Частная собственность на землю юридических лиц граждан

Содержание

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Частная собственность на землю юридических лиц граждан

1.Частная собственность на землюподразделяется на несколько видов взависимости от правообладателя:индивидуальная собственность граждани юридических лиц; общая собственность,подразделяемая на общую совместную,т.е. без определения долей, принадлежащихкаждому участнику общей совместнойсобственности, и общую долевуюсобственность, когда доля каждогосособственника известна заранее.

Юридическиелица, так же как и граждане, могут посвоему желанию объединять находящиесяв их собственности земельные участкии использовать их на праве общейсовместной и общей долевой собственности.

Впроцессе земельной реформы граждане иих объединения могут приобретать вчастную собственность земельные участкиза плату или бесплатно из земель,находящихся в государственной имуниципальной собственности (приватизация).Кроме того, они могут это сделать путемсовершения иных сделок с землей,предусмотренных земельным законодательством.

Всоответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностьюграждан и юридических лиц (частнойсобственностью) являются земельныеучастки, приобретенные ими по основаниям,установленным гражданским законодательством.

Гражданеи юридические лица имеют право на равныйдоступ к приватизации земли. Земельныеучастки, находящиеся в государственнойили муниципальной собственности, могутбыть предоставлены в частную собственностьграждан и юридических лиц, за исключениемземельных участков, которые в соответствиис Земельным кодексом, федеральнымизаконами не могут находиться в частнойсобственности.

Правособственности на землю включает триправомочия: владения, пользования ираспоряжения землей.

Правовладения землей означает физическоеобладание предметом собственности,т.е. землей. Владеть землей может инесобственник, но только легитимно,т.е. в соответствии с законом.

В противномслучае владение землей будет считатьсясамовольным захватом или самовольнойпередачей земли, за что по законодательствуможет применяться юридическаяответственность.

Осуществление данногоправомочия производится путем ограничениядоступа на земельный участокнесобственников, т.е. лиц, не имеющихправа на данный земельный участок.

Правопользования землей дает возможностьэксплуатировать ее полезные свойстваи качества.

Возможностьлегального пользования землей являетсясердцевиной не только права владения,но и права собственности. Однако многиесобственники не пользуются землейнепосредственно, а предоставляют ее вовладение и пользование другим лицам.Особенно это характерно для такогоземельного собственника, как государство.

Как показывает опыт стран мира, усобственника в этом случае сохраняетсяправо на извлечение выгод из принадлежащейему земли, но опосредованно – путемполучения арендной платы за землю.Непосредственно же пользуется землейто лицо, которому она предоставлена вовладение. Пользование в этом случае какбы раздваивается.

Но что касается правапользования, то формально оно принадлежитвладельцу земли – арендатору (а несобственнику), поскольку он непосредственноэксплуатирует землю.

Вомногих случаях собственник сам владеети пользуется своей землей. Чтобы отделитьэти случаи от случаев предоставленияземли в аренду, в теории права различаюткак бы две категории собственников:передающих и не передающих землю в чужоевладение и пользование.

Собственникупринадлежит право распоряжения землей.У владельца-несобственника (арендатора)этого права либо вовсе нет, либо онобладает им в ограниченном виде и толькос согласия собственника.

Распоряжениеземлей может выражаться в двух основныхформах – вещественной и правовой. Юристытрадиционно обращают внимание направовую сторону распоряжения землей.

Она выражается в праве собственникапродать, заложить землю, передать ее вдар, обменять, завещать по наследству,сдать в аренду по частям или полностью,передать другому лицу в бесплатноепользование, внести в уставный капиталорганизации, т.е. в праве на определениеюридической судьбы земельного участкакак вещи.

Иногда сюда добавляют правовыбирать управляющего (управомоченноелицо), которому доверяется вести хозяйствоот имени и по поручению собственникаили дается право разделить свою землюна несколько частей, поручение управлятькаждой из них особому лицу.

Также кправовой форме распоряжения земельнымучастком необходимо отнести изменениеего правового режима путем переводаземельного участка из одной категориив другую или изменения вида разрешенногоиспользования земельного участка.

Ноне меньшее значение имеет и вещественнаяформа распоряжения землей. Сюда относитсяправо необратимого изменения назначенияземли, например ее застройки, перепланировкиландшафта.

Вещественное (физическое)распоряжение включает в себя такжетакие мероприятия, как трансформацияугодий (например, посадка леса на местепашни или раскорчевка леса под пастбище),проведение капитальных работ, направленныхна защиту и (или) улучшение земли.

2.

Иностранные граждане, лица без гражданстваи иностранные юридические лица не могутобладать на праве собственностиземельными участками, находящимися наприграничных территориях, переченькоторых устанавливается ПрезидентомРФ в соответствии с федеральнымзаконодательством о Государственнойгранице РФ, и на иных особо установленныхтерриториях Российской Федерации. Доустановления Президентом РоссийскойФедерации перечня приграничных территорийне допускается предоставление земельныхучастков, расположенных на указанныхтерриториях, в собственность иностраннымгражданам, лицам без гражданства ииностранным юридическим лицам.

Подприграничными территориями понимаютсятерритории пограничной зоны, российскойчасти вод пограничных рек, озер и иныхводных объектов, внутренних морскихвод и территориального моря РоссийскойФедерации, где установлен пограничныйрежим, пунктов пропуска черезГосударственную границу, а такжетерритории административных районови городов, санаторно-курортных зон,особо охраняемые природные территории,объекты и другие территории, прилегающиек Государственной границе, пограничнойзоне, берегам пограничных рек, озер ииных водных объектов, побережью моряили пунктам пропуска.

Иные”особо установленные территории”могут быть предусмотрены федеральнымизаконами. Например, в соответствии сост. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г.

“Об оборотеземель сельскохозяйственного назначения”иностранные граждане, иностранныеюридические лица, лица без гражданства,а также юридические лица, в уставном(складочном) капитале которых доляиностранных граждан, иностранныхюридических лиц, лиц без гражданствасоставляет более чем 50%, могут обладатьземельными участками из земельсельскохозяйственного назначениятолько на праве аренды.

3.Общая собственность на земельные участкивозникает в случаях, предусмотренныхзаконодательством, или путем добровольногообъединения собственниками принадлежащихим земельных участков. Соответственно,этот вид собственности возникает либов силу закона, либо по заключаемомумежду собственниками договору.

Например,Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N74-ФЗ “О крестьянском (фермерском)хозяйстве” установлено, что земельныйучасток, как и любое иное имуществофермерского хозяйства, принадлежит егочленам на праве общей совместнойсобственности, если соглашением междуними не установлено право общей долевойсобственности.

Земельныеучастки, расположенные под многоквартирнымижилыми домами, являются общей долевойсобственностью всех собственниковпомещений в многоквартирном доме.

Источник: https://studfile.net/preview/1791358/page:9/

Собственность на землю физических и юридических лиц в 2019 году: форма (частная, государственная и муниципальная собственность), право (свидетельство) на землю, документы | Земельный эксперт

Частная собственность на землю юридических лиц граждан

Конституция РФ (ст. 9) дает определение собственности и устанавливает нормы, согласно которым выделяются три ее основные формы:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • частная.

Частная собственность – это земельное право владельца на эксплуатацию с извлечением выгоды, распоряжение и оформление сделок, если это не противоречит содержанию законодательных актов и не исключают прав третьих лиц. Собственники вправе выполнять со своим наделом следующие процедуры:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • отчуждать имущество в распоряжение других лиц;
  • сдать надел в аренду;
  • использовать площадь в качестве залога;
  • распоряжаться территорией иным способом.

Частная собственность на землю граждан и юридических лиц — это наделы, полученные на основаниях, и путями, не противоречащими земельному кодексу.

Право собственности граждан на земельные участки возникает в том случае, земли не состоят под обременением, принимают участие в обороте и будут использоваться согласно целевому назначению.

Государственная и муниципальная собственность

Разграничение собственности в РФ выполняется на основании принципа равноправия всех ее форм. Государственной собственностью считаются те земли, которые не состоят в распоряжении муниципалитетов, компаний и граждан. В свою очередь, муниципалитетам принадлежат территории, которые были переданы им при определении границ или приобретены впоследствии на законных основаниях.

Физические и юридические лица обладают равными правами на получение земельных массивов в личное распоряжение. Это касается тех случаев, когда земли, состоящие в распоряжении государства или муниципалитета, передаются гражданам или организациям.

Законом при определенных условиях допускается предоставление земельных участков бесплатно в собственность гражданам. Также земля может быть передана в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование, по праву пожизненного наследуемого владения. А может быть оформлена в собственность путем заключения договора купли-продажи с торгами или без них.

В распоряжение граждан и юридических лиц могут быть переданы те земли, которые не изъяты из оборота и отвечают всем требованиям законодательства, например, земли под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) или земли сельхозназначения для разбивки огорода или постройки дачи.

Исключением являются земли, изъятые из оборота, так как они относятся к собственности государственной. К таким можно отнести:

Собственность иностранных граждан

Законодательством РФ предусмотрен ряд положений, которые регламентируют землепользование иностранных граждан.
Так, п. 1 ст. 22 ЗК РФ  говорит о том, что иностранцы могут иметь земли на территории РФ только на праве аренды.
Пункт 3 ст.

15 ЗК РФ запрещает иностранным гражданам обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях РФ. Перечень таких территорий установлен Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. N 26.

Разумеется, ни российские ни иностранные граждане ни на каком вещном праве не могут обладать землями, отнесенными к объектам общенационального достояния.

Статья 3 Федерального закона от 7 июля 2003 г.

N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предоставляет право на ведение личного подсобного хозяйства только гражданам России, исключая при этом по умолчанию иностранных граждан.

Следует отметить, что до принятия Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» иностранные граждане имели следующие права:

  1. в соответствии с п. 5 ст. 28 ЗК РФ — право на приобретение за плату земельного участка в собственность;
  2. в соответствии с п. 5 ст. 35 ЗК РФ — преимущественное право покупки или аренды земельного участка, если они являлись собственниками зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке;
  3. в соответствии с п. 9 ст. 36 ЗК РФ — право на приобретение земельного участка, на котором находились принадлежащие им здания, строения, сооружения.

В дальнейшем российский законодатель лишил иностранных граждан указанных прав.

Заключение

В итоге можно сказать следующее:

  1. В Конституции дается понятие различных форм собственности. По общему правилу выделяются государственная, муниципальная и частная собственность.
  2. Частная собственность – это право гражданина или юридического лица распоряжаться и эксплуатировать свою территорию по личному усмотрению, в рамках действующего законодательства.
  3. Государственная собственность — это природные зоны, недра, промышленные площади, лесные массивы, парки, а муниципальная — территории, переданные поселениям при определении их границ.
  4. Законодательством РФ регламентированы права иностранных граждан в сфере землепользования. Земельным кодексом и федеральными законами определен список территорий, которые не могут быть переданы в распоряжение жителей и компаний других государств.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности на землю физических и юридических лиц

Вопрос: Здравствуйте, я владею земельным наделом, специфика использования которого – ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Участок я получила в порядке наследования и теперь хотела бы его передать своему сыну для дальнейшего строительства дома. Подскажите, имею ли я право это сделать и что для этого необходимо?

Ответ: Здравствуйте, поскольку вы получили земельный массив в порядке, не противоречащем земельному законодательству, и в дальнейшем эксплуатация территории будет производиться согласно целевой принадлежности, данный земельный участок является частной собственностью. Данный момент зафиксирован в ст. 9 Конституции РФ.

Это положение дает вам право распоряжаться земельным наделом по собственному желанию, включая переуступку прав в пользу своего сына.

Для того чтобы реализовать свои законные правомочия собственника от Вас потребуется собрать все необходимые документы и обратиться в Росреестр за регистрацией права на недвижимое имущество.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/sobstvennost-na-zemlyu-fizicheskix-i-yuridicheskix-lic/

Частная собственность на землю и ее виды в РФ

Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.

При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.

На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
  • общая собственность.

Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.

Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:

  • в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
  • по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).

При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:

  • совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
  • долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).

Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность

Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст.

28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату.

Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.

В юридической практике распространены случаи, когда земля передается в частную собственность бесплатно с учетом основания, указанного в ст. 20 п. 5 ЗК РФ.

Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования. В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность.

Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам.

Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.

Ограничения на передачу земельных участков в частную собственность

Законодательство РФ предусматривает категории земельных участков, которые не могут быть переданы в частную собственность. Иными словами, ст. 27 ЗК РФ устанавливает ограничения на оформление земли в частную собственность следующих категорий:

  • изъятые из оборота (таковыми являются участки, отнесенные к заповедным зонам и национальным паркам);
  • ограниченные в обороте (земли в составе лесничества).

Правовой режим пользования, распоряжения и владения сельскохозяйственными землями намного либеральнее. Но при этом государство также может накладывать определенные ограничения на правомочия со стороны собственника. Кроме того, субъектами права должен выполняться ряд обязанностей:

  • своевременная оплата земельного налога;
  • осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных участков;
  • соблюдение регламента градостроения;
  • своевременное использование и облагораживание территорий;
  • эффективное использование земли в соответствии с первоначальными целями.

Объекты и субъекты частной собственности на землю

Объекты частной собственности на землю прописаны в ст. 15 ЗК РФ. В частности, это:

  • земля, которая прошла оформление согласно законодательству РФ и на праве собственности принадлежит гражданину или юридическому лицу;
  • земля, которая считается государственной или муниципальной собственностью.

При этом объекты права должны обладать следующими характеристиками:

  • индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
  • качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
  • кадастровая оценка стоимости земельного участка;
  • оборотоспособность территории;
  • делимость участка, т.е. соответствующий размер.

Субъекты права частной собственности также определены ст. 15 ЗК РФ. Это лица, которые являются собственниками того или иного участка земли, но при этом должен быть полностью соблюден порядок и процедура признания их таковыми.

Субъектами частной собственности считаются:

  • физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, на которых наложены государством определенные ограничения, лица без гражданства);
  • юридические лица (в том числе и иностранные с ограниченными правами);
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином

Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:

  • На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
  • После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
  • Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
  • Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.

Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).

Перечень запретных приграничных территорий устанавливает лично Президент РФ.

Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.

Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности

Выкуп земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может происходить только в следующих ситуациях:

  • приобретение происходит собственником капитального строительства на территории этой земли. При этом субъект выплачивает стоимость, но не выше той, которая была установлена в момент оценки;
  • выкуп доли земельного участка собственниками многоквартирного жилого помещения;
  • приобретение земли по праву бессрочного пользования;
  • выкуп участка гражданами, которые стали обладателями права на землю до наступления 29 октября 2001 года;
  • покупка земли гражданами и юридическими лицами с целью строительства жилого помещения;
  • приобретение участка для целей, не связанных со строительными работами;
  • выкуп участка лицом, который подписал договор на развитие территории.

Процедура оформления земли в частную собственность

Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:

  • Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
  • После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
  • На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
  • Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
  • После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.

Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/sobstvennost-na-zemlyu-grazhdan-i-yuridicheskih-lic.html

Возникновение права собственности граждан и юридических лиц на землю

Частная собственность на землю юридических лиц граждан

Частной собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации – как гражданским, так и земельным.

Собственность граждан и юридических лиц на землю должна быть получена в результате юридических фактов, так как законом установлено, что если земля не находится в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, то является государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ; п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Право собственности граждан и юридических лиц на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о госрегистрации недвижимости (п. 1 ст.

25 ЗК РФ).

Анализ норм глав 14, 17 ГК РФ позволяет сделать вывод, что право собственности на землю гражданином или юридическим лицом может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка, который имеет частного собственника. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащий ему земельный участок переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом, в случае реорганизации юридического лица – к правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Граждане или юридические лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 260 ГК РФ). В ст. 261 ГК РФ дано понятие земельного участка как объекта права собственности. В соответствии с п.

2 данной статьи, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность.

В ст. 27 ЗК РФ перечислены изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, и ограниченные в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ и иными федеральными законами. Из содержания ст.

27 и 28 ЗК РФ можно сделать вывод, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества.

Объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

В противном случае покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения ему причиненных убытков.

Статья 37 ЗК РФ предусматривает применение указанных выше правовых последствий к продавцу в случае предоставления покупателю и иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка. Это правило ЗК РФ является специальным, и оно применяется вместо нормы ст.

557 ГК РФ, предусматривающей последствия передачи недвижимости ненадлежащего качества. Вообще § 7 главы 30 ГК РФ “Продажа недвижимости” к купле-продаже земельных участков применять довольно затруднительно, так как он регулирует куплю-продажу недвижимости как совокупность здания, сооружения и земельного участка. В то же время в ЗК РФ имеется специальная ст.

35 о переходе права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. Спрашивается, что в данном случае применять – нормы ст. 552 ГК РФ “Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости” или вышеупомянутую ст.

35 ЗК РФ, поскольку содержание их в значительной части отличается друг от друга. Исходя из п. 3 ст. 3 ЗК РФ, в данном случае следует применять ст. 35 ЗК РФ, поскольку в ней предусматривается иное, чем в норме гражданского законодательства.

Целесообразно было бы в § 7 главы 30 ГК РФ исключить из понятия недвижимости земельный участок и связанные с этим нормы. Попутно отметим, что в связи с принятием ЖК РФ не место в § 7 и ст. 558 – об особенностях продажи жилых помещений.

Сама же купля-продажа земельных участков в ЗК РФ должна регулироваться более полно и как самостоятельный вид договора, а не как разновидность договора купли-продажи. В частности, непонятно, почему в п. 2 ст.

37 ЗК РФ ряд условий договора купли-продажи земельных участков рассматриваются как недействительные применительно именно к этому договору: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами? Признание подобных условий договора купли-продажи земельных участков недействительными в ЗК РФ противоречит самой природе договора купли-продажи (п. 1 ст. 454, ст. 460-462 ГК РФ). Таким образом, для устранения противоречий между земельным и гражданским законодательством следует сократить сферу действия § 7 главы 30 ГК РФ, исключив из перечня объектов недвижимости земельные участки и жилые помещения. В свою очередь, в самом ЗК РФ нужно дать развернутую характеристику договора купли-продажи земельных участков и применения его условий к договору мены, передаче земельного участка в аренду. Тем самым в законе действительно будет реализован принцип земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Следует отметить недостаточно продуманную структуру ЗК РФ, его основополагающих понятий.

В ЗК РФ есть участники земельных отношений – граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; соответственно, есть собственники; есть землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов.

Как соотносятся эти понятия и определения между собой и принятыми понятиями в ГК РФ? Как “развести” их между земельными отношениями (п. 1 ст. 3 ЗК РФ) и имущественными отношениями по владению, пользованию и распоряжению земельными участками (п. 3 ст.

3 ЗК РФ)? Основания возникновения права собственности, которые упоминаются в главе III ЗК РФ, оказались сформулированными в главе V, к ним добавились и основания возникновения прав по использованию и охране земель и владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Основным способом приобретения права частной собственности на земельные участки является их предоставление из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Сопоставляя ст.

28, 30-34 и 36 ЗК РФ, следует признать, что земельные участки предоставляются гражданину или юридическому лицу для строительства или иных целей. В то же время граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или право их аренды.

Однако положение п. 1 ст.

36 ЗК РФ о том, что юридические лица, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на них в соответствии с ЗК РФ, не согласуется с п. 2 ст. 113 ГК РФ. В ней предусмотрено, что имущество государственного или муниципального предприятия (в том числе и закрепленные за ними земельные участки. – В.А.) находится соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Для строительства или иных целей гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в следующем порядке.

Прежде всего необходимо отметить, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Однако принятию такого решения предшествует совершение ряда юридических действий, которые в совокупности образуют сложный юридический состав, приводящий к возникновению права частной собственности на земельные участки.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (в дальнейшем – орган управления землей) с заявлением о выборе земельного участка, его примерном размере и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган управления землей обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и ее недр. Необходимая информация о размещении использования земельных участков и об обеспечении их объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими органами управления землей. Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков. Граждане, органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (абз. 2 п. 3 ст. 31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом, к которому прилагаются утвержденные соответствующим органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган управления землей принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета. Орган управления землей на основании заявления гражданина или юридического лица и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

В п. 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Он устанавливает положение, когда гражданин или юридическое лицо может ознакомиться с заранее подготовленным проектом границ земельного участка и его установленными границами на местности, техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, условиями проведения торгов (аукционов, конкурсов) и т.п. В этом случае гражданин или юридическое лицо освобождается от контактов с многочисленными работниками органов управления землей.

В ЗК РФ предусмотрен упрощенный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ). Земельные участки гражданам могут предоставляться в собственность или в аренду на основании заявления, подаваемого в орган управления землей.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение. Орган управления землей или по его поручению землеустроительная организация с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Орган управления землей в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду с приложением проекта его границ.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после предоставления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган управления землей.

Реализация возможности получения гражданином в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наступит только тогда, когда органы управления землей примут соответствующий нормативный акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязываются земельным законом обеспечить управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков гражданам.

Таким образом, предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является самостоятельным способом приватизации. Он основан исключительно на нормах земельного законодательства. К приватизации земельных участков, основанной на ст.

30-34 ЗК РФ, нормы Закона о приватизации государственного и муниципального имущества не применяются.

Приватизация гражданами и юридическими лицами земельных участков из земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, а также приобретение гражданами и юридическими лицами земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, являются основными способами приобретения права частной собственности на землю.

Источник: https://studopedia.ru/5_88489_vozniknovenie-prava-sobstvennosti-grazhdan-i-yuridicheskih-lits-na-zemlyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.