;
  • получение денежных средств на покупку учебников и канцелярии.

В зависимости от региона, деньги могут выдаваться на покупку канцелярии, а может предоставляться компенсация. В последнем случае требуется сохранять все квитанции, счет-фактуры и чеки, свидетельствующие об оплате.

Предъявив их в отдел социальных выплат, можно получить компенсацию в установленные законом сроки. Этот способ социальной поддержки предпочтительнее, так как компенсация составляет 100%. А выплаты может не хватить на приобретение книг и канцерных принадлежностей.

Пенсии

Ребенок имеет право на получение трудовой пенсии только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.

Также существует социальная пенсия. Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.

ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.

При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.

В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.

Предоставление жилья

Информация о правилах предоставления квадратных метров несовершеннолетним подробно описана в ФЗ-159. Жильё предоставляется в порядке очередности. Возможны разные варианты.

Сохранение за несовершеннолетним жилой недвижимости, которая принадлежала его родителям до их смерти или до момента признания их недееспособными.

Это также актуально при лишении родительских прав или признании без вести пропавшими. Проживать сирота может совместно с опекуном.

Реализация жилья с долей сироты возможна исключительно через органы опеки. Они обязаны предоставить разрешение на сделку. Его возможно получить на основании обязательства выделить равноценную долю в новом объекте недвижимости.

На практике есть несколько способов реализации права несовершеннолетних сирот на квартиру:

  1. Предоставление застройщиками нескольких квартир в каждом выстроенном доме в социальный фонд. Их него на основании договора социального найма, дети могут получить свои квадратные метры в собственность. В дальнейшем возможно получить разрешение на приватизацию, чтобы распоряжаться объектом по своему усмотрению.
  2. Предоставление денежной выплаты на ремонт. В зависимости от региона, данная сумма может варьироваться.Жилье должно иметь стены, крышу, свет, отопление, водоснабжение и газ при необходимости.

За работой органов самоуправления следят специалисты из прокуратуры. При нарушении прав несовершеннолетнего сироты необходимо обращаться сюда. Сотрудники выполнять проверку и заставят исполнить положения ФЗ-159 в полном объеме.

Прочие меры социальной поддержки

Некоторые регионы расширили количество льгот и преференций, которые установлены ФЗ-159. Так, дети могут получить следующее:

  • запись в дошкольное учреждение или в школу вне очереди;
  • бесплатное обучение в художественных, музыкальных или хореографических школах;
  • льготы во время занятия спортом;
  • посещение культурных объектов бесплатно.

Какие именно льготы есть в конкретно взятом регионе необходимо уточнять у специалистов отдела социальных выплат. Они всегда готовы оказать полную информационную поддержку и подсказать, какие именно документы потребуются для оформления льгот и пособий.

о мерах социальной поддержки сирот:

Поделитесь ссылкой на статью или сохраните её

Скопировать ссылку на статью

Произвольный текст Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас 

+7 (499) 938-94-16 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://posobie.online/detskie/dlya-sirot

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.